Шалом, либертад!
05-03-2000Вступление
Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года нападением гитлеровской Германии на Польшу. Но первые сражения с фашистами происходили за несколько лет до этого - во время Гражданской войны в Испании (1936 - 1939). Тогда против вооруженных сил Франко, Гитлера и Муссолини боролись испанские антифашисты и бойцы шести Интернациональных бригад. Среди них было более шести тысяч еврейских добровольцев из многих стран мира. Только из маленькой Палестины прибыло более трехсот бойцов.
Много евреев было в руководстве Интернациональных бригад. Высокие посты занимали генерал Григорий Штерн, советский военный советник республиканского правительства, генерал Яков Шмушкевич, командующий военно-воздушными силами, полковник Зелиг Иоффе, главный инженер ВВС, генерал Манфред Штерн, создатель Второй Бригады имени Тельмана и руководитель обороны Мадрида, генерал Мате Залка, павший в Испании, генерал Юлиус Дейтч, генерал Вацлав Комар, командир 129-й Интернациональной бригады, полковник Хенрик Торунчик, командир 13-й бригады имени Домбровского, подполковник Джон Гэйтс, высший по рангу американец в испанских Интернациональных бригадах.
Первым интернациональным отрядом на Гражданской войне стала "Группа Тельмана", в которой евреи составляли большинство. Командирами "Группы Тельмана" были Макс Фридеманн и Хаим Бессер. В Испании воевал отдельный еврейский отряд "Ботвин", в котором были собственная еврейская фронтовая газета и боевое знамя. Семь командиров этого отряда пали в боях.
Судьбе двух бойцов Интернациональных бригад посвящены эти заметки.
По ком звонит колокол
Ирвинг Гофф родился в Нью-Йорке в 1900 году. Уже в молодости он стал членом коммунистической Лиги молодежи. Коммунизм он понимал как борьбу против антисемитизма, который в то время был широко распространен в американском обществе. Гофф сменил множество профессий. Перед отправкой в Испанию работал акробатом в цирке.
Ирвинг Гофф прибыл в Испанию в числе первых американских добровольцев. Поначалу он участвовал во многих сражениях как простой солдат. Затем он дослужился до капитана и ему поручили командование автомобильным хозяйством 15-й Интернациональной бригады имени Линкольна. Однако эта должность была не по душе отчаянному храбрецу и сорвиголове. По настоятельной просьбе Ирвинга Гоффа его перевели в патризанский отряд "Специальная бригада". Отряд действовал за линией фронта, в тылу противника - взрывал мосты, пускал под откос эшелоны и совершал другие диверсионные акты по заданию республиканского командования. Отряд состоял почти исключительно из испанцев - кроме Ирвинга в нем было еще только два американца - Бил Альто и Алекс Кунслих, еврей из Нью-Йорка.
После поражения республиканцев на Северном фронте 315 астурийских офицеров оказались в фашистском плену. Их держали в крепости Ла Кохуна, которая считалась абсолютно неприступной - доступ к ней был возможен только по морю. Офицеров-республиканцев ждал расстрел, спасти их могло только чудо.
Ирвинг Гофф и еще 34 партизана добровольно вызвались спасти пленников. Все называли добровольцев смертниками - так ничтожны были шансы на успех.
Ночью группа на небольших лодках достигла Ла Кохуна и провела первую разведку местности. Вечером следующего дня партизаны неожиданно напали на крепость, подавили сопротивление охраны, перерезали телефонные провода и освободили заключенных офицеров. Арсенал крепости оказался достаточно богатым, чтобы вооружить всех пленых.
Начался форсированный марш через территорию, контролируемую фашистами. Через день освободители и освобожденные без потерь перешли линию фронта и были с ликованием встречены товарищами по оружию.
Гофф покинул Испанию только в январе 1939 года, за два с небольшим месяца до окончания Гражданской войны. Он был последним американцем, вернувшимся на родину с испанских фронтов.
Долго оставаться дома Ирвингу не пришлось. В 1941 году он записался добровольцем в американскую армию - фашизм наступал, а оставаться в стороне Гофф не мог.
Ирвинг Гофф закончил курсы парашютистов, сражался в Северной Африке, потом был направлен на итальянский фронт и стал сотрудником Организации разведки и диверсионной деятельност
и (OSS), которой руководил генерал Билл Донован.
Гофф продолжал удивлять товарищей своей храбростью. Но начальство обходило бывших бойцов испанских интербригад при очередных повышениях в званиях. Офицеры отряда OSS написали письмо генералу Доновану, в котором были такие слова: "Наша честь офицеров и джентльменов не может смириться с тем, что сержанты Фельзен, Лоссовский и Гофф до сих пор не представлены к званию офицеров". Через несколько дней генерал Донован построил свой отряд и торжественно вручил трем сержантам-евреям лейтенантские погоны и грамоты.
Гофф принимал участие в высадке союзников в Сицилии. В короткое время были образованы 22 десантные группы, которым предстояло действовать в тылу врага. К сожалению, большинство десантников попали в руки немцев. Гофф руководил обучением и подготовкой нескольких групп. К чести Гоффа, ни одна из его групп не была потеряна.
Позже Гофф получил задание установить контакт с отрядами коммунистического антифашистского Сопротивления. Гофф успешно выполнил и это задание - в руководстве отрядов Сопротивления было много бывших бойцов испанских Интернациональных бригад, боевых товарищей Ирвинга.
Гофф долго сожалел, что одному дерзкому плану не суждено было исполниться. Гофф хотел захватить фельмаршала Кессельринга, подобно тому, как Скорцени освободил Муссолини из тюрьмы. Но разрешения начальства на эту рискованную операцию Гофф так и не получил.
Нью-йоркская еврейская газета несколько раз публиковала интервью с Ирвингом Гоффом - героем войны и любимцем читателей. Сложнее складывались отношения Гоффа с начальством.
Генерал Донован неоднократно ходатайствовал о присвоении Гоффу звания капитана - звания, которое Ирвинг шесть лет тому назад уже имел в Испании. Но американское командование не забывало его коммунистических убеждений и независимого характера. Ирвинг Гофф так и не стал капитаном американской армии.
И после войны отношения Гоффа с властями были не очень гладкими - в эру Маккарти Гофф подвергался многим преследованиям и дискриминациям.
Мало кто из читателей знаменитого романа Эрнста Хемингуэя "По ком звонит колокол" знает, что у главного героя романа, американца Роберта Джордана, был реальный прототип - еврейский доброволец Ирвинг Гофф из Бруклина.
(Продолжение следует)