Последний вагон на Запад

09-01-2000

Вечером 7 января важная

информация пришла из Чечни:
федеральное командование решило
приостановить спецоперацию по
освобождению Грозного и дать
войскам передышку.
Командующими Западной и Восточной
группировок вместо
Владимира Шаманова и Геннадия Трошева
назначены их заместители
генералы Алексей Вербицкий и Сергей Макаров.

ОРТ от 7 января 2000 г.

 

Andrey Kokov

Пять лет назад, когда российские войска начали первый неудачный штурм Грозного, финская русскоязычная пресса сравнивала Джохара Дудаева с... Маннергеймом.

Что-то в этом конечно было: оба выросли до генерала на службе в российской армии и перестали служить лишь с падением режима, соответственно царского и коммунистического. Оба были представителями нацменьшинств своей исторической родины: шведоязычный Маннергейм происходил из голландцев, а потомок хазар Дудаев из малочисленного клана принявших мусульманство горских евреев Чечни. На этом пожалуй сходство и закончилось бы, не будь до предела знакомой финнам черно-белой тональности картинки военных действий: десятки тысяч беженцев, легко вооруженные партизаны в белых маскхалатах против мощной, механизированной, но неповоротливой военной машины Москвы.

Так или иначе, зимняя кампания Кремля против Чечни уже тогда ассоциировалась финским обывателем с агрессией СССР против Финляндии 1939 года, что существенно облегчило подготовку общественного мнения к референдуму 1995 года о вступлении в ЕС.

Когда референдум готовился, роли были заранее поделены -"независимые" агитаторы раскручивали потенциальные риски, связанные с перманентным российским кризисом, и расписывали выгоды для барахтавшейся в сетях экономической депрессии финской экономики как "последний шанс вскочить в уходящий европейский поезд", а официальная власть ссылалась на волю народа: как народ решит... Немногочисленные гражданские движения за неприсоединение, ссылавшиеся на неконституционность передачи верховной власти Брюссельским комиссарам и грядущее упразднение собственной денежной единицы (в конституции Финляндии до сих пор записано, что власть принадлежит народу, а национальная валюта - марка), были заклеймены в СМИ как выразители изживших себя представлений, несовместимых с новой реальностью.

Референдум, официально называвшийся совещательным, привлёк чуть более 60% граждан с правом голоса. Из них менее 60% проголосовали "за" (то есть в реальности было получено менее 40% от всех потенциальных голосов). Однако сразу же после подсчёта голосов президент Ахтисаари сообщил нации, что раз "большинство" народа решило, то результаты совещательного референдума оказываются обязательными к выполнению, и Финляндия (вместе с Швецией и Австрией) вступает в Европейский Союз. Что и произошло на радость финской чиновной и профессиональной братии, ринувшейся на службу в органы Евросоюза. Платят там, надо сказать, не хило, а налогов при этом не берут никаких: если секретарь, шофер или рассыльный получает 2500$ в месяц, то верховные комиссары по 15000$, а все остальные укладываются в получившуюся вилку.

Плюс немалые надбавки на содержание семьи, на мелкие расходы, на проезд и т.п.

Впрочем, у Евросоюза и других расходов немало: и сельскохозяйственные дотации, и чудовищный бюрократический аппарат, и подкормка бюрократов Восточной Европы по гуманитарно-развивающим программам ТАСИС. К тому же каждые полгода вся центральная евробюрократия перекочёвывает в столицу страны-председателя.

В данный момент такой председатель - Финляндия.

Трудно быть председателем

Свойственное финнам гипертрофированное чувство ответственности подверглось немалым испытаниям во время организации саммита ЕС в Хельсинки 10-11 декабря. Впрочем опыт проведения международных форумов здесь немалый. Нашлись сотни чёрных лимузинов для европейских боссов, удалось организовать безупречную охрану саммита, а также технические средства для тысяч аккредитованных журналистов. Но не от этого лица финских министров были напряжены и серьёзны.

В недавнем прошлом Финляндия профилировалась как строитель мостов между Западом и Россией, специалист по компромиссам между Москвой и Вашингтоном. В процессе урегулирования Косовского конфликта финский президент по старинке посредничал между посре

дниками. Но времена неумолимо меняются, и теперь на широкие плечи финских политиков давил тройной груз: 1) обязанность председателя отдуваться за весь Евросоюз и тем самым портить отношения с Россией, 2) необходимость отказываться от нейтралитета, 3) грядущие через месяц президентские выборы.

Итак, все в сборе, саммит в разгаре: Шрёдер с Соланой клеймят российских агрессоров, терроризирующих мирное население Чечни, ждущий прибавления семейства Блэр с шутовской улыбкой обнимает мрачного, тоже ждущего прибавления, коллегу Липпонена, принимаются эпохальные решения... Что делать с Россией, пока так и не решили. Во всяком случае экономических санкций пока не принимают. Впрочем, решения эти не во всём расплывчаты и витиеваты. Например, договорились о создании 50-тысячного сборного военного контингента (а в перспективе не исключается отдельная от НАТО евроармия).

И вот тут произошло нечто, похожее на пробный шар в сторону российской дипломатии. По всем программам среди новостей о саммите прошёл сюжет о скромной пресс-конференции некоего Усмана Фирзаули, прибывшего в Хельсинки из Дании с российским паспортом в качестве представителя чеченского правительства. Усман в частности посетовал на нерешительность ЕС и беззубость итоговых документов саммита в отношении России, так как с его точки зрения русские понимают только силу. На встрече присутствовал чиновник из финского МИДа. Результат не замедлил сказаться: финскому послу в Москве был предъявлен протест российского МИДа с обвинениями не меньше как в потворстве террористам, и финнам для начала пришлось разъяснять коллегам, что речь шла всего лишь о "получении сведений по Северному Кавказу". Глава финского МИДа Тарья Халонен, оставляющая в связи с предвыборной кампанией пост министра, была явно не в восторге от происшедшего. Впрочем, Финляндия - свободная страна, и к примеру Представительство Ичкерии уже давно обосновалось в финском Интернете усилиями бывшего премьера Грузии Виссариона Гугушвили (сайт "Шавлего", тоже англоязычный).

В среду 15 декабря финский премьер Пааво Липпонен имел 45-минутную беседу с Владимиром Путиным по поводу намерений Евросоюза. За день до этого Липпонен, как и предшествовавший ему премьер, а ныне кандидат в президенты Эско Ахо, растолковывал в СМИ мысль, что изоляция России не в интересах Европы. Оно и понятно: в случае ухудшения отношений с ЕС пострадает в первую очередь Финляндия, для которой транзит европейских грузов в Россию играет не меньшую роль чем собственный экспорт (см. живую картинку с финской таможни). Однако шум о санкциях продолжается, и Липпонену придётся прислушиваться к мнению троицы Ширак-Шрёдер-Блеэр. Однако есть основания полагать, что те тоже прислушиваются к определённому мнению, не считаться с которым они не могут. И вы это мнение, как говорится, знаете.

На Босфор и Дарданеллы

На встрече в Хельсинки мужи от политики не только вникали в чеченский конфликт и прикидывали сметы на текущие расходы. Помимо этого Союз расширил круг кандидатов на вступление в Евросоюз. К имеющимся кандидатам - Эстонии, Польше, Словении, Кипру, Чехии и Венгрии добавились Литва, Латвия, Словакия, Мальта, Румыния, Болгария, а также Турция. (Видимо от таких перспектив, да ещё с заявками на экономические санкции против России, единая валюта, евро, тут же ухнула ниже доллара, потеряв таким образом за год не менее 20% от первоначального веса.)

Казалось бы, какой резон рассматривать сейчас в качестве кандидата Турцию с её неустойчивой внутренней обстановкой и нерешённой курдской проблемой? Как урегулировать греко-турецкие споры на островах Эгейского моря и вокруг Кипра? Резон выявляется легко. Во-первых, Турция - член НАТО. Во-вторых, это ключевая страна с точки зрения доступа к Ближнему Востоку и Кавказу. А это уже зона жизненно важных интересов США...

Как сообщает в "Хельсингин Саномат" от 15.12.99 профессор международной политики Анне Эскелинен, США коим-то образом надавили на ЕС ("дали ясно понять, что ЕС должен сделать всё для принятия Турции в кандидаты") ещё во время Стамбульского саммита ОБСЕ, чтобы сдвинуть с мёртвой точки важный геополитический вопрос. А именно - вопрос надёжного доступа западного экономического блока к кавказско-каспийским нефтяным и газовым ресурсам. Тем самым подтверждается постулат, что всё крутится вокруг "чёрного золота" и соответствующей трубы - короче, см. статью Валерия Лебедева в 144-м номере.

Последние из могикан

Заседание саммита не омрачили ни бушевавший над Хельсинки мерзкий атлантический циклон, ни горланившие на улицах и в парках демонстранты, протестовавшие по разным поводам, ни недавние эскапады Б.Н.Ельцина в Пекине. Пять сотен курдов маршировали по финской столице и требовали свободу Оджалану и соблюдения Турцией прав человека. Ещё несколько сот чудаков из разных стран Европы выражали недоверие евробюрократам и вяло призывали жителей ко всеобщей забастовке. Всех активнее были пять тысяч финских фермеров, которые жгли на центральных улицах охапки сена и звездатые флаги ЕС, воздымали к небу гремящие бензопилы без цепей, вешали перед зданием парламента окровавленную свиную тушу (как символ будущего отечественного аграрного сектора после прекращения централизованных дотаций), а самые горячие финские парни даже попытались сломить полицейский кордон на подходах к конгресс-центру, но дюжие полицейские и их кусачие овчарки не сдались. Остальной народ терпеливо пережидал под мокрым снегопадом в пробках, пока мимо пронесутся кортежи с высокопоставленными чиновниками, вершащими судьбы Европы, уже не спрашивая мнения народов этой самой Европы (то есть видимо та самая "прогрессивная" модель, на которую кивали творцы Русобелии).

Впрочем, один из ветеранов большой политики, когда-то успешно сводивший и разводивший руководителей СССР и США -- экс-президент Финляндии Мауно Койвисто при вручении ему местной премии мира (в связи с критикой западных стран и НАТО в вопросе о Косово) высказался по животрепещущим вопросам: -- о Чечне: "Все твердят о необходимости политического решения. Но никто не высказался, к какому именно решению нам нужно стремиться". -- о Косове: "Произошла демонизация сербов. Имела место явная расовая сегрегация на лучших и худших людей".

Койвисто также интересуется, на какие средства будет происходить восстановление Сербии, и поддерживает мнение бывшего генсека НАТО лорда Кэррингтона, обвинившего НАТО в разжигании этнических чисток в Косове. "Кэррингтон по крайней мере ещё молодым офицером усвоил три вещи: нельзя вмешиваться в Балканские дела, нельзя наезжать на Москву, и не стоит доверять своё имущество королевским ВВС"

Комментарии

Добавить изображение