Может ли Путин проиграть президентские выборы?

30-01-2000

 

Против лома не приема
– против лома только лом.

Омар Хайям.

Igor Oleynik

Может ли Путин проиграть президентские выборы?

Против лома не приема – против лома только лом.

Омар Хайям.

Точно простроенная Чубайсом по времени отставка Ельцина обрекла избирателей на досрочные и фактически безальтернативные выборы Владимира Путина в качестве Президента России.

Путь к победе расчищен. Недавние электоральные тяжеловесы Примаков, Лужков, Лебедь разными приемами выведены «семьей» из игры на главный приз. Со спарринг-партнером Зюгановым подписан контракт на бескомпромиссную «нанайскую борьбу» в первом и втором туре выборов. Вроде бы уже ничто не успеет до 26 марта сломать сценарий сохранения власти в руках чубайсовского клана. И тем не менее, в этом замечательно (а, может быть, цинично) простроенном сценарии есть одна маленькая «щелочка», через которую может утечь казалось бы на все 100% гарантированный успех.

Питерская команда ускорила выборы именно потому, что проведение их в конституционные сроки (в июне) резко снижает шансы Путина на победу по сравнению с мартовскими сроками. Летом россияне уже вовсю почувствуют на своих кошельках уровень экономической грамотности экс-директора ФСБ, а потери и затраты федеральной стороны в Чечне заставят гораздо более трезво присмотреться к уровню квалификации Владимира Владимировича как силовика. Но это будет ясно для большинства избирателей уже после 26 марта. Весь расчет Чубайса построен на том, чтобы успеть посадить Путина в президентское кресло до того, как россияне успеют опомниться от круговерти «вторжение в Дагестан – взрывы жилых домов – вторая война в Чечне – поздравление Ельциным своих избирателей с Новым годом».

Единственный шанс проигрыша президентских выборов Путиным возникает только в том случае, если результаты выборов, первый тур которых назначен на 26 марта, будут признаны Центризбиркомом недействительными с соответствующим назначением повторных выборов не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.

Статья 72 федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает два основных случая, в которых результаты выборов признаются недействительными.

Вероятность реализации первой из этих двух ситуаций - «если число голосов избирателей, отданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам) меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов» - равна нулю. Такая ситуация сложилась в восьми одномандатных округах на последних выборах в Государственную думу, но на президентских выборах она исключена потому, что доля голосов «против всех» должна быть слишком высока (выше результата КПРФ, т.е. не менее 20%).

А вот вероятность наступления второго предусмотренного Законом случая – «если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования» - выглядит уже вполне приемлемой для возможной игры оппонентов Путина на повторные выборы летом 2000 года.

Явка избирателей на президентские выборы 2000 года «сама по себе» будет ниже, чем на президентские выборы 1996 года. Во-первых, из-за их «безальтернативности» и предопределенности (чего время зря тратить, когда и так результат ясен). Во-вторых, из-за отсутствия привычного идеологического столкновения «коммунизм-антикоммунизм», мобилизующего электорат на высокую явку. В 1996 году высокая активность избирателей была искусственно стимулирована президентской ельцинской командой, чтобы снизить долю голосов коммунистов. На первом этапе начальник ельцинского избирательного штаба (все тот же Чубайс) разогрел инвестициями Инкомбанка рекламную активность КПРФ с тем, чтобы на втором этапе активности коммунистов испугались либералы и подняли дикие вопли по поводу грядущей реставрации СССР. А перед самым первым туром уже был вынужден отмобилизоваться электоральный центр, чтобы не отдать судьбу России в руки собачившихся между собой левых и правых радикалов.

С учетом того, что будет действовать фактор устало

сти и разочарования от результатов совсем недавно состоявшихся федеральных и региональных выборов при стихийном развитии событий можно ожидать явки избирателей 26 марта не выше 55-60%, т.е. примерно на уровне последних госдумовских выборов (61%). Отметим, что явка избирателей существенно снизится в случае неудачного для России в этот период фона чеченских событий. Однако мало кто из осведомленных людей сомневается в том, что если фактическая явка избирателей окажется ниже 50% всего на несколько процентов, то ее Центризбирком обязательно накрутит до нужных 51%. Поэтому всерьез о сценарии повторных президентских выборов можно говорить только в том случае, если оппоненты команды Чубайса-Путина смогут довести фактическую явку до уровня ниже 42-44%. Для этого им нужно снизить явку по сравнению с естественным уровнем примерно на 18%.

Реально ли это или нет - зависит от того, какие именно политики федерального уровня выступят субъектами организации снижения явки избирателей. Очевидно, что такими субъектами могут выступить только объекты недавних атак Чубайса, а их хватает. Например, Примаков и Лужков со своим электоратом. Например, Березовский со своим ОРТ (его назначенцы сейчас активно вытесняются питерско-феэсбешной командой со своих государственных постов). Как всегда, будет заинтересован проявить свою непревзойденную политическую принципиальность Явлинский. Запросто может присоединиться ставший ненужный Кремлю после выборов московского мэра Кириенко. Можно предположить, что в этой игре с удовольствием примет участие Лебедь. По мелочи кое-что может набраться из левоцентристов. В общем, при таком раскладе преодоление 18%-ного порога не выглядит совсем уж нереальной задачей.

Но и Чубайс не промах – он прикрыл самое опасное место, договорился с Зюгановым (в обмен на спикерский пост Селезнева) о том, что КПРФ ни при каких обстоятельствах не снимет кандидатуру своего лидера на президентских выборах, а коммунисты – как в лучшие советские времена – обеспечат тот уровень явки избирателей, который нужен для победы нерушимого (до момента инаругации нового Президента России) блока с беспартийными «медведями».

Так что, на самом деле ситуация с исходом президентских выбором не равновесная. Вполне возможно, что результаты голосования 26 марта окажутся не такими уж скучными и предсказуемыми.

Комментарии

Добавить изображение