ДОРОГОЙ ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ !

16-10-1998

С Новым годом !
Только что прочел "Лебедь". Большое спасибо. Ваш очерк о Галиче необычайно интересен. Я вернулся в свой город (из Филадельфии в Миннеаполис) и не знаю, нужны ли вам еще мои соображения о Галиче. У меня не было времени их продумать, поэтому пишу "без черновика".
Вполне естественно, что Галича сравнивают с Окуджавой и Высоцким ("барды"), но между ними, если отвлечься от противостояния официозу, мало общего. Те двое - песенники, Галич же - великий лирический поэт. На слова Пушкина существует бесчисленное количество романсов, но его стихи прекрасны и сами по себе. Так же и Галич: он не нуждается в гитаре. Но почитайте Окуджаву. Его текст вызывает только смущение: банально, наивно. Высоцкий сильнее, но и его песни редко заслуживают интереса без обаяния его личности, без его хриплого голоса, без его исполнения (при том, что рифмы его превосходны, а мысль изобретательна). У Галича есть все: и нежность Окуджавы, и страстная ирония Высоцкого, и остроумие, и техника, но только он один мог сказать:

"И в каждой капле кислого вина
Есть сладковатый привкус крови."

Один он - "царскосел" :"Плывут косые тени по гардине", - так после Анненского и Ахматовой не говорил никто.

Пора сменить уставших на кресте,
Пора надеть на свитер эполеты...

Мои стрекозиные крылья
Под ветром трепещут едва...

Над блочно-панельной Россией,
Как лагерный номер - луна.

Кто, скажите, кто так писал со времен Серебряного века?

Ваш Анатолий Либерман
(проф. Университета Миннесоты, ведущий раздел рецензий в "Новом журнале")

 

Комментарии

Добавить изображение