ДЕЙСТВЕННАЯ МОРАЛЬ АМЕРИКИ

17-05-1997

Взяться за перо (а точнее - за Microsoft Natural keyboard) меня побудила статья Георгия Костова "К вопросу о доносах", в частности, пассажи автора относительно аморальности Америки: "Америка — аморальна и в общем, и в большинстве из каждых конкретных случаев. Аморальное общество либо станет моральным, либо развалится (рано или поздно), потому что нравственность возникает только в обществе и является инстинктом каждого конкретного члена этого общества".

Хорошо было бы, коллега, подкрепить Ваши утверждения примерами, особенно относительно "большинства из каждых конкретных случаев".

Я прожила в Америке четыре с лишним года, здесь родился мой сын - американец по рождению, и, как ни отвратительно покажется коллеге Костову, я считаю Америку своей страной. Так же, как и Россию. И мне одинаково неприятно, когда просто так, между делом поносят - без аргументов - каждую из них. Америка - страна сильная, в моей защите не нуждается, так что будем считать эту мою реплику просто сеансом психотерапии.

Сила Америки проявляется не только в наличии ядерного оружия и мощной военной машины. С моей точки зрения, ее сила - и, одновременно, моральность этого общества проявляется в отношении к людям, наименее способным позаботиться самостоятельно о себе - к инвалидам, старикам, сиротам. Я села и в течение 3 минут набросала список того, что меня в первые дни поразило в Америке и до сих пор продолжает удивлять, когда я обнаруживаю что-то подобное.

Начнем с простого вопроса: много ли коллега Костов видел на улицах Новосибирска инвалидных колясок? Допускаю, что со времени моего отъезда (в декабре 1992 года) ситуация сильно улучшилась (хотя российские газеты, доступные на Интернете, об этом не сообщают). Когда я жила в Москве, их было совсем немного. Москва, как и Россия в целом (а в прошлом - СССР), рассчитана на сильных нахрапистых, желательно - молодых людей, уверенно ступающих по просторам Родины чудесной, шурша деньгами (почему-то все-таки американскими).

Вернемся к аморальной, по словам Г. Костова, Америке. Улицы всех американских городов, которые мне встречались, оборудованы съездами для инвалидных колясок. На уровне инвалидных колясок расположена часть телефонов-автоматов и ATM (automatic teller machine) машин - автоматических устройств, позволяющих снимать деньги со счета 24 часа в сутки (в России они называются банкоматами). Самые удобные места для парковки машин зарезервированы для инвалидов. Во всех американских туалетах есть кабинки, оборудованные для инвалидных колясок. Музеи, театры и кинотеатры, банки снабжены специальными входами для таких колясок, автобусы, трамваи, поезда, самолеты оборудованы подъемниками. Это - стандарт "аморальной", по словам Геогрия Костова, Америки. Люди к этому настолько привыкли, что перестают это замечать, это воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Телефоны-автоматы на улице позволяют разговаривать людям с пониженным слухом - есть специальная кнопка, нажав на которую, человек усиливает мощность звука до желаемой. Стандартной функцией телевизоров, продающихся в Америке, является "closed caption" - режим, когда одновременно с передачами но низу экрана идут титры для глухих. Для телезрителя все это бесплатно, хотя процесс перевода передач и фильмов в этот режим требует дополнительных денежных средств и обычно спонсируется крупными компаниями, чьи названия появляются в конце передачи. Кроме того, для глухих людей существуют особые телефонные аппараты с бегущей строкой. Такой аппарат снабжен клавиатурой и экраном, вы печатаете свой текст, который передается по проводам на экран другого телефонного аппарата. Это - тоже стандарт американской жизни. Большинство компаний указывают телефонные номера, которые предназначены для глухих людей.

Недавно я устроилась на новую работу в большую компьютерную компанию, имеющую отделения по всему миру и насчитывающую более 1400 человек. Я обратила внимание на то, что на табличках названия лабораторий, кафе, офисов продублированы шрифтом Брайля - для слепых.

Летом 1993 мы с родственниками отправились на джазовый фестиваль, которые в большом количестве проводятся в аморальном Бостоне каждый год. Мы шли послушать Рэя Чарльза - знаменитого джазового певца и пианиста. Я обратила внимание, что часть мест поближе к сцене, в тени (фестиваль был бесплатным, проходил под открытым небом в жаркий солнечный день) была зарезервирована. Через минут 20 появились люди, для которых были зарезервированы эти места, - мужчины и женщины, отягощенные болезнью Дауна. Начался концерт, и я видела лица этих людей - они были абсолютно счастливы. (Не будем забывать, что сам Рэй Чарльз ослеп в раннем детстве, что не помешало ему сделать в Америке потрясающую карьеру). Скажите, коллега, кому на нашей с Вами родине пришло бы в голову водить на джазовый концерт тех, кого и за людей в России бы не считали?

В Америке очень распространено слово "charity" , по-русски - "милосердие". В "моральные" советские времена это слово вообще не было в ходу, да и сейчас с этим в России не шибко. Достаточно посмотреть, какое количество несчастных стариков вышло на российские улицы за подаянием. В Америке же с милосердием встречаешься на каждом шагу. Люди жертвуют на исследования по борьбе с раком (обычно в American Cancer Society или отдельные госпитали), со СПИДом, с сердечно-сосудистыми заболеваниями (American Heart Association). В Массачусетском технологическом институте (MIT), крупнейшем мировом научно-исследовательском и образовательном центре, отдельные здания построены на пожертвования (если не ошибаюсь, самое высокое здание на территории студгородка называется Грин-билдинг - по имени женщины, оплатившей постройку). А в главном здании MIT мне попадались скамейки, часто очень любопытные по дизайну, с табличками - "дар такого-то". В Медицинском центре Новой Англии (New England Medical Center), крупнейшем госпитале мирового масштаба (известном, в частности, операциями на сердце) я обратила внимание на таблички на стене отделения онкологии и гематологии - на них было выгравировано что-то вроде "Эта табличка повешена здесь в память о пожертвовании такого-то или такой-то" с упоминанием фамилий. Иногда эти пожертвования анонимны. Милосердие в Америке носит очень деятельный характер.

Когда мы улетали в Америку, я обратила внимание на привлекательную женщину с огненно-рыжими волосами: она держала на руках девочку лет 2, у которой не было ступни и кисти руки. Потом я заметила, что с ней ехало еще несколько маленьких детей-инвалидов. Кто-то позже объяснил мне: американка везет удочеренных и усыновленных российских детей. Американцы вообще охотно усыновляют увечных (в том числе - умственно) детей, видя в этом проявление христианского духа.

Инвалиды не являются в этой стране "отбросами общества", досадной помехой на пути к светлому завтра. Они - естественная, органичная часть американской жизни. Кстати, тактичность американцев проявляется даже в языке: в России об умственно больном человеке скажут "дурачок", "придурок", умственно отсталый (с подтекстом - умственно отставший о нас, нормальных). В Америке - "mentally challenged", подразумевая при этом, что данному человеку жизнь приготовила дополнительное испытание, вызов - "challenge" по-американски (тоже очень популярное в США слово). Кто-то посмеется и назовет это эвфемизмами, мне же подобное отношение к инвалидам, нашедшее отражение даже на вербальном уровне, очень нравится.

Америка каждый год принимает несколько сот тысяч беженцев со всего мира, в том числе - стариков, которые не проработали в этой стране ни дня. Все эти пожилые люди (начиная с 65 лет) получают в Америке пособие, скромное, но вполне достаточное для достойной жизни, субсидированную квартиру, бесплатное медицинское обслуживание. В штате, где мы живем (Массачусетс), наиболее высокие пособия (а, соответственно, и налоги), поэтому и пожилых людей здесь больше. Можно отдельно описать квартиры в этих домах, специально оборудованные под нужды пожилых людей. Я не говорю, что жизнь стариков-эмигрантов здесь безоблачна, но проблемы их связаны не с вопросом элементарного выживания и добывания куска хлеба.

В США мне не попадались бездомные собаки. Для животных существуют специальные приюты - шелтеры, есть благотворительные организации, занимающиеся ими. За жестокое обращение с животными человек очень легко может схлопотать тюремный срок и - уж как минимум - крупный штраф. Несколько лет назад американскую прессу, включая журналы "Time" и "Newsweek", обошла история о суке ротвейлера, хозяин которой закопал 10 ее щенков (объясняя это тем, что щенки были не чистопородными, помесью и что он был очень огорчен). Собака начала выть и откапывать своих щенков. Соседи вызвали полицию, и большинство щенков спасли (я не помню точного числа - кажется, 8 из 10). Хозяина посадили. Конечно, коллега Костов мне заметит: как это, мол, в моральной Америке ее гражданин совершил такое ужасное преступление? На что я отвечу, что в любом обществе есть садисты, мерзавцы и преступники, и сила общества заключается, в частности, в том, насколько хорошо это общество борется с такими людьми.

После прочтения статьи Георгия Костова у меня появилось ощущение, что свои познания об аморальной Америке коллега почерпнул из телепередач Валентина Зорина и Юрия Жукова и, будучи впечатлительным пионером, глубоко их усвоил. Я не берусь утверждать, что Америка - идеальная страна (таких в природе не существует), но то, что она более моральна, чем Россия или бывший Советский Союз, факт настолько для меня очевидный, что о нем даже как-то неловко писать - примерно так же неловко, как иметь дело с математическим примером из статьи коллеги с делением на ноль...

И последнее. Если тот или иной автор пишет о проблемах России - это не значит, что автор ненавидит Россию, разрушает Россию, глумится над нею. Это все равно, как Вы бы обвиняли специалиста-онколога, поставившего Вам (не дай Бог!) диагноз "рак": мол, ты чего, подлец, очерняешь мою замечательную действительность. Известно, что чем раньше поставлен диагноз, тем больше шансов на излечение. А если любая попытка поставить диагноз болезни и найти соответствующее лечение воспринимается как очернительство - пациент обречен.

Комментарии

Добавить изображение