Будущее умирает последним

22-10-1999

Alexander Levintov

В нашей эмигрантской среде господствует усталое мнение, что Россия безнадежна из-за отсутствия идей развития, спасения, существования. Можно подумать, что в Европе эпохи упадка Римской империи были какие-то спасительные идеи: не знали как и куда укрыться от бандформирований тогдашних чеченцев, называвшихся то гуннами, то вандалами, то еще как иначе.

Это мнение зиждется, как мне кажется, не на новомодном щеголянии преждевременной старостью и мудростью не по летам ("ты уже давно импотент?" – "пять лет" – "а я всего два, тьфу-тьфу, не сглазить бы!") а на позиции эмигранта, когда строить планы и проекты относительно покинутой родины как-то неприлично. А раз у меня нет проектов (подспудно считает эмигрант), то и у никого их нет.

Я же себя уехавшим не считаю. Поэтому считаю возможным для себя хотя бы ироническое проектирование.

В русском языке наиболее распространенными фамилиями из цветных являются Белов, Чернов и Краснов. Все остальные краски значительно уступают этим трем: на каждого Синева или Желтова (Лимонов – бесцветный фрукт, не более того, а Розов, кстати, – такой же некрашеный цветок) – тысячи Беловых, Черновых, Красновых и производных от них.

Эти три цвета символизируют собой три важнейших социальных группы населения отдаленных времен: белый цвет был присущ жречеству, а позже – христианскому духовенству, черный – крестьянству, красный ассоциировался с властью, силой, войной (как тут не вспомнить "Красную конницу" Малевича и палитру Петрова-Водкина?)

Совсем иначе "окрашены" последние имена в Европе, в частности, в Англии. Здесь наиболее частотными являются White (Белый), Brown (Коричневый) и Green (Зеленый). Белый цвет здесь связан не только с духовенством, но и рыцарством, служившем не только королям, но и церкви (православная церковь была в этом отношении гораздо миролюбивее). Коричневый и зеленый цвета принадлежали, по-видимому, горожанам и крестьянам или до того земледельцам и скотоводам.

В этой цветовой гамме и заключены родовые, корневые отличия европейского и русского обществ, разумеется, не единственные, но и не последние.

Власть в западном обществе никогда не рассматривалась как социальная сила. В сознании людей она была прежде всего механизмом сбора налогов и обеспечения безопасности граждан, общественного порядка. В России же власть играет несравненно большую социальную роль и гораздо более авторитарна, зиждется на личностях. Плеханов с его преуменьшением роли личности в истории стоит особняком и чуть ли не в одиночестве на отечественном политологическом небосклоне. У нас никогда красные не сольются с белыми и черными, власть всегда будет противопоставлена народу в собственном самосознании и в самосознании народа.

Посмотрите на обычные европейские политические партии (по этому же лекалу сделаны американские, японские партии, партии большинства демократических стран): они, прежде всего, являются выразителями интересов различных социальных групп населения, электората. Лидеры этих партий – личности маловыразительные, которые надо непременно "раскручивать", тиражировать в листовках, значках и плакатах миллионными экземплярами, чтобы избиратели их заметили и запомнили.

Покажите любой фрагмент нашего политического лидера – и люди мгновенно узнают кулак Ельцина, затылок Жириновского, нос картошкой Зюганова, уши Лужкова, челку Лебедя.

И все политические партии (за исключением коммунистической) вокруг этих лидеров – малозаметная и слабо различимая между собой шушера. Сам тип формирования политических партий в России – персональный. Вокруг лидера набирается обойма (но не команда) лидеров второго порядка, к ним пристраивается некоторая масса лидерят и лидеруток, в основном, регионального характера. И только потом и только на период избирательных кампаний строятся политические платформы, проекты, ищется искомый электорат и изыскиваются средства для отъема голосов у конкурентов.

По тому же сценарию персоналий строятся и политические партии и "движения" на Украине и, возможно, на других островах архипелага, возникшего на месте материка.

Предстоящие президентские выборы в России предоставляют любопытный и, кажется, единственный за всю историю, шанс, сломать этот многовековой политический стереотип и заложить основы российской демократии, непохожей на западную, но все же больше похожей на демократию, чем авторитарное самовластие последнего десятилетия.

Так как нынешняя власть не претендует на свое сохранение, то предстоящие выборы будут более или менее равноправными. Это значит, что второй тур практически неизбежен. Более того, неизбежна и фигура третьего, который, по нашему убеждению, и является счастливчиком и победителем, поскольку именно он будет диктовать условия передачи своего электората одному из двух оставшихся претендентов.

И я Бога молю, чтобы эти трое встретились сразу после первого тура где-нибудь в укромной баньке, да хоть в той же Белoвежской Пуще (если одним из трех окажется Лукашенко) и договорились заменить президентское правление триумвиратом.

Триумвират хорош во всех отношениях:
- он носит явно временный характер и не претендует ни на четыре года, ни на второй срок правления
- это будет персонально слабая власть
- он будет сам собой сдерживать и уравновешивать все три авторитарности
- он не позволит невозбранно и невоздержанно выносить все в одни ворота: три вора в доме унесут меньше, чем один
- триумвират продемонстрирует выгоды коллегиального решения вопросов, их рутинную волокиту длительных согласований разных интересов
- триумвират явно приостановит организационную потрясучку, почему-то называемую до сих пор "реформами" – наконец-то властям станет не до реформ; страна отдохнет от этих потрясений
- при триумвирате прекратятся идущие войны и исчезнут основания для новых: войны есть средства удержания авторитарных форм правления, а, кроме того, грызня внутри триумвирата слишком будет занимать его участников – им будет просто не до войн вне триумвирата
- оппозиции внутри триумвирата захватят и подкрепляющие, подпирающие их силы и, наконец-то!, избирателей: одно дело противостоять одинокому президенту, совсем другое
– принять сторону одного из триумвирата

Если триумвират Белов(Зюганов)-Чернов (Лужков)- Краснов (Лебедь) (могут быть любые другие Беловы-Черновы-Красновы, лишь бы не спивались с круга) продержится хотя бы три года, то Россия встанет на путь построения новой для себя, не автарктичной, власти, власти на троих, а иной формы демократии наша душа не приемлет.

 

Комментарии

Добавить изображение