Розовая Франция

16-04-2000

В России, кажется, легкая паника: нас прогнали... нас осудили... опять мы попались... опять мы не такие, как все... и нам опять не будут давать визы! Или я ошибаюсь - и это один Явлинский томится и трепещет? Глядя из Парижа можно и не рассмотреть как следует. Но раз уж я здесь - и вижу лучше то, что творится в Париже, почему бы не оглядеться: это кто ж нас "опять так не любит"?!

На первый взгляд, и впрямь - страхам можно поддаться. Россия проклята - в самом деле проклята: выражения некоторых газет заставили б зардеться юную учительницу и не смутили б разве что закаленного читателя сталинской Правды - Россия проклята в средствах массовой информации Франции. Нет-нет, не во всех. И не во всех одинаково. Перефразируя Толстого: Явлинский пугает, но почему-то не страшно, скорее любопытно. И любопытнее всего - кем же именно "мы опять нелюбимы"?

Густорозовая Либерасьон пишет о решении Ассамблеи в Совете Европы сочувственно, но без сарказма: депутаты сделали все, что могли. Трудно спорить. Впрочем, российские депутаты тоже сделали все, что могли. И не стали делать того, чего не могли, т.е. начать переговоры с Масхадовым без предварительных условий, согласно требованию Ассамблеи упомянутого Совета. Их можно понять, не правда ли?

Зато Ле Монд, газета левая, по-девичьи пунцового цвета и строгой правительственно-социалистической субординации, пишет гневно об "осуждении русских преступлений" в Чечне, но не затрудняется изложением возражений российской делегации, ограничиваясь тем, что походя и небрежно, словно говоря о факте общеизвестном, называет Рогозина бывшим стукачом. Какой элегантный журнализм, не правда ли?

Ну, что до Монда, я уже видел такие статьи, подумалось мне: в моей личной коллекции есть немало газет сталинских времен, там таких много, помните, сердитые такие статьи о преступлениях прислужников империализма.... Не советую выписывать Монд, выдерите из-под обоев старую советскую газету, замените Чечню на Ольстер, Совет Европы на Совет стран Варшавского договора и КГБ на ЦРУ - вот вы и в курсе мнений, высказываемых Мондом, и на подписке сэкономили.

Нувель Обсерватёр, печатный еженедельник и ежедневное Веб-издание, веселого кумачового оттенка, гордый своей беспрекословной верностью партии и родному ему социалистическому правительству, тоже, казалось бы, слов не экономит. "Россия изгоняется из Европы" - грозно произносит он, но... вяло расплывается в передаче откликов ведущих российских политических деятелей. Грозно занесенная длань безвольно падает... пуля выкатывается из дула... дуэли не будет. Почему?

Все просто, в субботу, 8ого, стало ясно, что ни Матиньон (официальная резиденция премьера), ни тем более Елисейский дворец (резиденция президента) от решения страсбургских депутатов не в восторге.

Ну, и наконец, ярко-кармазинного, алого цвета Юманите.... Ну как же без этих-то обойтись? Я не буду цитировать коммунистов из принципа: ни при каких обстоятельствах я не послужу средством распространения их взглядов и мнений, пускай сами выкручиваются как хотят. Скажу лишь, что они не изменяют выбранной цветовой гамме и - подобно своим идеологическим кузенам-социалистам - осуждают измену России классовым интересам трудящихся Европы.

На телевидении, в правой и центристской прессе - немного неловкое, но почти непоколебимое молчание. А вот в высших политических кругах - молчание неодобрительно-презрительное: Ассамблея в Страсбурге сделала самую худшую ошибку, что только можно сделать в политике: дала заметить свой политический дилетантизм. Теперь Россия может позволить вести себя в отношении Ассамблеи как ей заблагорасудится - виновата будет Ассамблея.

Так вот, господа, я старательно прочитал французскую прессу и позволю себе вас уверить: пора прекратить поддаваться самообману, пора прекратить гипнотизировать себя красивыми именами: Монд, Нувель Обсерватёр, Либерасьон. Все это - обычная социал-коммунистическая пресса, самого стандартного разлива, вроде Труда, Работницы или Комсомолки семидесятых годов. Конечно, мнение красных и густорозовых во Франции - весомо, но задайте себе вопрос - согласны ли мы их опять бояться, их - красных? Как раньше?

В Холодной Войне победили коммунисты. Ибо Советский Союз был подлинным спасением Европы от коммунизма. Целый ряд наиболее идиотских лозунгов абстрактной коммунистической "нравственно

сти" - об отмирании национального государства, об отмирании наций, об отмирании семьи, об отмирании религии, о формировании наднациональных гиперэтнических формаций вроде "новой исторической общности, советского народа" - были узурпированы смертельным врагом Европы, а следовательно, обречены на ошибочность. Когда это враг говорил что-нибудь правильно? Враг всегда говорит чепуху.

Когда же врага больше нет, возникает вакуум. Все опробованные и обкатанные - раскрученные, как говорят теперь - вчерашним врагом лозунги начинают сами проситься в руки. Да, говорит Жоспeн, французский густорозовый премьер, бомбежки Югославии оправданы во имя будущего: образующей государство общностью больше не будет нация - ею будет народ. Ох! - так и воскликнул я, когда услышал. Но как же ему не стыдно, повторяет за Леонидом Ильичем и даже не ссылается на источник! Стыдно, честное слово, стыдно. Правда Леонид Ильич тоже не ссылался на Никиту Сергеевича, идея-то была его. У них, у красных, с авторскими правами всегда проблема: какое-то висцеральное неуважение к интеллектуальной собственности. Впрочем, Жоспeн, прижми его наследники Брежнева, наверняка возведет эту идею к Кальвину - и докажет ее сугубую принадлежность Франции. И, может быть, будет прав.

Нет, нет, Советский Союз и Железный занавес спасали мир от коммунизма. Но этой счастливой эпохе пришел конец. Летисия Каста, новейшая французская Марианна, первая мало-мальски заметная французская супермодель за последние двадцать лет, утешение задетого французского самолюбия, убегает в Великобританию от французского налогообложения. Государство должно быть богатым, говорят социалисты, у нас же военный комплекс не меньше того, что был у СССР. И продажа французского социал-коммунистического оружия Ираку - есть благодеяние. Как же, как же, кто ж не помнит, поставки советского оружия странам третьего мира тоже были благодеянием, это теперь мы осваиваем идеологию правых и начинаем поставлять оружие за деньги. А раньше тоже вот благодетельствовали мир.

Очень ко двору пришелся и подержанный политический антисемитизм. Не успел СССР исчезнуть, как Франция уже подхватила, почистила, отполировала - и вот, сияет он во всей красе и Франция сочувственно и с пониманием обсуждает проблемы братьев-арабов и осуждает еврейские козни. Правильно, ведь еврейское государство национальное, а все национальное - это плохо. Государство должно быть народное, арабо-еврейское. А что такого народа нет - не беда, если долго бить евреев, то появится. Все ведь зависит от настойчивости. А Израиль уязвим - в пустыне он и один год хороших экономических санкций не выдержит. Так что придется строить новую политическую общность, многонациональный израильский народ. Хорошо ставить эскперименты на других, выйдет - хорошо, не выйдет - ладно, найдем на кого свалить. На евреев, например. Путь-то накатанный.

Комментарии

Добавить изображение