БРАТЬЯ И СЕСТРЫ РАЗБОЙНИКИ
28-05-1997Раз в году в Спарте начиналась большая потеха. Население, относящееся к знати - спартиаты, рассыпалось по всей стране и убивало население из низшей части, неких илотов, которые служили у спартиатов чем-то вроде рабов. Как говорится, кто не спрятался, я не виноват. Практической пользы от этого массового избиения не было. Даже наоборот: замечалась убыль полезных работников. Этой боевитой операции находилось не экономическое, а идеологическое обоснование: нужно было, чтобы илоты не забывались, не расслаблялись, а держали бы себя в нужном тонусе. Вот и вся затея.
Мы в Америке живем спустя две с половиной тысячи лет и таких дикостей не знаем. Мы знаем другие. Они, напротив, не имеют никакой идеологии, а исключительно основаны на экономике. Раз, а где повезет, много раз в году по объявлении снежного шторма (snow emergency) в стране начинается самый настоящий праздник. Конечно, не для всех, а только для муниципалитетов и буксировочных компаний. В этот день в каждом городе, волей своей злосчастной судьбы не расположенном в субтропиках, мобилизуются тысячи работников городских и полицейских служб. Стая тупорылых грузовичков, всем известных буксировочных машин, налетает на беззащитные легковушки, мирно стоящие у обочин и тащит их в свое логово. В сказках и мифах, для того чтобы преодолеть засады из Бабы -Яги, Цербера или выбраться из Лабиринта нужно было знать заветное слово, обладать невероятной силой или хитростью. А для того, чтобы одолеть врата ада, закрывающие выход из плена вашей машины, ничем таким обладать не надо. И не надо иметь сто друзей. Но вот без ста долларов (как минимум) не обойдешься. Причем я бы сразу хотел обратить ваше внимание на следующую особенность: тоечные (буксировочные) компании за свои услуги, в случае насильственного увоза машины (независимо от конкретной причины) взимают плату только наличными. Оно и понятно почему. Если владелец машины заплатил бы чеком, то чек всегда можно остановить. То есть отдал чек, машину забрал, тут же в банк и остановил чек. И сделает владелец машины это под влиянием чувств - он уверен, что машину отбуксировали незаконно. Хотя бы потому, что это его частная собственность, на которую покусились городские службы. Судись потом с владельцем за остановленный чек. А вот когда владелец отдал за вызволенное наличные, тогда уж пусть он судится с "тоечной" компанией. С гарантией проиграть.
Из года в год стоимость вызволения уволоченной машины все время растет. Формально объяснение простое: во время снежного шторма нужно освободить улицы от машин, дабы их срочно очистить от снега. Это нужно для того, чтобы движение не замирало ни на минуту, то есть это нужно, в конечном итоге, для нас с вами. Мы с вами были заранее оповещены о надвигающемся ненастье и должны были убрать свои машины. А те, кто этого не сделал по невнимательности, забывчивости, неисправности машины, из-за отъезда, болезни, тем более, в связи со смертью и прочими несущественными и незначительными причинами, сами виноваты. Их машины будут не только отбуксированы, но и награждены штрафными квитанциями с надписью "snow emergency". И их вина как раз и выражается в оплате труда водителей "тоечных" машин. Другая же часть изъятых денег идет в казну муниципалитета на улучшение дорог и другие благоустройства.
Так замечательно дело выглядит в теории. В теории вообще все выглядит отлично. Но вот на практике я не раз наблюдал, как из подъездов выскакивают владельцы и хотят быстро уехать, освободив место для очистки. И я ни разу не видел, чтобы это им удалось без отступного. Прямо тут же на месте, наличными плати, иначе тебе уехать не дадут, а насильно уволокут. Значит, дело вовсе не в освобождении места для чистки снега? Подозрение полностью подтверждается тем, что после того, как часть машин отбуксировали, а часть владельцев заплатила мзду, никакой очистки улицы вообще не бывает! По крайней мере, в тот же день. А на соседней улице с точно таким же знаком "No parking during snow emergency" ни одной машины вообще не тронули. Я наблюдаю за этим уже три года - и все время одинаковая картина. Объяснение у старожилов одно: на соседней улице живет много minority и с ними лучше не связываться. Так что по одному параметру район плохой, но по другому - замечательный. Никаких тебе буксировок и никаких якобы чисток.
Государство в Америке создавалось совершенно в духе "Общественного договора" Руссо как результат обобщения так называемых "ковенантов", документов, регулирующих жизнь ранних американских общин. В содержании законов и Конституции предполагалось, что государство и все его подразделения создаются для защиты граждан, для соблюдения их интересов, и даже для помощи гражданам. Армия защищает граждан от внешнего врага, национальная гвардия - от внутренних беспорядков. Они же помогают гражданам в случае стихийных бедствий - эвакуируют, доставляют продукты, строят временное жилье. Что касается армии и гвардии, то так примерно и происходит. Но государство создало еще множество своих подсистем с другими благими намерениями. И общество охотно на это согласилось, выделяя из бюджета средства на их содержание. То есть механизм такой: Конгресс выделяет средства, но берутся они из налогов, а сам Конгресс выбирается народом и, таким образом, народ как бы дает согласие на такого рода траты.
Есть один важный правовой аспект. Умыкание машины совершенно явно нарушается право собственности ее владельца (особенно учитывая, что машина обычно вскрывается водителем буксировщика с помощью отмычки). Владелец вообще ее теряет, пусть временно! Он выходит, машины нет, и нет никаких сведений о том, где она. И вот он должен узнавать номера телефонов, обзванивать полицейские участки, выяснять где машина, затем добираться до того места неведомо как и только потом платить "за услуги" по буксировке и забирать свою машину. Здесь не просто нарушается право собственности. Здесь нарушается Конституция. Точнее - "Билль о правах", статья IV, которая гласит: "Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества не может нарушаться необоснованными обысками и арестами, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным заявлением. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества". Если бы тогда знали о том, что будет изобретен автомобиль и машина для американцев станет вторым домом, то включили бы ее в этот перечень. Но ясно ведь и так - это имущество и его неожиданное уволакиваение и есть как раз арест имущества без всяких там ордеров и торжественных заявлений.
К сожалению, многие подсистемы государства давно не выполняют своих функций. Они не скажу переродились, но идут в этом направлении. Когда-то ведь и эволюция задумывала какие-то существа с "благой целью": живи сам и давай жить другим. Но часть из этих добрых созданий с течением времени превратились, например, в солитеров. А от них никому, в первую очередь хозяину, в котором они живут, никакой пользы кроме вреда. Сосут себе и сосут всей поверхностью кожи.
Расхожий пример - службы вэлфера и SSI. Создавались в 1965 году для помощи бедным, инвалидам, одиноким матерям. А превратились с течением времени в самодовлеющую контору с огромным штатом работников. И эта служба начала быть заинтересованной в увеличении количества своих подопечных! То есть чем больше одиноких матерей, инвалидов и бедных, тем лучше. Ибо тогда ведь растет и штат самой службы "собеса". А "собес" этот берет на работу в основном контингент из minority. Работают они из рук вон, зато созданы новые рабочие места, появились новые начальники и менеджеры. И как следствие - все больше одиноких матерей, бедных и инвалидов. Ибо инвалидом можно было стать, объявив себя нервным. Голова кружится, ориентация в другую сторону, по утрам тянет выпить (явная ненормальность). Еще проще стать, а потом объявить себя одинокой матерью. Или бедным. В принципе почти все могли бы считаться бедными. Даже Бил Гейтс (первый миллиардер Америки), приглашая свою невесту Мелинду Френч (ныне жену) в МакДональдс говорил, что у него нет денег и невеста платила за обоих сама. А уж нервными являются поголовно все. Только не все пока одинокие матери. По этому случаю они могли бы объявить себя еще и minority.
Общество забеспокоилось и, как все знают, через систему своего волеизъявления дало преимущество в Конгрессе республиканцам, которые склонны перегнуть палку в другую сторону и лишить помощи даже тех, кто в этом действительно нуждается.
Возьмем такую государственную систему, как полиция. В целом эта часть государства в Америке, по моему, работает хорошо. Это в целом. А в частности полиция имеет массу нареканий, о чем каждый может прочитать в прессе или увидеть по телевидению. Даже когда вроде бы быстро и оперативно полицейский Фурман прибывает на место убийства Николь Симпсон и Голдмана, то совершает при этом ряд формальных нарушений, а, главное, еще раньше афиширует свои расистские и антиправовые убеждения. В результате - полное фиаско всего следствия и прокуратуры.
Но ладно, это случай слишком известный и единичный. Но вот что распространено широко. Полиция существует для защиты граждан от самых разных правонарушений. В первую о очередь - от насилий, ограблений и вторжений в частные жилища со стороны преступников. Преступников же, как известно, гораздо больше в так называемых плохих районах. А ими, увы, являются районы, где проживают minority. Так вот, полиция предпочитает не слишком-то заглядывать в эти плохие районы. Делать там, вроде как, нечего. Ибо если превентивно арестуешь подозрительного, то тебя же еще и обвинят в расизме, а того все равно выпустят. И даже если арестуешь не подозрительного, а самого что ни на есть преступника, результат может оказаться тем же самым. А среди простого законопослушного народа уже давно сложились заповеди: не ходи и не езди в плохой район. Если же попал транзитом, то закрой окна и дуй быстрее, даже не останавливайся на красный свет. Таким образом получается, что в тех самых случаях, когда защита полиции нужна больше всего, ее как1 раз нет. Явный прокол с точки зрения замысла и его воплощения. Буксировочые, регулировочные и прочие городские службы замысливались как долженствующие помогать автовладельцам. А превратились с течением времени в самодовлеющие органы, имеющие тенденцию ко все большему росту. Порочность их формирования видна по тому обстоятельству, что раздачей штрафных тикетов занимаются в большой степени minority. Конечно, хорошо что люди при деле, но способ создавать рабочие места, изобретая все больше и больше хитроумных уловок для штрафа имеет очень нехорошие социальные последствия. Пострадавшие теряют уважение к власти, к государству и преисполняются злобными и мстительными чувствами. Раньше нас удивляло: почему это часто в американских фильмах их герои не хотят общаться полицией и помогать ей в расследованиях. А вот как раз поэтому. Хотя полиция обычно не имеет отношения к "штрафовочным играм" власти. Просто обыватель чаще сталкивается с полицией и переносит на нее свои чувства.
Нельзя не заметить, что муниципальные парковочные службы давно уже работают только на себя. В американской прессе не раз появлялись статьи, из коих однозначно следует, что значительная часть муниципального бюджета строится из поступления денег от штрафов за парковку. Стало быть, штрафы планируются. И как в каждом расширенном производстве, во все больших количествах. Какая-то часть для материального поощрения идет в качестве премии ударникам штрафного дела. И большая расходная часть бюджета идет на зарплату "штрафующих работников". Чем больше их количество, тем больше нужно собирать штрафов. А чем больше штрафов, тем все сильнее растет штат работников. Как же можно собирать все больше штрафов? А все более и более усложняя и запутывая правила парковки. Уже сейчас существует несметное количество ограничений, коих ни запомнить, ни учесть, ни, тем более, выполнить невозможно. Возможно только одно - платить за их нарушения.
Вот только некоторые из этих хитроумностей: стоит митер (платное устройство для измерения времени стоянки). После шести часов вечера на этих местах можно стоять без оплаты. Но.... существует масса исключений. В начале улицы поставят знак, что вся эта улица только для постоянных жителей - и вы тут же получите тикет. Или меленько на самом митере (внизу, так что для того, чтобы прочесть нужно отвесить поясной поклон) напишут: стоянка запрещена с 4 до 6. Вы бросите свои квотеры, прийдете загодя - а у вас тикет. Бесконечно варьирующиеся правила уборки улиц. По первым и третьим средам, четвергам, пятницам на четной стороне улицы. По вторым и четвертым понедельникам и вторникам на нечетных. Если нет таких знаков, вдруг на улицу привезут передвижной штатив и там будет написано, что именно сегодня - уборка улицы. И поставят этот штатив в конце улицы. Зона запрета действует после знака. Но и поставив машину перед знаком вы все равно будете платить.
А еще есть ограничения в виде желтых полос по бордюру, маленьких пандусов на тротуарах, каких-то малопонятных стрелочек на знаках и уж совсем непонятных надписей крохотными буквами и числами где-то внизу знака. Эти и еще массу других хитроумных ограничений все время надо держать в голове. Чуть забыли: глянь на улицу в окно, все на улице красно! Частенько улица напоминает первомайский проспект в лучшие советские дни: все машины пестрят до горизонта красными флажками тикетов, подсунутыми под щетки ветрового стекла.
Наметилась опасная тенденция: всякого рода финансовые кары, раздача тикетов и отбуксирование зависят исключительно от законопослушности самих карателей. А она под воздействием легких денег и премий дрогнула. Кончилось ли время на митере, истекли ли два часа в зоне действия знака 2 hours parking, действительно ли вы стояли ближе трех футов от гидранта ни проверить, ни опровергнуть в принципе нельзя. Допустим, еще 10 минут до истечения времени на митере, а у вас уже тикет. Пока вы будете искать полицейского, время и вправду истечет. И митеры умельцы из муниципалитетов уже настраивают на более раннее срабатывание. А если и не истечет, как вы докажете, что просто еще раз не бросили квотер? Или не переставили машину на соседний, не просроченный? Я лично столкнулся с ситуацией, когда "билетерша" выписала тикет и поставила в нем время больше на 15 минут действительного. На просьбу посмотреть на часы, она широко улыбнулась: "У меня нет часов. Но вы можете жаловаться". Из Чикаго мне сообщили о такой уловке легкого заработка. Там есть немногочисленные улицы, где машину можно оставлять на несколько недель, без опасения что ее отбуксируют. На них нет чисток улицы, запрещения оставлять на ночь, No parking during snow emergency и всяких прочих ограничений. Владелец машины оставил ее и уехал на две недели на Багамы. Вернулся - машины нет. Отбуксировали. И указали не реальное место стоянки, а соседнюю улицу, где всякие ограничения есть. Пойди потом, докажи, где она стояла. А платить нужно за вызволение сразу, ибо иначе ее не отдадут, а пока владелец будет доказывать, за каждый день пребывания машины на площадке компании он заплатит самое малое 20 долларов.
Еще один пример. Транспортное управление прислало уведомление на уплату недоимки в 5 долларов налога за машину. Вы ответили, что, дескать, ошибочка у вас, этой машины нет, она давно отправлена на свалку. А еще спустя пару месяцев вы переехали на другую квартиру, совершенно забыв и про ту машину и про 5 долларов. Прошло еще года два, вы идете обновлять права (лайсенс) и узнаете, что этого сделать нельзя, пока не уплатите 100 долларов. Откуда ? Почему? А это, объясняют вам, проценты, наросшие на те 5 долларов. Вы опять объясняете, что той машины давно нет. Увы, все сроки обжалования истекли и заплатить придется. Мы, говорят чиновники, вам не раз посылали уведомление. Но я же переехал, а вы посылали по старому адресу. Мы не обязаны выяснять ваш новый адрес - объясняют вам. И дают дружеский совет: если вы получили бил на уплату чего-бы то ни было, пусть ошибочный, пусть на самом деле относящейся не к вам - сначала заплатите (иначе начнут расти проценты), а уж только потом жалуйтесь. Пишите, ходите на приемы. Надоест? Махнете рукой? Умрете? Тем лучше - ведь вы уже заплатили. В общем - деньги вперед.
Право на жалобы, разумеется, есть. Но дело не в праве на жалобы, а просто в юридическом праве. Законы должны соответствовать нуждам людей, а не идти им наперекор. Закон, который построен так, чтобы подловить человека, запутать его в сети большого количества ограничений, всяких исключений и правил, не отвечает своему назначению помощника и охранителя человека. Такой закон, по существу, является неправовым и, некоторым образом, незаконным. И он будет медленно, но верно подтачивать устои общества. Конечно, можно утешаться тем, что праведные и неправедные штрафы - просто дополнительный налог. Но идею права это утешение не усилит.
Вообще-то государство должно быть под неусыпным контролем общественности. В частности - печати. Независимо от политического строя все государства имеют некий инвариант: они, в лице своих бюрократических устройств так и норовят стать самодостаточными и жить собственной жизнью, совершенно забыв, для чего создавались. В демократических государствах есть разные способы борьбы с этими порывами бюрократической гидры: от легальных типа выборов, митингов, пикетов, прессы, до совершенно нелегальных и преступных вроде почтовых "подарков" унибомбера или взрыва Федерального здания в Оклахома- Сити. До взрывов ни в коем случае дело доводить не следует.