МОЯ ПРЕКРАСНАЯ ГОДЗИЛЛА

01-01-1998

Borodin      Я буду спорить до хрипоты, буду срываться на крик, размахивать руками и брызгать слюной, но я заставлю вас осознать, наконец, тот очевидный факт, что из всех искусств для нас важнейшим является кино.

Протрите глаза и оглянитесь вокруг. Повсюду, как грибы после дождя, растут новые кинотеатры. Один из них, шикарный и многозальный, материализовался буквально из пустоты на пустыре возле перекрестка 7-го хайвея и Yonge Street в Торонто, где я почти каждый день делаю левый поворот.

В рациональной до дикости Северной Америке ничего просто так не происходит. Всему есть, как правило, веская причина, выражаемая обычно многозначной цифрой с понятным без перевода знаком $. В данном случае причина довольно проста: имеющихся кинотеатров стало не хватать. Недавно я пошел в кино, а в кассе уже не было билетов! Нужны ли более веские доказательства того, что кинематограф пережил стадию упадка и вступил в пору расцвета? Скажу больше: небывалого расцвета. Такого пышного, что он распространился даже на видеосалоны, разорявшие кинопрокат в недавнем прошлом.

Разумеется, речь идет об американском кино, то есть о Голивуде. Что происходит с кинематографом в Европе, в том числе в ее восточной части, честно говоря, не знаю и от высказываний на этот счет воздержусь.
Европейцы, кстати, в том числе интеллигенствующая часть наших соотечественников, перебравшихся на ПМЖ в Северную Америку, высказываться о продукции Голивуда не стесняются и продукцию эту обычно ругают или хают. Реже - критикуют. Еще реже - сдержанно отмечают качество трюков и спецэффектов.

Вот типичный набор ярлыков, обычно навешиваемых на очередной американский киношедевр: убожество или отсутствие драматургии, схематичность характеров, штампованность ситуаций, стандартное развитие стандартного же сюжета, надуманность конфликтов и т. д. и т. п. Еще часто звучит такая мысль: без диковинных чудовищ и чудовищных маньяков голивудским киногероям вообще было бы нечего делать на экране.

Не ждите, что я буду оспаривать эти совершенно справедливые оценки. Все так и есть. Только это далеко не все.

Представьте себе, что, например, баран критикует дельфина. Он, конечно, отметит, что у того нет рогов и копыт, что он не умеет блеять и брыкаться, что шерсти тоже не видно и далее в таком же духе. Баран будет прав, но мы сообразим, что он ничего не понимает в дельфинах и их морской жизни.

Примерно такими же баранами выглядят критикующие Голивуд с точки зрения традиций европейского кинематографа. Голивуд прекрасен сам по себе! Он прекрасен своим размахом и великолепной актерской игрой. Он прекрасен высочайшим профессионализмом всех участников того многоступенчатого процесса, который именуется кинопроизводством. Он прекрасен бесконечной изобретательностью в изображении невозможного.

В конце концов любой жанр и ограничен, и условен. В опере ходят и поют, в балете прыгают и молчат, скульптуры вообще не шевелятся, а музыка невидима, но это никого не смущает. Почему же кино обязательно должно состязаться с литературой и социологией? А может быть, у него своя дорога?

"Хлеба и зрелищ!" - требовал плебс времен Древнеримской империи.

С хлебом в сегодняшней Северной Америке особых перебоев нет. Со зрелищами - благодаря Голивуду - тоже. Американское кино - это в первую очередь зрелище, и в этом ему нет равных. Нынешний расцвет Голивуда - результат стремительного усиления зрелищности за счет использования новейших компьютерных технологий. Они распахнули такие горизонты возможностей, до которых воображение сценаристов и режиссеров вряд ли когда-нибудь долетит.

Оживить динозавров, слетать в дальний космос и учинить там потасовку с братьями по разуму, построить второй "Титаник" только для того, чтобы снова его утопить... Поистине для Голивуда нет ничего невозможного!

Только не надо говорить, что это не имеет никакого отношения к искусству. Очень даже имеет! На мой взгляд, искусство - это нечто созданное искусственно. С этой точки зрения "Парк Юрского периода" - шедевр, поскольку искусственно был создан целый населенный мир, не уступающий по своей реальности нашему.

А вот другой, но тоже типичный случай. Два человека за
столиком ресторана решают, какими светилами мирового кино укомплектовать очередную съемочную группу и в какие точки на глобусе ее потом направить. И это не пустая болтовня. Именно так в Голивуде были созданы величайшие шедевры экрана.

Голивуд стал таким всемогущим не "под руководством партии и правительства", а исключительно в силу своей неразрывной связи с широкими народными массами. Именно их вкусы сформировали стилистику американского кино с его оптимистичными улыбками, бесконечно беготней среди пальбы и взрывов и с неизменным happy end.

Одновременно, будучи концентрированным средоточием тысяч ярких талантов, Голивуд на протяжении десятилетий формировал характер нации и, надо сказать, преуспел в этой своей пропагандистской миссии. Посмотрите на американцев. Их движения, повадки, ужимки, реплики, их одежда, еда, дома, автомобили - все выглядит как бы сошедшим с экрана. Я даже подозреваю, что здешняя бытовая мораль, замешанная на терпимости, вежливости и деловитости, оттуда же.

Не правда ли, поразительный социокультурный феномен!

Godzilla
На днях мы с приятелем сходили на "Годзиллу". Эта гигантская тварь так хотела размножиться и так ловко уворачивалась от пущенных в нее ракет класса "воздух - динозавр", что было искренне жаль, когда ее наконец укокошили. Выходя из зала, я заметил на своих ладонях красные отпечатки собственных ногтей. А через минуту я уже позабыл чудовищную ГОДЗИЛЛУ и думал о чем-то завтрашнем. При этом на душе было легко и спокойно. ГОДЗИЛЛА испарилась, как капля грибного дождика на горячем автомобильном капоте, унеся с собой заботы и тревоги моей лихорадочной иммигрантской жизни. За 6 долларов 50 центов я полностью, что называется, разрядился.

Именно этим ГОДЗИЛЛА и прекрасна!

Комментарии

Добавить изображение