СКОЛЬКО ЛЮБОВНИЦ МОЖЕТ ИМЕТЬ АМЕРИКАНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ ?

01-01-1998

(К ОЧЕРЕДНОМУ СКАНДАЛУ В БЕЛОМ ДОМЕ)
Valeriy Lebedev        В чем причина , казалось бы, удивительного явления: ведущие новостные компании США иногда начинают свои передачи, скажем, не с захвата Радуевым Кизляра, не с обращения Ельцина к народу, не с визита папы Римского на Кубу, а, как это было в последний раз 21 января, с очередного альковного скандала вокруг президента Клинтона. Я как-то прохронометрировал передачу CNN во время радуевского террористического налета 13 января 1996 года и получил поразительный результат: о нем говорилось 30 секунд в конце, а в начале шла очередная история Полы Джонс, которая рассказывала ее уже в неисчислимый раз (говорится для россиян, ибо американцам это слишком хорошо известно: история о том, как Клинтон еще будучи губернатором Арканзаса якобы домогался в 1991 году от Полы Джонс секса в оральной форме) и заняла эта набившая оскомину история и комментарий к ней около 4 минут из общего числа 24 (остальное- реклама) отпущенных на новости со всего света.
21 января дело обстояло много круче: новости начались с очередной скадально-сексуальной сенсации, обрушившейся на Клинтона. Где-то бледной стороной и на заднем плане прошел папа Римский Иоанн-Павел II. Скорее, скорее, к главному. И вот опять на экране - фотографии виновницы торжества девицы Моники Левински (сейчас ей 24, но в инкриминируемый период было 21). Потом всякие адвокаты, журналисты, конгрессмены и сенаторы. Все - с комментариями. Затем интервью с самим Клинтоном. Затем - с его женой, первой дамой страны Хилари Клинтон.
После новостей пошли программы журналистов и все о том же - скандал вокруг президента. Общее время - около 2 часов! На следующий день - опять тоже самое. С добавлением мнений рядовых граждан. Уже никто не помнил, что приехал Натанияху на встречу с Клинтоном, никто не знал, что на подходе Арафат. Да и Клинтону стало не до них.
Так что же такого случилось экстраординарного? Суть дела довольно банальна. В 1995 году в Белом доме работала стажером-клерком молодая особа по имени Моника Левински. У нее была старшая подруга, тоже работница-чиновник из Белого дома, 46 летняя Линда Трип. И вот этой Линде Моника рассказывала истории своих небольших похождений с самим президентом (она приносила ему в кабинет почту, а потом, говорят, зачастила туда по вечерам), который осчастливил маленькую провинциалку из Беверли-Хиллз своим нежным вниманием. Впрочем, "провинциалку" богатеньких родителей - только одна квартира в Вашингтоне стоит более одного миллиона. Линда ее рассказы по телефону и наяву записывала (тайно) на магнитофон. Сначала по своей инициативе, а потом, сообщив, куда следует, с ведома и при помощи ФБР (это - пикантность). И теперь, в январе на слушаниях по иску Полы Джонс к Клинтону вдруг обнародовала эти записи. И если б только эти. На записи слышно, как Моника рассказывает, что Клинтон и его друг Джордан просили ее в случае чего никогда о связи с первым лицом страны не рассказывать, а если, паче чаяния, спросят на суде, - все отрицать под присягой.
Теперь все комментаторы говорят: если эта информация подтвердится, то не сносить Клинтону головы - будет ему импичмент. Хотя верхняя голова во всей этой истории, казалось бы, ни при чем.
В этом деле есть несколько слоев. Первый, бытовой, выражаемый в основном, выходцами из России и СНГ: да что тут такого? Врут бабы - скорее всего. Пола Джонс, как и нынешняя Моника Левински - настоящие суки. Пола Джонс подала иск аж через три года после домогательства. Захотела денег, стерва. Сначала требовала 700 тысяч долларов, а теперь только ее адвокаты требуют столько, а она повысила ставку аж до 2 миллионов. Сначала говорила, что может описать половые органы президента, потом стала говорить, что так была возмущена наглым предложением, так возмущена, что выбежала и не успела заметить. Американская пресса шутила: заметить было трудно, сильную лупу нужно было с собой иметь. Сейчас Пола Джонс снова говорит, что вспомнила, может, может описать. Скоро, скоро придется президенту снимать штаны перед специальной комиссией. Да, с точки зрения морали Пола Джонс, мягко говоря - сука. А вот с точки зрения права - потерпевшая сторона и истица. Впервые за историю Америки ее президент предстал перед судом, да еще по такому скабрезному делу!
Да даже если бы и предлагал Кинтон этой Поле, говорят русские мужики, так что с того? Нормальный парень. На все хватало его - и на службу, и на жену, и на баб. Не завидуем, но гордимся. Наши люди в открытом эфире на русско-американском радио 22 января все как один вопили, что происходит безобразие, глумятся над президентом, роняют в грязь престиж великой страны. Надо бы, говорили они в один голос, конституционно запретить иски подобного рода.
Второй пласт - юридический. Как доказать, что говоримое Полой Джонс, а теперь еще и Моникой Левински - правда? Есть, однако, показания охранников Клинтона-губернатора о том, что он не раз поручал им пригласить то одну, то другую даму к себе. И они, дескать, охраняли его покой сладких отдохновений, который губернатор Арканзаса устраивал иногда даже в машине. А если и они врут? Да, есть магнитофонные записи рассказов Моники Левински - но где гарантия, что она все не выдумала? Или того хуже - где гарантия, что вся история с дружбой между Левински и Трип не есть провокация, задуманная адвокатами Полы Джонс, феминистским фондом в ее защиту, политическими противниками Клинтона и настырным независимым прокурором Старом, пользующимся поддержкой министерства юстиции?
Для противников Клинтона еще более важен не факт интимных отношений президента с Левински (хотя это доказывало бы неистребимое жизнелюбие Клинтона и косвенно подтверждало иск Полы Джонс), а тот факт, что он отрицал под присягой любые "белодомовские" внебрачные связи на слушаниях в январе. И отрицал, что кого-либо просил лгать суду и отрицать связь даже под присягой. Ну последнее уже вытекало из первого: если не было связи, то с какой стати кого-то подбивать не признаваться в том, что они были? И вот если теперь, говорят противники Клинтона, каким-то образом подтвердится, что связь-таки с Левински была (у нее уже сделали обыск и изъяли компьютер, вроде бы, подаренный Клинтоном), то получится, что Клинтон лгал судье и, более того, оказывал воздействие сам и через своего друга на свидетеля и потенциальную истицу Монику Левински (она уже давно работает в Пентагоне - генералы, берегитесь!) с целью дачи ею ложных показаний в суде! Вот это уже - криминал. Именно за ложь судье и за давление на свидетеля Клинтон может потерять президентство. Более того - потерять свободу. Влиятельные круги полагают, что Клинтон - не президентская фигура. Некий шелудивец не по праву занимающий не свое место. И эти круги давно ищут случая зацепить его "за живое". И похоже, нашли. Тогда ему припомнят и даму Дженифер Флауэрс, с которой у него была внебрачная связь, которую он много лет отрицал, а потом недавно на слушаниях признал, и Уайтуотергейтское дело, и смерть Фостера, и скандалы с министрами его администрации, многие из которых ныне сидят. Припомнят даже стрижку в личном самолете на взлетной полосе, которая парализовала полеты в аэропорту более, чем на час. Да и Монике Левински может на поздоровиться - она еще в прошлом году и теперь в январе на слушаниях по делу Клинтона отрицала связь. Так что ей могут "припаять" лжесвидетельство. Она может скрыться за 5-ю поправку Конституции и оказаться давать показания, но независимый прокурор Стар, похоже, вцепился в это дело бульдогом. Откажешься - получим сведения другим способом и тогда тебя же посадим за предыдущее лжесвидетельство. Подтвердишь свои разговоры с Линдой Трип - простим тебя. Скажешь, что выдумывала все в разговорах с подружкой Трип" - испортим карьеру как неисправимой лгунье. Мы свалим этого шелудивца.
Слухи о шкодливых повадках Клинтона давно ходили в кулуарах Белого дома. И по многим другим параметрам он вызывал разные неудовольствия. И вот сейчас настало время: попался вроде бы, на ерунде. Ан нет, не на ерунде. 23 января известный телеведущй Ларри Кинг (с которого "делал жизнь" Влад Листьев) говорил с Дженифер Флауэрс - бывшей пассией Клинтона. На вопрос, почему так себя ведет Клинтон, она ответила: "Потому, что он думал не той головкой (he was thinking, but by the different head )". Следует иметь ввиду, что термин "головка" по-английски имеет точно такой же двойной смысл и означает ту же часть тела, что и по-русски. И вот результат - буквально за пару дней рейтинг Клинтона упал на 10 пунктов и сейчас уже почти половина населения США за импичмент.
Хилари Клинтон в своем интервью по свежим следам событий 21 января (тут Ленин умер, а они все о своем) подняла как бы третий пласт инцидента. Она говорила, что политические противники не могут совладать с президентом и потому действуют исподтишка подлыми методами. Хотят свалить его, очернив, вываляв в грязи, обесчестив. Что Пола Джонс, а теперь еще и Моника Левински - всего лишь марионетки в большой политической игре врагов ее мужа. Хотя из партийных соображений Клинтона валить нет смысла, ибо президентом станет Гор, тоже демократ.
Но есть еще один, самый высокий и главный пласт всего этого дела. Я тоже некоторое время недоумевал, почему американское телевидение и печать уделяют столь несоразмерное внимание мелким скабрезностям. В мире столько всего происходит - да вот хотя бы и очередная катастрофа на шахте "Центральная" в Воркуте, а американское телевидение об этом молчок, зато Пола Джонс - каждый день на экране. А сейчас, с приходом подмоги в лице пани Моники, только об этом и говорят. И будут говорить еще месяцами. Но, вроде бы, стало ясно, в чем дело.
Американцы на этих примерах проверяют и защищают базовые принципы своей демократии. Самый очевидный момент: равенство перед законом. Любого гражданина, будь он хоть президентом. Сначала рассмотрение иска по делу Полы Джонс был отсрочено до завершения президентского срока Клинтона. Но в прошлом году Верховный Суд постановил, что никакой гражданин не может уклоняться от слушания дела. И вот Клинтон вынужден давать показания на предварительном слушании, а в конце мая начнется уже и основное. Снимать штаны там ему не придется, но экспертная комиссия, изучив фотографии и лицезрев, с позволения сказать, в натуре, доложит суду все анатомические особенности, которые сравнят с показаниями Полы Джонс. Дико? Да. Но принцип демократии, принцип равенства перед законом стоит любых затрат. В том числе - моральных. Так считают, пусть и не высказывают это в явной форме, американцы.
Второй, менее очевидный момент. Американцы полагают, что любое должностное лицо, выбранное ими (или назначенное избранным) выполняет общественные функции. И потому должно быть прозрачно для журналистов, всяких комиссий, и, значит, для населения. Иными словами, его частная жизнь должна ограничиватьcя семьей. Уже, скажем, его друзья - не совсем личное дело облеченного доверием общества лица. Человек с темным прошлым, ставший другом сенатора или, тем более, президента, бросит на него такую тень, что в ее густоте как бы не перестал быть заметен сам облеченный.
Американец интуитивно считает, что основное время должностного лица принадлежит ему, среднему американцу. Ибо ради работы на него, на обслуживание его интересов и был избран данный человек. Если он охоч до прекрасного пола, до выпивки и прочих телесных услад, то значит, меньше времени (и энергии) останется на исполнение своих прямых обязанностей. Если президент разводит шуры-муры с девочками из обширного персонала Белого дома сейчас, кроме Моники, называют еще четверых) , то он упустит нечто важное и государственное. То есть, касающееся всех. Он просто не сумеет увидеть это нечто важное, ибо по сравнению с его подкорочными утехами и сладостными эмоциями они будут казаться каким-то пустяком. Получится, что для него древние инстинкты важнее тонкой оболочки цивилизации. Если президент провел часы с дивой, то этого времени уже нет на просмотр государственных бумаг. Нет времени на совещание с советниками. На деловые встречи. Президент - это как бы народное достояние. Как когда-то народный артист в СССР. Это почетно, но накладывает на него массу прискорбных ограничений. Чего нет, например, у голивудских звезд. Там они играют роль. А в частной жизни могут веселиться и резвиться. И эта их личная жизнь (прайвеси) оберегается законом. Но президент не играет роль президента. Он выполняет функции главы правительства и государства. Верховного главнокомандующего. Тут уж не до личной жизни. Она есть - но в узких пределах семьи. Не нравится? Не будь президентом!
Вот почему такое внимание к, казалось бы, альковным историям с душком. Американцы хотят быть уверенными, что их президент работает для них. Для страны. А не использует пост для срывания цветов удовольствия в чужих садах. Для конгрессменов же, суда и юристов более важен другой аспект: президент, как эталонный метр, не должен быть короче нормы. А он, получается, лжесвидетельствовал (если это подтвердится) и, более того, уговаривал это делать свою подчиненную. Такого искажения эталона ему не простят.
Клинтон в любом случае дорабатывает свой президентский срок. Несмотря на превосходные результаты экономики за эти годы, особенно за истекший год (фактически, нулевая инфляция, то есть даже меньше нормы, временная безработица всего 4,5 процента - тоже меньше нормы, рост ВВП почти на 5 процентов - совершеннейшая фантастика), третьего срока ему не видать по конституции. И невероятный ажиотаж с новым сексуальным скандалом, эта секс-бомба, взорванная под резиденцией, в сущности, принцип президентства не затронет, хотя и может сыграть гнусную роль в последующей судьбе самого Клинтона.
Но вот для судеб американской демократии это важный прецедент. Следующий президент, а вернее, кандидаты на эту должность, будут более чем внимательно относится к своим развлечениям. Независимо от исхода нынешнего скандала с Клинтоном. Даже если он и не любил Монику Левински. Его пример - другим наука. Президент, как жена Цезаря, должен быть вне подозрений. Если уж решил делать карьеру на поприще общественного служения, будь изволь...
Нас же не удивляет, что летчик перед полетом не должен пить. Или что спортсмен должен соблюдать довольно строгий режим и не использовать допинги. С президентом - дело обстоит еще строже. Так что на вопрос в заголовке "Сколько любовниц может иметь американский президент?" ответ безрадостен: американский президент не может иметь ни одной любовницы.

Комментарии

Добавить изображение