Мой роман с котом
28-05-2000Смысл большинства кнопок, тумблеров и мигающих лампочек разумению прикарпатского туземца не поддается. Оставим это- где Кот?
Вот он, появившийся откуда-то ниоткуда! Он презрителен и высокомерен. Что это за новое двуногое существо, неизвестно чем пахнущее? Куда подевались его прежние, возлюбленные хозяева?
Бросаюсь его ублажать и обслуживать. Съев инструктивную порцию "китти-кэт", кот удаляется во внутренние покои и растягивается на паркете в позе пьяного патриция.
Звонок А. М. Бокучавы: "Валерий Леонидович, ум-моляю, не огорчайте своим невниманием кота. Иначе он настучит на вас хозяевам".
Успокаиваю его тем, что собран, как никогда, и ставлю собственные интересы ниже интересов Его Кошачьего Величества.
Гм, а, может, они действительно ниже? В Египте котам воздавали жреческие почести...
Снисходит до того, чтобы потрогать чужеземца лапой. От встречного рукопожатия брезгливо уклоняется.
Первое котологическое открытие: он, оказывается, совсем не в таком восторге от "китти-кэт", как то доказывает реклама и представляется хозяевам. Только что, сладострастно урча, сожрал кусок сала и закусил хрустящим огурцом.
Впрочем, возможно все. В том числе и то, что этот негодяй открыл лапой закрытый холодильник, последствия ужасны. Или, например, совершил очередной левитационный прыжок на подпотолочную полку книжного шкафа. Срочно переставляю на пол все стеклянное и бьющееся.
A propos: проснувшись утром, обнаружил кота на собственной физиономии. То-то меня мучил какой-то эротический сюжет, в моем возрасте даже во сне неприличный.
Потому что вся эта урбанистическая машинерия тяготеет к энтропии и порче.
Лампочки перегорают, обои отклеиваются, контакты окисляются, сантехника начинает течь - все, все вокруг ржавеет, изнашивается, плесневеет, перерождается, и и вот уже не он, гордый властелин вселенной владеет квартирой, а она владеет им. Правда, Доменик?
Вывод: Робинзон прав, а американцы нет. То ли дело кот.
Он не сеет и не пашет, не воздвигает и не конструирует, а вместе с тем всю свою жизнь проводит в метампсихической неге, потому что не он, урбанизированные двуногие обезьяны его обслуживают. Не он чистит за мной туалет, а я за ним - предел человеческого унижения и кошачьего торжества.
___________/___________
Проклятье! Случилось то, чего не могло не случиться. Этот неутомимый Миклухо-Маклай втиснулся в промежуток между книгами и стеклянной заставкой и обрушил ее на пол. Попытка физического наказания не удалась, потому что кот моментально исчез в виртуальных пространствах квартиры.
...А вчера я застал его возлежащим на кнопках телефонно-факсо
вского комплекса. Результат: вместо телефона начала звонить сетевая сигнализация дома.
Предположительный коан кота: "Человек - двуног"
Итак, кот мудрее собаки. И вдвое мудрее человека.
Уф!.. Выпил одним лыком банку джина с тоником.
Еще один кототологический вывод: коты - внегуманистичны.
Вот если бы я уменьшился до размеров мыши, а кот, наоборот, увеличился в размерах до пантеры - они и меня бы сожрал в виде аппетитной закуски. Отметим, что в числе пассажиров Ноева ковчега коты не значились.
Затем двинулся в обратную сторону. Лег. Снова побрел в одном ему известном направлении. Мне человеку, его передвижения представляются бессмысленными, но вспомним Кастанеду: кот знает, куда идет.
...Серия роскошных возлежаний на паркете, позы пластически совершенны.
Но вернемся к коту. Я нашел тайный способ воспылать ко мне симпатией. Раскрывать его не буду из-за некоторой его деликатности.
Два дня кот провел в одиночестве (меня пригласили на дачу).
Возвратившись, обнаружил равнодушного меланхолика, которого можно было бы не кормить и неделю, и две.
Звонил Бокучава, на этот раз уже из Тбилиси. Первый вопрос: "Валерий Леонидович, жив ли кот?". Звонила жена из Львова: "Ты кота регулярно кормишь?". Людмила Ивановна Матюшенко: "Валерий Леонидович, как вы справляетесь с котом?". Итак, Бельгия, Тбилиси, Львов, Москва - всех я интересую в основном как мажордом при Коте.
Очередной предел кошачьего торжества над homo sapiens.
Запрыгнул на колени и стал обнюхивать мою физиономию.
Растроганный и польщенный, я одарил его порцие
й вяленой рыбы.
Хар-роший кот, котяра, мсье Мармеладуа, котофей. Авось все-таки не настучит на меня своим хозяевам. Лично я полагаю свое отношение к нему безупречным.
...И все-таки он существо непроницаемое. Сталин с хвостом.
Стоит себе вьетнамец и смотри на цветущее дерево. "Чианг, чего ты там видишь такого, чего я не вижу, куда ты так внимательно уставился?".
Вьетнамец: "Как что? Я смотрю на дерево, чтобы смотреть на дерево".
Непостижимо. Но таков Восток и Кот. "Ом-ме падме-хум".
Александр Константинович! Он опять тыкал кнопки на ваших принтерах и факсах!
Создал изречение. "Кто писатель? Писатель то, кто ненавидит человечество, задыхаясь от сострадания к нему. Вот писатель".
Взял посмотреть "Письма Сенеки к Луцилию" - и перечел их от корки до корки. Римляне были мудрее, трезвее и циничнее всех нас.
Европеец отдыхает, чтобы работать, славянин же работает, чтобы отдыхать. Славянин интересный лоботряс, а европеец трудолюбивый тупица.
...Возвращаясь однажды вечером на свой Мичуринский проспект, я увидел человека, горько и безутешно рыдавшего склонясь на руль своего "Ниссан_Террано". А рядом бомжа с блаженной улыбкой, поглощавшего банку с пивом. И я подумал: человек счастлив или несчастлив не потому, что в данную минуту ему везет или не везет в жизни, а из-за психофизических или даже гормональных изменений своем организме. Наутро бога из "Ниссан-Террано" проснется, может быть, в прекрасном настроении, а бомж с банкой, может, со слезами на глазах, но не потому, что изменилось что-то вокруг, а потому что так закодированы их поведенческие синусоиды. Экклезиаст можно бы дополнить абзацем: "Время быть счастливым и время быть несчастливым".
Интересно, кто из нас умрет раньше (мне пятьдесят девять лет)?
Наверное, все-таки я.
...Но не закончилось еще мое пребывание в этой квартире, в этом комфортабельно-оранжерейном коконе для жилья. Хочу воспеть славу его хозяйке: я давно не существовал в таком ухоженном, любовно организованном, рационально устроенном жилище. Мои слова может подтвердить мой московский знакомый, геологический профессор Толя Кочетков, которого я пригласил для наведения порядка с телефонно-компьютерными кнопками. "Валера, ты живешь, как в раю", - сказал он, сам отнюдь не прозябающий в своей четырехкомнатной квартире.
Мир и долгие годы счастливой семейной жизни гостеприимным хозяевам сего дома! Я не променял бы его на пятизвездочные гостинничные аппартаменты.
Прощаюсь с вами, дорогая русско-бельгийская чета, Доменик и Саша Авеличевы! Во имя своей поздней любви вы проиграли громадное издательство "Прогресс", но выиграли вот это: мудрого кота и семейное счастье.
P. S. Цветы поливались согласно инструкции. Пыль протиралась регулярно. Деловых звонков не было. Почта и счета за переговоры находятся под подушкой в семейной спальне. Надеюсь, что в оставшиеся дни кот не учинит никаких катаклизмов.
10.08.98.
Пребывающий при Коте, Валерий Сердюченко