БИТВА НА КОСОВОМ ПОЛЕ

01-01-1999

Когда-то в XIY веке сербско-боснийские войска под командованием князя Лазаря потерпели на Косовом поле поражение от султана Мурада, после чего Сербия стала вассалом Османской империи. Оно для сербов памятно примерно также, как Куликовское для русских. Это ничего, что на Косово сербы потерпели поражение. Русские на Куликовском потерпели победу, ибо еще ровно сто лет монголы взимали дань и полагали Русь своим вассалом. Важно то, что Косово для сербов - начало их консолидации и самосознания себя как нации. Как и Куликовское - для русских.

Можно понять чувства сербов, для которых Косово - это место, с которого началась Сербия и где 300-400 лет назад не жило ни одного албанца. Потом сербы их пустили на свою исконную территорию, и за истекшие столетия албанцы, за счет исламского напора, расплодились и увеличили там свое присутствие до 90 процентов ! Получился сербский вариант сказки про зайца в лубяной избушке и лисе в ледяной. Теперь албанцы-косовцы требуют собственной государственности - то есть отторжения исходной сербской земли. Сербия, естественно, категорически против. При этом Запад исходит из принципа волеизъявления албанского населения Косова, а Россия и Сербия - из территориальной целостности Сербии. И тот и другой принцип имеются в документах ООН. Между собой они не согласованы и проблема каждый раз решается в "индивидуальном порядке".

В предыдущие дни в парижском пригороде Рамбуйе решалась судьба Косово, Сербии и Югославии. Демонстративно бойкотируя конференцию, Россия фактически самоустранилась от косовского урегулирования. Это своего рода протест против диктата Вашингтона, который, опираясь на военную мощь, навязывает свою точку зрения и партнерам по контактной группе, и сербам, и албанцам. Но это и признание собственного бессилия, отсутствия пресловутых "рычагов влияния" Москвы на Белград.

Президент Югославии Слободан Милошевич в прошлом не раз бесцеремонно обходился с российскими посредниками, предпочитая иметь дело с американцами или на худой конец с западноевропейцами. В конце концов на Смоленской площади, похоже, пришли к выводу: при нынешнем югославском руководстве Москве трудно будет снискать дипломатические лавры на Балканах. Тем более что и Запад сегодня, в отличие от времен боснийского кризиса, не очень-то прислушивается к мнению Кремля.

Главные требования посредников таковы: албанцы должны отказаться от независимости Косово, Белград -- согласиться на международное военное присутствие в крае. Уместно напомнить здесь, что после убийства эрцгерцога Фердинанда в Сараево в 1914 году Сербия приняла все пункты ультиматума Австрии - все (из 10) кроме одного - пункта о вводе австрийских войск на территорию Сербии. Результатом этого была Первая мировая война. Важность момента осознают все. Главы МИД Франции и Великобритании, Юбер Ведрин и Робин Кук, выступили с обращением к югославскому народу, напирая на то, что следует согласится с присутствием войск НАТО на территории Косово. А госсекретарь США Мадлен Олбрайт предупредила по телефону президента Милошевича, что в случае срыва переговоров по вине Белграда "удары по сербских военным объектам будут сильными".

Угрозу госсекретаря подкрепил делом министр обороны США Уильям Коэн, который подписал приказ о направлении на американские базы в Европе 12 самолетов F-117, 10 самолетов электронной разведки и 29 самолетов-заправщиков.

Иностранные дипломаты срочно покинули Белград. Эвакуировались практически все посольства западных стран. Российские дипломаты мужественно остались.

Ужесточая нажим на Милошевича, Запад тем не менее надеется, что уговорит сербского лидера все же Россия. "Мы не отдадим Косово, даже если нас будут бомбить",-- решительно заявил президент Югославии. Для подтверждения своих слов он направил дополнительные сербские танки в Косово.

Олбрайт нахмурилась: "Ударим, и сильно",- привычно сказала она.

Вдруг, когда, казалось, все было готово для удара по сербским позициям в Косово, на переговорах по Косово объявили (23 февраля) трехнедельный перерыв.

Конференция в Рамбуйе, от которой ждали решения самого кровопролитного европейского конфликта, завершилась самым провальным для силовой дипломатии образом. США не смогли заставить сербов и албанцев принять политический план по Косово и одновременно согласить
ся на размещение в крае натовских войск. И не решились нанести твердо обещанный удар. А ударить очень хотелось - Сербия в глазах белого Дома является точной аналогией России - и та и другая являлись центрами построения империи: советской и югославской, и потому в них сохранился имперский дух, который следует истребить самым решительным образом.

Сегодня судьба Косово не определена: вопрос о вводе иностранного контингента должен решаться в марте. Делегации сербов и албанцев уехали из французского замка Рамбуйе, ничего не подписав и не взяв на себя никаких твердых обязательств. Дипломаты на разные лады твердят, что промежуточное соглашение об основных принципах автономного устройства Косово - это все-таки лучше, чем ничего. Однако всем ясно, что титанические усилия западной дипломатии пошли прахом. За 17 дней в Рамбуйе не удалось утвердить американский план по трехлетнему замораживанию косовской проблемы силами натовских войск.

Провал западной (мадленолбрайтовской) дипломатии получился оттого, что она потребовала от противостоящих сторон невозможного: от Милошевича (Сербия) - согласия на размещения иностранных воинских частей на своей территории, а от руководителя делегации косоваров Хашима Тачи по прозвищу Змея - подписать капитуляцию и сложить оружие в обмен на автономию без права на самоопределение. В то время как этот Змей требует одного - полной государственной автономии. Максимум на что он согласился: отсрочить референдум по вопросу о независимости на 3 года.

Россия может считать такой исход своей победой -- ведь именно она настаивала на том, чтобы не смешивать политику и ввод войск.

Отказавшись подписать политическую часть соглашения, албанцы лишили НАТО единственного рычага воздействия на Белград: западные лидеры заранее признали, что если ответственность за провал переговоров несут обе стороны, авиаудары по Югославии теряют смысл. Президент Милошевич объявил о своей победе. Змей - о своей. Заголовки сербских газет выглядят так: «Нет соглашению по военному присутствию» («Политика Экспрес»)- «Наш народ знает, как отвечать агрессорам» («Борба»). Речи Змея были тоже удивительно похожи на эти заголовки, только что звучали на албанском.

Российская дипломатия празднует "победу здравого смысла". Москва не скрывает, что ее главная цель - предотвратить натовское силовое вмешательство. Все празднуют победу. Хорошо, когда побеждает дружба и всем весело.

Но это только видимость того, что произошла победа одна на всех, и что Россия настояла на своем. Белграду, который пока избежал необходимости дать согласие на размещение иностранных войск в Косово, тоже успех праздновать рано. НАТО сохранит в полной боеготовности свою военную группировку у границ Югославии -- сейчас здесь сконцентрировано более 400 самолетов альянса.

Бои в Косово опять идут, отошедший от недавних страхов Клинтон рыкнул (26 февраля) на манер Олбрайт - дескать, ударим не дожидаясь перемирия и начала второго Рамбуйе. Милошевич в ответ послал в Косово еще одну колонну танков и объявил о начале весенних учений.

"В конечном итоге Милошевичу придется согласиться на приход в Косово иностранных войск,-- заявил некто (имени не назвал) в сербской демократической оппозиции. - Максимум, чего он может добиться: войска войдут в Косово под флагом ООН, а не НАТО, и с российской бригадой в своем составе. Так Милошевичу будет легче объяснить соотечественникам сдачу Косово".

Подготовка к такому варианту уже началась. Вице-премьер Югославии Вук Драшкович, который ранее был ярым противником Милошевича, а недавно стал его верным соратником, заявил, что "допускает ввод в Сербию международных сил, но под эгидой ООН или Евросоюза, а не НАТО".

Почему же дело обстоит так?

Пока с определенностью (и с сожалением) можно констатировать лишь одно: последние события вокруг Косово высветили беспомощность России на международной арене. Грозная фраза Бориса Ельцина о том, что "мы не дадим тронуть Косово", не произвела на западных союзников никакого эффекта. А тут еще конфуз с пригрезившимся российскому президенту телефонным разговором с Биллом Клинтоном. И дело даже не в том, что Ельцина в очередной раз подвела память. Ошибка Бориса Николаевича заставила Вашингтон публично объясниться. То есть объявить на весь мир, что хозяин Белого дома не общался со с
воим российским коллегой уже очень долгое время.

И это в разгар острейшего международного кризиса - к тому же на Балканах, традиционно считавшихся зоной интересов России. Вывод напрашивается сам собой: мнение Москвы американцев по большому счету не интересует. "Многополярный мир", о котором так любит рассуждать Евгений Примаков, - не более чем миф.

Что же касается туманных угроз Ельцина, то к ним не то что на Западе, но и в Москве мало кто отнесся серьезно. Не так уж давно, как мы помним, российский президент пугал Клинтона мировой войной, если тот нанесет удары по Ираку... Самая главная проблема - это слабость Сербии и слабость России. Как экономическая, так и военная. Именно поэтому им придется подчиниться тому решению, которое примет Запад - в первую очередь, США, ибо Америка не в меньшей степени, чем Сербия и Россия апеллирует к международному праву - только в к тем положениям, которые больше устраивают США, а не Россию.

Есть одна существенная причина, по которой в целом США придерживаются проалбанской позиции - мусульманский мир, в отличии от России, Сербии и славянства вообще, представляет сейчас собой грозную и растущую силу. Причем в самих США большинство черного населения тяготеет именно к исламу. США же все десятилетия поддерживали Израиль и периодически щипали Ирак, Иран, Судан, Ливию и сейчас как бы делают реверанс в сторону мусульманского мира - видите, мы за албанцев-мусульман. Вот Олбрайт и выбрала из обилия Ооновских документов принцип суверенности народного волеизъявления. Но этот принцип в перспективе ведет в тупик. Чисто тактически тогда ему должны соответствовать и требования курдов, и басков, и тамильцев и еще много кого на самостоятельное государство. А дальше - создание мононациональных государств, ибо каждая нация имеет право на свою государственность. Однако проведение этого принципа в жизнь неизбежно столкнется с определением, что такое нация и как определить ее чистоту. И вот тут выяснится, что чистых наций нет в принципе. Так что придется создавать свои государства "половинкам", квартеронам, оьсмушкам и другим разбавленным кровям - причем в совершенно невообразимых и бесконечных сочетаниях. Похоже, территориальная целостность представляется более надежным ориентиром.

Есть опасение, что и Сербия и Россия в нынешних условиях проиграют Косовскую битву. Да, похоже судьба Косово и Сербии будет решаться без участия России. А, может быть и Сербии.

По материалам прессы

 

Комментарии

Добавить изображение