Березовский откупается от Путина ложной сделкой?
05-03-2000История о продаже британской Trans-World Group акций алюминиевых заводов компании "Сибнефть" становится все более интересной по мотивам и перспективам сделки.
Прежде всего можно поставить под сомнение сам факт изменения состава акционеров Братского, Красноярского и Новокузнецкого заводов. Хотя слухи о уже состоявшейся покупке идут еще с конца января и вроде бы получают подтверждение в не слишком конкретных заявлениях различных пресс-служб алюминиевого бизнеса, соответствующий депозитарий не провел до сих пор никаких изменений в реестре собственников этих заводов. Нет никаких официальных сообщений о сумме сделки и сумме уплаченных с нее налогов – высказывается в основном гипотеза о том, что сумма существенно ниже рыночной стоимости (другими словами, речь идет о каком-то бартерном обмене с занижением стоимости сделки для ухода от налогов). По информации Министерства по антимонопольной политике номинальным покупателем пакета акций Красноярского завода является Восточно-Сибирский коммерческий банк, давно лишенный Центробанком лицензии за нарушение законодательства и неспособность удовлетворить требования кредиторов.
В общем, ситуация выглядит так, как будто концентрация 70%-ного пакета в одной из весьма немногих прибыльных отраслей российского производства - это «внутренняя» операция олигархов, не касающаяся государства с его антимонопольным законодательством и Путина с его предвыборной кампанией. Но конечно, так быть не может. Более того - именно то обстоятельство, что сделку вполне можно трактовать как «вызов обнаглевших Березовского и Абрамовича обнищавшим российским избирателям», заставляет посмотреть на дело совсем по-другому.
Ясно, что Путин для укрепления своего имиджа реформатора России (так сказать, «второго Андропова») должен будет если не перед первым туром выборов, то в начале своего президентства продемонстрировать избирателям свое дистанционирование от ельцинской «семьи» и приструнить наиболее одиозных олигархов. Рассуждения о том, что резкий передел собственности в алюминиевой бизнесе группа Березовского-Абрамовича торопится завершить до 26 марта, потому что после выборов это будет сделать труднее, выглядит наивными. Алюминиевый бизнес не закончится 26 марта и Путин, более близкий к Чубайсу, чем к Березовскому, вряд ли все четыре (или одиннадцать!) лет своего президентства будет философски относится к монополиях в крупном бизнесе как источнику поступления налогов в госбюджет.
Можно предположить, что Березовский - как и в случае со стремительным созданием «Единства» – стремиться всячески продемонстрировать свою полезность Путину, стремится опередить и возглавить грядущие события. Ведь на запрещении явно нарушающего антимонопольное законодательство «алюминиевого сговора олигархов» Владимир Владимирович может снять немалый политический капитал не только на внутренней сцене, но в глазах Запада.
Тем более, что в возникающей ситуации есть нюанс, позволяющий государству провести деприватизацию прибыльной собственности без формальной национализации с ее возможными социально-политическими эксцессами. Если сделка признается незаконной и аннулируется, то выплаченные за нее деньги поступают в доход государству. И ведущие акционеры «Сибнефти», конкурирующие за контроль над алюминиевым бизнесом с группой Чубайса-Дерибаски, наверняка учитывают это обстоятельство. Вполне возможно, что они рассматриваются будущие финансовые потери как плановые убытки, как плату Путину за собственную безопасность.
А вот если деньги за эту сделку еще не проплачены (или не проплачены полностью, или не будут проплачены до вердикта антипонопольного комитета), тогда может возникнуть и вовсе любопытная комбинация. В этом случае мы будем наблюдать по сути имитацию крутого «наезда» Путина на коммерческие интересы Березовского, Абрамовича и Мамута, после которой данные фигуры как показательно выпоротые получат передышку, а фискальная активность государства переключится на менее громкие имена в бизнесе, с которых и будет снята основная «стружка», необходимая для пополнения госбюджета.
При всех обстоятельствах весьма трудно предположить, что игра в алюминиевом бизнесе идет сейчас за спиной Владимира Владимировича и за счет финансовых интересов питерско-фээсбешной группировки. Представленная широкой публике версия о том, что Путин был не в курсе и Абрамович на личной встрече не рассказал ему каких-то важных деталей сделки, выглядит весьма неубедительно.