Туркменские диссиденты пишут письмо американскому Президенту

01-01-1998

Группа туркменских диссидентов, проживающих, в основном, за границей, обратилась к нам с просьбой опубликовать их открытое письмо президенту Клинтону. Выполняем просьбу.
 

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ БИЛЛУ КЛИНТОНУ - ПРЕЗИДЕНТУ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

turkmenb        Ваше превосходительство, обращаемся к Вам настоящим письмом исходя из того, что принципы демократии и прав человека для Вас, господин президент и Вашей супруги Хиллари Клинтон являются абсолютной ценностью. Мы также уверены, что Вы, господин президент, не откажетесь от принципов, заложенных во взаимоотношения США и Туркменистана Вашими предшественниками и Вами в первый срок Вашего президентства.
США всегда шли навстречу государствам, декларировавшим приверженность демократическим ценностям. Ваша страна одной из первых (после Китая, Германии и Франции) признала независимость Туркменистана (04.1992) была первой и долгое время единственной из западных держав, открывшей в Туркменистане свое посольство.
Одновременно США никогда не питали иллюзий относительно перспектив демократии в посткоммунистических режимах. Высокие представители Вашей страны подчеркивали, что характер и глубина отношений США c Туркменистаном будут зависеть от приверженности его руководства принципам демократии и от степени обещаний, которые они дали США (Дж.Бейкер, 02.1992). В концепции нашей политики по отношению к центрально-азиатским государствам и, в частности, к Туркменистану, заложен принцип абсолютной взаимоувязанности процессов демократизации общества и экономической реформы (С.Талботт, 09.1993). Ваш соратник по Демократической партии, сенатор А.Кренстон побещал ашхабадским диссидентам (09.1992): если на выборах президента победит Билл Клинтон, то США активизируют требования к демократизации Туркменистана независимо о того проявят ли в Туркменистане понимание двигаться к демократии.
Так оно и случилось. Придя в Белый дом, Вы, господин президент, отказали во встрече туркменскому диктатору (03.1993), в частности, потому, что тот запретил диссидентам Туркменистана выезд на конференцию в Висконсинский университет. Фонд поддержки развития демократии при Конгрессе США выделил 30 тыс. долларов на финансирование журнала Объединенной туркменской оппозиции (01.1997). Туркменские диссиденты, не регулярно и не все, но получают право выступать на финансируемой Конгрессом США радиостанции "Свобода/Свободная Европа". Помимо ежемесячно выходящего в Москве журнала "Туркмен или", диссиденты и правозащитники Туркменистана на свои средства издают альманах "Туркмены", газету "Постсоветский Туркестан", создали Международный благотворительно-гуманитарный фонд жертв нарушений прав человека в пост-советских государствах Центральной Азии (г.Берген, Норвегия). В итоге, сегодня Объединенная оппозиция Туркменистана, как никогда ранее, готова к смене власти мирным цивилизованным путем.
Отчасти именно поэтому в последнее время особенно активно добивается диктатор встречи с Вами - руководителем самой развитой и авторитетной демократической страны в мире. Из источников, заслуживающих доверия, стало известно, что в окружении туркменского диктатора началась подготовка к официальному визиту в США. Произойдет это или нет, но наш долг предупредить Вас, господин президент, что Вы приглашаете в Белый дом действительно необыкновенное существо - политическое чудо, которому, вопреки универсальному закону движения человечества к демократии, удалось создать на современной карте мира карикатурное "конституционно-монархическое" государство. Конституционная монархия не миф: полномочия президента Туркменистана многократно шире прав представителей других институтов верховной власти. По специальному указу диктатора страна 10 лет обречена жить в режиме "Чрезвычайного положения".
Давая согласие на прием диктатора в Белом доме, Вы, господин президент, познакомитесь с политиком, заставившим свое окружение при встрече целовать ему руки, а остальных, вместо демократии, верить в культ собственной персоны и своих, никому до сих пор не известных, покойных родителей. Вы живьем увидите деятеля средневековой формации, заставляющего малолетних детей начинать уроки в школе с клятвы-самопроклятия на верность президенту Туркменистана. Вы познакомитесь с почетным академиком сельскохозяйственных наук, обосновавшим необходимость сохранения каторжного детского труда на хлопковых плантациях. Труда, за который 10-летний ребенок мог бы получать 20 долларов в день, а не грызть лепешку из прокрученных через мясорубку макарон. Вы пожмете руку почетному доктору Петербургского университета, доведшего христанское население страны до такого обнищания, что оно хоронит единоверцев, используя гробы в прокат, а мусульманское население, в издевку, получает гарантированный двухметровый кусок савана при жизни, как проявление заботы о подданом не только на этом, но и на том свете. Вы воочию увидите представителя страны, называемой Абсурдистаном, где поэты становятся наркоманами, а наркоманы поэтами, где попираются самые элементарные гражданские и политические права человека, где люди лишены права выбирать профессию, жилье, образование, свободно передвигаться, выражать убеждения, где, вместо дохода на душу населения в 15 тыс. долларов, взрослый мужчина получает 15 долларов в месяц, в то время, как сын диктатора только за одну ночь оставляет в Мадридском казино 12 миллионов долларов.
Заработная плата диктатора превышает ранее обещанный им же среднедушевой доход простого гражданина в 1000 раз, а фактический уровень обеспеченности граждан в 7000 раз. На фоне мнимой стабильности, наблюдается неуклонный рост нищеты, безработицы, духовного закрепощения, преступности, проституции, наркомании. Несмотря на ускоренное снижение рождаемости, сохраняется "африканский" уровень материнской и младенческой смертности. Коррупция, ставшая вторым ликом туркменского государства, - основное условие работы всемирно известного "золотого полумесяца" - крупнейшего узла транспортировки наркотиков в Европу из Ирана и Афганистана через Туркменистан.
В Туркменистане нет ни одного свободного, независимого источника информации - ни одной газеты, журнала, радио и телеканала. Запрещена многопартийность, любое инакомыслие жестоко карается. Около десятка оппозиционных режиму политических и диссидентских организаций работают в подполье. Каждая попытка выступить открыто заканчивается заточением в тюрьму на длительные сроки. Двое из четверых вышеупомятых в этом письме правозащитников, которых амеркианские ученые пригласили в Висконсинский университет (04.1993), ныне живут в эмиграции, третий - под систематическим контролем туркменских спецслужб, четвертый - насильственно упрятан в психиатрическую больницу. Вместе с ним - председателем начавшей было организовываться оппозиционной Партии демократического возрождения, Дурды-Мурадом Ходжамухаммедовым - в психиатрическом изоляторе "залечивались" его единомышленник Валентин Копысев и узница совести Руфина Арабова. Лишь недавно, в результате протестов Ньюман Райтс Вотч/Хельсинки и Международной Амнистии, В.Копысев и Р.Арабова были освобождены.
За попытку разоблачить диктатуру в философском эссе доведен до смертного одра директор Института философии и права национальной Академиии наук доктор философии Нуры Байрамсахатов. Сам институт расформирован (1996). Вместо него создан Институт туркменской (?) демократии при Туркменбаши, основным объектом деятельности которого является поддержание правопорядка в местах заключения (!?). Руводителем института является человек, внесший огромный личный вклад в составление конституции под диктатора.
К 15 и 12 годам заключения приговорены и отбывают срок в Туркменистане жители России Мухаммедкули Аймурадов и Хошали Гараев (1994), члены оппозиционного диктатору Фонда Туркменистан, обвиненные в подготовке теракта против высших должностных лиц. К столь же высоким срокам приговорены участники мирной антиправительственной демонстрации (лето 1995) Чарымурат Гуров, братья Худайбердыевы, Аманмурадовы и многие другие. В Ашхабадском аэропорту, по дороге в Прагу, арестован журналист Евшан Аннакурбанов (11.1997) за попытку рассказать миру о нарушениях прав человека в Туркменистане по радио "Свобода". Перечисленное - лишь верхушка айсберга государственного террора в Туркменистане.
По нашим оценкам, численность людей, ждущих смены власти в Туркменистане составляет более половины взрослого населения страны. Знает об этом и диктатор. Люди выселяется из центра столицы на окраины или в другие населенные пункты. На случай массового недовольства и неповиновения в центре столицы форсированно возведен стадион на 100 тыс. посадочных мест.
Политика государственный террора привела к тому, что число заключенных в Туркменистане за последние 6 лет возросло в несколько раз. В стране с 4-х миллионным населением к смертной казни приговорены около 700 человек. Большинство приговоров приведено в исполнение. Многократно больше (до десятка человек ежемесячно) умирает от невыносимых условий содержания в заключении: от тесноты в камерах, духоты, голода, антисанитарии, болезней. Подавляющее большинство заключенных - люди, чьи души искалечены нынешним режимом, в том числе десятки сотен тех, кто осмелился выразить открытое недовольство античеловеческой политикой диктатора. Все они объявлены уголовниками или психически не нормальными.
Господин президент! Безусловно, важно рассказать миру, честным людям Земли, что кроется за фразой диктатора: "Туркменистан - родина демократии". Но еще важнее предупредить мир об опасности сотрудничества с диктатором, о грядущих последствиях трансформации Туркменистана. Трансформации, которую многие предвидели, но мало кто предполагал, что дело приблизится к столь опасной черте общественного разложения. Никто не может гарантировать, что со дня на день кризис не приобретет форму политического противостояния, а противостояние не обратится в массовое неповиновение и даже открытое сопротивление диктатуре Туркменбаши.
Мы не смеем призывать Вас к отказу от намеченных Вами планов. "Есть вещи и поважней, чем мир", - сказал нынешний опекун туркменского диктатора в США Александр Хейг. Мы готовы понять, что межгосударственные, стратегические и геополитические интересы могут вынуждать и главу сверхдержавы оказать прием в Белом Доме любой, даже одиозной, личности.
Наш диктатор не только владелец части глобальных энергоресурсов, но и плацдарма непосредственного влияния на Средний Восток. Мы понимаем, что в США есть определенные политические силы, рассчитывающие воздействовать на страны южнее границы бывшего СССР и со стороны прилегающего к ним Туркменистана. Но затягивать пребывание диктатора у власти ради этого - значит зятягивать петлю возможностей сохранения мирового баланса сил. Ошибочно ставить этот баланс в зависимость от жертвы №1 назревающего всенародного протеста.
Ваше превосходительство! Поступаться престижем американской демократии, как и демократии вообще, можно в случаях исключительных и только ради самой демократии. Наш прогноз: какие бы вопросы вы ни обсуждали, в выигрыше окажется только диктатор, которому, прежде всего, важен сам факт встречи с руководителем самой демократической страны в мире. Ваш мнимый коллега ("президент" и "демократ") никогда не пойдет на уступки для демократизации. Сегодня, в отличие от начального этапа своей политической карьеры, демократия ему не только органически противна, но и как никогда политически опасна. Запрет на демократию - главный барьер, сдерживающий немедленное падение диктатуры.
С уважением:
Авды Кулиев, руководитель Координационного центра Объединенной оппозиции Туркменистана, министр иностранных дел независимого Туркменистана (1990-1992 гг.)
Халмурад Союнов, ответственный секретарь Координационного центра ООТ, член парламента независимого Туркменистана 1990-1992 гг.
Ак-Мухаммед Велсапар, писатель, лауреат The Fund free Expression (a division of Human Rights Watch), почетный член Всемирной организации писателей ("ПЭН-Клуб")
Шохрат Кадыров - автор книги "Туркменистан в ХХ веке"

Комментарии

Добавить изображение