ВАЛДАЙСКИЙ КОЛОКОЛ

01-01-1998

Valeriy Lebedev        Борис Ельцин опять в отпуске, на Валдае. Андерсеновский король все время переодевался, а царь Борис Первый Николаевич все время на отдыхе. И там же все время переодевался. То одну шубу наденет, то другую. То в третьей на снегоходе покатается, показывая всему миру, что очередные гнусения в Думе по поводу его здоровья - чушь. Катался он всего две недели, 19 - на работу. Кстати, почему так далеко надо отдыхать? И почему чиновникам высокого ранга приходится туда добираться для разных бесед на самолетах-вертолетах за казенный счет?
Катался да переодевался президент только для вида. На самом деле - работал. И наработал на новый год директивную цифру - он обязал правительство добиться роста ВВП на 2-4%, и подчеркнул, что 1998 год должен стать для России "годом экономического роста". Бухнул в Валдайский колокол. Как выразился оперуполномоченный по Чеченскому Паханату Абдулатипов "В исполнительной власти у нас есть один политик - это Борис Николаевич Ельцин. Все остальные должны работать". (Рамазан Абдулатипов, вице-премьер правительства РФ, 18 января в телепрограмме "Зеркало").
4 процента роста -это маленькая сенсация. Ибо министр финансов Михаил Задорнов, председатель думского комитета по налогам Починок и еще много других профессионалов (скажем, бывший министр финансов Лившиц) только что заявляли, что никакого роста экономики в новом году, как, впрочем было и в старом, не предвидится. Хотя бы потому, что по миру пошла вторая волна финансового кризиса из все тех же стран - Индонезии, Таиланда, Гонконга и российские акции потеряли 11-12 % своей стоимости. От прошлого года остались колоссальные задолженности - да вот хотя бы и армии - она была профинансирована только на 55 %, а остальное ( около половины) - должок ("Независимое военное обозрение" от 9 января). Наконец, вот самая свежая информация: международные рейтинговые агентства Moody`s и Fitch IBCA объявили об ухудшении прогноза государственного рейтинга России. Таким образом, по мнению двух авторитетнейших агентств, на улучшение экономической ситуации в России в ближайшее время рассчитывать не приходится.
Сорос на днях (на Бостонском симпозиуме по инвестициям в Россию) сказал, что из-за бандитского капитализма, построенного в России, он потерял интерес к свежеприобретенному Связьинвесту, ибо чтобы им управлять нужно включиться в криминальные разборки и приобретать "крышу", дружить с "авторитетами" , участвовать в "сходняках", делиться на "общак" и вообще делиться, а то вокруг столько оборзелых... Таких слов он не знает и не говорил, но смысл был именно этот. Итак, крупнейший инвестор Сорос говорит - не надо в Россию инвестировать. Скандал получился большой. Съехались сотни бизнесменов из России, министры, мэры, губернаторы - и вдруг такой афронт. Срочно прилетел Лужков для снижения нехорошего соросовского эффекта и много рассказывал прелестного о замечательном инвестиционном климате в Москве. И тут уж бизнесменам останется выбирать кому верить - Соросу, или Березовскому с Лужковым, которые на том же Бостонском симпозиуме заманивали инвесторов своими посулами абсолютных гарантий.
Кстати, в фойе во время перерыва народ рассказывал о Лужкове байки.


- Вы кто?
- Я - мэр Москвы Лужков.
- Каких лужков?
- Лужков, мэр Москвы.
- В Москве много разных лужков. Вы каких именно лужков будете?
- Мэр я Лужков. Всей Москвы.
- А-а. Ну это больших лужков. Директор Лужников, значит?
- Нет. Не Лужников. Лужков я, московский мэр.

А Ельцин - президент еще больших лужков. И потому, кроме приказа удвоить-учетверить удой, он еще сказал кое-что срочно прилетевшему на двух вертолетах (один забарахлил) Борису Немцову. Тот хотел что-то решить свое сугубое, а услышал еще нечто историческое. А именно: необходимо снизить налоговое бремя (личный пример президент подал всего неделю назад, не подписав два налоговых закона), принять Налоговый кодекс, сократить объем неплатежей. Потом последовали речи, не первый раз нами слышанные: - адресная социальная защита, снижение банковских ставок, погашение задолженности по оборонному заказу, обеспечение жильем военнослужащих, погашение задолженности работникам бюджетной сферы, подготовка кадров для госсистемы управления и рыночного хозяйства.
А ведь царь Борис недавно не подписал принятые парламентом законы о введении акцизов на прокачку нефти и о повышении налога на покупку иностранной валюты. В результате этой неожиданной реакции президента на правительственные законодательные инициативы из доходной части бюджета-98 выпало порядка 3,3 млрд деноминированных рублей. По этой причине Белый дом до сих пор пребывает в таинственном недоумении - как отыскать средства, чтобы залатать образовавшуюся в бюджете прореху?
Итак, денег стало меньше, а выдать на гора успехов надо больше. Загадка. Решается она просто - как в лучшие времена Политюбро и Госплана. В Политбюро приняли контрольные цифры (формально утвержденные хоть съездом, хоть Совмином), Госплан разработал все в лучшем виде, а народ встал на трудовую вахту и , горя энтузиазмом, выполнил и перевыполнил. Пятилетку - за три года. Только спустя много-много пятилеток, выяснилось, что тот лозунг имеет следующий смысл: за пять лет выполнили цифры всего за два года. Тот есть, если нужно было добыть за пятилетку, скажем, 5 миллионов чего-то, то добыли 2.
Вот сейчас точно такой же установочно-директивный стиль стали внедрять вновь. Как тут не понять Сороса.
Но кроме этого буханья в валдайский колокол и катания на санях с такими же валдайскими, но поменьше, колокольчиками, там еще обсуждали вопрос о президентских выборах 2000 года. Ибо впервые за все время Лужков на вопрос о президентских планах не открестился от возможности баллотироваться. Это связано с тем, что позиции Чубайса, его врага, ослабли - Черномырдин (с согласия президента) у него забрал курирование минфина. А у Немцова - курированное ТЭКа (топливно-энергетического комплекса). Расклад на 2000 год выглядит так: на первом месте идет неувядаемый Борис Николаевич. Потом - столь же юный Зюганов. А уж потом Лужков и Немцов. И где-то между ними генерал Лебедь.
У Лужкова объявился новый враг - Борис Абрамович Березовский. И конкурент на ниве социализма, ибо и тот , и другой объявили себя завзятыми социалистами. Мэр Москвы продекларировал приверженность к социализму с "демократическим лицом", регулируемому рынку и "управлению тенденциями, а не событиями". А Березовский - к социализму с либеральным лицом и цивилизованному рынку. Он тоже согласен управлять как тенденциями, так и событиями. А заодно и мэром Лужковым. О Чубайсе и Березовском Лужков сказал (15 января) так: "Ворон ворону глаза не выклюет. Чубайс был автором преступной приватизации, а Березовский -- ее активным пользователем".
О другом конкуренте, Лебеде: "Я был первым, кто назвал Хасавюртские соглашения Лебедя полной капитуляцией. Войну в Чечне мы проиграли. Надо обустраивать границы".
Главный редактор "Независимой газеты" Виталий Третьяков весьма озаботился тем, не станет ли вдруг еврей Борис Ефимович Немцов президентом России. Но успокоил себя тем, что (цитирую): " Дело не в том, может или не может еврей быть избран президентом России в 2000 году. И евреи, и русские могут не беспокоиться на этот счет, так как в 2004 году с вероятностью 40 к 60 президентом России будет избран мусульманин. То, что я сказал, не плохо и не хорошо. Это просто реальность, хотя относиться к ней можно по-разному. Проблема пока в наличии или отсутствии стратегического мышления. Например, желание Бориса Ельцина отменить выборы в Думу по партийным спискам можно логически объяснить только одним (если рассуждать как раз стратегически) - желанием повысить шансы кандидата от мусульманской части населения на президентских выборах 2004 года (доказательства опускаю)" (НГ 16 января).
А я, как на грех, обосновывал в своей прошлой статье "Почему русскому трудно стать мусульманином" вот именно, почему ему трудно. Трудно, но придется?

Комментарии

Добавить изображение