Вечный миф

01-10-2000

Valeriy Lebedev

Уже давно у массового читателя пользуются успехом сообщения о неопознанных летающих объектах, которые трактуются как разведывательные корабли инопланетных цивилизаций, о поисках загадочного лохнесского чудовища, о трагических тайнах «бермудского треугольника». Но наибольший интерес вызывает все, относящееся к тайнам психики - в основном это рассказы о необычных свойствах биополя, позволяющего перемещать предметы усилием воли, предсказывать будущее, диагностировать и лечить болезни, так называемое экстрасенсорное восприятие - ЭСВ. Рассказы об ЭСВ подаются форме экспериментально очевидных явлений, еще не получивших должного теоретического объяснения.

Впрочем, сайты некоторые умельцы от сверхсознания мастерят любопытные.

Если отвлечься от деклараций по поводу того, что ЭСВ - новая часть научного знания, то нельзя не заметить, что во многих утверждениях адептов ЭСВ присутствует нечто сверхъестественное.

Символ сверхсознания Именно апелляция к сверхъестественному сближает так называемое ЭСВ с мистикой. Не случайно английский этнограф, основопожник культурно-исторической школы в мифологии Дж. Фрэзер писал: "Один из устоев магии - вера в телепатию. Современный приверженец веры во взаимодействие умов на расстоянии без труда нашел бы общий язык с дикарем... Дикарь убежден не только в том, что магические обряды оказывают воздействие на людей и предметы на расстоянии, но и в том, что такое же действие могут возыметь простейшие акты обыденной жизни» (Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., l980 с.33).

Ниже я буду, в основном, анализировать работы по ЭСВ 70-8O-x годов, потому что они появились на пике интереса к паранормальным явлениям и уже дали как обобщения, так и методологический ключ к их анализу. А в 90-е годы если что новое и появилось - так это только имена новых чудотворцев (вроде Чумака), которые уже не подпольно, а вполне открыто являли по телевидению и в больших залах сеансы «черной магии»» с отменным финансовым результатом. А еще добавился пересказ бесконечного числа «случаев» успешного применения ЭСВ, воспроизведенного в массовой прессе.

Озарение

Да, нового нет. Вот скажем книга «Психические силы» издательства «Русич», вышедшая в 1996 г. Она представляет собой все то же: целый компендиум случаев и историй про чудесные исцеления, предсказания, нахождение потерянного. Там же и все те же (то есть те, которые были в ходу в 70-8O-e годы) якобы научные объяснения таинственных феноменов психики. И, конечно ссылки на засекреченность «важных» для безопасности и обороны экспериментов (в частности, отечественных гг. Гуляева, Барченко, Гурвича). По этому случаю сообщу, что в конце 1995 г. терпение и финансы американских военных и цереушников с фэбээровцами лопнули, и Агентство национальной безопасности США отказалось от услуг экстрасенсов, закрыв их секретные лаборатории и вообще сняв с довольствия всю экстрасенсорную команду.

Современная «теория экстрасенсорики» по большому счету есть ни что иное, как бунт против рационализма. Бунт того самого иррационализма, который Карл Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги» в главе 24 называет главным врагом науки и, таким образом (косвенно) врагом демократического открытого общества. «Основу рациональной деятельности, - по Попперу - составляет процесс аргументации, предполагающей взаимную критику а также искусство прислушиваться к критике» . И далее Поппер пишет: «Иррационалист настаивает на том, что "природа человека" по преимуществу не рациональна. Именно эта посылка является главной во всех начальных постулатах теоретиков "таинственных явлений психики''». (К. Поппер. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 262.)

Действительно, если в принципе проявления психики даже в своих физиологических основах не могут быть охвачены рациональным познанием (скажем, мозг излучает неведомые науке поля), то вот вам и база для рассуждений о проскопии или психокинезе, кои ставят физику и, более того, общенаучный принцип причинности, в тупик. Или, как пишет Поппер, «творчество, заключает иррационалист, есть всецело иррациональная мистическая способность».

И еще одну мысль Поппера хотелось бы привести. Он пишет о том, что «теория, согла

сно которой наши мысли и идеи зависят от нашего общественного положения или национальных интересов, приводит и иррационализму». Но верно и обратное положение: «Отказ от рационалистических позиций, от уважения к разуму логическим доказательствам и к мнениям коллег, повышенное внимание к "глубинным" пластам человеческой природы - все это должно склонять к принятию воззрения, в соответствии с которым мысль представляет собой просто некое сверхъествественное проявление того, что находится в этих иррациональных глубинах. Из этого возникает вера в то, что мы мыслим "кровью", "национальным наследием'' или "классом"».

Не случайно все иррациональные псевдонучные теории процветают при распаде тоталитаризма (хотя зарождаются раньше). В демократических странах невозможны публичные выступления по телевидению (это запрещено законом) такого рода, как в России происходило с Чумаком, Кашпировским, Джуной, Глобой, всевозможными колдунами Сибири (каким-то Пантелеем и еще более залихвастским Кудилой), астрологами, целителями, и даже с сеансами "шевеления трупов" (хорошо еще - не оживления в духе фильмов о зомби).

Теперь немного истории.

В 1847 г. в Америке и Европе возник спиритизм - способ общения с духами умерших с помощью особо одаренных людей - медиумов или коллективных усилий в столоверчении. Начался этот бум с так называемых «Рочестерских стуков». Две девочки сестры Фокс, проживающие в городке Рочестер недалеко от Нью Йорка, стали говорить, что каждый вечер у себя в спальне слышат таинственные постукивания. Предприимчивая американская мама быстро приспособила девочек для платных сеансов по получению и переводу сообщений из царства теней, и мир открыл перед собой необъятные пространства общения с душами умерших.

Научные исследования по ЭСВ начались в 1882 г, когда в Англии возникло Общество психических исследований, и достигли своего пика в ЗО-х годах ХХ века в работах лаборатории Дж. Райна университета Дьюка (США). Заметим, что по мере того, как наиболее сенсационные опыты получали естественное объяснение (обычно это было мошенничество) и интерес к необычным явлениям психики начинал угасать, на смену скомпрометированным терминам приходили новые. Так, в XIX в. людей с необычными способностями называли медиумами, в ЗО-6О-х годах XX в. - телепатами или сенситивами, а в последнее время - экстрасенсами. Имела место также тенденция к перемене названия деятельности по изучению этих феноменов. Вначале она именовалась спиритизмом, затем - парапсихологией, а в настоящее время - «исследованием ЭСВ».Это же часто называется "биоэнергетикой".

Парапсихологи выделяют несколько сфер исследования, которыми они занимаются, главные из них следующие: телепатия - передача мысли или образа на расстояние от одного человека к другому без участия органов чувств, психокинез - физическое воздействие на материальные объекты силой воли; ясновидение, или проскопия, - получение сведений о событиях будущего, предсказание судьбы, нахождение пропавших предметов. В последнее время много говорят о диагностике и лечении болезней с помощью биополя (психо или пара-медицина), о так называемой психофотографии (запечатление мысленного образа на фотопленке фотоаппарата без открытия его затвора), которую, впрочем, можно считать «подвидом» психокинеза, об определении по измененному биополю растения, в присутствии которого произошло преступление (оно «ужаснулось»), характерных черт преступника и подробностей преступления (психокриминалистика - названия пока нет) и др. Прежде чем парапсихология и «исследователи ЭСВ» так далеко продвинулись в классификации изучаемых ими явлений, идея о необычных и таинственных свойствах человеческой психики претерпела большую эволюцию.

Вера в сверхъестественные способности общения с потусторонним миром захватила не только обывателей, но и известных ученых, среди них были физики У. Бэррет и О. Лодж, математик А. Морган, биолог А. Уоллес (независимо от Дарвина выдвинувший теорию эволюции), химики У. Крукс, А. М. Бутлеров. Культ спиритизма, широко распространившийся даже в научной среде, заставил Ф. Энгельса (при всей переоценке "классиков" стоит сказать, что Энгельс был умным и образованным человеком, и даже - очень значительной личностью, что признавал, например, Эйнштейн) написать философский памфлет «Естествознание в мире духов», в котором была раскрыта абсолютная невозможность совместить спиритические явления с наукой.

Медиумы не ограничивались трансляцией стуков из загробного мира, писанием под диктовку духов записок или вещанием их голосом последних известий из царства теней. В конце XIX в. появились так называемые физические медиумы, в присутствии которых духи материализовались и производили разные физические действия, как-то: перемещали предметы, поднимали столики, играли на музыкальных инструментах, касались рукой лиц присутствующих на сеансе и даже дарили им звучные поцелуи.

Следует отметить, что в научном анализе столь явных мистификаций главную роль сыграли отнюдь не общества психических исследований, большинство участников которых толковали о непознанных явлениях человеческой психики, загадках и сюрпризах, которые еще преподнесет психика науке, а комиссии, состоящие из физиков, фокусников и небольшой части скептически настроенных психологов.

Интересно, что наиболее неприязненно к сеансам медиумов относились профессиональные фокусники (здесь стоит назвать феноменального Гарри Гудини). Их настроение легко понять, они могли совершать трюки на грани представимого для возможностей человеческого тела, но никогда не выдавали это за некую еще непознанную тайну, которая должна поставить науку в тупик. Зрителей - да. Но не науку. Главным теоретиком спиритизма оказался малоизвестный французский писатель на педагогические темы маркиз Ривайль, ставший широко известным миру спиритов под псевдонимом Алан Кардек (1804-1869). Его книги были переведены на все европейские языки, в том числе и на русский. Воспользуемся его трудом «Книга медиумов», изданным в Петербурге в 1904 г. (переиздавалась недавно, в 90-х годах).

Для начала Кардек дал классификацию медиумов, различая среди них тех, в присутствии которых души умерших как бы материализуются, тех, в присутствии которых некие «полуматериальные» части духов соединяются с предметами и начинают передвигаться, парить (левитировать), и, далее, таких медиумов, телом которых в трансе овладевают духи и которые начинают вещать их голосом о явлениях, известных только данному духу.

Кардек выделял столько медиумов, сколько существует типов людей: здесь и медиумы для сообщений пошлостей, и сквернословы, и неграмотные, и корыстолюбивые, и медиумы-целители, и медиумы самонадеянные, и медиумы поэтические. Душа умершего, учил Кардек, не абсолютно освобождается от телесности. Долгое время она остается окруженной некоей оболочкой, которая называется «периспри», или «астральным телом», имеющим внешний вид тела умершего (идея почерпнута из индуизма). Эта «периспри» вроде бы материальна, но не совсем - тут Кардек обращается за помощью к новой тогда науке об электричестве, - она представляет собой нечто вроде электрического облака в форме человеческого тела. Теперь понятно, что не сама душа воздействует на предметы, не ее действия человек видит или ощущает, и не она появляется перед просветленным взором медиума (так думать могли только суеверные средневековые поди), а все это происходит благодаря действию материи особого рода - как бы электрической «периспри». Та же «периспри» проникает в тело медиума, сливаясь с его собственным, заставляя его говорить не своим голосом или писать о неизвестных ему событиях.

Читатель вправе спросить: так что же, это и есть вся теория спиритизма? Вынуждены ответить: да, вся, если, конечно, не считать некоторых следствий из нее - рассуждений о высших и низших духах, о том, какие духи вызываются легче (легче вызвать недавно отлетевшие души - их «периспри» еще не успела разложиться), какие труднее, какие бывают препятствия для успешного сеанса (ирония окружающих - она очень обижает духов), наконец, как правильно организовать коллективный сеанс спиритизма (хотя это уже, кажет- я, не теория, а скорее практическое руководство).

К началу ЗО-х годов в научных кругах стало неудобно говорить о духах и научной проверке сеансов общения с потусторонним миром. Проблема, по словам парапсихологов, заключалась не в изыскании механизма передачи с того света, а в нахождении способа, каким передается мысль или образ от одного человека к другому, минуя сенсорные каналы, органы чувств, или каким образом силой воли можно передвигать предметы, или каков механизм точного предвидения события (заметим, что эти проблемы обсуждались и в конце XJX в., но не были еще основными).

Когда видный исследователь паранормальных явлений Дж. Райн (ботаник, занявшийся парапсихологией после лекции по спиритизму, прочитанной большим любителем этого дела писателем Артуром Конан-Дойлем) возглавил специальную лабораторию парапсихологических исследований в университете Дьюка (в 1930 г.), то опытов по телепатическому получению целых картинок уже не ставили. Успехом в доказательстве существования ЭСВ считалось бы сверхвероятностное угадывание серии из цифр и карт, придуманных сотрудником Райна Зенером (пять карт с изображением окружности, квадрата, креста, волнистых линий и звезды). Изобретались различные хитроумные способы случайного выбора карт Зенера, индуктор (человек, дающий мысленное задание) па очереди смотрел на них, а перципиент (принимающий информацию) записывал свое угадывание. Райну казалось, что он имеет убедительные результаты - в некоторых его экспериментах число правильных угадываний против чисто случайного возникновения счета составляло несколько миллионов к одному т. е. чисто случайное угадывание практически невероятно, так что, казалось, нужно признать реальность ЭСВ.

Увы, детальный анализ протоколов экспериментов, который дан в книге Ч. Хэнзела (Хензел Ч. Парапсихология. М., 1970. с. 248), показывает, что эксперименты содержали массу «дыр» - от возможности мошенничества до неосознанного использования так называемых сенсорных ключей, представляющих собой очень слабые сигналы, воспринимаемые обычными органами чувств и обрабатываемые на подсознательном уровне, причем осознается только конечный результат, который воспринимается как озарение, внезапная догадка. Примером сенсорных ключей служат нередко встречающиеся случаи ощущения пристального взгляда в спину, которые поддерживают веру многих людей в психокинез. На самом же деле здесь типичный сенсорный ключ: тихие шорохи позади вас, дыхание, тень сбоку, реакция людей, которых вы видите и которые в свою очередь видят того, кто вас рассматривает, заставляют догадаться («почувствовать взгляд»), что позади «не все в порядке», и обернуться.

Случаи так называемой спонтанной телепатии, когда некий человек видит какую-то ситуацию или слышит определенные слова, а затем эта ситуация действительно происходит или именно нужное лицо произносит те самые слова, объясняются совершенно безобидным образом. Они вполне реальны. Так, почти каждая мать, заботящаяся о своем ребенке, чуть ли не каждый день с беспокойством представляет себе, что с ее любимцем что-то случилось (особенно когда он куда-то запропастился), перебирая в своем сознании всякие возможные варианты. Закон больших чисел гласит, что несчастные случаи неизбежны, а теория вероятности говорит, что при изложенных выше условиях обязательно должны быть совпадения и, если происходит несчастный случай, сознание фиксирует из всех мелькнувших в голове вариантов именно тот, который аналогичен случившемуся, и отбрасывает остальные.

Новая вспышка интереса к проблемам ЭСВ возникла в 70-х годах. Возможно, появилось нечто, проливающее новый свет на природу психики? Некое открытие действительно произошло. Это понятие о биологическом поле - биополе. При этом открыли не само биополе, а именно новое понятие биополя. Оно было введено советским биологом А. Гурвичем в 1944 г, но применялось им совсем в другом смысле (как сумма всевозможных, но известных излучений орагнизма), чем сейчас используется сторонниками ЭСВ.

Какое содержание вкладывается в понятие биополя приверженцами ЭСВ и каковы эмпирические и теоретические основания для его введения? «Исследователи ЭСВ» широко пользуются понятием «биополе» для обозначения неизвестной науке реальности, порождающей наблюдаемые ими феномены (телепатию, психокинез). Встречаются предположения о том, что основным компонентом биополя может быть разновидность электромагнитного излучения, еще не исследованная физикой. В настоящее время физике известен весь диапазон электромагнитных колебаний - от гамма-излучения до сверх-длинных электромагнитных волн. Поэтому предположение о существовании электромагнитных волн, «неизвестных» науке, которые, однако, являются переносчиками экстрасенсорной информации, уже не может считаться научной гипотезой. Правда, имеются работы, в которых утверждается, что обычные электромагнитные колебания, излучаемые мозгом, могли бы быть носителями экстрасенсорной информации. Такие выводы основаны на известных положениях радиотехники, согласно которым любой сигнал, сколь бы слабым он ни был, способен передать информацию (при условии, что сигнал выше уровня шума), но, чем слабее сигнал, тем большее время необходимо для приема единицы информации. Однако многочисленные эксперименты сторонников ЭСВ показывают, что оно (ЭСВ) не связано и не зависит от условий распространения электромагнитных волн (на прием экстрасенсорной информации не влияет расстояние между индуктором и перципиентом, наличие или отсутствие экрана между ними). Поэтому большинство ортодоксальных сторонников ЭСВ не возлагают надежд на электромагнитную природу ЭСВ (эксперименты Э. Балановски и Дж. Тейлора подтверждают, что при излечении «наложением рук», телепатических сеансах и рудоискательстве никаких изменений в электромагнитном излучении тела не наблюдается (Nature. Т. 226. 1978. 2.Х1), а выдвигают идею о неизвестных науке «биополях», излучаемых живыми организмами.

Если под биополем понимать некоторую сумму всевозможных «излучений» организма, то это понятие вполне приемлемо. Конечно, любой организм, и человек в том числе, является источником каких-то полей, скажем электромагнитных (включая тепловое) и гравитационных, возможно - источником ультразвуковых излучений. Можно также утверждать, что спектр излучения больного человека и даже отдельного больного органа будет отличаться от спектра здорового органа (к примеру, воспалительный процесс приводит к повышению температуры). С разумной степенью вероятности можно предположить, что имеются люди, способные без всяких приборов и медицинского образования устанавливать по небольшим изменениям в излучении больного органа диагноз.

Нет также ничего выходящего за рамки физических представлений в эффекте Кирлиан. Следует сказать об этом эффекте несколько подробнее, так как он широко используется для всевозможных спекуляций. Особенно много говорят о некоем излучении, так называемой ауре, которая окружает экстрасенса с «сильным биополем» и которая даже иногда наблюдается в виде ореола вокруг головы и тела экстрасенса (отсюда «догадка»; святые с нимбами над головами - люди с сильным биополем).

Эффект Кирлиан - это фотографирование объекта в высокочастотном поле. Снизу к объекту (им может быть лист растения, ладонь, любая пластина) подключается высокочастотный генератор напряжением до 200 тыс. вольт с частотой от 75 до 200 тыс. Гц. На объект кладется фотопленка, а сверху располагается обкладка, к которой подключается второй контакт от генератора. Между объектом и обкладкой проскакивают микроискры, которые проходят через фотопленку и точечно засвечивают ее. Вот эти следы после проявления пленки и есть эффект Кирлиан. Распределение искорок зависит от состояния объекта (скажем, поражен лист болезнью или нет) и в принципе может использоваться для диагностики, но не имеет никакого отношения к «свечению биополя», ауре.

Когда какой-нибудь журнал помещает фотографию ладони, сделанную методом Кирлиан, а выдает ее за ауру - свечение ладони экстрасенса, видимое невооруженным глазом, то это обычная подтасовка, имеющая целью ввести в заблуждение неискушенного читателя ссылкой на «всемирно известный эффект Кирлиан». (Эффект открыт супругами Кирлиан в 1949 г. в Краснодаре и описан в брошюре: Кирлиан В. X.. Кирлиан С. Д. "В мире чудесных разрядов" М., 1964. Эффект не представляет собой какого-то нового физическою явления, а является приложением известных физических процессов к решению прикладной задачи).

Однако сторонники ЭСВ идут значительно дальше. Согласно их сообщениям, по биополю, по ауре можно не только выявить болезнь, но и узнать биографию человека, постигшие его неприятности и удачи. Конечно, если излагать данные о человеке достаточно обтекаемо и общо, то, как это известно психологам, за счет эффекта установки и других психологических механизмов можно достигнуть определенного результата.

Невероятными представляются сообщения о способности экстрасенсов устанавливать диагноз и рассказывать биографии людей по их фотографиям, гипсовым слепкам, описанию, биополю их знакомых и даже просто по имени и дате рождения. Такой же статус имеют сообщения о воздействии биополя агрессивного человека на растение, по которому в свою очередь экстрасенс может получить данные о преступнике. Чтобы хоть как-то включить подобные феномены в ранг научных фактов, сторонники ЭСВ не склонны считать биополе результатом сложения известных полей, а настаивают на особой природе биополя, пока неизвестной науке. Так, утверждается, что биополе «не знает преград и проникает на большие расстояния», что можно передавать свое биополе другому человеку разговаривая с ним по телефону, сообщается о возможности с помощью биополя находить исчезнувшие предметы, переносить образ на фотопленку без открытия затвора фотоаппарата, определять залежи полезных ископаемых, наконец, предсказывать будущее, в том числе судьбу отдельного человека. Сотни лет назад такие способности назывались ясновидением и лозоискательством, в специальной парапсихологической литературе использовался еще к термин «проскопия» (усмотрение будущего).

Сторонники ЭСВ, впрочем, не станут возражать, что все названные (и многие другие) свойства биополя необъяснимы в рамках наличного знания. Мало того, этот факт даже будет использован ими для подкрепления своей позиции. Логика их рассуждении такова. Биополе - это новая природная реальность, поэтому она имеет необычные свойства и подчиняется ныне неизвестным законам. Скажем, вспоминают рентгеновское излучение, которое в конце XIX в. казалось чудом. А потом, дескать, через много лет была создана теория этого излучения.

Подобные рассуждения, однако, кажутся убедительными лишь на первый взгляд. Дело даже не в том, что «аналогия не доказательство», а в том, что обычно сторонники ЭСВ проводят аналогии неточно и поверхностно. Известно, что после работ Максвелла и экспериментов Герца физики не сомневались, что свет представляет собой часть электромагнитного спектра. Кроме того, большинство участков спектра электромагнитных колебаний не видны невооруженным глазом, и для их обнаружения необходимы устройства, преобразующие невидимые колебания в видимый свет. Рентген работал с вакуумными трубками, изучая катодные лучи (как их тогда называли - это поток электронов), и предполагал при этом, что катодные лучи при взаимодействии с веществом могут породить «невидимые лучи». «Я искал невидимые лучи... - говорил Рентген вскоре после своего открытия. - В Германии мы пользуемся этим экраном (речь идет об экране, покрытом платиносинеродистым барием - В.Л.), чтобы найти невидимые лучи спектра, и я полагал, что платиносинеродистый барий окажется подходящей субстанцией, чтобы открыть невидимые лучи, которые могли бы исходить от трубки».

Действительно, природа рентгеновских лучей с достаточной полнотой была выявлена только в 1912 г, спустя 17 лет после их открытия. Но речь шла не о «принципиально новой природе», а лишь об уточнении физических деталей - сам Рентген предполагал, что открытые им лучи являются продольными колебаниями эфира, а Лауэ установил, что это поперечные электромагнитные колебания с частотой в тысячи раз большей, чем у света.

Любопытно, что у парапсихологов, проводящих эксперименты, в неудачных случаях всегда есть ответ: мы изучаем очень тонкие психические эффекты и они могут нарушаться от любого незначительного изменения обстановки, например, от отношения присутствующих при опыте к самой проблеме. Если отношение благожелательное, то опыт удастся, а если нет, то не взыщите!

Наука объективирует свои результаты, отделяет их от субъективных переживаний экспериментатора. Апелляция к субъективному состоянию, к настроению ученого, от которого может зависеть исход эксперимента, мало чем отличается от ситуации, когда после необходимых заклинаний и молитв, которые, однако, не помогли, людям объясняют, что это произошло потому, что те мало в них верили.

Да, но как же тогда быть с психологическими экспериментами, в которых, например, исследуется внимание? Разве не ясно, что эффект внимания зависит от условий опыта и что если в них вводятся отвлекающие моменты (шум, музыка, неожиданные вопросы экспериментатора), то и внимание будет рассеиваться. Это, безусловно, так, но, подчеркнем, здесь исследуется психологический эффект внимания, а отнюдь не физический эффект распространения какого-либо поля. В первом случае имеет место субъективное переживание, во втором - объективное существование физической реальности. Сторонники ЭСВ как раз и претендуют на экспериментальное открытие биополя как физической реальности, а апеллируют при этом к методике (вернее, используют аналогии) из области психологических экспериментов с субъективной реальностью.

Не случайно, конечно, большинство сообщений об ЭСВ-опытах делается не в научных журналах, а в газетах и научно-популярных изданиях. Это хотя и формальный, но важный признак того, что эксперименты не проводятся по научной методике.

(Продолжение следует)

Комментарии

Добавить изображение