Там, за горизонтом

01-01-1999

Alexander Levintov

Эта статья задумалась и возникла в канун 1999 года, предпоследнего в этом тысячелетии. На таких перевалах истории принято загадывать, предсказывать и замышлять будущее. Вот и я решил, …раз речь зашла о тысячелетии, то представить себе, что же будет в конце следующего тысячелетия. К традициям работы в истории маховой кистью, оперируя тысячелетиями, можно отнести знаменитый труд О. Шпенглера "Закат Европы", капитальный труд Ф. Броделя "Время мира", теорию циклов и мегациклов Кондратьева, однако вдаль грядущего лишь О. Шпенглер взглянул на 300-400 лет вперед – ужаснулся сам и ужаснул мир.
Я бы не хотел никакого пугать – сама мысль о нашем существовании еще на протяжении тысячи лет утешительна и оптимистична – и драматизировать предстоящее: хватит с нас черных красок сегодняшнего дня. В этом смысле эти рассуждения – не прогноз-предупреждение в духе С. Лема, А. Зиновьева и других антиутопистов, но и не позитивно-конструктивный прогноз развития науки и техники Ж. Верна и А. Кларка. Я, собственно, задумался над тремя вопросами:
что останется через тысячу лет от того, что есть сейчас?
что исчезнет навсегда и более не повторится?
что появится совершенно нового?

Понятно, что поток истории очень сложен, поэтому я, вослед А. Веберу, буду рассматривать только три важнейших составляющих исторического полипроцесса:
предсказуемый и кумулятивный процесс прогресса
непредсказуемый и кумулятивный процесс озарений и открытий
некумулятивный и непредсказуемый процесс социальных преобразований.
Мне совершенно ясно, что практически ничего из того, что сегодня мыслится, не произойдет и не случится – менее всего меня заботит оправдываемость прогноза. Главная цель – сама попытка помыслить себе это очень далекое будущее, куда, кажется, еще никто не заглядывал. И вторая – может, найти себе попутчиков в этом путешествии.
Но сначала – для разгона мысли на старте – перечень важнейших событий на стыках тысячелетий, как они мне помнятся (наше присутствие в истории – в нашей памяти, а вовсе не в физическом пребывании: что помним, в том и живем, в беспамятстве же пребывая, мы выпадаем отовсюду, включая настоящее):

Сотворение мира – 5508 лет до Р.Х.
5000 – первые города Малой Азии и Ближнего Востока
4000 – Всемирный Потоп (3852), Расселение людей (по Библии - 38-й век), Египет (3400-3300- Додинастический период и Раннее царство)
3000 – Индия (начало летоисчисления с 3102), начало крито-микенской культуры, первые шесть династий Древнего царства Египта (с 2950 года)
2500 – Шумерское царство
2205-1776 – Царство Ся в Китае, 2200-1780 – Среднее царство в Египте (7-12 династии)
1900 – Авраам
1800 – свод законов Хаммурапи
1570-1450 – Моисей
1776-1122 – царство Инь в Китае
1300 – ольмекская культура в Америке
12-8-й века – Троянская война, конец крито-микенской культуры, олимпийский миф, Гомер, поход Ясона в Колхиду
1122-770 – царство Чжоу в Китае
1000 – Храм Соломона, финикийские города Тир и Сидон
760 – Первая Олимпиада (античное летоисчисление)
713 – основание Рима
7-5-й века – "шесть философов" в Индии, первые индийские государства
7-й век "шесть великих мудрецов" в Греции
6-й век – Лао-цзы, Конфуций, Будда и Пифагор
5-й век – Римское право (450-451), Великое поколение: Сократ, Платон, Перикл, Софокл, Геродот и др.
4-й век – Аристотель и Александр Македонский – первый политический эксперимент
4-3-й века - Бхагаватгита
200 – первые пирамиды в Америке
2-й век – Брахман-Сутра, война Маккавеев
80 – текст Палийского канона буддизма
0-33 – Иисус Христос
1-й век – Евангелия и первые тексты Махаяны ("большая колесница" буддизма)
200 – династия Цинь в Китае (объединение страны),
317 – начало древнего царства майя, рисунки пустыни Наска
476 – конец Римской империи, 500 – начало Византийской империи и Великое переселение народов
570 – Мухаммад (начало ислама – с 622)
конец 7-го века – начало царство миштеков в Америке и расцвет империи викингов
конец 9-го века – основание Тулы, столицы тольтеков в Америке, формирование Священной римской Империи
1099 – взятие Иерусалима крестноносцами
середина 13-го века – империя ацтеков, Фома Аквинский, Франциск Асизский, чуть позже Данте
15-й век – Грюнвальд, Эпоха Великих Географических Открытий, падение Константинополя
16-й век – "малое оледенение" в Европе, Ренессанс, династия Мин в Китае, начало науки
17-й век – развитие капитализма в Европе, формирование мировых колониальных систем, Басе
18-й век – эпоха революций
19-й век – начало машинной цивилизации
20-й век – коммунистический социальный эксперимент, эпоха мировых войн, начало космической, ядерной, коммуникационной и генной эры.

 

Предсказуемый и кумулятивный процесс прогресса

Мы продолжим расширять свою среду обитания и проникновения. Перемещение границы доступности – естественное движение любой цивилизации. Не встречая достойного сопротивления среды, люди проникнут вглубь планеты на сотни метров и километры (сегодня "средняя заземленность" едва превышает метр). Эти подземные пространства будут мастерской и обиталищем значительной части общества и отнюдь не для худшей или несчастной его части.
Космическая экспансия достигнет либо обитаемых миров, либо планет, пригодных для существования людей.
Лишенные непреодолимых этнических (языковых и культурных) преград, люди разделяться на новые "народы" – поверхностные, подземные, океанические, космические и инопланетные жители. Эти различия в средах существования породят соответствующие культуры и средства существования – свои поселения и архитектуру. Эпохи сотрудничества будут сменяться эпохами войн и конфронтаций.
Постепенный отказ от биоидности во имя здоровья и долголетия приведет к тому, что у человка останутся только самые долговечные детали, например, скелет, да и тот не весь, а наиболее прочные фрагменты -- череп, таз, берцовые кости и т.п. Лечение сменится ремонтом и заменой изношенного. Появятся новые эмоции -- чувство заржавленности, намагниченности, электронной эйфории.
Экономическое и экологическое сознание людей уйдет в небытие, критериями прогресса и развития станут этические и эстетические ценности.
Когнитивная функция науки, (да и сама наука), повидимому, станет настолько подчиненной и вспомогательной, что перейдет от человека к его орудиям и средствам. Среди пучин, бездн, просторов и безграничного креативного океана жалкими островками будут цепляться за линию горизонта консервативные структуры воспроизводства. Обитатели этих островов будут восприниматься как безумцы и бунтари, романтики и люди непрактичные.

 

Непредсказуемый и кумулятивный процесс озарений и открытий

Человек никогда не расстанется с Богом. Религии и церкви, все более теряя различия между собой, превратятся в общинные или даже индивидуальные учения и доктрины.
Люди выйдут на прямой диалог с Богом, не только молитвенный, или визуальное общение с Его иконическими изображениями. Единый, Он перестанет быть Богом всех и станет Богом каждого. Это породит особый мир – мир, удерживаемый от взаимного уничтожения людей во имя Бога каждого как высшей ценности всех. Этот механизм и принцип неуязвимости Бога станет основой нового гуманизма, постгуманизма, надгуманизма – не во имя человека, но именем Бога его.
Согласно "очень сильному антропному принципу" наши меняющиеся представления о Вселенной будут менять саму Вселенную, и именно страх монотонности мира будет заставлять людей порождать новые представления и модели мира, преобразующие этот многоликий мир.

 

Некумулятивный и непредсказуемый процесс социальных преобразований.

Неизменной останется политика как динамическое противоборство разных интересов и групп, она приобретет спортивно-игровой характер и будет составлять существенную часть пассивного, созерцательного досуга людей.
Коммунистические или близкие им утопии и реализации этих утопий приобретут уже не национальный, а общечеловеческий характер. Человечество будет ставить социальные эксперименты на себе, увлекаемое новыми идеями и учениями новых марксов. Опыт двадцатого века научит людей производить обратимые социальные опыты, когда в проект новой социальной организации сразу будут заложены пути возвращения в начальное состояние.
Обретет ли человечество к 3000 году счастье? Неведомо. - Но оно его и не утеряет. Счастье – это яркая блестка на гранях нашей жизни, пока хотя бы на одной из них отражается Божий свет.

Монтерей, 31 декабря 1998 года.

Комментарии

Добавить изображение