ГЕЙ, СЛАВЯНЕ !

01-01-1999

ГЕЙ, СЛАВЯНЕ !

Гей, славяне, это не то самое.
И славяне-братушки - тоже не то, что братки.
Это - мифическое славянское братство.

Не знаю, случалось ли Вам над этим размышлять, но мы (то есть те, кто живет на Западе в течение уже достаточно длительного времени) видим многое, в том числе и проблему Косово совершенно иначе, чем московские "западники". Ругаем ли мы что-либо или хвалим, совпадаем мы с ними во мнениях или нет - все равно, точки зрения остаются различными в глубине, в основании! При этом зачастую они полагают, что высказывают "западную" или "прозападную" точку зрения, но это, тем не менее, вовсе не так!

Не знаю, правильно ли я определил причину или нет, но вот что мне в связи с этим подумалось: если смотреть отсюда, из Западной Европы, то одним из наиболее заметных расхождений между западным общественным мнением и мнением российским считается мифологическая "просербская", российская "душевная" ориентация с одной стороны и западноевропейское неприятие агрессивности и обостренности сербского национализма, с другой. Так это, собственно, и представляется подавляющему большинству жителей Западной Европы.

Трудно спорить, конечно, это расхождение существует, но оно отнюдь не самое поразительное. Да, популярный миф о славянском родстве возродился в России с поразительной легкостью, я бы даже сказал, с поразительным легкомыслием, и тем легче, что сегодняшние россияне вовсе не знают своих сербских "братушек", равно как и не знали, вероятно, и тех болгарских, что спокойно повернули оружие против "благодетельницы-России" в сороковых.

Удивительная вера в то, что "братья-сербы" непременно, обязательно хороши, отражает скорее российскую наивность, удаленность России от Европы и полное незнание Сербии, ее истории, народа и культуры. Кто из россиян мог похвастаться еще полгода назад знанием византийского прошлого Сербии, ее знаменитых в остальном - кроме России! - мире монастырей, деяниями Святого Савы, истории средневековых Сербских царств или сербского православия?

Единицы. А кто удосужился предаться изучению Сербии с тех пор? Единицы. Но, несмотря на это, какая вера в Сербов, в панславянское братство и родство душ!

В чем причина этой неожиданно страстной самоидентификации?

Самоидентификации, которая ничего кроме самого обычного, бездарного и бессмысленного вреда России принести не могла и не сможет? Более того, самоидентификации просто клеветнической, поскольку смешно предположить, что ее целью могло быть "моральное соучастие" в преступлениях, совершенных самодеятельными сербскими албанобойцами в Косово? К чему это странное самооклеветание в глазах Западной Европы? Логика "на зло бабушке - отморожу уши"?

Причин много, некоторые из них лежат прямо на поверхности: сработали российские обиды на США и НАТО, вызвавшие совершенно ложное ощущение того, что у нас и у сербов - схожее положение! Сработала проекция чеченского конфликта на косовский, вызвавшая ложное ощущение сходности этнических и религиозных проблем, которые испытывают оба народа, и т.д. Но все это - столь поверхностно, так несерьезно. Во времена господствующего мачизма говорили с презрением: аналогиями мыслят только женщины. Сегодня следовало бы сказать: только люмпен-патриоты.

Но все же самое поразительное различие - не различие между про- и антисербскими позициями в России и западной Европе, а различие между "про-албанскими" настроениями в Европе и в России. Та часть российского общественного мнения, что поддержала, пусть и с оговорками, западный подход к проблеме Косово, на самом деле радикально отличается от того западного мнения, которое оно вроде бы поддержало.

Вопрос, которым задается западноевропейское общественное сознание, это вовсе не вопрос выбора стороны в конфликте, не вопрос самоидентификации с одним или другим враждующим лагерем, а вопрос соответствия позиции и действий Европейского сообщества доминирующим западноевропейским стандартам нравственности, справедливости и демократии, своего рода моральному императиву, с которым оно себя идентифицирует!

И если в связи с этим оно сегодня прикладывает все усилия для того, чтобы дистанцироваться от Армии Освобождения Косова и тех радикальных политических элементов, которые еще поддерживают с АОК какие-то связи, и отказывается дистанцироваться от сербского населения Югославии, то в России ситуация и

ная. С чем идентифицирует себя российское общественное мнение - понять невозможно....

Если в Западной Европе теперь становится хорошим тоном (о, если б так было два месяца назад!) безжалостно критиковать косовскую военную компанию именно за то, что она чересчур удалилась от этих этических критериев, удалилась настолько, что вызвала своего рода кризис совести у значительной части общества, то в России именно этот этический момент словно бы отсутствует.

Какой иной критерий может быть в оценке гуманитарной катастрофы такого масштаба как Косовская проблема и Косовский конфликт? И тем не менее, из России слышны какие угодно соображения - резоны законности, резоны стратегических интересов в Европе вообще и на Балканах в частности, роли России в Группе Восьми - но над всем мощно возвышаются резоны отношений с Западом и, открыто или подразумеваемо, исходящей от него экономической помощи!

Я бы сказал так: это бесполезно. Потому что в глазах западноевропейца такая прозападная позиция НИЧЕМ не отличается от анти-западной. Потому что она не имеет никакого отношения к тем ценностям, с которыми Запад себя идентифицирует. Да, говорит он, дадим России денег, чтоб не болела голова. Сегодня Запад не понимает, что заставило Российское руководство дать Западу "победу", на которую он уже и перестал надеяться. Боязнь изоляции, наверное, -отвечает он сам себе.

Даже те российские общественные деятели и писатели, в России и зарубежом, как Ваш покорный слуга, что позволили себе яростную критику позиций НАТО в этой войне с позиций сугубо морально-этических, находят сегодня и понимание и симпатии на Западе, ибо сегодня Западная Европа и сама занята "разбором полетов", той же критикой, или скорее самокритикой, если угодно. Зато российские государственные деятели, которые оказали НАТО неоценимую политическую помощь, не находят ни понимания, ни доверия, ни симпатий!

Почему? Потому что их позиция не имела ничего общего с обычной моралью, а только и исключительно с политической необходимостью. А эта война была войной общественного мнения, общественного сознания, общественной морали. Этого-то они и не заметили.

Комментарии

Добавить изображение