ИСПЫТАНИЕ ВЕРОЙ (Продолжение. Начало

01-01-1998

Muhammad

Мухаммад произнес свою первую публичную проповедь в Мекке на исходе 613 года, после трех лет религиозной деятельности в рамках узкой общины, состоящей из его родственников и ближайших друзей-последователей. Среди них был, например, лично преданный ему Абу-Бакр, ставший после смерти Мухаммада первым халифом, (заместителем) пророка и приказавшим записать все суры Корана. Его преданность простиралась так далеко, что позднее он с радостью выдал замуж свою девочку-дочь, 10- летнюю Айшу, за (в то время) 53-летнего пророка. Первая проповедь не только не дала положительного результата в смысле роста общины, но, наоборот, настроила против пророка основную часть населения Мекки. Именно тогда, в целях компромисса, Мухаммад обнародовал суру о дочерях Аллаха, в кои он произвел трех языческих богинь курайшитов. Ведь потомки Курайша обвиняли Мухаммада в отходе от веры отцов и глумлении над народными святынями. А я, пророк, вам говорю - не отхожу от веры, а, наоборот, полностью принимаю ее. Только добавляю к ней, что Аллах - единый, милостивый, милосердный. А я пророк Его. Он сам, своими словами мне об этом сообщил и много раз подтверждал.
Суры этого периода дышат примирением, в некоторых из них даже говорится, что пусть у каждого будет своя вера и не надо насилием кого-либо склонять к одной вере. Свою он, конечно, продолжал считать истинной. И говорил об этом во вдохновенных стихах Корана. Впрочем, я лучше приведу хотя бы некоторые из них, благо они (в отличие от многих других), короткие:

НЕВЕРНЫЕ
(каждая сура имеет название - В.Л.) 
Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим!
(Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! - каждая сура начинается с этой формулы, она называется басмала -В.Л.).

Скажи: "О, неверные!
Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклоняться,
и вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться,
и я не поклонюсь тому, чему вы поклонялись,
и вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться!
У вас - ваша вера, и у меня - моя вера!"

Как видим, Мухаммад настойчиво повторяет одну мысль: мы вас не трогаем, вы не трогайте нас, у каждого своя вера. А еще в одной суре он даже провозглашает здравицу за союз с неверными курайшитами:

КУРАЙШ
Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим!
За союз курайшитов,
Союз их в путешествии зимой и летом...
Пусть же они поклоняются Господу этого дома,
Который накормил их после голода,
B обезопасил их после страха.

В этой суре как-то двусмысленно говорится о Господе, который накормил курайшитов после голода. Что это за Господь? Аллах, единый, милостивый, милосердный? Вряд ли. Тогда так бы и было сказано: Аллах, который накормил. Не есть ли это неявная уступка нечестивым язычникам-курайшитам?
А вот еще одна туманная (особенно для нас) сура:

ОБИЛЬНЫЙ
Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим!
Поистине, мы даровали тебе обильный!
Помолись же Господу твоему и заколи!
Ведь ненавистник твой- куцый.

Обильный что? Кого заколи? Верблюда, привычного к этому, или... или сыновей врага, сделав его "куцым"? Ибо куцым в Мекке называли человека, у которого нет сыновей% либо были, но умерли, либо убиты. Но чтобы хотя бы собственные малочисленные последователи не обвинили пророка в шаткости позиции, Аллах давал ему яркие формулы веры. Вот такие, например:

ОЧИЩЕНИЕ (веры)
Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим!
Скажи: "Он - Аллах, един,
Не родился и не был рожден,
И не был Ему равным ни один!"

Формула веры надежная, и в ней есть ряд тонкостей. Видите, как изощренно: "не родился и не был рожден". Для нас это, вроде бы, одно и тоже - сказать ли "не родился" или "не был рожден". Но не то для мусульманина. Он тоже, конечно, не видит разницы, но так написано в Коране! А раз сказано пророком именно так, значит тут есть тонкий смысл. Абу Бакр, лучший последователь, названный "совестью ислама" и ас-Сиддиком (Правдивейшим), отнесенный впоследствии к первым из четырех праведных халифов, говорил, прикасаясь губами к Черному камню Каабы :"Я знаю, что ты лишь камень. Но я видел, как посланник Бога целовал тебя, и только поэтому я тоже целую тебя".
Если очень сильно вдуматься, то и мы можем найти различие между "не родился" и "не был рожден". Слово "родился" может предполагать акт саморождения. Нечто вроде самозарождения жизни на Земле. Так сказать, из первичного океанского бульона и опаринской коацерватной капли. Тогда не было никого, кто мог бы родить кого-нибудь. А "был рожден" предполагает наличие родителей, которые, естественно, должны существовать прежде, чем кого-то еще родили. Стало быть, формула "не родился" эквивалентна утверждению вечности Аллаха. Он не родился, потому что пребывал всегда. Маловероятно, чтобы именно такой логикой руководствовался пророк. Скорее всего, такого рода построение стихов Корана диктовалось поэтическими соображениями и ритуальными повторами молитвенных формул, в которые превратились многие суры (так называемые остинатные фигуры).
Компромисс компромиссом, но и в этот период мекканской деятельности Мухаммад не забывал хотя бы отдаленно и весьма абстрактно (то есть неведому кому) угрозить потусторонними карами. В нижеследующей суре речь идет о тех, кто материальные приобретения ставит выше духовных. Причем неясно, идет ли речь о его собственных последователях или о неверных язычниках-курайшитах. На всякий случай пусть боятся и те, и другие.

ОХОТА К УМНОЖЕНИЮ
Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим!
Увлекла вас страсть к умножению,
Пока не навестили вы могилы.
Так нет же, вы узнаете!
Потом, нет же, вы узнаете!
Нет же, если бы вы знали знанием достоверности...
Вы непременно увидите огонь!
Потом вы непременно увидите его оком достоверности!
Потом вы будете спрошены в тот день о наслаждении!

Понятно, что здесь речь идет об адском огне, на котором "потом" будут жарить увлекающихся "страстью к умножению" денег и вещей (наслаждением) в этой жизни: они наслаждались, вместо того, чтобы добровольно отдавать десятую часть на нужды общины и помощь бедным и следовать за пророком по дороге спасения.
Закоренелые в своей "страсти к умножению" хмуро слушали проповеди Мухаммада и со злобой наблюдали совместные молитвы у Каабы. Этот самозваный пророк выступает против торговли? То есть против основы жизни всей Мекки?! Сам себе пророк выхлопотал у Аллаха суру, в которой Мухаммаду разрешалось не заботиться о своем пропитании, ему хорошо, ему приносят его последователи. А ведь совсем недавно, говорили неверные, Мухаммад утверждал, что труд есть дело и священная обязанность каждого истинно преданного Богу.
Так что дело обстояло не только в приверженности к старым языческим богам и их культу, но и в явной угрозе, которую мекканцы почувствовали своему благополучию.
Раздражение против Мухаммада и его учения нарастало. Подростки и взрослые собирались у Каабы, передразнивали молитвы мусульман, улюлюкали и ловко метали в них комья земли и грязь. Не раз попадало и самому Мухаммаду. У порога его дома выливали помои и нечистоты. В травле приняли участие и почти все мекканские поэты, сочиняя легко запоминающиеся язвительные строки, которые молва разносила далеко окрест. Однажды кто-то из слишком ретивых курайшитов даже пытался избить пророка и уже схватил его за ворот плаща. Толпа одобрительно зашумела и надвинулась на Мухаммада. На выручку бросился верный Абу Бакр, закричав: "Опомнитесь, неужели вы способны убить человека только за то, что он говорит: "Аллах - мой господин"?! В тот день Абу-Бакр вернулся домой с изрядно поредевшей бородой - весь гнев курайшитов он принял на себя.
В Мекке начиналось нечто вроде мягкой, но тем не менее гражданской войны. Это проявилось в том, что размежевание прошло даже через родственников. Один его дядя, силач Хамза (предание называет его не иначе, как "богатырь"), стал одним из самых верных последователей и защитником Мухаммада. Зато другой дядя, Абд аль-Узза, стал и до конца жизни оставался его злейшим врагом и преследователем. Настолько, что Аллах специально посвятил этому дяде гневные строки:

ПАЛЬМОВЫЕ ВОЛОКНА
Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим!
Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, а сам он пропал!
Не помогло ему его богатство и то, что он приобрел.
Будет он гореть в аду с пламенем
И жена его (тоже) носильщица дров;
На шее у нее - (только) веревка из пальмовых волокон.

Названный Абу Лахаб - это и есть дядя Абд аль-Узза. В переводе Абу Лахаб означает "горящий в аду", или, по смыслу, "тот, кому уготован адский огонь" - так его назвал сам Аллах в сообщенной Мухаммаду суре Корана.. С тех пор в литературе настоящее имя ненавистного дяди почти не упоминается, его новым именем стало вот это - Лахаб. Жена его Умм Джамиль - сестра еще одного врага Абу Суфиана. Она, по суре Корана, в голом виде носит дрова для поджаривания своего гнусного мужа и имеет позорный знак - веревку из пальмовых волокон на шее.
Абу Суфиану тоже воздалось - и против него есть сура Корана, называемая "Хулитель". Я не буду ее приводить полностью, только скажу, что без знания истории возникновения этих сур они во многом не понятны. Да даже и со знанием ее все равно многие образы в них остаются неясными. В этой суре говорится, что "будет ввергнут он (имеется в виду Абу Суфиан) в "сокрушилище"" , а сокрушилище - это, по словам Корана, "Огонь Аллаха воспламененный, который вздымается над сердцами, он над ними воздвигнут сводом на колоннах вытянутых". Что это за "вытянутые колонны" и почему огонь воздвигнут сводом над сердцами, мне выяснить не удалось. Зато удалось узнать, что и дочь этого злейшего врага пророка Умм Хабиба тоже была одной из его жен. Пророк в деле облагодетельствования юных дев и обращения их в ислам после смерти "матери верующих", верной и долгое время единственной своей жены Хадиджи, действовал широким захватом, милуя жен и дочерей как друзей, так и врагов.
Зато у Мухаммада в стане врагов появлялись новые горячие сторонники. В числе врагов, помимо Абу Лахаба и Абу Суфиана имелся еще и третий Абу - гонитель мусульман - один из лидеров курайшитов Абу Джахль, а у него верный помощник в деле преследования мусульман и лично Мухаммада племянник Омар, сын Хаттаба (тоже врага мусульман). Этот Омар Хаттабович, по его собственным словам, любил вино и изрядно попивал его. Однажды, выпив и разгорячившись, Омар взял меч и закричал, что он сейчас разыщет предателя Мухаммада, осквернителя веры отцов, посеявшего раздор среди курайшитов, и лично убьет его. Далее хадисы сообщают несколько умилительных историй о преображении этого мстителя за веру отцов в ярого сторонника сокрушителя этой веры. Легенда доносит до нас в одной из историй происшедшее так.
Омара в его смертоубийственном порыве остановил некий курайшит Нуайм, который сказал Омару, что сначала ему не худо бы водворить порядок в собственном доме, ибо его сестра Фатима и ее муж Зайд сами тайно исповедуют ислам. Омар с проклятиями кинулся к дому сестры и застал их читающими Коран. Он набросился на зятя Зайда и по ходу отбросил сестру Фатиму, поранив ее до крови. Кровь, пролитая Фатимой за веру, и ее слова, что они с мужем готовы за ислам на все, остановили Омара, и он попросил прочитать столь замечательную книгу. Фатима предложила ему для начала совершить омовение и дать клятву, что он не повредит священную рукопись. Тот исполнил просимое и прочитал первые попавшиеся строки из суры "Та-Ха" (вот между прочим, показательное место из Корана: звуки "Та-Ха" - это просто две буквы "т" и "х" и никакого смысла не имеют. Почему они попали в Коран, никто не знает. Но все равно они считаются полными священного смысла и тайного значения, ибо продиктованы пророку Аллахом):

"Не ниспослали Мы тебе Коран, чтобы ты был несчастен, а только как напоминание для того, кто боязлив". 

Далее в этой суре идет длинный и разорванный рассказ о том, как Муса (Моисей) пошел к Фир'ауну (фараону) с просьбой отпустить народ и как Фир'аун этому препятствовал. Но Омару достаточно оказалось первых слов, чтобы воскликнуть: "Как прекрасны и благородны эти слова!" и тут же восторженно попросить вести его к Мухаммаду, чтобы произнести символ веры и принять ислам.
Я чуть подробнее сказал об обращении этого арабского Савла в Павла потому, что Омар не просто один из первых сподвижников пророка, который после его смерти стал вторым по счету (после Абу Бакра) праведным халифом. Он также отец одной из многочисленных жен пророка. Омар был известен простотой, справедливостью и неподкупностью - сам на должности халифа не обогатился и родственникам не дал, что нетипично для халифов. Однако убит он был исламскими заговорщиками как раз по обвинению в несправедливом дележе добычи и пристрастии к родственникам. Так или иначе, но при его 12-летнем правлении ислам достиг небывалого могущества: учение пророка, кроме Аравии, распространилось на Ирак, Сирию, Египет и часть Ливии. Он же оставил в наследство закон о побивании прелюбодеев камнями, сославшись, что слышал об этом от самого пророка. В Коране такого текста нет, но раз пророк говорил Омару...Пришлось создать версию о том, что текст из Корана с требованием побивать камнями прелюбодеев съели мыши. И Омар и Абу Бакр, единственные из всех халифов, похоронены рядом с Мухаммадом в Мекке.
Но все это было потом, а пока преследования продолжались. Они проявились также не только в забрасывания грязью и "заливании" потоками брани, но и приобрели отчетливый экономический характер. Курайшиты выставили на всех дорогах на подходе в Мекку заслоны, которые "убеждали" торговцев не иметь дело с мусульманами.
Не известно точно, в чем заключались эти убеждения, но надо думать, не только в устной агитации. Скорее всего караванщикам грозили экономическими санкциями, то есть отказом в торговле с остальным, не мусульманским, населением Мекки. Мухаммад решил отправить часть своих сторонников (около 50 человек), которых уже было не прокормить, в Эфиопию. Это была как бы репетиция великого исхода из Мекки в Медину (хиджры), которая произойдет через несколько лет.

Комментарии

Добавить изображение