БОРИС ЕЛЬЦИН : Я ДАЛ РЕФОРМАМ НОВЫЙ ТОЛЧОК"

01-01-1998

Эта более чем двусмысленная фраза управдома российской коммуналки, позволяет сделать несколько очевидных выводов, выходящих за рамки нынешней ситуации в России, возглавляемой верховным слесарем-сантехником.

Когда один человек, во вменяемости или "предсказуемости" которого приходится постоянно сомневаться или, чаще, не сомневаться в невменяемости ("непредсказуемости"), может разогнать и правительство, и парламент на вполне "законных" основаниях, то – о какой демократии идет речь? Ведь даже Гитлер и Сталин не могли позволить себе такой роскоши. А тут – парламент, выбранный, кстати, тем же народом, от имени которого правит президент, не только под вечной угрозой роспуска, но уже однажды был расстрелян и рассажен по камерам Лефортовки. Все правительство одним прекрасным утром смыло в канализационном направлении.
Мы имеем в России елы-палычную республику, также похожую на республику, как советская демократия на демократию. Нам кажется странным, что император Цезарь жил в республике, но почему нас не удивляет название РФ?
Власть есть проявление воли и понимания закона. В России царит самовластие – ситуация, когда власть попирает любые законы, в том числе и собою созданные.
А когда их не было, этих реформ?
При Алексее Михайловиче реформаторски раскололи церковь, а заодно провели денежную реформу – пустили медные деньги по цене серебряных.
При Петре тоже были реформы – бороды обрили, переодели, кофе заставили пить, армию реформировали, приказы переименовали в министерства
При Екатерине П губернское правление ввели, городское право, узаконили крепостное право и вольности дворянства.
Павел 1 столько реформ и контрреформ провел, что назвал свое царствование перестройкой.
Александр 1 образование реформировал, при Александре П реформ прошло, как никогда до него или после него – и крестьянская реформа, и земская, и судебная, и масса других.
При Сталине реформы шли практически постоянно. Уж кто всласть нареформировался, так это Хрущев. Одни совнархозы и двойная система обкомов чего стоили! По сравнению с совнархозами приватизация – простенькая реформочка по новой нарезке пирога.
А уже деньги-то – практически каждый менял, как конституции.
Выходит, в России реформы – нормальное состояние уже четыреста лет кряду. И люди настолько привыкли к ним, что почти автоматически уворачиваются и увиливают от них. Ну. не захотели и не стали поголовно собственниками, а ведь Чубайс каждому раздал на приобретение недвижимости аж по 12 с полтиной долларов, правда, в нетвердой валюте, даже не валютой.
Чего уж там – у нас не только настоящее – у нас прошлое с будущим постоянно реформируются. Да вы почитайте нынешние школьные учебники истории. Да вы послушайте наших политических прогнозистов – и вспомните их же, но десятилетней давности…
Подлинной реформой и стабилизацией в России стал бы мораторий на реформы. Хотя бы лет на десять. Но, чтоб жизнь медом не казалась, мораторий такой вводить не будут. А жаль. В свое время афинский законодатель Солон потребовал, чтобы десять лет афиняне не меняли ничего в его законах, а в дальнейшем по поводу каждого нового закона проводили бы суд:
не является ли новый закон вредным?
не противоречит ли он уже имеющимся законам?
не стоят ли за ним корысти и интересы законодателя?
Если суд усматривал это, законодателя ждали казнь, рабство или изгнание.
А в России и без суда, даже слепым видны все три нарушения в каждом новом законе – и ничего! Реформы продолжаются, теперь на новом толчке президента.
В документальном повествовании о Чернобыле рассказывалось, как один из руководителей станции во время катастрофы крутил ручки на приборах и посылал людей посмотреть, что там с реактором. Те возвращались, опаленные радиацией, и говорили руководителю: "реактора нет". Тот не верил, посылал новых и все продолжал крутить верньеры взбесившихся приборов – раз зашкаливает, значит реактор есть!
Ельцин продемонстировал и без того давно очевидное – в этой стране управлять нечем. Одни ручки остались. Это даже не крыловский квартет. Тут можно даже не садиться. Система управления, зашкаливающая от реформ, потрясучек и фаворитства, живет сама по себе, а неуправляемая ею страна – сама по себе. И от того, что придут новые люди или введут новые ведомства, денег в пенсионной кассе не прибавится, воровства не уменьшится, дураки наивные не переведутся.
А об уровне уходящих говорить просто стыдно. Самый продвинутый из этих, Анатолий Чубайс на собственной поминальной пресс-конференции поставил себе в заслугу первое за десять лет сокращение смертности (как будто именно он перестал резать людей): просто в стране сейчас уже и умирать-то некому, к смерти подошла генерация родившихся накануне и во время войны. Но ведь постсоветских макроэкономистов никто не успел научить азам демографии и социологии, они мыслят отвлеченными категориями и широкими масштабами!
Ни для кого не секрет, что разгон правительства в марте 1998 года – начало выборной кампании Ельцина на пост президента в июне 2000 года.
Теперь, чтобы ни случилось, он в выигрыше: ненавистное народу и парламенту правительство кто разогнал? -- он, а не Дума или какие-нибудь там коммунисты. А если новое правительство окажется хуже прежнего (а так оно и будет – у новых реально всего два года дано для грабежа, они это все отчетливо понимают и миндальничать никто не будет), то его можно будет разогнать за два-три месяца до выборов и – либо пересажать половину, либо просто отменить, введя систему президентских коммисаров по каждому ведомству (по каждой территории коммисары уже давно сидят).
Ельцину, судя по всему, пожизненного президентства уже мало. Он рвется в посмертные. И тут стратегия пронзительно чиста: чем больше он набедокурит, начудит, нагадит, насвоевольничает и накуролесит, тем больше у него шансов попасть в историю – "Ельцинская Россия", "доЕльцинская Россия", "постЕльцинская Россия".
Что же касается нас, по несчастью оказавшихся его современниками, то разве новые толчки –это мало? -- Так сидите и не вякайте.

Монтерей, 25 марта 1998 года

Приложение: Выступление Ельцина перед народом 27 марта по поводу отставки правительства.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ РАДИООБРАЩЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА 27 МАРТА

Дорогие сограждане!

Сегодня общество, журналистов, политиков больше всего волнует тема отставки правительства. Событие, конечно, далеко не рядовое. Об этом и хочу поговорить.
В газетах и по телевидению звучали самые разные версии отставки Виктора Степановича Черномырдина. Многие пытались разглядеть в моих словах то, чего там не было. Напрасно. Я сказал именно то, что думаю.
Еще раз хочу поблагодарить Виктора Степановича. Почти шесть лет мы проработали вместе, не один кризис вместе преодолели плечом к плечу. И никогда у меня не было даже тени сомнения, что он надежный и верный соратник. Больше пяти лет работы председателем правительства -- это срок. Если не мировой рекорд, то близко к тому, а при сложности и масштабах наших экономических реформ год вполне идет за два, как на Севере.
Я предложил Виктору Степановичу заняться подготовкой к выборам 2000 года. Я имею в виду выборы президента. И здесь понадобится весь его богатый опыт, умение работать с людьми. Убежден: он еще многое сделает для России.
Исполнять обязанности премьер-министра я поручил Сергею Владиленовичу Кириенко. Его кандидатуру и буду вносить в Государственную думу.
Кириенко -- новый человек во власти. В правительство мы пригласили его только год назад. В декабре он стал министром топлива и энергетики и на этом посту проявил себя с самой лучшей стороны. Коллеги высоко отзываются о его деловых и человеческих качествах. Кириенко, что называется, технократ, специалист-управленец, человек, не связанный сегодня ни с какими партиями и движениями. В то же время он умеет вести диалог со всеми, готов выслушивать мнения разных сторон. Кое-кто говорит: "Слишком молод, нет жизненного опыта, рано ему еще так высоко подниматься". Категорически не согласен. Профессионализм и энергия определяются не датой рождения.
Ну, так откровенно хочу сказать, начальником крупного комбината в Свердловске я стал в 28 лет. И считаю, что это мне во многом помогло. Возраст министров, которые будут работать в новом правительстве, не играет определяющей роли.
Хорошие министры встречаются и в 30 лет, и в 70. Важно, чтобы человек знал свое дело, имел свежие идеи и нестандартные подходы, умел твердо и решительно добиваться поставленных целей. Конечно, Кириенко будет нужна помощь, особенно на первых порах. Все-таки взлет у него очень стремительный. Но не сомневаюсь, помощь и поддержка у него обязательно будут и в правительстве, и в администрации президента, и, конечно, с моей стороны. Также надеюсь, у него появится опора среди депутатов и губернаторов.
Я уже Кириенко предупредил. Времени на раскачку у него нет. Социальные вопросы, которые упустили, требуют безотлагательного решения. Мы не должны позволить накопиться долгам по зарплате. Этот год должен стать у нас годом экономических решений, годом подъема российской промышленности. Такую задачу мы поставили, и она должна быть выполнена. Нужны решительные шаги во всем -- и в военной реформе, и в административной, нужны новые подходы и в работе с федеральными министрами, и в контактах с региональными лидерами.
Особой заботы требует наше здравоохранение, образование, культура. Так что Сергей Владиленович Кириенко получает нелегкое хозяйство. Ему будет где проявить свои таланты и способности. Верю, что справится.
Благодарю за внимание. 

Комментарии

Добавить изображение