УДАР! ГОЛ!! Х. . !!! ШТАНГА!!!!(реплика на публикацию Марка Рейтмана "Гол! Штука! Тама!!" в "Лебеде" №78)

01-01-1998

    Эту реплику на психолого-спортивную тему я хотел бы предварить следующим замечанием. В статье Рейтмана о чемпионате мира по футболу в прошлом номере Лебедя, которая получила положительную оценку читателей, некоторые читатели (Захар и Борис Бердичевский из Нью Йорка, Григорий Куликов из Японии) заметили одну неточность: Рейтман написал, что волосы перекрашивали хорваты, в то время как это сделали румыны.
Приведу самое резкое высказывание по поводу огорчительных неточностей:

Date: Thu, 30 Jul 1998 09:41:17 +0900 (JST)
From: gregory@iuj.ac.jp
To: webmaster@lebed.com
Subject: mistakes
Большой привет из Японии!
Mне нравятся ваши публикации и я стараюсь не пропустить каждый новый выпуск. Но некоторые ляпсусы очень раздражают. Как, например, то, что хорваты выкрасили волосы на чемпионате мира во Франции - это были румыны. Или же, как в песне Аквариума "Ален Делон не пьет одеколон" , в то время как это песня "Наутилус Помпилиус".
Пожалуйста, будьте более внимательными. С уважением,
Григорий Куликов.


Причиной грустной ошибки с волосами, я думаю, является как раз факт перекраски. Ибо после того, как румыны перекрасились, они стали неузнаваемыми. И их легко можно было спутать с хорватами, которым и краситься было не нужно.
В одной, теперь уже старой статье, я между прочим пробросил про этого Делона и "Аквариум". Там речь шла о том, что Лужков, приехавший , как и Ален Делон, на избирательную кампанию губернатора в Красноярск, также не пил одеколон, а кое что покрепче. Что именно и кто пил - запомнил. А вот чья песня - запамятовал. Давно не пел. Надо будет освежить.
"Лебедь" благодарит за эти поправки и радуется, что у нас такой дотошный читатель.
Валерий Лебедев

Фраза, вынесенная в заголовок, была произнесена Владимиром Маслаченко, бывшим вратарем "Спартака" и сборной СССР, во время его первого репортажа о футбольном матче. После этих четырех слов, произнесенных искренне и без всяких купюр, эфир затих на две минуты. Никто не знал, что же будет дальше. Маслак как-то пережил ему одному ведомым образом это мгновение, кто-то сверху, вероятно, крякнул "ну, бывает" и репортаж покатился вместе с мячом дальше. Так из хорошего вратаря родился хороший комментатор.
Вот и прорвался сквозь строй споров о неделимой (и поделенной совсем неспортивно) в крайне политизированном "Лебеде" голос футбольного болельщика. (Насчет "крайне политизированного" я проверил: значительно более половины материалов в "Лебеде" не связаны с текущей политикой. Это статьи нa исторические, философские, культурологические, экономические, религиоведческие, юмористические, этнографические, компьютерные, даже паталогосексуальные и пр. темы - В.Лебедев). И потому – низкий ему поклон, а заодно уж – спасибо Валере Лебедеву, неболельщику, в футболе человеку почти невозможному, но, надо же, давшему место(тоже не совсем так: многие матчи всех чемпионатов мира по футболу смотрел, включая и последний, тем более - финалы - В.Л.). 
Ведь задавят уважаемого коллегу. Ничем не ответят. А все будут свое заветное чесать – о политике. Поговорим о спорте.
У меня всего три замечания по поводу публикации.
Первая – о такте. Если уважаемый коллега попытается устроиться на работу в Канаде, заявив, что хоккей – дрянь из дряней, или в Бразилии, назвав футбол отбросом спортивных игр, то я сильно удивлюсь, если его примут на работу, а не объявят персоной нон грата.
Вторая – о бейсболе. Не знаю игры более глубокой и интеллектуальной. В ней существует по крайней мере три уровня рефлексии ( в науке запрещен почти законодательно второй уровень – методология науки, на этом уровне работают лишь откровенные анархисты от науки – Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос, Георгий Щедровицкий, Геннадий Копылов), и понимающий эту игру на третьем уровне, равнодушно щурится на тех, кому видно лишь "стоим-стоим – побежали!". В бейсболе идет непрерывный командный диалог, предельно сложный и к тому же запутанный арго-жестикуляцией, почти воровскими жестами и знаками, подаваемыми друг другу; в результате этих тайных разговоров (на глазах у публики!) пинчер вдруг разворачивается и посылает мяч на базу, ловя обнаглевшего противника. А вдоль кромки бредут, спотыкаясь, два пузатых корифана, которым дела нет до происходящего, потому что именно они и ведут эту игру – то два тренера противоборствующих команд, и они решают, полетит ли сейчас мяч через все поле и к зрителям или этот, с битой, пойдет себе бесславно под трибуны.
В этом смысле бейсбол – не чета американскому футболу. Я не силен в английском, но американский футбол – это не "ножной мяч", а сочетание слов "фут" как меры длины и "бойл" – болид, который надо перебросить или как-то транспортировать на несколько футов вперед. Здесь ногой играют только, если болид занесен в город и удар по воротам носит символический знак победы. Смысл игры – в командном противостоянии и эта сверхдемократия мне глубоко противна: я с детства не люблю эти драки стенка на стенку, где личная ответственность отменяется свалочной вседозволенностью.
Третья – о футболе. Футбол популярен не потому, что в нем неисчерпаемое количество ситуаций (неисчерпаемость ситуаций присуща и баскетболу, и хоккею, и волейболу, да я из трех пальцев могу столько скорчить ситуаций, что никому мало не покажется). Популярность футбола, игры №1 в мире, зиждется на том, как мне кажется, что это – игра бедных и для бедных.
Футбол не только доступен практически всем – он доступен в понимании любому, даже самому необразованному, даже старику Хоттабычу.
Футбол по природе своей необычайно социален и социалистичен – это самый доступный вход в общество и в успех. Конечно. и в футболе бывают интеллектуалы (Виктор Понедельник, Йоахим Круифф, Мойша Гершкович, Франц Беккенбауэр, Мишель Платини), но они своим присутствием в футболе не интеллектуализируют его, а лишь подчеркивают демократичность футбола. Был в "Спартаке" и сборной СССР один татарин, еще до Вагиза Хидиятуллина, удивительно дебильный малый, голова которого использовалась исключительно для распасовки и заключительных ударов по воротам, -- я видел за кулисами футбола, что он еще этой головой и водку пьет. И в этом отношении он ничем не уступает Пеле, Марадоне и Льву Яшину.
И сегодня мы стоим перед выбором: мы можем сделать футбол технологизированным шоу наподобие американского футбола или баскетбола, либо мы можем сказать себе: бедных завтра не будет и футбол умрет сам собой. Но, увы, по-моему, мы (а скорее всего – за нас) уже выбор сделали и решили – футбол вечен!

Комментарии

Добавить изображение