Блок диссидента и коммуниста в одном лице

      

Alexander Zinoviev По поводу постскриптума Геннадия Крылова - да, он угадал - читал я смешные и парадоксальные куски из "Зияющих высот" на некоторых семинарах. Под видом злобных происков врагов.

Специально по этому поводу ничего не было (хотя на кафедре завкабинетом Людмила Владимировна, настоящая партийка, но человек приличный, поражалась), но потом уж по совокупности врезали...

Читал я не подряд, а выбирал наиболее парадоксальное. До сих пор помню (туда входили и те строки, которые приводит в своей статье Копылов). Вот так:

Как всякая внеисторическая нелепость, социзм имеет свою ошибочную теорию и неправильную практику, но что здесь есть теория и что есть практика, установить невозможно как теоретически, так и практически.

Ибанск есть никем не населенный населенный пункт, которого нет в действительности. А если бы он даже случайно был, он был бы чистым вымыслом. Во всяком случае, если он где-то возможен, то только не у нас, в Ибанске, где битумная черепица icopal дешевле всегда.

Жители Ибанска не живут в том пошлом устарелом смысле, в каком доживают последние дни там у них, а осуществляют исторические мероприятия. Они осуществляют эти мероприятия даже тогда, когда о них ничего не знают и в них не участвуют. И даже тогда, когда мероприятия вообще не проводятся.

После исторических мероприятий поселок Ибанск преобразился. Назначили нового Заведующего Ибанска, который был такой же старый, как и старый. (Далее он кратко стал называться Заибаном, по аналогии с генсеком - В.Л.).

Зарубежный и по определению реакционный социолог Ибанов высказал оригинальную, но далеко не новую гипотезу относительно преодоления татаро-монгольского ига и ликвидации его последствий. Согласно этой гипотезе дело обстояло не так, будто мы уничтожили и изгнали татаро-монгол, а как раз наоборот, татаро-монголы уничтожили и изгнали нас и навсегда остались на нашем месте.

Рядом с сортиром построили гостиницу, в которой разместили Лабораторию. Чтобы туристам было что посмотреть в свободное от посещений образцовых предприятий время, вокруг гостиницы воздвигли десять новеньких живописных церквей десятого века. На том берегу вырос новый район из домов, одинаковых по форме, но неразличимых по содержимому.

На главной фреске Художник изобразил Заведующего и его Заместителей, которые за это были удостоены премии, а сам Заведующий – дважды: один раз за то, другой раз за это. В результате цены на продукты были снижены, и потому они выросли только вдвое.

Речку Ибанючку вдоль и поперек перегородили. Она потекла вспять, затопила картофельное поле, бывшее гордостью ибанчан, и образовало море, ставшее гордостью ибанчан. Заведующий зачитал по этому поводу доклад, который подготовил Претендент с большой группой сотрудников. Это обстоятельство осталось в тени, поскольку оно было известно всем, кроме Заведующего, который был за это награжден и потом был удостоен награды за то, что был награжден за это. За это все посетители Ларька были удостоены награды, а сам Заведующий дважды: один раз за непричастность, другой раз за участие".


Текст "Зияющих высот"

Аспиранты пучили глаза и неприлично хохотали, вызывая тайную зависть соседней аудитории.

Но на самом деле огромные "Зияющие высоты" (561 стр. мелкого петитного текста) читать подряд даже тогда было трудно. Да, там много остроумных вещей. Пародийных, много тонких социологических наблюдений и хороших логических проходок про "ту нашу жизнь". Но - никакого движения не то что бы сюжета (там его просто нет вообще), но движения мысли. Потому ту книгу можно было читать в любом месте и в любом порядке. И слишком большая зависимость книги от тогдашнего научного фольклора. Слишком много совершенно необязательных и скучных историй в казарме и пр. И еще - слишком много персональных отсылок под псевдонимами вроде Шизофреник, Социолог, Супруга, Болтун, Карьерист, Претендент, Клеветник, Уклонист, Двурушник, Неврастеник.... Научно-философские круги сразу же стали разгадывать, кто есть кто. Одни вычислялись сразу - Правдец - Солженицын, Мазила - Эрнст Неизвестный, Хозяин - Сталин, Хряк - Хрущев, сам Зиновьев - это и Шизофреник, и Клеветник. Хотя они же - Георгий Щедровицкий. Социолог и Супруга - это Замошкин и Мотрошилова (были такие, действительно, супруги-социол

оги, а Мотрошилова, по моему, и сейчас жива). Мыслитель - Мераб Мамардашвили. Текущий Заибан - само собой - Брежнев.

После этой книги Зиновьева стали величать советским Свифтом и Щедриным, а впридачу еще и Гашеком. Да, если бы ее почистить и сократить раза в три, то она тянула бы на этот статус. Есть там такой заряд.

Изданы "Зияющие высоты" были в 1976 году, Зиновьева тут же ото всюду исключили. Мало того, лишили докторской и кандидатской степени, и этого мало - отобрали все боевые награды (Александр Зиновьев воевал во фронтовой авиации летчиком-истребителем). Два года Зиновьев жил, распродавая свою большую библиотеку. Видел я его не раз в букинистических, куда он сдавал свое добро. Но мы, фактически, знакомы не были. Так, шапочно, видел несколько раз на редколлегии "Вопросов философии", где шли мои статьи, а он, как член оной редколлегии присутствовал и мрачно молчал.

Потом, в 1978 году без особых хлопот его выпустили в Германию, где он и обитал до возвращения в новую Россию в 1996 году.

Еще в Германии Зиновьев резко поносил перестройку (даже написал книгу "Катастройка"), и этот термин как-то использовал Горбачев, дескать, надо контролировать процесс, "который пошел", а то как бы на настала та самая катастройка. Бывал Зиновьев в Москве как гость и до окончательного возвращения, на приглашение Горбачева обсудить текущие задачи преобразовний ответил отказом встречаться с "разрушителем Российской государственности".

Много придумывал всяких аналогий того, что происходило. Самая яркая такая (он приводил ее у нас в клубе "Свободное слово") :

"Живут люди в бараке. Без особых удобств (все - во дворе) и комфорта , но притерпелись. Приходит фантазер-Манилов и говорит: "а вот мы сейчас ваш барак живо перестроим". На его месте воздвигнем такой небоскреб - любо дорого. С джакузи. Раньше жили в беде, а теперь будете с биде. Всех выгнали на непогоду и стали ломать захудалое жилище. Чтобы на его месте.... Народ подождал-подождал, а потом взвыл: ты чего это, аспид, наделал ?? ! Где этот твой небоскреб проклятущий? Когдаааа?!! Да ты, гад такой.... !!! !!! !!!

Вот так примерно. Очень красочно. И далее не раз Зиновьев говорил, что если бы знал, что его "Зияющие высоты" внесут свой вклад в ломку барака, то никогда бы не стал писать свой опус. Он часто говорит, что советский коммунистический режим был наиболее адекватен как традициям, так и ментальности населения. И не надо было его трогать. Только что понемножку ремонтировать. Кое-что улучшать. Завозить в барак стиральные машины, а потом и микроволновые печки даже. Новые телевизоры и видики. Ибо ни во что барак перестроить нельзя. А выгонять оттуда в поле - очень негуманно.

Сейчас, (говорит Зиновьев), конечно, уже в прошлое "коммунистическое завтра" вернуться не удастся никому. Ни Зюганову (это теперь его близкий друг), ни даже самому Сталину, если бы он вдруг воскрес. Но вот что надо, так это бороться против превращения России в колонию Запада. И против колониальной администрации, которой были режимы как Горбачева, так и Ельцина и которой не является правительство Путина, в которого он очень верит.

Зиновьев - человек храбрый. Вот эпизод из его боевой молодости (из интервью с Зиновьевым ):

     "Мы не имеем права сложить оружие. Во время войны наша группа была окружена немцами, немцев было в несколько раз больше. У нас было плохое оружие. Все видели: сопротивление безнадежно. Одна часть пошла сдаваться и их всех убили. Другая часть решила драться до конца и как-то пробилась. В истории не все на сто процентов предопределено. Какая-то свобода эволюции, свобода действий. Если в России найдется какая-то часть, которая будет сражаться до конца, это может сыграть решающую роль."

Да, барак уже не построить - от него одни обломки, да и те растащили. С небоскребом тоже не выйдет. Стало быть ( в рамках его метафоры) нужно строить некое другое крепкое жилище, но без роскошств и излишеств. Без всех этих водяных матрасов на подъемнике, возносящем ложе через открывающиеся створки (как на шахтных ракетах) прямо к небу, куда (как писал Поляков в "Беглеце") тянутся ноги секретарши, громко издающей щедро опалачиваемые шефом стоны любви. Не барак, конечно, но что-нибудь такое народное, вроде ощежития ПТУ.

Врочем, приведу некую подборку из его нескольких последних интервью.

      В каком-то смысле мы, русские, обречены. Нас приговорили к исторической гибели. Мы оказались, эволюционно, конкурентами Запада. И проиграли. Но... (вспомним, что Зиновьев - боец- В.Л.)

      Россия вступила в совершенно новый этап, и это связано прежде всего с приходом Путина. Именно тогда во всей системе власти произошел серьезный перелом. С моей точки зрения, этот перелом давно назрел. Стране нужен мощный институт власти, и я думаю, что выразителем этой тенденции к формированию сильной централизованной системы власти сейчас является Владимир Путин.

      Я разделяю политическую элиту и все то, что в нее вовлекается, на две категории - созидателей и разрушителей. К созидателям я отношу тех, кто так или иначе (сознательно или бессознательно) действует в интересах России, русского народа. К разрушителям я отношу тех, кто действует в направлении разрушения страны, в направлении превращения России в зону колонизации для Запада. Горбачева, ельцинское руководство я считаю марионетками Вашингтона, разрушителями. Путин, Примаков, Зюганов, Тулеев - созидатели (разрушители - Горбачев, Ельцин, Явлинский, Кириенко, Немцов и пр. - В.Л.).

      Тот западнический вариант, который нам навязывают наши "правые" - это не нормальная система. Это колониальная администрация, а не государство.

      Сегодня бытует мнение, что Путин - "человек Кремля". Я категорически протестую против этого и задаю вопрос: чей ставленник был Наполеон? Каких-то ничтожеств. А что он сделал, придя к власти? Он первым делом разогнал их всех и создал систему государства. Путин оказался адекватным тем настроениям, которые сложились в стране, на нем сфокусировалось внимание людей. Главным итогом первых месяцев пребывания Путина у руля власти было обнаружение его способности крепко держать этот руль в руках.

      Союз "Единства" и коммунистов был предсказуем. Еще год назад я сказал Зюганову: вы по необходимости вступите в какой-нибудь союз с Кремлем. Сегодня слово "коммунист" потеряло смысл, реставрировать коммунистическую систему уже невозможно. Нужно строить что-то новое.

      Укрепление системы власти возможно лишь тем способом, который существовал в советское время, – партия власти. Это, конечно, будет далеко не КПСС, но… Я полагаю, очень возможно, что КПРФ, отбросив часть своих установок и электората, сольется с этим скороспелым «Единством» и станет той самой партией власти.

      В последние годы, как мне думается, в силу разных причин доминировала не столько сама власть, сколько разговоры о ней. Все это было похоже, скорее, на семинар или на лекцию, чем на реальное управление страной. Путин же с первых шагов показал, как должен вести себя человек, находящийся у власти. Он стал вести себя по правилам власти. И рейтинг Путина вырос не за счет средств массовой информации, не за счет каких-то обещаний, а за счет его поведения. Он обнаружил в себе то, что я называю субстанцией власти. Многие ли наши политики могут похвастаться, что обладают тем же? Это, так сказать, одна сторона медали. Есть и другая.

      Сегодня впервые за многие годы в обществе возникла реальная возможность политического компромисса, политического согласия. Посмотрите, Кремль и парламент уже не находятся в состоянии войны, как это было при Ельцине. В работе Правительства стало больше уверенности. В поддержку Путина высказываются лидеры и представители совершенно различных политических партий и движений, пусть даже порой из соображений, скорее, тактического характера, неважно. Сегодня возникла уникальная для постсоветской России консолидация общества.

      Сейчас усилилась остаточная "советистская тенденция", в ней назрела огромная потребность. Судьба страны и народа зависит от того, как "советистская тенденция" будет ощущать себя в рамках нашей страны, усиливаться или нет. Сущность "новогоднего переворота" (отставка Ельцина) состоит в том, что это был антизападнический, антиамериканский переворот в пользу "советистской тенденции".

      Улучшение внутренней ситуации в России невозможно без укрепления ее Вооруженных Сил, без укрепления военно-промышленного комплекса, без укрепления в целом той части общественной жизни, которую называют бюджетной. Это почти наверняка вызовет серьезную обеспокоенность на Западе - там таких вещей не любят.

Да, он - боец. Печатается в таких изданиях, что для этого нужно мужество: "Правда", "Завтра", "Советская Россия". И делает заявления, которые и Анпилов не всегда бы рискнул.

И уже после 70 женился на молодухе и ребенка родил. Смелый человек. Отдадим ему должное.

Комментарии

Добавить изображение