Так кто же всё таки еврей?

02-07-2000

Этот, на первый взгляд, не такой уж сложный вопрос, не сходит с страниц еврейской прессы, да и не только еврейской. Он время от времени "прорывается" и на страницы прессы мировой и в сайты всемирной паутины Интернет. Само понятие "еврей" в представлении "широких масс народа" формировалось в течение веков проповедями духовных лиц различных конфессий. Оно постепенно обрастало домыслами и баснями, достигая фантастически гипертрофированного вида, особенно, в тех местах, где еврея никогда не видели. Длительная работа народной фантазии и целенаправленной пропаганды вылились в сознании христиан и представителей других религиозных систем в ряд конкретных образов. Еврея обычно представляли в виде дьявола с длинным крючковатым носом, глазами на выкате, большим туловищем, маленькими ножками и загребущими руками.

Подобные образы всегда появлялись на страницах печати, когда власти стремились отвести гнев народа от своих неудач или прикрыть непопулярные действия. В отдельных случаях они возникали даже без поощрения властей.

Зачастую правители и религиозные фанатики использовали сложившиеся стереотипы для решения своих проблем, просто уничтожая значительную часть еврейского населения и по-своему распоряжаясь его собственностью.

Революционная эпоха создала образ еврея в виде жестокого палача в форме сотрудника пресловутой ЧК, организатора и исполнителя массовых репрессий против русского и других народов Восточной Европы. В центральной Европе евреев обвиняли в чрезмерном захвате власти, поражении в войне и провоцировании революции. Уже в наше время, после того, что случилось во время Второй мировой войны, антиеврейские кампании и отдельные выпады продолжаются, варьируя на свой лад сложившийся в сознании образ еврея.

Не говоря об откровенно фашистских органах информации, где антисемитские проявления считаются обычным делом, и "нормальные" органы информации позволяют себе в порядке эксперимента отводить некоторое место для антисемитских высказываний. Даже ведущие театры не могут не откликнуться на "зов сердца", предлагая зрителю в порядке эксперимента такие постановки, как например "Венецианский купец" Шекспира, поставленного в новаторской манере известным режиссёром Стуруа в московском театре. В спектакле сознательно акцентируются черты еврейского ростовщика. Широко известный интернетовский альманах "Лебедь" опубликовал в последнее время ряд статей, содержащих аналогичные высказывания. Среди них статью сотрудника радиостанции "Свобода" г - на Бориса Парамонова под названием "Портрет еврея".

Всё это относится к попыткам сохранить или возродить вновь глубоко сидящий в отдельных людях архетип еврея. Распространяя его на весь еврейский народ эти идеологи пытаются объяснить неудачи своей деятельности. О сформировавшихся в русском народе архетипах евреев перед присоединением к России польских земель в 18 в. современник писал.

"- Русский человек-простолюдин не имел даже приблизительного понятия о еврее, представляя его себе в воображении каким-то мифическим циклопом.

Слыхал, и часто, русский человек, что где-то далеко, за три девять земель, живёт народ, именуемый жиды- что жиды эти мучили Христа и за то прокляты Богом: они лают по собачьи- дети у них родятся слепыми, как щенята, и только тогда глаза прорезаются у них, когда обмажут их христианской кровью, добытой от зарезанного ими, жидами, младенца- что у жидов кабаньи клыки и т. д. " Подобные воззрения с поправкой на некоторую модернизацию сознания современного человека и пытаются внедрить на российскую почву некоторые современные идеологи. В их интерпретации тоже представлен обобщённый тип еврея, обладающего сверхъестественными качествами, и использующего их во вред русскому народу. Всё это попытки сохранить или возродить глубоко сидящий в отдельных людях архетип еврея. Причина этих попыток - неприязнь и невежество.

В несколько ином контексте обсуждается этот вопрос в Израиле. Здесь делается упор на религиозную трактовку национальной принадлежности, не учитывая при этом реалий современного мира.

В демократических, плюралистических обществах этот "сакраментальный вопрос" исчезает и временами возникает лишь на страницах реакционной националистической печати. Его муссирование считается выходящим за пределы политической корректности.

Сам же этот вопрос уходит кор
нями в древность. Стереотип ненависти продолжает существовать и в современном обществе. Одной из причин этой ненависти, так долго живущей среди народов, было непонятное для окружающих еврейское учение - иудаизм. Его жёстко сформулированный и упорно поддерживаемый принцип исключительности еврейской нации и е непосредственного контакта с Богом. Этот принцип внёс и в сознание евреев определённую ментальность, заключающуюся в том, что всё, что идёт на пользу Бога и избранного им народа - допустимо. В оправдание своей ненависти антисемиты часто ссылаются на описанные в Торе репрессии и жестокости, проявленные древними евреями при завоевании Ханаана. (Исход 12, 29 - 30- Числа 31, 7, 14 - 18- Иисус Навин 10, 28 - 43 и 11, 15 - 16). Из истории известно, что жестокость по отношению к покорённым народам была обычной практикой в те времена и даже значительно позднее.

Примеры этого мы, к сожалению, видим и в наше время. Проявления гуманизма обнаруживаются только через тысячелетие. Он обычно декларировался выдающимися умами (Цицерон, Данте), но на практике проявлялся редко и всегда находились аргументы оправдания жестокости (христианство, марксизм).

Другой важной причиной ненависти можно считать весьма необычный и поэтому непонятный принцип единобожия, принятый евреями. Этот же принцип являлся причиной жестокости римских властей и простого народа уже по отношению к христианам.

Вера в единого Создателя и Законодателя Вселенной была настолько необычной, что народ еврейский в массе своей не сразу воспринял принцип единобожия. Волею судеб во главе народа в разное время оказывались достаточно решительные и высоко интеллектуальные люди, которые смогли преодолеть сопротивление народа. Благодаря их энергии и целеустремлённости совершилось поистине историческое чудо - выживание и сохранение нации, прошедшей через невиданно тяжёлые условия за четыре с лишним тысячи лет разумной истории человечества. Историк Владимир Поляков в своей книге "История антисемитизма" делит историю на две части: эпоху веры и эпоху знаний.

Эпоха веры простирается с незапамятных времён примерно до 18 века. На протяжении её возникали и исчезали верования и религиозные системы.

Некоторые из них развились и существуют сейчас.

Эпоха знаний, начинается в 18 веке. Накопленные к этому времени знания произвели качественный скачок в мировоззрении. Возникли разветвления внутри религиозных систем. Люди одного племени или национальности, говорившие на одном языке и считающие священными одни и те же документы, враждовали друг с другом. (Один из примеров тому - католико-протестантская вражда, не утихающая до сих пор.) Возникли общественные движения, направленные против господствующих религий.

Подчас некоторые мыслители отрицали принципы религии вообще. Коснулось это и еврейского народа.

В передовых демократических государствах религия признана частным делом человека. Следование религиозным правилам является сугубо добровольным.

Однако, такое положение, принятое либеральными религиозными кругами, не устраивает многих религиозных деятелей ортодоксального направления. Они считают, что потеря реальной власти над обществом может привести к уменьшению веса религии в обществе, к национальной катастрофе и к существенному подрыву их влияния. Автору доводилось слышать от консервативных деятелей такие кощунственные высказывания, что антисемитизм якобы полезен евреям, т. к. приводит их к сплочению.

Антисемитизм не следует смешивать с антиеврейскими действиями.

Антисемитизм это определённая идеология, поддерживаемая некоторой частью интеллектуальной элиты общества по отношению к еврейскому народу в целом. Его отличает стремление к обобщению отдельных случаев на всю еврейскую нацию. Это разновидность расизма.

Иудейская религия является одной из наиболее древних религий и первой на земле монотеистической религией. Её идеи вошли в состав двух других крупнейших монотеистических религий - христианства и ислама. В течение более 3000 лет своего существования крупнейшие религиозные мыслители иудаизма создали целую систему правил поведения, опирающихся на толкование Торы. Тора входит в состав Танаха (Еврейское название Библии). Другие книги Танаха рассказывают о событиях после смерти Моисея или повествуют о пророчествах. В начале нашей эры коллектив авторов под руководством Иегуды-аНаси собрал различные комментарии Танаха в едину
ю книгу - Мишну. После этого мудрецами Палестинской и Вавилонской академий были обработаны приложения библейских законов к отдельным случаям и толкования их мудрецами, усвоившими учение Торы. Эти книги получили название Талмуд. Особенно жёсткие требования предъявляет ортодоксальный иудаизм к евреям. Они считаются народом, заключившим договор с Богом.

Иудаизму принадлежит заслуга феноменального явления в мире - сохранение народа, не имеющего своей территории, в течение почти 2000 лет постоянного бесправия и гонений. И это притом, что иудаизм не приветствует прозелитизма.

Горячая вера в своё особое предназначение и помогала евреям выжить и сохранить в неприкосновенности принципы поведения, которые легли в основу кодексов нравственности многих современных народов. А история существования еврейского народа изобилует жесточайшими испытаниями.

Волею судеб истории евреи оказались расселёнными главным образом в странах, где господствовали мусульманство и христианство. Во всех этих странах их гражданские права жестоко попирались. Это делалось чаще всего во имя христианства или ислама, религиозных систем многим обязанных иудаизму. Они целиком зависели от воли правителей и произвола окружающего народа, которому внушали, что евреи их исконные враги, что именно они являются источником всех неприятностей жизни. Самым тяжелым в глазах простого народа являлось обвинение в богоубийстве. Еврейский народ пережил невообразимое количество изгнаний, грабежей, физического насилия, сопровождавшихся даже уничтожением. В эпоху веры именно религия являлась связующим звеном в жизни евреев. Наиболее выдающимся историческим результатом можно считать, что и в этих условиях оставшиеся евреи продолжали играть заметную роль в истории стран, в которых они находились.

Система еврейского религиозного образования была одной из самых передовых и наиболее эффективной в течение длительного времени. Тяжелые условия жизни, стремление к выживанию, вера в своё божественное предназначение - всё это служило развитию интеллекта. И этот интеллект особенно активно проявился в эпоху знаний. Общеизвестна роль евреев в культуре, науке, искусстве, политической и экономической областях жизни передовых стран. Во многом она породила негативную реакцию населения ряда стран, подстрекаемого реакционными силами. Американская и французская революции формально уничтожили неравноправие евреев как у себя, так и в некоторых странах развитого мира. Русская революция сокрушила последний оплот европейской реакции - царизм. В пределах Российской империи в начале 20-го века проживало самое большое количество евреев. Их права постоянно ущемлялись, на них оказывалось давление с целью побудить их к переходу в христианство, власти периодически провоцировали погромы и политические репрессии.

Эта политика толкнула евреев к активному участию в Российской революции.

Победа революции и ужасы гражданской войны, в свою очередь, породили волну антисемитизма в странах Европы, особенно в Германии, Румынии, Польше. Потерпевшим поражения националистическим силам было выгодно свалить свои неудачи на евреев. Тем более, что активное участие евреев в руководящем слое революционеров - факт неоспоримый.

Гитлеризм, активно поддержанный немецким народом и многочисленными представителями народов других стран Европы, при преступном попустительстве ряда правительств Запада и СССР, привёл к невиданной до того кровавой исторической трагедии европейского еврейства. Фашизм зверски уничтожил около 6 миллионов евреев. Всего же в борьбе с ним отдали жизни свыше 40 миллионов человек и около 100 миллионов оказались калеками.. Такова страшная цена мифа о расовом превосходстве, в качестве главного врага рассматривавшего евреев.

Современный иудаизм начисто отвергает миф о расовом неравенстве. Более того, израильские историки и раввины очень усердно ищут потомков исчезнувших 10 колен даже среди индейцев Америки, чёрных африканцев и монголоидов центральной и юго-восточной Азии. Несмотря на рассеяние редко какой-либо из народов может похвастать такой тщательно записанной историей, как евреи. Можно ли говорить о еврейском национальном типе в этом случае? Или еврейство определяется только религией? Эти вопросы актуальны и в настоящее время.

Представления об особом еврейском типе, который отличается от других народов весьма характерно для антисемитов.

Так фашистские псевдо-учёные даже выпустили специальное руководство под названием "Как распознать еврея." И в наше время некоторые философы публикуют в печати опусы с названием "Портрет еврея", имея весьма смутное представление о предмете. Мысли, выходящие за пределы политической корректности, обнаруживаются у г-на Сердюченко (См. Лебедь N 175). По-видимому, они продиктованы более криком души, чем тщательным анализом. Непредвзятый анализ показывает, что положительный вклад евреев в укреплении российской государственности непропорционален их численности.

Но в отличие от этих досужих разглагольствований, вопрос этот приобрёл актуальный практический смысл именно в Израиле. И не случайно. Согласно Торе, племя, ведущее истоки от Авраама, Исаака и Якова было выбрано Богом.

"Утаю ли я от Авраама, что хочу делать? От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли. Ибо я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путём Господним, творя правду и суд;" (Бытие, 18; 17 и 18).

Эти слова Бога, приведенные в Библии, и служат руководством ко всему образу жизни религиозных евреев в течение многих веков. Неустанно изучая Тору и другие религиозные книги, верующие евреи, а таковыми в эпоху веры были почти все последователи иудаизма, выработали особый строй жизни и деятельности, определяемый божественными законами. И несмотря на то, что евреи находились в бесправном и, подчас, даже в униженном положении среди мусульман и христиан, их не покидала гордость за своё божественное призвание. Гражданское бесправие и множество запретов на владение землёй, на ремесленничество, на наём работников христиан, отсутствие защиты закона и другие причины ставили перед евреем задачу поиска новых средств выживания для него и его семьи. Такие средства были найдены в торговле и финансовой деятельности. Торговые доходы породили финансовые операции. Периодические изгнания из мест жительства привели к появлению долговых векселей, которые можно было при изгнании захватить с собой. В этой жизненной борьбе создавались принципы мировой финансово-кредитной системы, которая стала основой современного развития.

Жизнь, безусловно, наложила свой отпечаток на характер евреев. Это было заметно и раньше, это заметно и сейчас в местах, где волею судеб оказались евреи, выходцы из различных общин. Представители этих общин усвоили образ жизни окружающего населения, среди которого они жили. Различия между членами отдельных еврейских общин настолько велики, что может показаться, что мы имеем дело с представителями различных народов. Члены разных общин редко смешивались. Однако, у них был заметен и ряд общих признаков. Общим для всех стало уважение к интеллектуальному труду, высокий моральный и общественный статут учёных, знатоков иудаизма, высокий уровень нравственности и ответственности в семье, забота о потомстве. Наряду с этим развились такие качества как хитрость, способность обойти или истолковать в свою пользу некоторые неудобные законы, способность использовать в своих интересах корысть окружающих сильных мира сего, способность идти на риск. Можно указать на проявление особых качеств в отдельных еврейских общинах в разные исторические периоды. Так Вавилонская община (200 - 500 гг) выдвинула выдающихся религиозных мыслителей, еврейская община в арабской Испании (950 - 1215 гг) - философов и администраторов, еврейская община Германии (18 - 19 вв) выдающихся философов и писателей, еврейская община Восточной Европы - выдающихся музыкантов и деятелей промышленности.

Развитию аналитических способностей евреи обязаны постоянно практикуемой во всех еврейских сообществах тренировкой памяти и анализа, необходимых при изучении священных текстов, упорным логико-казуистическим упражнениям при анализе жизненных ситуаций. Этим можно объяснить успех евреев в научной и литературной, журналистской и адвокатской деятельности, проявившийся в эпоху знаний. Такая тяга к интеллектуальной деятельности характерна для евреев. Она превышала ту, которая была у большинства народов мира. Очень многое восприняли евреи от других великих народов: египтян, греков, персов и арабов, испанцев, поляков, русских, немцев, французов, англичан.

Среди большинства великих народов долгое время основными приоритетами считались воинская доблесть и физический труд. У евреев же не было земли, которую нужно было бы защищать и обрабатывать. Судьба оставила им только посреднические операции, которые не могли в достаточной мере выполнять другие. Именно в сфере посредничества проявились таланты евреев. Торговля и финансовая деятельность находила одобрение в эпоху веры лишь в мусульманской религиозной традиции, поскольку сам Мухаммед перед своим озарением занимался торговлей. Христианская же церковь не одобряла эти виды деятельности. Это открывало нишу для деятельности евреев.

В эпоху знаний характер евреев стал резко меняться. В развитых странах общественное положение их изменилось коренным образом. Однако, полученные навыки оказались тоже полезными. Ограничения долго заставляли евреев жить общинами на ограниченной территории. Под ударами наполеоновских гренадёров рухнули стены гетто во многих европейских странах. Евреи стали селиться среди христианских народов. Открылся доступ к профессиям врача, адвоката, инженера, учёного, военного. Были отменены запреты на владение землёй. Но это длилось не долго. Уже через год Венский конгресс отменил равноправие евреев в Европе. Однако, начало этому процессу было положено. Начался длительный процесс вхождения евреев в современное общество. С большим трудом и огромными жертвами укреплялись ростки равноправия евреев. Этот процесс шел как в Европе, так и в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Еврейское население концентрировалось в городах, где оно чувствовало себя более защищённым. Менялась одежда, она приближалась к европейским стандартам. Происходило вовлечение женщин в общественную жизнь. Развилась еврейская пресса и литература на языках, используемых в общинах: ладино, идиш, иврит. Набирало силу движение ассимиляции. Многие выдающиеся евреи отошли от религии и заняли высокие позиции в нарождающихся социалистических движениях, в науке, искусстве стран своего проживания. Некоторые преуспели в финансовой области, некоторые заняли видное положение в органах власти. В 19 в. в Германии возникло новое течение иудаизма - реформистский иудаизм. Молитвы стали произносится на немецком языке. Сторонники этого течения выставляли себя немецкими патриотами, придерживающимися иудейского вероисповедания. Ещё раньше в России возникло движение, называемое хасидизмом. Его противником выступало движение миснагидим, придерживающееся более ортодоксального, традиционного направления. В эпоху войн и революций 20 века евреи тоже принимают активное участие как в политической, так и в военной деятельности. Это проявилось во многих странах, особенно в России. Но конфликты с местным коренным населением продолжались. Процесс пробуждения евреев к общественной жизни различных стран сопровождался ростом антисемитизма, достигшего позже своего апогея в германском фашизме, и приведшего к огромным жертвам. В конце 19 и начале 20 века произошли погромы в России и других восточноевропейских странах. Результатом этого было движение политического сионизма, приведшего к созданию государства Израиль и возрождению через 2000 лет языка иврит, ставшего современным разговорным языком. За 52 года существования государства собранные в нём евреи со всех концов света доказали свою способность построить современную жизнь, в тяжелых боях против численно превосходившего противника отстоять независимость, и создать крепкую основу для жизни нации, которая сохранила своё особые черты со времен древнего Рима.

Но и это, не имевшее прецедентов в современной истории обстоятельство, не привело к решению ряда специфических еврейских проблем. Среди них остался нерешённым и главный вопрос - кто такие евреи?. Лишь в качестве курьёза можно вспомнить самоуверенное заявление фашиста Геринга, сказавшего: " Я сам определяю кто у меня еврей!". Таков был его ответ на требование гестапо выдать командующего военно-воздушных сил вермахта Мильха, имевшего еврейские корни, несовместимые с членством в национал-социалистской партии. В наши дни тоже появился автор, взявший на себя тяжелый и неблагодарный труд решить этот вопрос. Это г-н Борис Парамонов. В книге "Портрет еврея", содержащей множество отвлечённых рассуждений, цитат и утверждений, автор пытается решить этот вопрос. Предложенный им "метод" позволяет даже количественно оценить степень "еврейскости" того или иного писателя. Но это, конечно, из области курьёзов.

Вот как отвечает на этот вопрос американский специалист Рэймонд П. Шейндлин: "Миллионы людей во всём мире считают себя евреями - или таковыми их считают другие, - но эти разбросанные по свету миллионы очень различаются между собой по внешности, языку, одежде, нравам, обычаям и гражданству. И несмотря на существование иудейской религии, евреи не объединены некоей особой системой вероисповедания; скорее, еврейский народ составлен из людей, придерживающихся различных религиозных воззрений помимо иудаизма, равно как и из людей иррелигиозных, атеистов и вовсе равнодушных к религии." (Р. Шейндлин. Летописи еврейского народа. 1997).

Нацисты выдвинули теорию об особой крови еврейского народа. Процент еврейской крови определял у них степень гражданских прав. Как бы в ответ на это появилось высказывание защитников евреев, что "еврейство определяется не кровью в жилах, а кровью из жил". Российские антисемиты объясняют феномен Ленина наличием у него четвертушки еврейской крови.

В современном Израиле идут жаркие дискуссии на тему кого считать евреем. В эти дискуссии вовлечены как религиозные, так и светские круги. Приходит на ум такая игривая мысль - почему бы им не взять упомянутую книгу г-на Б. Парамонова и не сверить портрет еврея с лицами, подлежащими установлению принадлежности к еврейству? Ведь автор предлагает дать еврейскости и количественную оценку. Но это, конечно, может быть, к счастью, а, может быть, и к сожалению, шутка.

В иудейской традиции существует понятие - галаха. Приведу значение этого понятия. Согласно определению, данному равом Адином Штейнзальцем, галаха - закон, правило, постановление. Чётко определённое после тщательного анализа всех сторон и возможных мнений предписание или запрет, относящиеся к конкретным действиям, поведению или, в некоторых случаях, к мыслительной деятельности человека. ( Рав Адин Штейнзальц. Введение в Талмуд.1993).

Так вот, по галахе евреем считается только тот, у кого мать еврейка. Даже при беглом рассмотрении этого решения видно, что здесь явно игнорируются права отца. Вся Тора базируется на приоритете отца рода. Фамилии ведутся по отцу. У некоторых патриархов жёны были нееврейками, а дети считались евреями. (Например, жена Моисея - Сепфора была медиамитянкой). В некоторых родах вообще не указывается имя матери. Исторический анализ показывает, что данное решение было принято в конкретных исторических условиях. Раввины, принимающие его, исходили из того, что точно может быть указана лишь мать. Это было важно в период, когда во время погромов еврейки часто подвергались насилию. Точно можно было указать лишь происхождение матери. Сейчас всё изменилось и генетический анализ сводит к исчезающе малой величине ошибки при определении национальности отца. Казалось бы галахическое решение следует изменить, но религиозные ортодоксы на это не согласны. Об этом подробно рассказано в статье Е. Берковича (Вестник 21. 1999). Офицер израильской армии Б. Шалит родился и вырос в Израиле. Его жена - нееврейка. Шалиты жили в стране, были её достойными гражданами. Ревностно соблюдали еврейские обычаи. Их родившуюся дочь власти отказывались на основе галахического постановления признать еврейкой и даже израильтянкой. Дело разбиралось в самых высших инстанциях. После года рассмотрения Верховный суд вынес решение в пользу Шалитов. При этом решение было принято с перевесом в один голос. Даже среди основателей еврейского государства мнения разделились. Бен-Гурион твёрдо заявил, что ребёнок еврейского отца должен наследовать еврейство, а Голда Меир считала, что виновата мать, во время не прошедшая гиюр, и галахический принцип правилен.

Этот случай явно указывает на источник противоречий - это отождествление государства с религией, национальности с религиозной принадлежностью. Но на этом дело не закончилось. Несмотря на то, что значительная часть населения Израиля не религиозны, а большинство не соблюдает всех требований религии, Кнесет под нажимом ортодоксов принял решение - "Еврей - это лицо, рождённое еврейской женщиной или обратившееся в иудаизм.". В семье Шалита двое детей записаны евреями, а в графе национальность следующей дочери - пропуск, т.к. к моменту её рождения появилось указанное выше решение Кнесета.

В Америке национальность не отождествляется с религией. Религия отделена от государства и является личным делом каждого.

В деле американца Клейна мать девочки тоже не была еврейкой. После распада семьи мать хотела её воспитывать как христианку, а отец желал чтобы девочка воспитывалась в традициях реформистского течения иудаизма. Сама девочка склонялась принять сторону отца. Суд принял постановление и удовлетворил иск отца, приняв во внимание желание самой девочки. В нашей синагоге во время конфирмации один мальчик заявил, что у него мама католичка, а он желает быть евреем по отцу и никто не возражал против этого.

Практика еврейского государства содержит достаточно много случаев, когда религиозные принципы приходят в столкновения с нуждами самого государства и большинства его жителей. Харедим с самого начала утверждали "незаконность" принципа создания государства без вмешательства мессии. Наиболее последовательные представители движения Натурей карта до сих пор не признают государства Израиль, хотя и используют все выгоды от его существования. Граждане Израиля, учащиеся консервативных иешив, не призываются на военную службу, т.е. не участвуют в защите государства, получая вместе с тем от него большие дотации и все причитающиеся гражданам льготы. Не говоря уже о том, что их жизнь не находится в такой опасности, как жизнь остальных граждан. Время от времени возникают "дела" о захоронениях. Суть их в том, что солдаты, отдавшие жизнь за существование Израиля, но не являющиеся евреями по галахе, не имеют официального права быть похороненными не еврейских кладбищах. Религиозное руководство страны, состоящее из ортодоксальных раввинов, не признаёт гиюра, который проходят люди, не у раввинов ортодоксального направления.

Все эти и множество других признаков показывают, что государство Израиль в своей законодательной и практической деятельности не принимает принципа отделения религии от государства. Эта политика оправдывается якобы заботой о продолжении существования уникальной общности, выжившей несмотря на тяжелейшее противодействие в течение 2000 лет, и заключившей в древности союз с Богом. Вместе с тем в диаспоре активно проходят процессы ассимиляции евреев, значительно уменьшившие численность еврейских общин. Это уменьшение идёт как естественным путём - в результате браков с неевреями, так и путём переезда многих евреев в Израиль.

Необходимо отметить ошибку г-на Сердюченко, утверждающего, что евреи в период перестройки выезжали из СССР благодаря ухудшившейся экономической обстановке. Главным было то, что мы опасались нового Холокоста. Так это понимали и американцы, предоставившие нам ряд льгот. Оказалось, что они не проиграли и экономически. Статистическая информация показывает, что через пару десятков лет стремление евреев приобщиться к современной цивилизации и современному строю жизни может привести к тому, что оставшиеся немногочисленные еврейские общины будут включать евреев, придерживающихся лишь ортодоксального направления. Настоящая еврейская нация может сохраниться лишь в Израиле, но и там существует напряженность между светским и ультрарелигиозным населением страны по поводу конституции страны, которая до сих пор отсутствует.

В свете вышесказанного попробуем сформулировать основные черты характера и особенности интеллекта еврея, длительное время воспитывающегося в еврейской религии.

Заметим сразу, что говорить о каком-либо "портрете еврея" было бы неправильным. Мировое еврейство не вписывается ни в какой портрет. Оно крайне разнообразно. Но отмечать некоторые общие черты можно. На ментальность евреев наложили отпечаток две причины:

1. Огромное и хорошо развитое религиозное наследие. Основные принципы были даны в Торе. Они были развиты в других книгах, входящих в Танах. В дальнейшем в свете этих принципов отдельные жизненные ситуации истолковывались в многочисленных трактатах Толмуда и других работах Мудрецов Торы. Вся система еврейского воспитания и образования базировалась на них. Эти принципы повседневно закреплялись в сознании людей хорошо разработанной ритуальной системой. Это, без сомнения, сказалось на характере большинства евреев, выработав в них стремление к духовному единству, интеллектуальной деятельности и уважение к людям занимающимся ею

2. Тяжелые условия существования на протяжении веков. Фактическое отсутствие правового статута и законодательной защиты прав еврейских общин почти во всех странах мира выработали тип человека, надеющегося только на свои силы. Ситуации жизни постоянно требовали от евреев нестандартных решений, подчас, идущих в разрез с существующим законодательством и жизненным укладом страны. Этим объясняются массовые успехи в торгово-финансовой деятельности, определяемые представителями других наций как ловкость и хитрость. Этим же объясняются значительные успехи в науке, инженерной деятельности, медицине и др. видах. Дело тут вовсе не в том, что "еврей видит скорее связь между явлениями, чем сами явления" (Б. Парамонов. Портрет еврея.), а в том, что еврею приходилось рассматривать весь комплекс явлений и оценивать даже возможные ситуации и толкования того или иного явления в его эволюции и взаимодействии. И часто рассчитывать лишь на нестандартные решения. Эта многовековая тренировка и сказалась впоследствии.

Можно было бы привести много примеров из жизни советского общества, где только благодаря "ловкости" местных руководителей евреев удавалось проявить хоть минимальную деятельность и жизнеспособность в той, скованной тысячами запретов жизни. Активность и успехи представителей евреев невозможно понять без учёта всего исторического пути еврейского народа.

Так кто же всё таки должен считаться евреем? Этот вопрос полностью зависит от того, каковы перспективы сохранения еврейского народа в современном мире? Неоспоримо. что в эпоху веры феномен сохранения еврейского народа в тяжёлых условиях диаспоры произошел в значительной мере благодаря религии. Совершенно очевидно и то, что полное соблюдение религиозных ритуалов невозможно в современную эпоху. Это понимали сионисты - основатели еврейского государства. Движение по этому пути чревато уничтожением еврейского государства и его народа. Остаётся один путь - отделение религии от государства. Очевидно, что существование Израиля в значительной степени гарантируется силой и экономической помощью США. А это, в свою очередь, зависит от американской еврейской общины. Основной, наиболее активный её состав, - евреи реформистского и консервативного направлений. Руководство американских евреев не довольно влиянием ортодоксов на внутреннюю и внешнюю политику Израиля. Влиятельный сенатор Лаутенберг открыто заявил об этом в печати. Внутри самого Израиля большинство народа также не поддерживает ортодоксов. В этот критический момент перед страной имеется выбор - либо сохранить влияние ортодоксов и превратиться в отсталое государство, которое неминуемо будет уничтожено арабами, либо принять демократический путь развития, опору на помощь США и создание мощной экономической и военной силы. В этом случае еврейское государство может выжить и преуспеть. Религию придётся объявить отделённой от государства, считая её частным делом каждого человека. В этом случае евреями должны считаться, как это делается во всех демократических государствах, все жители Израиля, у которых хотя бы один из родителей еврей, и которые добровольно выберут для себя национальность любого из родителей.

Автора, как и всех современников евреев, естественно беспокоит вопрос о дальнейшем развитии и существовании его племени в стремительно развивающемся мире. Игнорировать новую среду, стремиться законсервироваться и считать, что предки уже всё сделали, - значит отстать от передовых наций. Путь, по мнению автора, лежит в приспособлении еврейской жизни к условиям современного общества.

Комментарии

Добавить изображение