"Экстремизм ужасен, да кто же не согласен?" (Ответ Л. Музюкину).

28-11-1999

Уважаемый господин Музюкин,

кто же спорит, что «любой экстремизм ужасен», как Вы пишете. Моё письмо было о другом. Пример с умышленным и неумышленным убийством приведён единственно для того, чтобы возразить автору (его фамилия опущена), что, мол, имеет значение только результат, а намерения ни при чём. Там так и сказано.

Режим Пол Пота имеет такое же отношение к социализму, как средневековая инквизиция к христианскому учению. Великий инквизитор Торквемада считал себя воином Христовым. Очень жаль, что у Вас создалось впечатление, что правление Пол Пота – это, условно, результат «неосторожного обращения с оружием». Я совсем этого не утверждал.

Нет, я ведь там пишу, что социализм может существовать и не уничтожая демократии (Швеция, британские лейбристы, Дубчек, еврокоммунисты). Можно припомнить, что после войны коммунисты входили во французское правительство, хотя и недолго.

И позднее был момент в истории Франции, когда коммунист Жак Дюкло имел шанс попасть в президентское кресло в Елисейском дворце. Вряд ли вся эта компания: Тольятти, Берлингуэр, Торез, Дюкло и другие устроили бы у себя вариант ГУЛАГА. Хотя теперь за ними открылись и многие грешки: пишут, что они сотрудничали с советской разведкой. (Да и потом много было социалистов у власти: Миттеран, Вилли Бранд, Хельмут Шмидт и др. У них с коммунистами общая доктрина, только партии разные. Тем не менее, демократии они не угрожают, это мой тезис.)

А вот нацисты и все виды фашистов в первую очередь уничтожают демократию, они существуют только в форме диктатур. В этом очень принципиальное различие. Ваш пример с древнегреческим софизмом насчёт Ахилла и черепахи, по-моему, и вовсе далёк от темы моего письма. Также не имеет отношения к моему письму и Ваше замечание, что, мол, если не специалист, то и не суйся. Я этого нигде не писал. Ни я, ни Вы в этой области «не специалисты»: Вы физик, я инженер. Правда, я имею опыт жизни при Сталине. Я ещё писал на выпускном экзамене сочинение на вольную тему ( и три четверти класса взяло ту же тему): «Сталин – наша слава боевая, Сталин – нашей юности полёт». Это были слова из песни, которую радио передавало чуть ли не каждый день (телевидение тогда ещё только-только появлялось).

Так что, не впадайте «в оторопь», нет причин.

P.S. После того, как это письмо было отправлено в редакцию, я прочитал очень интересную статью Игоря Ефимова "Фетиш демократии" (ЛЕБЕДЬ N 144), имеющую прямое отношение к вопросу об экстремизме, и вот даю небольшой постскриптум. Ефимов пишет, что демократия подходит только тем странам, граждане которых достигли определённого уровня нравственной зрелости. В других же странах, нравственно незрелых, механическое насаждение демократии принесло только несчастья и окончилось установлением диктатур, правых или левых, и развалом экономики. Массовые репрессии в таких странах происходили при молчаливом согласии нравственно незрелых обществ.

Ефимов даже пишет в заключение:

"...на сегодняшний день открытые враги демократии - коммунисты, нацисты, религиозные фанатики - представляют меньшую опасность, чем идолопоклонники демократии, приравнивающие ее к одному из удобных, легко доступных изобретений индустриальной эры".

Оригинальная мысль.

В аргументации Ефимова, в целом, довольно убедительной, есть, правда, некоторые слабости. Он, например, делит людей на "низковольтных" и "высоковольтных", не поясняя, что означают эти электрические понятия в данном случае. Литературная метафора нуждается в раскрытии.

Кроме того, записывая и коммунистов, и нацистов во "враги демократии", он как бы не замечает, что нацисты уничтожали демократию принципиально (еin Volk, ein Reich, ein Fuerer - один народ, один рейх, один фюрер), а коммунисты как раз наоборот, принципиально-то они за демократию, вот только практика у них была диктаторская, но и то, только в нравственно незрелых странах. Ефимов сам же пишет, что в европейских странах нравственно более зрелых, (Польше, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др.) массового террора при коммунистах не было. Да и вообще, свободы и инакомыслия там было больше, чем в СССР, особенно в Польше и Чехословакии.

С уважением, В. Френкель.

Комментарии

Добавить изображение