ПЕРЕПИСКА C РЕДАКТОРОМ

01-01-1998

ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ГОСПОДИН ЛЕБЕДЕВ !

Прежде всего поздравляю с годовщиной вашего издания. Сам я занимаюсь компьютерной журналистикой. Главная тема - Интернет. Мои материалы публикуются в региональной сибирской, центральной московской и зарубежной прессе.
Сейчас делаю серию материалов для "Радио Свобода".
Уважаемый Валерий Петрович ! У меня есть желание рассказать (вернее, напомнить) слушателям "Радио Свободы" о таком публицисте (и мыслителе) как вы. С учетом того, что все мои материалы связаны с Интернетом, позволю предложить себе две темы: "Как вы себя ощущаете в Интернете? И как вы думаете, что дал Интернет россиянам и какого его будущее? Если вам ничего не претит засветиться, немного посотрудничайте со мной. Хорошо, если бы вы мне написали письмо, я бы приплюсовал его к впечатлению от увиденного и прочитанного на вашем сайте и начитал бы в эфир. Более всего интересно то, как вы воспринимаете всемирную компьютерную сеть, и какие мысли рождаются в связи с этим.
Немного о себе: мне 36 лет, живу и работаю в университетском городе Томске, учился в трейдинг-центре всемирной службы Би-Би-Си в Лондоне.
Всего самого хорошего. Михаил Кречмер. Feb.3.1998
E-mail: mk@post.tomica.ru

УВАЖАЕМЫЙ МИХАИЛ !

Спасибо за ваше теплое письмо. Да, мы с вами в некотором смысле коллеги. В 1991-1992 годах я тоже имел свой кусок передачи на "Свободе" в рамках программы Ирины Каневской (Хенкиной) "Аспекты". Этой программы, по моему, уже несколько лет не существует, и я даже не знаю, что с Каневской. Нет ли у вас сведений? С BBC тоже немного был связан. Там работал и работает мой старый товарищ Александр Рапопорт. И я делал там несколько передач в 1992 году.
Но все это в прошлом.
Что касается моих рассуждений по поводу Интернета, то здесь очень трудно сказать что-то такое, чего уже не говорилось бы. Ну конечно, это новый тип коммуникаций, который позволяет создавать летучие коллективы для обсуждения любых проблем, своего рода brain stormig...
Хотя, пожалуй, вот что: может возникнуть своего рода третья сигнальная система, некий социальный супермозг. Миллионы, а в скором времени и миллиарды отдельных людей (их внутренних компьютеров-мозгов) будут соединены между собой двухсторонней связью. Мне кажется разумной такая аналогия: в этом случае отдельный мозг можно уподобить одному нейрону мозга, а миллиарды таких-мозгов нейронов станут супермозгом (при их количестве примерно в 7-14 миллиардов - именно столько содержит человеческий мозг). Может быть, хватит и в два раза меньше. Можно предположить, что этот супермозг породит пока неведомые феномены сознания, или, лучше сказать, сверхсознания. И точно также, как отдельный нейрон не есть носитель сознания и, соответственно, "не понимает" интеллектуальной функции всего мозга, так и отдельный человек может не иметь и не понимать того, чем станет обладать "Интернет-супермозг".
Уже сейчас очень многие программисты (и не программисты - тоже) имеют свои homepage, на которых размещают свое заветное. То, что раньше являлось достоянием разговоров на кухне, теперь существует потенциально и актуально в информационном пространстве. В ньюс-группах в двух и многосторонних диалогах участвуют уже миллионы. Сколь именно точно - никто не знает. Равно, как и сколько имеется персональных homepage. И вот когда будет найден способ их зарегистрировать, выдавать некий интегративный сигнал, может начаться нечто сейчас мало представимое.
Что это будет? Новые научные теории? Некие неведомые нам принципы морали? Новые философские системы? Неведомо. Да и не может быть ведомо до создания этого супермозга. Дай Бог понять, если появятся. Здесь дело обстоит примерно также, как с появлением человеческого сознания как результата образования у homo sapiens неокортекса и возникновением первичного общества из носителей этого неокортекса. Разве тогдашний австралопитек мог бы понять интегральное исчисление, или экзистенциализм Сартра, или понять такие категории, как честь или злодейство, возникшие в результате этих новаций?
Это не должно казаться такой уж фантастикой. Ведь и сейчас никто точно не знает, что происходит в процессоре. Он становится для нас черным ящиком, когда мы знаем входы и выходы, но не знаем структуры его внутренних состояний. То есть теоретически, конечно, это известно, но не в плане отслеживания каждого шага. Поэтому правильность работы нового типа процессора проверяется другим, как бы эталонным процессором, проверяется надежным компьютером, выводам которого есть основания доверять с большой долей вероятности. Так что уже и сегодня человек получает данные (притом иногда жизненно и цивилизационно важные), скажем, об экономической ситуации, стратегических раскладах и пр., основываясь на доверии к черному ящику. Потому возможно, что когда будущий супермозг (еще раз повторю - не отдельный суперкомпьютер, а сеть из миллиардов компьютеров, куда войдут и суперкомпьютеры), выдаст человечеству некую истину или рекомендацию, то ее придется принять или выполнять рекомендации, не слишком понимая логику их появления и даже то, что они означают.
Но это, так сказать, программа максимум. Вполне возможно, что ничего такого сверхнового не произойдет. А просто возникнет нечто вроде всемирной библиотеки, и всемирного почтового ящика, доступ к которым будет чрезвычайно прост и быстр - одно нажатие клавиши - и на экране любая информация. Не так чтоб поражать фантазиями, но тоже неплохо.

Всех вам благ и удачи. С уважением Валерий Лебедев

4 февраля 1998
Ответ редактора на письмо Константина Кондакова, помещенного в прошлом "Лебеде" (N 54).

УВАЖАЕМЫЙ КОНСТАНТИН !
Спасибо большое за ваше теплое и интересное письмо. Само собой - за ваш дар "Лебедю". С почином, так сказать. Заодно это для нас проверка морального и умственного состояния наших людей.
Как то одна наша американская знакомая, которая долго жила в России, сказала, что у русских нет "чувства благотворительности" (sense of charity). Я попытался их защитить, сказав, - это потому, что у них бедность. Нет, твердо ответила она, благотворительность - не вопрос денег. Это вопрос морали. Всегда имеется возможность помочь- не деньгами, так вещами, не вещами, так работой.
В нашем случае, в общем-то, речь не идет о благотворительности. Скорее - о благодарности. И даже, еще скорее, о помощи себе же, ибо в случае возможности платить гонорары мы сделаем наш альманах еще лучше.
Любопытный эксперимент пройдет. Ведь у нас пара десятков тысяч читателей. А сколько откликнется? Думаю - единицы. Вот вы - первый. Знаю еще об одном. Это пока все (на сегодня - 6 человек).
Не исключено, что попробуем сделать платный вход (кроме России, ибо все-таки народ бедный). По одному с небольшим долларов в месяц. 20 за год - смешные деньги. Ибо я просто чувствую, как мои авторы постепенно чахнут. Нет стимула, хоть и маленького. Это, знаете, как в игре. Можно просто так перебрасывать мяч, а можно ввести счет. И сразу появляются некие дополнительные стимулы. Можно просто так играть в преферанс, а можно положить копейку - и снова появляется дополнительный стимул.
С вашего разрешения, я вместе с благодарностью в ближайшем номере помещу ваше интересное письмо и фотографию (оно было помещено) .
Ждем ваше эссе. Единственная просьба: присылайте русский текст как attach., лучше в word6 или 7, или text only, или RTF формат. Сейчас вы прислали письмо как message и у нас нет программы для ее раскодировки. Пришлось, по методу пляшущих человечков Шерлок Холмса расшифровывать вручную.

Еще раз благодарим - ваш Валерий. 5 февраля 1998г.

УВАЖАЕМЫЙ ВАЛЕРИЙ !

Спасибо за размещение моего письма на Вашем сервере, я постарюсь закончить и отшлифовать свое любительское эссе в ближайшее время.
Да, я тоже много думал об отсутствии "чувства благотворительности" у русских. Причин здесь, как мне кажется, несколько. Ну, во-первых, общеизвестно, что большининство мужского населения России проходит армейскую службу. Да, я знаю, что можно остаться человеком при любых испытаниях и невзгодах, но не секрет, что тяготы и лишения армейской службы и "чувство благотворительности" - это понятия, мягко говоря, несовместимые. Унаследовав от ГУЛАГа нехитрые жизненные заповеди, типа "не бей, не бойся, не проси", или "тебя не (гре)бут - ты не подмахивай" и т.п. - армия развивает и всячески поощряет солдафонские, дембельские узколобые ценности; врать не краснея, без зазрения использовать чужой труд, приворовывать, не доверять и так до бесконечности.
И заметьте, что отслужившие не живут в вакууме, а среди нас с вами. Большинство примеров Солженицына о " лагерной психологии " можно смело перенести в нашу действительность - тут уж не до благотворительности.
Во-вторых, с 1986 года по России прошло несколько волн нуворишей. Сначала это были кооператоры, потом прихватизаторы, наконец появились "новые русские". Простой человек, глядя , как богатеют "новые русские" всех мастей на пустом месте и практически ничего не делают для общества, испытывает не самые светлые чувства. Самое обидное здесь, что государство волей-неволей поддерживает этот порядок - то есть выставляет напоказ "культ наживы" и "пира во время чумы". Вместо того, чтобы выступать в качестве беспристрастного судьи ("А объясните источники ваших доходов?") или хотя бы нейтрального арбитра - оно способствует проникновению криминального , а в лучшем случае люмпенского сознания в народ. ("Вот видите, каким надо быть" )
А причем тут "чувство благотворительности?" - Когда одни жируют на бесчисленных презентациях, обсуждают миллиардные сделки в Давосе и выписывают себе омаров из Парижа, а другие , выкинутые на обочину жизни, собирают пустые бутылки , чтобы купить хлеб, нюхают клей "для кайфа" , беспросветно вкалывают на 2-3-4 работах, да обедают в чудом уцелевших пельменных (где велика опасность подхватить тубкркулез или сифилис) - то тут не до благотворительности, тут выживать надо , как подметили "Известия".
В-третьих, все-таки надо признать, что дело в бедности. Причем, в бедности, которая плохо соизмеряется со статусом бывшей "супер-державы". Ко мне приезжали родственники из Москвы, и мы провели интересный вечер в семье моих хороших чернокожих друзей. Это произвело неизгладимое впечатление; "Представляешь, нам говорили, что негры в Америке - это не люди, а тут у них свой огромный дом , полный хрусталя и компьютеров, три машины и сувениры со всего света. А мы всю жизнь проработали в НИИ, да вот и ютимся в двухкомнатной квартире и нигде не были"
Я заметил, что в Ваших еженедельных обзорах Вы ссылаетесь на информационные сообщения "России-Он-Лайн". В следующем письме я планирую послать Вам URL и любопытные статьи из других бесплатных информационных ресурсов - например, я люблю читать "Литературку" в он-лайне.

С уважением, Константин Кондаков

Примечание редактора: "Литературная газета" и вообще адреса всех изданий русских периодических сайтов у нас есть. Пару раз я использовал статьи из Литературки. Но в целом это довольно скучное издание, давненько находящееся в клинической смерти и норовящее все время закрыться. Кроме того, на Интернет попадает с недельным и более опозданием.
Странно выглядят "Московские новости". Они даются в формате Adobe aсrobat, который мало у кого есть. Но главное - в том, что представляя газетную полосу в ее естественном виде (а - зачем?), этот формат невообразимо долго грузиться. А так как газета не имеет оглавления( только рубрики), то чтобы просмотреть, (то есть вызвать на экран по очереди все статьи) один номер нужно потратить часа три! Я говорил об этом фатальном недостатке замглавного редактора, но ничего не изменилось по сей день.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЙ ВАЛЕРИЙ !

Пожалуйста, примите и мой вклад в финансовую поддержку "Лебедя". Я с громадным удовольствием (чаще сего) читаю ваш альманах и был бы искренне рад возможности и впредь при всей и всяческой занятости находить время для обращения к "Лебедю" - будить неуклонно угасающую в повседневной утилитарности мысль и ведущий к ней интерес.
Мы односторонне знакомы: одно время учился и работал у Сергея Попова в ММАСе (Межрегиональная методологическая ассоциация - В.Л.) и раз-другой участвовал как игротехник на орг-деятельностных играх, где были и вы.
Еще раз спасибо за "Лебедь".
Борис Дейчман
8 февраля
e-mail: boris.deychman@fmr.com

ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, ДОРОГОЙ БОРИС !

Спасибо большое за помощь птице (100$ - не шутка!) и вашу теплую оценку наших полетов.
У меня впечатление, что я помню вашу фамилию. Игротехники входили в состав команды и мы как-то общались, хотя бы на пленарных заседаниях. Правда, я был немного как бы в стороне от методологических бдений, которые Сергей Попов устраивал, бывало до 2-3 ночи. Мне казались эти рефлексивные самооговоры не совсем нужными.
Интересно, как наш народ рассеивается. Настоящая диаспора Физтеха и ОДИ. А как вы оказались здесь? Вообще, немного расскажите о себе. А также о ваших соображениях по поводу материалов альманаха. Что расширять, что сократить. Или вовсе убрать.
По весне я обязательно хотел бы собрать наш актив. У нас сейчас небольшой домик, но довольно приличный двор, и там мы и посидим. Нужно было бы еще обсудить вопрос о коммерческой загрузке ЛЕБЕДЯ, ибо на donation далеко не улетишь.
Вы, к примеру - самый щедрый. А всего отозвались пока 6 человек, при том, что читают десятки тысяч.
Еще раз thanks a lot.
Признательный и обязанный вам Валерий Лебедев

P.S. Не могу удержаться от одного любопытного воспоминания, связанного с организационно-деятельностными играми (ОДИ). В феврале 1989 года шла игра (руководил Сергей Попов) в Иркутске с депутатами Верховного Совета , областного Совета и всякими высшими руководителями области. У меня был почти трехчасовой установочный доклад на тему о том, как страна дошла до жизни такой, а также я изложил некоторые прогнозы, из коих следовало, что СССР через пару лет распадется. Народ сидел без перерыва и то смеялся, то вздрагивал. А по окончании встала одна дама и сказала: "Мы думали, что Лебедев - интересный человек, он тут раньше делал дельные или смешные добавления. Но после этого доклада, после того, что мы сейчас услышали, мы видим, что кто он на самом деле. Только огромное терпение и дружелюбие иркутян позволят ему выйти живым из зала" (это - цитата, ибо весь ход игры всегда записывался устроителями на магнитофон для целей отчета). Попов стал ее урезонивать, сказав, что ныне все-таки перестройка и гласность, и что вообще ведь речь шла об истории и методологии, а не о программе политической и ревоюционной борьбы. В общем, обошлось.
На следующей год игра шла в Сыктывкаре и там у меня был доклад на тему о предреволюционной разрушительной и, позже, декоративной роли Советов, а сейчас - снова о разрушительной (ибо народ туда попадает с "улицы"), и о необходимости их роспуска. После этого встал один профессор и сказал, что докладчика нужно арестовать прямо в зале. Я ответил, что это- большой прогресс, ибо год назад меня прямо в зале хотели расстрелять. Если так пойдет дело и дальше, то, предположил я, еще через год мне дадут премию. И что вы думаете? Именно через год снова в Сыктывкаре (зимой 1991 г.) мне действительно дали, правда, не премию, а какую-то грамоту, деревянное резное блюдо с дарственной надписью "За честность и смелость мысли" и накладную сову из оленьей шкуры (она и по сей день висит на стенке).
Сейчас эти метаморфозы кажутся почти невероятными, но я хочу напомнить, что до публикации "Архипелага ГУЛАГ" во время Иркутской игры еще оставалось 7 месяцев и руководство СССР и тогда, и позже вовсю строило обновленный социализм, возвращалось к ленинским нормам, к НЭПу и идеалам раннего большевизма.
Да, быстро двигалась история.
11 февраля 1998
96 Oak st
Natick
MA 01760
tel (508 ) 655 94 11
fax (508 ) 655 94 42

"ЛЕБЕДЬ" выражает глубокую признательность за финансовую помощь Татьяне Форофоновой (врачу и программисту), Людмиле Штерн (писательнице) и Александру Готхарту (специалисту по network), которые многократно помогали также своими оценками и советами по поводу вышедших и еще только готовящихся материалов альманаха.

Комментарии

Добавить изображение