МОГИЛЬНЫЕ ПЛИТЫ ИЗ МРАМОРА

01-01-1998

Valeriy Lebedev
Россию сотрясает скандал побольше, чем отставка правительства 23 марта. Впервые за много лет арестован чиновник в ранге министра - руководитель Госкомстата России Юрий Юрков, а также его заместитель Валерий Далин и директор Главного вычислительного центра Госкомстата Борис Саакян. И с ними еще несколько крупных чиновников, число коих скоро достигнет 20. Это всем известно.

Но менее известно, что Юрков стал начальником Госкомстата еще в 1993 году, а уже через год попал под наблюдение Федеральной службы безопасности (ФСБ). Вскоре все телефоны госкомстатовского начальства просушивались, за ними была организована наружка. И данные о том, что добры молодцы вовсю торгуют государственной информацией, лежали на столе у руководства ФСБ.

Два слова, что значит эта информация.

Во-первых, одним фирмам продавали за наличные доллары информацию о других фирмах. Каковы их прибыли, счета в банках, договора, полученные кредиты, вес и связи в правительственных кругах. Это примерно тоже самое, как при игре в преферанс знать все карты на руках у соперников, а также, что лежит в прикупе и в колоде.

Во-вторых, заинтересованной стороне продавалась информация о готовящихся аукционах. Все тайные цифры, до какой границы может быть опущена цена, возможности участников - все что угодно. Поэтому все прошедшие за несколько лет аукционы являются только по этой причине подтасованными и недействительными. Это теперь дает основание аннулировать результаты любого аукциона. Но - выборочно. Если вы, уважаемые владельцы предприятия, не войдете в трудное положение правительства, и не заплатите все налоги, а также не выделите таких-то средств, нужных для выхода из тяжелейшего кризиса, мы просто отменим тот результат аукциона и продадим ваше предприятия более сговорчивым.

В-третьих, по заказу изменялись цифры прибыли фирм (в строну уменьшения) с целью уменьшения налогов, в результате государство потеряло не менее миллиарда долларов.

Все эти факты были известны ФСБ давно. И что же? А то, что без разрешения правительства ФСБ не имело права (и боялось) передать материалы в генпрокуратуру.

Ныне известно, что Черномырдину докладывали. Но он - клал под сукно и не давал в обиду своих. Да и разве ж только Черномырдину? Не могли не сообщать и Ельцину. Но и он не считал нужным принимать меры. В стране, где никакой национальной идеологии , кроме всеобщей растащиловки (причем - совершенно официально признаваемой) нет, не имелось никаких оснований для пресечения и привлечения.

И вот только сейчас, с разрешения правительства и лично Ельцина, дело предано в прокуратуру и следователям позволили арестовать сановных грабителей. Нет, положительно, неплохо работает российское правосудие: органы, якобы ни от кого не зависимые и подчиняющиеся только закону, ждут милостивого повеления царя Бориса.

Цитирую :

"Управление правительственной информации, сообщая об аресте Юрия Юркова и его подчиненных, заявило, что руководство правительства было в курсе ведущегося следствия и "санкционировало решительные действия правоохранительных органов". То есть сначала санкцию на задержание статистиков дало правительство, и только после этого -- прокуратура".

У Юркова вдруг осмелевшие ребята из прокуратуры изъяли под кроватью миллион долларов, у Саакяна - полтора. Деньги - мелкие. Настолько, что их не считали нужным прятать. Держали исключительно на карманные расходы. Суммы на порядок, если не на два большие давно в заграничных банках. В недвижимости на чужие имена. Растрачены на любовниц, на веселую и лихую жизнь. Известно ли, сколько можно грохнуть только за одну ночь в "Сакуре" в Международном доме торговли? Да хоть бы и десять тысяч на рыло. А можно и больше. Кто мешает дать на чай или дивной прелестнице те же 10 тысяч.? А другие 10-20 - потратить иначе.

Почему же сейчас вдруг Ельцин дал разрешение на арест? Только потому, что совсем с финансами в России стало худо. И с социальным напряжением. Теперь нужно обяснить шахтерам-металлургам, кто виноват. Привлечением отдельных директоров заводов и посредников не отделаешься. Руководители регионов смело кричат в эфир по центральным каналам: мы боимся народного бунта. У нас- металлурги, у нас - рабочие военных заводов. Это у нас. А у них есть кое-что покрепче, чем шахтерские каски, издающие мелодичный стук об асфальт.

Конечно, власть это дело предусмотрела. Танки заправлены только до выезда из заводского двора до рядом находящейся железнодорожной платформы. Боеприпасы к оружию находятся не ближе пары сотен километров совсем на других заводах и складах. Между этим заводами и складами - части внутренних войск, которым никогда не задерживают зарплату. Телефоны руководства завода, а также профсоюзных деятелей и рабочих активистов просушиваются. Вокруг - "доброжелатели" (официальное название стукачей в бывшие времена, ныне - добровольные помощники). Да, схвачено неплохо. Но страх остается. Ох, рванет... Нет уж, пусть лучше хорошо поживший Госкомстат посидит. Им же спокойнее будет.

Режим опять шатается. 11 июня руководители финансовых учреждений стран семерки сообщили, что в экстренном случае дадут России срочный кредит, выручат еще раз. Ибо что будет в случае краха режима, никто в точности не знает.

Цитата из интервью олигарха Ходорковского "Коммерсанту" от 10 июня:



"На протяжении последних пяти лет страна все уверенней скатывалась в яму. И направление движения именно туда было намечено нашими уважаемыми монитаристами вместе с МВФ. Было предложено сильное лекарство типа наркотика, которое необходимо было принять в какой-то момент, чтобы не умереть от болевого шока. Но посадить страну на иглу на долгие пять-семь лет -- это ошибка. И сейчас надо избавляться от этого наркотика".

Как видите - начали избавляться.

Вообще, благополучному Западу приходится туго. 11 июня госсекретарь США Медлин Олбрайт заявила, что между Индией и Пакистаном в любой момент может начаться атомная война из-за Кашмира. Журнал "Коммерсантъ-Власть" (от 9 июня) печатает очень правдоподобный сценарий этой войны, в результате чего суммарная мощность взрывов сцепившихся азиатских гигантов достигнет 10 мегатонн и начнется ядерная осень - среднегодовая температура понизится на 2- 2,5 градуса. Западу станет зябко. В России и вовсе дикие морозы. Но русским - не привыкать, их русская кровь на морозе горит.

Тем не менее, пока что в России жарко. В прямом и переносном смысле. Акции продолжают падать. ЦБ удерживает рубль за счет срочных кредитов, добытых Чубайсом в Америке. Ельцин заручился кредитами у "друга Коли". Отдавать-то кто будет? Пушкин?

12 июня наступил День независимости России. Вернее - бывший День независимости. Ибо цепная реакция суверенитетов испугала и подтолкнула президента переименовать главный официальный праздник страны. Выпячивая свою "независимость" федеральная власть подавала заразительный пример национальным республикам в составе федерации. "Стоит ли удивляться, что теперь многие республики Северного Кавказа претендуют на определенную независимость от Москвы", - отмечает тоже "Независимая газета". Отныне 12 июня будет называться не День независимости, а День России. Интересно, как будет называться этот день лет через 10-20? День Ислама? День Китайца? День Маразма?

Помнится, летом 1990 года, когда только-только прошел первый съезд народных депутатов, нас пригласили на некий круглый стол по обсуждению знаменательного происшествия: объявления Россией своей независимости. В зале стоял общий восторг. Мы с историком Владленом Сироткиным переглянулись - чему радуются-то? Для нас было очевидным, что Россия в лице своих народных избранников дала пример (если не считать Литвы, которая это сделала еще раньше) распада целостности страны. О чем и сказали, выступив и внеся свою ложку скептического дегтя в бочку народного веселья. Помнится, я недоумевал: каким это образом Россия может выйти из самой себя? Ведь историческая Россия - это и есть та страна, которая сейчас существует в признанных границах. Выйти из себя она только и может в бытовом смысле этого слова: потерять контроль и самообладание. Теперь понимание приходит, но уже поздно.

В Калмыкии явно по заказу высших очень независимых калмыцких властей зарезали ( 8 июня) редактора "Советской Калмыкии сегодня" Ларису Юдину (парадокс - она была руководителем демократов яблочников, а газета - советская Калмыкия, да еще сегодня) , а местная власть в лице президента Кирсана Илюмжинова даже и разговаривать с Москвой не хочет. Об этом президенте-шахматисте-миллионере мы еще услышим. В том числе и о том, каким образом он добыл свои миллионы. Хотя было бы интересно узнать и такую мелочь: как это Илюмжинову удалось в светской (и советской?) стране объявить буддизм государственной религией в отдельно взятой независимой Калмыкии?

Пока мы там что-то узнаем, мы уже узнали вот что: Кирсан Илюмжинов заявил, что будет участвовать в президентских выборах-2000. После Григория Явлинского и Виктора Черномырдина, уже объявивших себя кандидатами в президенты России, Илюмжинов - третий потенциальный президент. "Известия" от 16 июня задают вопрос:

"Что это? Попытка примерить ханство на всю Россию? Может быть, новый способ регионального лидера шантажировать центр? Или всего лишь защитная реакция на информационную атаку? Вероятно, и то, и другое, и третье.

На чрезвычайный интерес прессы к малозаметной Калмыкии, на объявление политической войны лидером "Яблока" Григорием Явлинским, на почти открытые обвинения в авторитаризме и феодальных замашках Илюмжинову надо было чем-то ответить. Для своей защиты президент-гроссмейстер выбрал лучший способ - нападение.

Теперь реагировать на происходящее в республике Москве будет крайне сложно. Любые действия, слова или намеки из центра будут интерпретированы Илюмжиновым как желание подавить реального политического оппонента.

10 июня Александр Лебедь, давая интервью по поводу своего появления в Совет Федерации, на вопрос о том, как будут складываться его отношения с Лужковым (их кабинеты в Совете рядом) ответил, что Москва тоже зависит от Красноярья - ее строительство роскошных зданий и новых памятников зиждется на поставках мрамора из генерал-губернаторства Лебедя.

- А хватит ли мрамора? - спросил журналист.

- Хватит, - ответил генерал-губернатор, - и на памятники хватит, и на могильные плиты.

Кто знает? На плиты, может, и не хватит.

Комментарии

Добавить изображение