БЛИСТАТЕЛЬНАЯ КАПИТУЛЯЦИЯ (Поразительная победа Ирака при полном превосходстве Америки)

01-01-1998

lebedevБолее месяца США размахивали своим боевым кулаком над Ираком. Два авианосца с палубными самолетами F-16, к ним вдобавок невидимки F-17 "Стелс" (всего порядка 300 штук), куча эсминцев, подводные лодки, средства усиления в виде британского флота и 30 тысяч морских пехотинцев. Охотно демонстрировались бомбы лазерного наведения длиной до 4 метров, диаметром всего 70 см. с ракетным двигателем в хвосте, разгонявшего эту иглу до сильно сверхзвуковых скоростей, так что она своим сверхпрочным титановым наконечником с визгом прошивала 12-метровые бетонные перекрытия, под которыми бы не удалось спастись никакому Хусейну. Если бы он сидел в это время там. Но он- не сидит. Он все время, каждый час меняет место укрытия. Еду накрывают в десяти дворцах, а он приезжает на перекус в одиннадцатый.
Не так много было войск и самолетов, как в 1991 году, но достаточно для выхолощенного "Бурей в пустыне" Хусейна, у которого из 5,5 тысяч (перед "Бурей в пустыне") приличных танков Т-72 осталось всего около 500 еще более ранних типов вроде Т-54 и Т-62 и пара десятков музейных МИГ-21. Два раза назначались точные сроки удара по негодному Саддаму - 17 и 23 февраля. А в результате нанесли удар Кофи Аннаном.
Вице-премьер Ирака Тарик Азиз подписал с Кофи Аннаном соглашение о том, что Саддам "на все согласен". На что - на все? На допуск комиссии экспертов ООН в любые укромные уголки его дворцов. Но ведь Саддам и раньше на это соглашался. Это как-то ускользало от внимания прессы. Не соглашался он только на то, чтобы эксперты вламывались в его покои (включая ночные покои) в любое время дня и ночи. Впрочем, если покои ночные, то почему бы туда не наведываться ночью? И не просто вламываться, но и устанавливать по своему усмотрению мониторное оборудование, вроде телекамер, кои наблюдают за клиентами банков в Америке. Может быть, вы захотите еще установить датчики у меня в прямой кишке на предмет обнаружения там ядовитых газов?! - восклицал Саддам. Ярость Саддама усугублялась тем, что некоторые эксперты сильно надирались за казенный счет, нарушая Коран и возбуждая этим правоверных.
Тогда - ударим! - повторяла в который раз воинственная дама, госсекретарь Меделин Олбрайт. Она не раз говорила, что Америка - единственная сверхдержава в мире, что она обязана наводить везде тот порядок, который считает нужным, что никто не сумеет ей противодействовать... Не замечая, что противодействовать ей (в данном случае - Олбрайт) начинают собственные студенты университетов, освиставших даму на одном из ее выступлений в Коламбусе.
Не менее воинственный Фаррахан, облетевший во время Иракского кризиса полмира на собственном самолете, высказался в том смысле, что его "Нация ислама", состоящая из негров Америки, будет ныне бороться за создание собственного "миролюбивого государства" взамен (и внутри) агрессивной Америки. То есть, своего рода аналога Чечни в теле России.
Затяжка с обещанным ударом и воинственные танцы американской Валькирии стали отвращать своих и раздражать чужих. Более половины населения Америки выступили против применения силы в Ираке. Из внешних факторов - Россия, Китай, Франция, Бразилия, Турция, Германия, Италия - то есть, частью члены Совета Безопасности, частью - члены НАТО, частью - члены ОАГ. Российские химики и метеорологи тут же рассчитали, куда поплывут облака в случае попадания бомб в предполагаемые хранилища ядов Хусейна и распыления газов или бактерий при таком-то и таком-то ветре и сколько при этом народа сгинет. Ельцин сказал, что нарвется Клинтон на третью мировую ядерную. И, конечно, резко против выступил весь арабский (кроме Кувейта и Бахрейна) , и шире - исламский мир. В сумме получилось - много. Так что вместо удара послали Аннана.
Саддам разрешил проверять все свои покои в любое время и с установкой любой подглядывающей аппаратуры для текущего мониторинга. Как объяснил такую свою покладистость Саддам? Просто - традиционным арабским гостеприимством. Кофи Аннан - наш дорогой гость. Тем более - черный. Снаружи - явно черный. А, внутри, наверное, тайный мусульманин. Он попросил показать наш дом. Ради Аллаха. Разве хозяин не покажет дорогому гостю самые укромные места своего дома? Пожалуйста, вот наша спальня. А вот здесь- ванна и туалет. А наверху вот еще ванна и туалет. Мы подписали соглашение, говорил Хусейн, о любых правах экспертов вовсе не под дулом авианосцев, а добровольно – в знак уважения к гостю.
Вот логика иракской (и не только) прессы.
Америка нас не запугает. Она хотела захватить Ирак еще в 1991 году. Но мужественный иракский народ дал по зубам большому сатане, а заодно среднему (Англии) и малому (Израилю). И побежало сатанинское отродье, утирая сопли и издавая вопли. Отлежавшись, большой сатана со средним вновь явились к Ираку с клыками и ножами. И снова правоверный народ не устрашился. А не устрашившись, тем самым на смерть запугал сатану, который вновь побежал с позором, забыв даже прикрыть хвостом свой клинтоновский срам.
Мусульманина нельзя испугать смертью, говорят в Ираке. Это правда. Если он - фанатик. Смерть от неверного гяура в тот же момент отправляет борца за дело веры в рай. В христианстве нужно причастие да отпущение грехов. А в исламе ничего этого не нужно. Достаточно пасть от рук врагов веры - и эдем с гуриями обеспечен навеки.
В свое время советские генералы-атеисты совершенно этого не понимали в Афганистане. Потом российские генералы-православные точно так же не поняли этого в Чечне. Нельзя грозить смертью тому, кто ее не боится. И даже приветствует.
Заголовок багдадской газеты "Аль-Кадисийя: "Победа иракцев над дьяволом-Америкой". Другие иракские газеты варьируют на все лады: "Позорное поражение Америки", "Заморский сатана обломал зубы об исламскую твердыню", "Весь мир смеется над бессильными потугами американского империализма", "Конец американской гегемонии", "Гнездо разврата наказано", "Америка - враг ислама".
Ладно, а что же в действительности? На самом-то деле Америка победила, не так ли? Увы, "на самом деле" - не существует. Мы можем узнать о конструкции какого-то устройства, если возьмем в руки инструменты, ключи разных размеров и конфигураций, отвертки, всякие приспособления и разберем его на составные узлы и части. Если у нас в распоряжении нет соответствующих инструментов, ничего мы не узнаем. Для анализа социальной реальности или общественного устройства точно так же необходим понятийный инструментарий. Нет у вас соответствующих понятий и категорий - и ничего мы не поймем. Житель Ирака, не знающий, что такое права человека, свобода слова, выбор информации, критика правительства и пр., ничего не может знать о том, как "на самом" деле устроен Ирак и кто такой "на самом деле" Саддам Хусейн. У иракца в руках (в голове) только такие понятийные инструменты, как "вождь", "отец нации", "благодетель", "верность Аллаху", "Аллах Акбар (Аллах велик)", "Смерть неверным!", "Кувейт - историческая земля Ирака", "Большой сатана всегда зарится на счастье простого мусульманина", "Иншалла (Аллах победит)". И где здесь хотя бы намек на диктаторство Хусейна или отсутствие свободы в Ираке?
Ладно, так думают иракцы. А как в остальном мире? О! В мире ныне, в первую очередь, говорят о лицемерии Америки. Когда Ирак напал в 1980 году на ослабленный казнями (фундаменталистами) офицеров Иран, то вскоре Саддам Хусейн применил химическое оружие и поля сражений усеялись скрюченными трупами иранских солдат. Тогда Иран в ответ тоже применил секретное оружие - аятолла Хомейни стал посылать на минные поля подростков, которые своими телами разряжали мины, после чего в атаку шли регулярные части. Труднее было с определением того, кто скорее попадет в рай, ибо с обеих сторон воевали правоверные. Но быстро разобрались - с иракской стороны воевали сунниты, а с иранской - шииты. Так что враги веры быстро обнаружились. Для суннитов неверными были шииты, и наоборот.
Однако нас интересует не проблема времяпровождения защитников дела Аллаха в компании прекрасных гурий, а отношение Америки к той войне и, главное, к тогдашнему применению химического оружия Хусейном. Так вот, радостно восклицает антиамериканская пресса в самых разных странах, никаких комиссий ООН США не организовали, авианосцами Саддаму Хусейну не грозили, коалицию против него не собирали. Более того, сейчас в Америке разгорается скандал по поводу одной фирмы, которая с ведома ЦРУ поставляла Хусейну отравляющие вещества. Так война и шла - более семи лет, достигнув по потерям более 1 миллиона человек с обеих сторон и выйдя на второе место по этому показателю после Второй мировой, пока не иссякли ресурсы обеих сторон и они, обессиленные, не привалились к стеночке.
Итак , где в то время были США с их исконным миролюбием? Ах, они голосовали за резолюции ООН, призывающие Ирак и Иран прекратить взаимную бойню! Так и СССР голосовал за те же резолюции. И Китай. И вообще - с редким единодушием все голосовали. Не дорого стоило. Тогда, в начале войны, даже Брежнев проявил себя как большой умиротворитель. Вообще-то очень хотелось бы поддержать какую-нибудь сторону и на этом основании въехать на танках в нефтеносный регион для его защиты от империализма. Но вот - какую именно сторону, кого поддержать? С Ираком имелся Договор о дружбе (от 1972 года) и ему поставлялось оружие, а с Ираном - договор о сотрудничестве и тоже поставки оружия. Возникла задача Буриданова осла, которую Леонид Ильич разрешил в стиле ведущего борца за международную безопасность и лауреата ленинской премии мира. Он сказал: (цитирую) "Руки прочь от...(помню мы, слушая, затаились - от кого же, от кого руки прочь??) Руки прочь от ситуации, господа империалисты!",- закончил Леонид Ильич, не моргнув глазом. Ей-Богу, не плохо сказано.
А вот в 1991 году антисаддамовская коалиция быстро была собрана и ударила. И крепко. Отчего такая оперативность? А очень просто: возникла угроза со стороны ретивого Саддама Персидскому проливу и проходу танкеров с нефтью, которая сплошным потоком шла в США и страны Запада. Так вот как! - восклицают ныне многие. Стало быть, дело не в диктаторстве Саддама. Не в отсутствии свобод для иракского народа. И даже не в химическом и биологическом оружии. Дело - в нефти. То есть, во вполне материальных интересах.
В связи с такого рода рассуждениями сейчас резко обострились антиамериканские настроения во всем мире. В России они давно зрели. Под логику: нас прельстили введением рынка, демократией да либерализацией. Сказали: сделайте, как у Америки, и жить будете так же хорошо, как там. Сделали. В результате - страна распалась, жить стали хуже. Стало быть, нас поймали на блесну, поманили да подцепили. А сами в это время вывозят наше сырье. Так вот они каковы, благодетели проклятые! Я лично не раз слышал подобное от бывших весьма либерально (и проамерикански) настроенных интеллигентов в Москве, ныне ставших врагами Америки.
Перескажу кое-что из свежей прессы.
Везде растет недовольство американской гегемонией, - пишет Коммерсантъ.- Недавно состоялась встреча лидеров франкоязычных государств в Ханое, одной из главных тем которой стала необходимость формирования альтернативы всеобщей американизации.
Станислав КОНДРАШОВ в "Известиях" от 28 февраля: " "Вооруженный вариант в обозримом будущем невозможен. Напомню, что, сосредоточивая свою армаду в Персидском заливе, Клинтон и его окружение не раз заявляли о решимости действовать, если понадобится, в обход ООН. Сейчас это исключено. ... Дело в том, что успешная миссия Аннана в Багдад так подняла общий статус ООН в глазах мирового сообщества, что администрация Клинтона не может не считаться с этой переменой, даже если она не по душе воинственным сенаторам и конгрессменам на Капитолийском холме.
Российская дипломатия, втайне жаждущая аплодисментов, добровольно отдала свои лавры генеральному секретарю ООН, предусмотрительно отойдя в тень. Было бы контрпродуктивно дразнить своим мирным успехом тех, кто стремился к нему вооруженным путем. Но именно ее вклад в багдадское урегулирование публично выделил Кофи Аннан.
Что касается политического сдвига, то он исчисляется в иной, можно сказать, концептуальной валюте. Иракский кризис по итогу возвысил ООН и понизил статус США, чьи претензии на мировой гегемонизм, включающий право односторонних репрессий, встретили широкое сопротивление".
В январе этого года в Касселе (Германия) проходила конференция: собралась интеллектуальная элита России и Германии, чтобы обсудить роль России на пороге XXI века. Но неожиданно одной из главных тем стала необходимость противостояния американской гегемонии в Европе. Еще более неожиданным стало то, что тон здесь задавали не русские, а немцы. Два месяца назад на другой стороне планеты, в Юго-Восточной Азии, в разгар финансового кризиса утверждение о том, что Джордж Сорос спровоцировал этот кризис в интересах, и чуть ли не по подсказке американского правительства, очень быстро стало общим местом не только в аналитических статьях, но и в выступлениях политиков.
Россия настаивала на дипломатическом разрешении кризиса, и вышло как бы по ее хотению. Получилось, что Россия выразила публично то, о чем многие другие думают, не решаясь пока заявить во весь голос. Таким образом, впервые за последние годы наша дипломатия, несмотря на слабость, смогла стать неформальным лидером некоторой коалиции. И пусть эту коалицию можно назвать "молчаливой коалицией", но она уже сложилась. Главная идея такой коалиции - как раз та, которую выдвигает последние несколько лет российская дипломатия, - идея многополюсного мира.
Стратеги американской внешней политики будут заниматься бесплодными поисками нового врага. Найдется ли у них достаточно стратегического мышления и политической воли для признания очень горького факта - места для единственной сверхдержавы в мире не существует? Директор Института политических исследований Сергей МАРКОВ подытоживает в Коммерсанте от 26 февраля:
"Трудный путь, по которому прошла Россия, придется осваивать и американской внешнеполитической элите. Конечно, место США в мировой политике будет куда более почетнее, чем у России, но это не будет место единственной сверхдержавы. Иракский кризис 1998 года показал, что монополярный мир уходит в прошлое".
Подытожим и мы. Увы, на дипломатическом уровне США проиграли. Россия и Франция, которые особенно настойчиво говорили о необходимости переговоров и дипломатическом пути урегулирования, получилось, оказались правыми.
На пропагандистском и идеологическом уровне США тоже проиграли. И не только в Ираке, но и в большинстве других стран. И даже среди половины своего собственного населения. И в стратегическом отношении - пожалуй, тоже. Как бы выяснилось, что Америка не так уж сильна. США выиграли в некоем очень высоком слое - в пресловутом общечеловеческом. Все-таки они предпочли сохранение жизней своих солдат (пусть очень немногих) блеску военной победы над Хусейном. И жизней мирного населения иракцев. То, что военная победа была бы, никто, кроме верующих иракцев, не сомневается. Даже сам Хусейн.
Но политика не живет прекраснодушными категорическими императивами. Важность каждой жизни, слезинка ребенка, гуманизм во всем мире, общечеловеческие ценности... На этом сломал себе (и стране) голову Горбачев. Все эти вещи прекрасны для философов, моралистов и гуманистов, но не для действующих политиков. Политика - это реализация своей действительной силы. И это - обеспечение своих национальных интересов. В том числе - в поставках нефти. Нечего тут закатывать глаза и ахать- фи, как не стыдно.
Что ни говори, перестояли американцы, передержали. Слишком долго готовились. Перегорели на старте. Устроили бурю в стакане. За это время Саддам сгруппировался, арабы консолидировались, Россия стала запускать Посувалюка.
У воров в законе есть присловье - не вытаскивай нож без особой надобности. А вытащил - бей. И у самураев в кодексе бусидо записано: не обнажай и даже не вытаскивай меч из ножен перед другими. Даже случайно. А если без нужды вытащил, значит оскорбил присутствующих. И для смытия позора самурай обязан был сделать себе харакири. Хорошо, что Клинтон не самурай. Так ведь и Казанова им не был.
Да, а пока американцы намекали и угрожали, в России успели изготовить думскую комиссию под началом Владимира Лукина, состоящую, казалось бы, из несовместимых представителей – коммунистов, жириновцев, нашдомовцев и яблочников. И все они в полный унисон с Ельциным поют сейчас в ООН (с 27 февраля) о недопустимости никаких силовых воздействий на Хусейна. Мы за мир и песню эту понесем, друзья, по свету....
Нам, между прочим, польза от этого неожиданного выигрыша Саддама уже перепала. Ослабили у него путы нефтяного эмбарго, Ирак получил право на дополнительную продажу своей нефти на 5 миллиардов долларов в год. И сразу же поехала вниз цена на бензин. Теперь по понедельникам на ближайшей к нашему дому колонке цена за галлон - ниже доллара. Такого не было даже пять лет назад.
Россия в своих интересах требует совсем снять с Ирака нефтяное эмбарго. Только так Ирак смог бы начать выплачивать ей свой десятимиллиардный долг.
Интересно, какой тогда станет цена на бензин? Вдруг упадет до 50 центов за галлон, как это было лет 30 назад?

Комментарии

Добавить изображение