МЕСТО КЛИЗМЫ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

01-01-1999

Sergey Kuhlevskiy

В России вот что происходит. По страницам газет, на волнах радио и на экранах телевидения выпасают целые стада таких матерых скандалов, что любой из них увлек бы немедленно в отставку и правительство, и президента любой цивилизованной страны. Народ же, мрачному предавшись пессимизму, готовится по весне власти такое устроить, что даже шахтеры забудут про румынский вариант. Начиналось так. В четверг днем президент неожиданно вызвал в Кремль премьер-министра в самый разгар заседания правительства и беседовал с ним часа два. О чем они там кричали, никто якобы не слышал, но вышли они на люди красные, как после бани, глаза злые, квадратные, друг на друга не смотрят. - "Мы получили две твердые позиции". Результат встречи - президент остается до конца срока, премьер тем же концом по тому же месту. Впрочем, по уверенному поведению Примакова можно было сделать вывод, что это он учил Ельцина уму-разуму. Сразу же пошли толки о необходимости очистки правительства от коммунистов, что сильно возбудило последних. Правые тут же заняли боевую позицию. Началась борьба "нанайских мальчиков". Президент же, отправив Примакова в Сочи, залег в ЦКБ. А ушаты компромата уже выливались на левых и на правых, и так изрядно подогретых слухами о грядущих отставках. Что же готовились скрыть за этим внезапным буйством гласности от внимания прессы?
Далее в воскресенье господин Любимов интересно провел программу "Взгляд". Сначала без комментариев, под музыку, показал различные лица и планы Влада Листьева, в том числе и те, из которых следовало, что жена его не очень любила. Потом проговорил: - "вот уже четыре года нет с нами Влада Листьева, к счастью, наши зрители его не забывают"... К чьему именно счастью и к какой части предложения оно относилось, и как правильнее тут знаки препинания расставить, осталось непонятным (нет с нами Влада Листьева к счастью...). Газеты тоже уделили на удивление мало внимания этому когда-то так взволновавшему всех убийству генерального директора ОРТ. Только ОРТ его и помянуло добрым словом. Остальные, конечно, тоже. Но как-то неуверенно. Вроде, конечно, человек он был хороший, а может, и нет, да еще черт его дернул самоубиться в такое неудобное время, очередной дефолт на носу, слуги народа еще не всю валюту успели за бугор вывезти да хорошенько запрятать. Сибирская газета "Комок" и Виктор Мельник в статье "Фемида ля комедия..." сделали полный обзор версий, проработанных прокуратурой.
Первая, конечно же, бытовая. Но совмещенная с коммерческой. Генеральным директором компании "ВиД" был небезызвестный Разбаш. Очень вскоре после гибели Листьева он стал жить с его женой. Были там, конечно, и коммерческие интересы.
Вторая, основная до последнего времени версия, была опубликована в американском журнале "Форбс" 30 декабря 1996 года. Авторы уверенно указывают в сторону двух крутых фигур телевизионного бизнеса. Когда Листьев объявил о намерении прекратить коммерческую рекламу на ОРТ, Сергей Лисовский, бывший монополистом на рекламном поле ОРТ, запросил 100 миллионов долларов в счет возмещения убытков. Листьев как будто бы нашел одну европейскую компанию, желающую приобрести права на размещение рекламы. Он же попросил Бориса Березовского, который к тому времени владел 16 процентами акций Первого канала, выступить в качестве трансфертного агента и передать Лисовскому эти самые сто миллионов. А Березовский деньги взял, да не отдал, крутить их стал, это и послужило причиной убийства.
Третья версия все та же. Лисовский в те годы контролировал основные рекламные потоки, которые шли через его агентство "Премьер СВ". Годовой объем рекламных платежей на ОРТ составлял только официально 180 миллионов долларов. Одна минута рекламы на "Поле Чудес" стоила 58 тысяч долларов. Если бы остановили рекламу на ОРТ, Лисовский понес бы колоссальные убытки.
Все три версии не выдерживают критики уже только по той причине, что все три потенциальных заказчика моментально воспользовались смертью Листьева в своих интересах, а не затаились, выжидая время. Не успели еще зарыть тело, а его дело уже рвали на части. Борис Абрамович мигом сориентировался в случившемся и посадил на место генерального продюсера своего человека, К. Эрнста, а Лисовский договорился с главным акционером телеканала Березовским и возобновил прокрутку коммерческой рекламы.
Авторство четвертой версии приписывают Владимиру Мукусеву. Она связана с запутанной коммерческой деятельностью Листьева, разобраться с которой комитет Верховного Совета по СМИ попросил депутата Мукусева. И якобы правоохранительные органы уже "вели" Листьева. Если бы его повязали, с ним бы были арестованы не только его личные счета, но и счета всей компании и всех дочерних организаций. И "ВиД" перестал бы существовать. По сообщениям прессы, на всех счетах Листьева было в общей сумме около 16 миллионов долларов. Много это или мало для власть сосущих? В те времена Черномырдин владел 5 процентами акций Газпрома, и на бирже в Нью-Йорке они оценивались по миллиарду долларов за процент. Подсчитайте-ка, сколько лет вкалывал Виктор Степанович в поте лица, если бы в день зарабатывал всего по миллиону долларов?
Тем или иным образом, но Листьев покушался на курицу, несущую золотые яйца. И потому любители золотой курятины все были заинтересованы в его смерти. Еще было несколько совсем криминальных версий. Помните, как зимой 1996 года министр полиции Израиля Моше Шахал заявил, что убийцы Листьева ликвидированы в Израиле. Криминальные разборки и попытки захватить контроль за золотой курятиной также могли стать причиной убийства. Но не стали. Потому что все эти причины исследуемы и были расследованы прокуратурой.
Работа не прекращалась ни на минуту. В деле уже более полутора сотен томов, допрошено уже почти 2000 свидетелей, многие не по одному разу. Проведено более 30 экспертиз. Десятки человек пытались признаться в убийстве Листьева. Кто-то по собственной инициативе. Кто-то под давлением извне. И каждый раз следователям приходилось доказывать, что настоящий убийца все еще на свободе. При этом имя человека, заказавшего убийство, давно не является тайной. Так какая же версия еще не была расследована до конца? Политическая...
Вспомните, как 2 марта 1998 года, говоря о перспективах раскрытия дела Листьева, генеральный прокурор Юрий Скуратов уверенно сказал, что для раскрытия этого дела понадобится еще несколько лет. Уж не на окончание ли президентского срока он намекал? В интервью 1 марта 1998 года следователь генеральной прокуратуры РФ Петр Трибой охотно объяснял: "Да, мы знаем, кому это было выгодно. Объективно установлено. Есть достаточно доказательств о том, кто действительно был заинтересован в его устранении". Через год он осторожно уточнил: "Эта версия связана с профессиональной деятельностью Влада... Мне стыдно, неудобно даже в глаза смотреть его близким... но поверьте, все что от нас зависело, мы все уже сделали". Алексей Симонов, председатель фонда защиты гласности в интервью для ОРТ сказал: - "Я думаю, убили его потому, что не могли иным способом повернуть в какую-то другую сторону. Какую, не знаю. И судить об этом не берусь... но известно мне изречение бывшего генерального прокурора, который однажды сказал - в принципе мы знаем, кто это сделал, но не знаем, как это опубликовать, потому что это может быть шоком".
Шок - это по нашему! Вечером 2 марта "героем дня" на НТВ стал Владимир Жириновский. Светлана Сорокина слушала его с открытым ртом и круглыми глазами. Героя дня несло, как из скворечника. Мы смогли узнать из компетентного источника, что воруют все. Все, что в газетах пишут, правда. Взятки берут все. Поэтому надо объявить амнистию. С коррупцией нельзя бороться. Некому будет управлять страной, потому что всех придется посадить. Доллары запретить. НАТО - конец, и нечего с ними церемониться. Америке - конец.
Общенациональная охота на Бориса Березовского в полном разгаре. Звереют все - и левые, и правые, и Дума, и президент, который в четверг своим указом "уволил" "зарвавшегося" Березовского с поста исполнительного секретаря СНГ вопреки уставу этой организации. В конце прошлого года директор ФСБ Владимир Путин предложил Борису Березовскому "что-нибудь исполнить". Ну он и исполнил 1 марта. Не эту ли скандальную его пресс-конференцию пытались замаскировать разоблачительными свистоплясками и обличениями друг друга "нанайские мальчики" махровой красно-голубой "демократии", с воем, улюлюканьем и угрозами всем и вся, от тотального дефолта до тотальной ядерной войны? Только в одной газете - "Новые Известия" - удалось обнаружить ее сокращенный пересказ под названием "Главная цель правительства - борьба за власть".
Березовский много там чего сказал, и кое-что по делу Листьева: "Я написал по этому поводу очень много заявлений, очень много бумаг, и следователю, который ведет сейчас дело Листьева, и многим другим. И прежнему министру внутренних дел Анатолию Сергеевичу Куликову. Обращался к прежним руководителям ФСБ. Указывал конкретные данные, фамилии, факты, видео и аудиозаписи. Все есть абсолютно. Ноль реакции. У меня практически нет никаких сомнений в том, что за убийством Листьева стоят спецслужбы российские, и, прежде всего господин Барсуков и господин Коржаков". И если для вас еще не шок, что российское телевидение могли "заказать" директор ФСБ и начальник президентской охраны, подумайте, кому больше всех это было выгодно. Не тому ли, кого избирали с применением средств неосознаваемого принуждения? Вспомните, как "выбирали сердцем", а оно "стучало" по подсознанию с экранов телевизоров до последнего часа в день выборов.

Тяжко стране. Давно сказано грубо, но точно - если тяжко организму, применяй, товарищ, клизму. А место клизмы изменить нельзя. Не пора ли, пока не поздно, произвести эту пользительную процедуру?...

 

Комментарии

Добавить изображение