ОПТИМИСТИЧЕСКИЕ ПИСЬМА

01-01-1998

ДОЛОЙ ИЖДИВЕНЧЕСТВО.
Я живу в городе Ровно (Западная Украина). Это небольшой городок эдак тысяч на 300 жителей. Платная городская телефония вошла в жизнь незаметно. Большинство это вообще не очень то тронуло. Но работающим в Интернете пришлось хуже. Я плачу абонементную плату в размере $25 в месяц (льготные условия бюджетного учреждения и работать только ночью) плюс примерно $10 за телефон. Обычно эта плата находится в пределах 1-го, реже 2-х долларов, в месяц для тех самых стариков, о которых так печется Андрей Скурихин (Лебедь №.46). Мне, инвалиду-пенсионеру, очень даже понравилась такая горячая защита старости. Но старость у него так, за уши притянута. Главное "Россия погибнет в Интернете"! Не погибнет, Андрей, если даже я, нищий преподаватель, инвалид 2-ой группы, крепко натужась, все-таки плачу за эту возможность - висеть в интерактивном режиме с 4 до 6 утра ("час собаки" - самая тяжелая вахта у моряков). А ведь упомянутые $35 есть 23% моей зарплаты, которую получаю с 3-4 месячной задержкой (бывало и полгода). А за квартиру и свет еще $25, всего за коммунальные услуги $60, то есть 40%, почти половина нерегулярной зарплаты (правда еще есть смехотворная пенсия $25 в месяц).
Дело в ЦЕНЕ монополиста - городской телефонной сети (ГТС). И здесь всякий вой и демонстрации уместны: 15 центов в час, или 1(2) доллара в час, или абонементная плата в 20 долларов (как в США) и безразмерное висение на телефоне. Вот предмет серьезного разговора и даже борьбы. Так нет же, подавай коммунизм телефонный, не больше и не меньше. Что это как ни нота иждивенчества советского? И не прикрывайте свою беспомощность заботой о нас - стариках и инвалидах. Это иной и серьезный разговор: держава и свое отработавшие и ущербные от природы или по трудовом стажу.
Мне, мягко говоря, мало нравится, конечно, эта плата повременная за пользование телефонной сетью в пределах города, сколько лет пользовался бесплатно! Но обвинять во всем этом господина Л.Д. Кучму что-то не тянет. Его обвиняю только за одно - нерегулярную выплату мне, работнику бюджетной сферы, зарплаты. Государство - это большущее предприятие (старший брат, корпорация). И если оно не способно платить зарплату работникам, то должно или сокращать их численность (полностью рассчитавшись и выплатив выходное пособие), или продать часть своего имущества (госсобственности) и рассчитаться со своими работниками, или делать и то, и другое параллельно. Вон Борис Николаевич стукнул кулаком по столу, смотришь до 1 февраля может бюджетникам и вернут долги. А то, что наша держава под руководством Леонида Даниловича этого не делает, а терзает душу своих работниках бессовестным бесчувствием, есть серьезный повод для претензий. И никаких других, все остальное - мое дело. Работать нужно в нескольких местах, выступать с требованиями, когда местные монополисты начинают терять совесть в бесконтрольных сметах на коммунальные услуги. Вот и весь глубокий и глобальный вывод.
К сожалению, в России, как и в Украине, по-прежнему полно иждивенцев. Всю жизнь, как помню себя самостоятельным человеком, слышу эти разговоры о правителях - кто хороший, а кто плохой. Маленков - хороший (ослабил удавку на крестьянах), а Хрущ - поганый: заставлял кукурузу выращивать в Заполярье, налоги увеличил. Брежнев - ..., Косыгин - ... и пошло, поехало. Да так и было - много зависело от коммунистического царя-батюшки, его команды (может клики?). И задача отраслей, предприятий, трудящихся (профсоюзов) была проста - ломануть от общественного пирога (капиталовложений, фонда зарплаты, финансовых дотаций в форме территориальных коэффициентов и пр., пр.) по возможности.
Ушло, умерло то время, а разговоры те же: Ельцин (Кучма) довел страну до разрушения, а население до обнищания, - и молотят, и молотят без остановки. Господи, сколько можно попрошайничать и канючить. Работать нужно, хребет выгибать в три погибели, и на поле пожнивном (зяблевая пахота) и в Интернете призрачном (мучительный поиск дозарезу нужной профессиональной информации, а не отвратительно-голых баб и разговоров беспомощных - чат, хи, ол, сабж, бета-версия ... ), и за рулем большегрузного автомобиля (сын, дальнобойщик, странствующий по автобанам Шенгенской зоны), и приторговывать, и .... имеет никакого отношения. Это вообще где-то наверху и далеко.

Юрий Корхов, Украина, Ровно

О CТАТЬЕ В. ТОРЧИЛИНА "НЕВЕСЕЛАЯ ДЕМОГРАФИЯ" в "ЛЕБЕДЕ" N 49

Тоска... Просто хочется лечь и помереть... Несмотря на то, что даже еще до среднестатистических пятидесяти восьми лет еще жить да жить...
А кстати, почему вдруг цифра такая некруглая? Когда же они родились-то, те, кто сейчас в 58 умирает? В сороковом!
Бедность, недоедание, безотцовщина, недетские стрессы в нежном детском возрасте... Их, наверное, и в любой другой год умирало немало; больше, чем родившихся в другие годы. Такая уж им судьба выпала...
А теперь еще и в науку попали. Точнее, в демографию.
Статистика ведь чем хороша? А тем, что каждый может найти в ней все. Все, что ему надо. Все, что ему надо в настоящий момент. Ну, например, "за 1992-1996 годы убыль населения в России составила 5 миллионов человек", что некие "западные демографы считают сравнимым с военными потерями".
Помнится, в 70-е годы утверждали, что потери населения СССР за 1941-45 годы составляло 20 миллионов человек. Потом эта цифра была удвоена, потом утроена, потом вопрос о потерях окончательно запутался, а потом и вовсе забыт. Плохо, конечно, что забыт, и население, конечно, расти должно, а не убывать, но до военных потерь наша жизнь явно не дотягивает. Как бы господину Торчилину не хотелось.
Пессимизм - штука заразная. И противная. Это я заявляю, как пессимист с многолетним стажем.
По причинам, мне и самому теперь неясным, я смолоду воспитывал в себе пессимизм. И много в том преуспел. В юности это выглядело вполне оригинально - этакий разочарованный лорд Байрон вкупе с его известным героем. Но достигнув края пессимизма и заглянув за край, я с ужасом обнаружил, что ТАМ ничего нет! Совсем ничего. И я повернул назад к оптимизму.
Но это - как прогулка. Туда идешь, гуляя, солнышко светит, птички чирикают, а обратно - устал уже, проголодался, ногу натер, да и дождик начался... Но иду. Может и там, куда сейчас иду - тоже ничего нет... Впрочем, эта недостойная мысль - есть редицив былого пессимизма.
Кажется мне, что господин Торчилин упрямо повторяет мой путь туда. И пессимистические парадоксы получаются у него сами собой. Вчитайтесь: ".. или же сами больные прекращали прием лекарств при малейшем улучшении, поскольку у них не было достаточно средств, чтобы долечиться до благополучного конца." Заметьте, не до благополучного выздоровления...
Я не буду оспаривать каждую цифру и каждую фразу господина Торчилина, я полагаю, что он вполне владеет газетным материалом и излагает его достаточно убедительно.
Дело не в материале, а в подходе... А жизнь вовсе не так плоха, как это мнится господину Торчилину. И уж конечно значительно более разнообразна, чем о ней можно узнать по газетам. Порой это проявляется самым неожиданным образом, самой неожиданной фразой. Тут и болтливая, пышная и немолодая безработная в приличной шубе, которая купила трехкамерный холодильник и теперь вынуждена (бедняжка!) врать знакомым, что его ей сын подарил. Тут и неожиданная жалоба моей сестры, что продукты нужно покупать по утрам (а по утрам она не может), потому что "к вечеру все раскупают". Год назад она жаловалась совсем на другое - что денег еле-еле на продукты хватает. И вновь обретающий популярность анекдот застойных времен о двух основных вопросах советской, ныне российской, интеллигенции: что поесть и как похудеть. И история с одним моим приятелем, у которого "лопнула ежемесячная халтурка", а в НИИ зарплата совсем махонькая, да и ту частенько задерживают. Но когда я предложил ему телефон, где требовался специалист его профиля и (что даже важнее) возраста, и предлагалась зарплата вчетверо превосходящяя его нерегулярную - он поблагодарил и отказался. Я сделал вывод, что у него есть еще что-то, приработок, о котором он даже мне говорить не хочет. Ну и бог с ним, я не любопытен... И история с другим моим приятелем, который всю жизнь стрелял у меня "трешку до получки", и продолжает делать это и сейчас (и примерно в тех же пропорциях), но тем не менее прошлой весной на пару недель слетал в Индию, поскольку с некоторых пор является ярым поклонником одного из течений индуизма...
Да и "ежегодные 25 литров спирта на душу" нашего бедного населения - это немалые деньги, потраченные на удовольствие. Да, на удовольствие! Для меня лично весьма сомнительное удовольствие, а для получающих его в таких количествах и вовсе смертельно опасное, но тем не менее это не хлеб и не молоко, и не ботинки, и не мануфактура. И даже не дрова, из которых эта гадость делается...
Как говорил один большой жизнелюб (цитата не точная): "для веселия наша жизнь не очень оборудована". Он был бы прав и сейчас.
Но уж и уныние господина Торчилина тоже крайне однобоко.
А высказывать в качестве аргументов ссылки на демографические прогнозы - это уж совсем не очень! Некоторое время назад нам весьма доказательно спрогнозировали построение коммунизма к 80-му году. Не напомните, чем эта история закончилась?

Комментарии

Добавить изображение