ПОЛЕТ В ПРОПАСТЬ. (К итогам всемирного литературного конкурса ''Арт-Тенета-97'')

01-01-1998

Borohovich
     Начну за здравие.
Конкурс ''Арт-Тенета'' стартовал три года назад, и почти сразу же стал уникальным явлением. Это фактически первая попытка устроить мировой смотр русской литературы. причем литературы молодой, литературы 21 века. Поражает география участников.
Победитель конкурса по разделу эссе, Дмитрий Коваленин, блестящий эссеист, писатель и переводчик с японского - живет в Японии. Талантливый писатель Михаил Березин - в Германии. Один из призеров конкурса, поэт и эссеист Эсхильи Зельцер - из Франции, одна из самых молодых участниц, призер конкурса 1996 года Линор Горалик, вместе с большой группой других его участников - из Израиля, еще один призер конкурса, безупречно прекрасный поэт Юлия Генюк, живет в Коламбусе, штат Огайо, есть участники из Австралии, Швеции и т.д. Но, конечно же, большинство конкурсантов - из России. Среди участников конкурса были и маститые литераторы, такие как поэт Дмитрий Пригов (в Тенетах-96), прозаик А. Бородыня (в Тенетах-97) и некоторые другие. Кстати, никто из известных до участия в Арт-Тенетах литераторов высокого места там не занимал. Пригов, например, занял только девятое место по разделу ''Поэзия''. И это вполне закономерно. Потому, что занявшая гораздо более высокое место в Тенетах-96, где она участвовала вместе с Приговым, наша землячка Юлия Генюк, подборку стихов, которой постоянные читатели ''Глагола'', я думаю, помнят, несомненно более мощный и талантливый поэт, чем штукарь Пригов, преуспевающий более всего в саморекламе.
Впрочем, можно с натяжкой считать успехом третье место известного литератора Макса Фрая в только что завершившемся конкурсе по разделу юмора. Поэтому конкурс Арт-Тенета - это конечно честный конкурс, где никто не поднялся вверх и не опустился вниз благодаря борьбе тусовок, телефонным звонкам и выкручиванию рук. Это не Букер с его скандальным исключением из числа номинантов романа Виктора Пелевина. Похоже, что это вообще первый среди конкурсов русской литературы честный конкурс. Тот самый гамбургский счет, о котором только мечтал Виктор Шкловский. Всё это, и всемирная география его участников, и возможность достаточно простой предпубликации рукописей, и горячие обсуждения соискателей, и многое другое стало возможным благодаря Интернету. Интернет или, если точнее, русскоязычная часть Всемирной Сети - РУНЕТ, стал технической основой конкурса.
Сегодня мне ясно, что молодая русская литература и молодая русская литература на Сети, это, фактически, одно и тоже. Победители и активные участники конкурса Арт-Тенета и станут цветом русской литературы в следующем столетии. Причем уже в самом его начале. Так что читатели смогут очень скоро проверить, насколько мой прогноз соответствует истине. Конечно, такая перспектива многим не нравится. Особенно литераторам старшего поколения: ''Мальчишки, ни одной книги на бумаге не издали, а о них уже говорят благодаря этому Интернету, будь он не ладен''.
Есть, как говорится, такое мнение. Но мнение это не совсем соответствует истине. Во-первых, очень многие участники конкурса (а среди победителей - почти все) так или иначе печатались. Победитель первых Тенет, (Тенета-95), поэт Алексей Андреев, напечатал уже три поэтических сборника. Два из них, кстати, в Америке, где он жил и работал три года. Последний и отменный, ''Жидкое стекло'' - в Санкт-Петербурге, куда он вернулся из Америки. Другой победитель ''Тенет'' (по разделу ''Романы и Повести'') нью-йоркский писатель Александр Ромаданов напечатал уже два своих романа.
А во-вторых, многие из участников конкурса - далеко не мальчишки. Есть и такие, которые, по образному выражению Шолом-Алейхема, уже едут с ярмарки. Я не хочу называть имен, т.к. считаю, что возраст участников - это скорее всего приватная информация. Хоть, конечно же, прежде всего, это конкурс молодых литераторов. По моим, может быть, не очень точным сведениям, средний возраст тенетовцев равен возрасту литературного секретаря конкурса поэта Алексея Андреева. А ему - двадцать восемь лет. Т.е. это конкурс поколения, которое приходит в литературу сегодня непосредственно за поколением Пелевина и Сорокина.
Кроме литераторов старшего поколения, плохо воспринимающих литературу эпохи Интернета, неожиданно резко против Тенет и литературы идущей к читателю через Интернет высказался их двадцативосьмилетний ровесник, известный московский литературный критик и издатель Дмитрий Кузьмин. В своей большой статье, опубликованной осенью 1997 года в ''Литературной Газете'', он с почти необъяснимой злобой писал:

"...на песке возводятся многочисленные пирамиды, равно хилые и кособокие. Проводятся свои литературные конкурсы, возникают свои авторитеты..."

Весь текст его статьи состоял из резких высказываний против Сетевых литераторов. Но самое поразительное произошло потом. Гонитель и ненавистник ''Тенет'', Дмитрий Кузьмин вошел в оргкомитет нового этапа конкурса, который сейчас только начинается - Арт-Тенета 98. Кузьмин безусловно талантливый и эрудированный критик. Один из лидеров критики новой волны. И его вхождение в состав отцов конкурса - факт несомненно положительный.
Ещё одним выдающимся явлением, имеющим отношение к всемирности русской литературы я бы назвал решительный выход на Интернет, а следовательно к всемирному читателю гениального, на мой взгляд, Дмитрия Галковского, автора ''Бесконечного Тупика''. Он основал свой веб- сайт, где ведет живой разговор с читателем знакомит его со своими книгами и взглядами на литературу и... дружит с тенетовцами. Они - его основные посетители и собеседники на Интернете.
В общем, казалось, что всё идет хорошо и будущее ''Тенет'' и всей русской литературы наступающего столетия, литературы единой, литературы всемирной, не ограниченной рамками собственно метрополии, достаточно безоблачно. И последние противники всемирной русской литературы, несущей своих талантливых адептов на волнах кибернетического моря к берегам славы успеха и признания читателей, - повержены и перешли в стан победителей. А пессимисты типа еще одного штукаря, на этот раз прозаика, а не поэта - Виктора Ерофеева, который провозгласил смерть русской литературы - посрамлены. Русская литература - жива. Жива молодыми и талантливыми писателями и поэтами живущими в разных странах мира, от Австралии до Канады, от Японии до Бразилии. Ну и конечно, в России, причем не только в Москве и Питере. Победитель Тенет 97 по разделу ''Поэзия'', Виктория Измайлова, к примеру, живет в Чите.
И вдруг...
И вдруг грянул гром. В феврале месяце 1998 года двое номинаторов конкурса Арт-Тенета, т.е. тех, кто имеет право выдвигать те или иные произведения на конкурс, упомянутый выше писатель из Нью-Йорка Александр Ромаданов, и живущий в Японии писатель и переводчик с японского ( как оказалось будущий победитель конкурса Арт-Тенета 97 по разделу ''эссе'') Дмитрий Коваленин решительно потребовали исключения из конкурсных работ романа ''Низший пилотаж''( в дальнейшем - НП) и удаления текста романа с веб-сайта конкурса Арт-Тенета. Номинатором НП был известный на русской Сети Антон Носик, журналист и обозреватель, бывший израильтянин, писавший в крупнейшей русскоязычной газете Израиля ''Вести''. Носик реэмигрировал с исторической родины на фактическую. И сейчас продолжает свою деятельность уже как московский журналист и обозреватель. Он - редактор известного на РУНЕТЕ ''Вечернего Интернета'' и член редколлегии чуть ли не десятка журналов издающихся на бумаге. Сам Антон - автор нескольких сборников прозы. Именно ему, а также Максиму Кононенко, другому известному Сетевому автору, пытались приписать авторство НП. Но ни тот ни другой не сдаются. И авторами скандального текста себя не признают. Автор НП - аноним. Назвал он себя Баяном Ширяновым. Почему Ромаданов и Коваленин так резко выступили против НП?
Всё очень просто. Они не захотели участвовать в одном конкурсе с самым грязным и, я бы даже добавил, самым тошнотворным текстом когда-либо написанным на русском языке. О НП уже сегодня написаны горы. Сетевой публицист и критик Михаил Вербицкий даже создал у себя на веб-сайте ''Музей ''Низшего Пилотажа'', где собрал небольшую часть споров о НП. Мы же процитируем только одну фразу Бука (псевдоним Дмитрия Коваленина на Сети). Эта фраза сказана им в острой полемике с защитниками НП, обвиняющими Коваленина в ханжестве, попытке восстановления цензуры, и прочих многочисленных грехах:
"Если уж защищать Благородство - отчего бы не защищать и его истоки? То есть, наезжать не на меня, а - на романы,, где отпиливают детородные органы и трахают детей."
От себя добавлю, что НП черен как по языку, так и по содержанию. Там описываются будни российских наркоманов. Описываются чудовищным языком. Настолько чудовищным, что подавляющее большинство нормальных людей просто не сможет это читать. Даже если захочет. Физически не сможет - стошнит.
Россия снова оказалась впереди планеты всей. На этот раз, не в области балета. А в области наркотического минета. ''Тропик Рака'' Генри Миллера по сравнению с НП - милая рождественская сказка. Что же утверждают защитники романа? Самый краткий и прямолинейный лозунг его защитников принадлежит самому Баяну Ширянову и очень нравится всё тому же Михаилу Вербицкому, смотрителю ''Музея ''Низшего Пилотажа'', экстремисту по своим убеждениям: Это слова из первой строки НП: ''Голая, бля... правда!''. Выражение это уже стало крылатым на РУНЕТЕ. Более умеренные почитатели НП считают, что это новые ''Москва-Петушки'', а Баян Ширянов - новый Веничка Ерофеев. Только в "Петушках" про алкашей, а в НП - про ширяющихся бaянов. На что Михаилу Вербицкому противники романа напоминают, что голая с привесом правда не обязательно имеет отношение к литературе, что правда и литература - это не всегда синонимы.
И наконец, отдельные знатоки жизни наркоманов считают, что это даже и не правда вовсе. По их мнению, автор многие вещи знает понаслышке и описывает их неточно. А по поводу сравнения с великой алкогольной поэмой Венедикта Ерофеева стоит сказать: ''Москва-Петушки'' читается на едином дыхании и никакой тошноты и брезгливости ни у кого из читателей не вызывает.
Однако вернемся к дальнейшим событиям. Путем длительных переговоров и взаимных уступок конфликт среди номинаторов был улажен и конкурс не развалился. Но когда он был завершен, произошло нечто невообразимое. 10 июля были оглашены результаты конкурса. Результаты которые, на мой взгляд, оказались ударом по русской литературе.
''Низший Пилотаж'' занял первое место!
По самому престижному разделу конкурса ''Романы и Повести''.
Тошнотворный садизм ''Голой, бля... правды'' победил и здравый смысл, и остатки человечности, и литературный вкус. Остается только спросить:
А судьи кто?
Вот все участники жюри Арт-Тенет.

СТРУГАЦКИЙ Борис Натанович (председатель) писатель
БИТОВ Андрей Георгиевич, писатель
БЫКОВ Дмитрий Львович, поэт
ЖИТИНСКИЙ Александр Николаевич, писатель
КРИВУЛИН Виктор Борисович, поэт
КУБЕРСКИЙ Игорь Юрьевич, поэт, писатель, переводчик
КУЗНЕЦОВ Сергей Юрьевич, критик
КУКУЛИН Илья Владимирович критик
КУШНЕР Александр Семенович, поэт
МЕЛИХОВ Александр Мотельевич, писатель
ПОПОВ Валерий Георгиевич, писатель
ЧУЛАКИ Михаил Михайлович, писатель

Впечатляющий список, не правда ли? Большинство - из тех далеких Шестидесятых, причем цвет ленинградского шестидесятничества. Есть, конечно, и сравнительно молодые люди. Такие как Быков и Мелихов. Но ничуть не менее известные в современной русской литературе и литературной критике, чем их старшие коллеги по жюри.
Сразу же должен уточнить. Нам неизвестно, как голосовал тот или иной член жюри. Лично мне доподлинно известно только то, что по поводу НП думает председатель жюри Борис Стругацкий. 14 июля состоялась on-line конференция, где председатель жюри отвечал на вопросы связанные с итогами конкурса. На мой вопрос:
- Уважаемый Борис Натанович! Можете ли вы оценить общий уровень представленных работ, соревновавшихся с "Низшим Пилотажем"? Т.е. иными словами "Низший Пилотаж "лучший среди откровенно слабых вещей, или это не так?...
Стругацкий ответил:
- "Я не считаю НП лучшим из представленных произведений. Но это безусловно произведение яркое, неожиданное и жестокое. Это отнюдь не жемчужина в навозной куче. Это, скорее, язва на симпатичном лице - безобразная, страшная, но внимание привлекает - глаз не оторвать."

Итак, мэтр считает, что НП - произведение яркое, неожиданное - глаз не оторвать. Ничего удивительного, что НП победил. Ну что ж, при всём моем уважении к Стругацкому и другим корифеям российской словесности, представленным в жюри, я им не верю. Дерьмо не может быть ярким. А голый король не может быть одетым. НП также ярок, как надписи на стенах вокзального туалета. Хоть лексикон надписей в нужнике более пристоен. По моему мнению, корифеи просто струсили. Они побоялись, что их обзовут ретроградами, консерваторами, ханжами и т.д. и т.п. И, клюнув на дурнопахнущую приманку, достаточно дружно проголосовали за НП, дабы продемонстрировать свою крутость. Побежали впереди паровоза. Последние мои слова звучат достаточно жестко. Но я бы хотел ошибиться. Потому что мне невообразимо горько думать так о Стругацком, человеке, по книгам которого ''Улитка на склоне'', ''Трудно быть богом'', и ''Гадкие Лебеди''- я жил.
Может и ему и остальным членам жюри действительно понравился ''Низший Пилотаж''? Но даже если это и так, последствия первого места НП нетрудно представить. Молодая русская литература, не знаю насколько долго продлится этот процесс, начнет полет в пропасть на низшем пилотаже. Появятся десятки подражаний. Ещё грязнее, хоть подобное просто невозможно вообразить. А как же не полетать? Когда такие люди Ширянова заметили и в гроб сходя... ой, извините за глупейшее использование пушкинских строк, я вполне искренне желаю всем участникам жюри долгих- долгих лет жизни и крепкого здоровья.
И пусть они спят спокойно.
Перемелется - мука будет. Вынесет русская литература и первое место ''Низшего Пилотажа''.

Снова за здравие.
(вместо послесловия)

Если расценивать ''Низший Пилотаж'' не как литературу, а как пособие по борьбе с наркоманией, влияние этого текста трудно переоценить. Начинающие наркоманы, которые смогут прочесть Бaяна Ширянова, заглянут в такую бездну, что скорее всего завяжут и завяжут навсегда. Так что матерям, у которых дети пошли по пути в небытие, я рекомендую все же ''Низший Пилотаж'' раздобыть, если он будет издан. Подействует не хуже начального курса по реабилитации.
Но при чём тут литература?

E-mail Якова Бороховича: dandor@idt.net

Комментарии

Добавить изображение