Заноза в арабскомтеле

15-10-2000

Возвращение европейских евреев под влиянием идей сионизма в район, который занимало древнее еврейское государство, началось ещё в конце 19 в. (1878 г.) Это вызвало сопротивление арабов, предки которых пришли сюда в 7-м столетии новой эры. Сионистам с большим трудом удалось восстановить на этих землях небольшие еврейские колонии, ставшие основой государства Израиль. Земли были приобретены Еврейским колониальным обществом на собранные деньги. Сионисты надеялись, что здесь евреи мира найдут убежище от преследований. Жизнь опрокидывала их мечты. Холокост произошел раньше, чем было готово убежище. Только под влиянием этой трагедии цивилизованные нации признали право евреев создать на древней земле собственное государство. Создание Израиля внесло некоторый диссонанс в экономическую жизнь этого района.

Показатели арабских стран по-прежнему остаются на низком уровне. По данным ООН на 1999 г. Израиль имел ВВП на душу населения - 16400 долларов. Сирия - 6,3 тыс. Ливан 3,4 тыс долларов, Иордания - 5 тыс. долларов, Египет - 2,9 тыс. долларов. Доля машин и оборудования в экспорте арабских стран незначительна. Например, в Израиле в 1996 г. она составляла около 30% экспорта (сейчас ещё выше), то в Египте - 0,4%, Сирии - 0,8%, в Иордании - 4,6%. Установление прочного мира выгодно для Израиля, т. к. представляет ему возможность освоить емкие и близко расположенные рынки арабского мира. Это выгодно и самим арабам, но противоречит интересам правящих классов и духовенства, которые боятся потерять свои привилегии. Очевидно, что при наличии мира Израиль может стать неким "локомотивом" для ускорения развития стран этого района..

Демография этого района работает против Израиля. Стремительный рост населения арабских стран и медленный рост еврейского населения (в основном за счёт репатриации) ведёт к изменению стратегической обстановки в регионе не в его пользу. Ведётся интенсивная борьба за привлечение западного общественного мнения на сторону арабов. Этому способствуют и ход общественного развития в развитых странах мира. Интенсивный рост науки и технологии и установление принципов демократии приводят к тому, что развитые страны не могут обойтись без притока рабочей силы из развивающихся стран. Арабские общины Европы и Америки постоянно растут. Это способствует как росту межэтнического напряжения в обществе, так и распространению влияния ислама в развитых странах. Исламисты могут оказывать всё более активное влияние на результаты выборов и давление на политику этих стран.

Соперничество военных блоков в 20-м веке дало возможность возродить агрессивный дух ислама и значительно изменило уровень вооружения в арабских странах. Попеременно то советский, то американский блоки свозили в страны арабского мира огромное количество вооружения. Это значительно интенсифицировало агрессивность их политики. Привело к росту влияния и амбиций фундаменталистов. Этому способствовал и распад Советского Союза и образование на базе бывших южных республик ряда самостоятельных государств основывающихся на идеологии ислама. Ислам в 21 веке становится одним из главных идеологических факторов напряженности в мире.

Идеология арабских стран основывается на двух основных ветвях ислама - суннитской и шиитской, Несмотря на различие этих ветвей, часто даже враждующих между собой, общий характер ислама остаётся агрессивным по отношению к другим религиям. Борьба за торжество принципов ислама и приобщение к нему всего человечества - конечная цель мусульман всех конфессий. Религиозный фанатизм и вера в загробную жизнь приучает бойцов ислама не страшиться смерти. Израиль, по убеждению почти всех мусульман, - инородное тело в сердце арабской нации. Он должен быть уничтожен любыми способами. Те же арабские деятели, которые идут на сотрудничество с Израилем, находятся под постоянным давлением фундаменталистов, включая угрозу их физического уничтожения. Это делает соглашения, подписанные правителями арабских стран, ненадёжными. Смена лидера приводит к изменению политики, зачастую в более непримиримую сторону. Израиль остаётся в их глазах главным врагом, по их мнению более опасным, чем страны Запада. В интересах борьбы с Израилем арабские лидеры шли даже на союз со своими идейными противниками. Яркий пример - сотрудничество с коммунистическим блоком, идеологические принципы которого отрицали религию, в том числе и ислам. Они готовы на сотрудничество с Западом, образ жизни которого в корне отличен от исламского.

Время от времени противоречия между арабскими странами обострялись, но выгоды сотрудничества вынуждали арабов к единству действий. Идеология еврейского государства не агрессивна. Приписываемые евреям планы покорения мира - плод сознательной злобной клеветы или больной фантазии. Государство было изначально построено отцами-основателями на демократических принципах, не признающих агрессивности. Да и иудаизм не поощряет распространения своей религии. Светский же сионизм ставит целью создание анклава на Святой Земле. Его цель - выживание и гарантии существования до прихода мессии. Это относится к обоим течениям, как религиозного, так и политического сионизма. Несмотря на различие ветвей иудаизма, все они (исключая натурей карта) придерживаются принципа создания небольшого анклава на Святой Земле и ожидания прихода Мессии. Светский же сионизм ставит целью создание государства на этой земле в качестве убежища для преследуемых евреев.

Сионисты не ставят перед собой цели ликвидации диаспоры. Евреи диаспоры рассматриваются как дополнительный источник силы и стабильности еврейского государства.

Большие территории, занятые Израилем в войнах, отдаются обратно с одним условием - установления мира. Вот что ответил один из главных основателей еврейского государства Бен-Гурион сразу после победы в "Шестидневной войне" на вопрос корреспондента о том, считает ли он эту победу поворотным пунктом в истории Израиля. "… Если бы у меня был выбор, я предпочёл бы вернуться к прежнему положению Прошлого не вернёшь, но если можно было бы предотвратить войну, я предпочёл бы остаться в прежних границах и без завоеваний, ибо мы заплатили дорогую цену: погиб цвет нашей молодёжи, около 700 человек." Идеи о руководстве миром, имеющиеся в священных текстах и породившие столько подозрений у других народов, сводятся к ожиданию Мессии, т. е. ставятся в зависимость от божественного решения.

Всякие действия по освобождению помимо Мессии ортодоксальными евреями отрицаются. Самые крайние ортодоксы даже не признают государства Израиль, считая, что сионисты поступают вопреки воле Бога, и нужно продолжать дожидаться Мессии. Мировые амбиции проявляли лишь еврейские марксисты, идеологи которых к сионистскому движению относились отрицательно. Но они стремились к слиянию еврейского народа с другими народами. Они признавали только классовые интересы и призывали к стиранию всех национальных различий в мире. Фактически они самоисключились от еврейства. Агрессивность и сплочённость исламских государств и их настрой против Израиля усугубляется и тем обстоятельством, что в результате войны Израиль получил контроль над святыми местами ислама.

Наряду с этим исламисты опасаются усиления в этом районе современного западного влияния и образа жизни, который превалирует в еврейском государстве и может, по их мнению, угрожать исламским порядкам. Стабильный подъём уровня жизни в государстве Израиль по сравнению с окружающими арабскими странами вызывает у них самые серьёзные опасения о возможности распространения демократического мышления западного толка на арабов, переноса "вредных" идей западной цивилизации на страны с мусульманским образом жизни.

В соответствии с различиями в идеологии Израиль и арабские страны придерживаются и в своей политике разных целей. Израиль - оборонительной, арабские страны - наступательной. Несмотря на наступательный характер тактики Армии Обороны Израиля все войны, в которых она принимала участие, были оборонительные. Наступательная тактика израильских военных операций обусловлена лишь крайней малостью территории страны.

Деятельность арабских пропагандистов сосредотачивается на распространении среди народа психологии религиозной нетерпимости и ксенофобии. Особенно остро это ощущается в отношении евреев. Термин антисемитизм не подходит к описанию этого явления. Евреи и арабы принадлежат к семитам. Однако арабская идеология и арабская ментальность целиком вобрала в себя "достижения" европейского антисемитизма. Широко в ходу у арабских идеологов "Протоколы сионских мудрецов", сочинения фашистских бонз и многие другие плоды творчества антисемитизма, созданные европейскими расистами, включая миф о кровавом навете и др. К антиеврейским высказываниям Корана добавляются как подтверждение ещё и "разработки" христианских служителей церкви. Широко распространены сочинения, подвергающие сомнению факты Холокоста.

Антиеврейская пропаганда постоянно совершенствуется. Для доказательства "черных замыслов евреев" приводятся фальсифицированные отрывки из Талмуда и других еврейских религиозных сочинений. Характерно, что одним из главных исламских идеологов нашего времени является бывший член руководства французской компартии Роже Гароди, принявший ислам. Но достаточно и своих местных пропагандистов. Используются и мифы, созданные советской пропагандой периода холодной войны, о сионистах как агентах империализма. Хорошо известно о прошлых тесных связях арабской верхушки и с Гитлером, а затем и с его врагами - коммунистическими заправилами. Иерусалимский муфтий Хадж-Амин эль-Хуссейни открыто поддерживал гитлеровский геноцид евреев и был личным другом Гиммлера. Под его руководством формировались в Боснии мусульманские батальоны СС. Некоторые из видных гитлеровцев даже нашли убежище в арабских странах и активно влияли на их политику.

 

Жизненные интересы.
      Территорию, занимаемую Израилем, отнести к факторам, затрагивающим жизненные интересы стран арабского мира, невозможно. Это небольшая территория, которая до появления сионистов была крайне отсталой. Она не имеет почти никаких полезных ископаемых. Размеры её ничтожны по сравнению с территорией арабских стран. Население всегда было невелико. Её эффективное развитие произошло лишь после внедрения современных технологий, завезённых сионистами. Это значительно повысило жизненный уровень населения этой страны, в том числе и арабского. За этот же период уровень жизни окружающих арабских стран изменился мало. Очевидно, что присоединение того или иного участка Палестины к арабским государствам заметно не отразится ни на уровне жизни, ни на стратегическом положении окружающих арабских стран.

Любая уступка территорий Израилем, наоборот, резко скажется на жизнеспособности и обороноспособности государства. Отступление с Западного берега реки Иордан делает настолько уязвимой территорию Израиля, что позволяет врагу сорвать мобилизационные мероприятия, перерезать жизненно важные коммуникации, значительно затрудняет переброску и развертывание военных сил и ставит под угрозу важные центры страны даже при применении обычного оружия. Применение же оружия массового уничтожения, к обладанию которым так стремятся арабские страны, представляет угрозу жизни на этой территории. Весьма важное стратегическое значение имеют Голанские высоты. Отступление с Голанских высот ставит под угрозу ещё и водоснабжение страны, не говоря уже о том, что значительная часть прилегающей территории Израиля станет легко уязвима для обычных видов оружия. Голанские высоты являются в настоящее время также и препятствием для развёртывания крупных бронетанковых сил противника.

О том, могут ли современные виды оружия скомпенсировать потерю этих стратегически важных высот, среди военных нет единого мнения. Не успокаивает и ввод международных сил в этот район. Мировой опыт показывает, что присутствие международных сил не обеспечит необходимой степени безопасности Израиля. Оно, как правило, имеет лишь символическое значение и легко преодолевается агрессором. Известны случаи, когда даже при небольших потерях, они отзываются своими правительствами или выводятся руководством ООН. Так было в 1967 г. в Синае, позже в Ливане, так же было и в других местах. Правительство и общественное мнение стран не допускают того, чтобы их граждане гибли за интересы другой страны. Весьма характерный случай был недавно на израильско-ливанской границе. В ответ на просьбу Израиля унять бесчинствующих ортодоксов, закидывающих камнями и зажигательными бутылками израильские пограничные посты, командование сил ООН заявило, что в его функции не входит защита израильской границы. Можно оставить в стороне вопрос о многомиллиардных убытках при отступлении с этих территорий. В конце концов мир стоит огромных затрат и он предпочтительнее войны. Весь вопрос упирается в то, насколько прочен будет мир. Не обернётся ли договорённость о мире ещё большими потерями в будущем?

Этого никто не гарантирует! Уроки истории демонстрируют, что агрессивные государства не выполняют и самые торжественные гарантии. Даже на устные гарантии президента США нельзя полагаться в долгосрочной перспективе, т. к. их осуществление зависит от групп влияния и может существенно меняться со временем. Конечно, Израиль не та страна, которая может пренебречь гарантиями сверхдержавы, но гораздо надёжнее иметь письменные гарантии, официально поддержанные законодателями США. От таких гарантий американское правительство пока уклоняется.

Кроме внешних проблем есть и внутренние. Серьёзной проблемой развития страны является система преимуществ, распространяющаяся на ультрарелигиозное население страны. Этот вопрос связан с сохранением и развитием генетического фонда израильской нации. Исследователи замечают, что в больших семьях ортодоксальных евреев, живущих обособленно, имеется ряд генетических отклонений. Наука относит это за счёт близких родственных браков, которые распространены в таких общинах. Вызывает опасение и психологический настрой этих людей. Их главное стремление - оставаться только хранителями религиозного наследия и традиций еврейского народа, как они это понимают.

Заслугой ортодоксальных евреев перед еврейской нацией считается их уникальная роль в сохранении еврейского народа в течение двухтысячелетнего изгнания. Это верно для эпохи веры, но сейчас человечество вступило в другую эпоху - эпоху знаний. Для успешной конкуренции на мировой арене одной веры недостаточно. Современное общество может развиваться лишь используя и развивая накопленные знания. Во всех передовых странах религия отделена от государства и является частным делом каждого гражданина. Религиозные сообщества не поддерживаются государством, а существуют за счёт добровольных взносов общины. Страны имеют светские конституции и законодательные системы. Крупные учебно-научные центры (университеты), первоначально созданные как религиозные, превратились в общенаучные. Если этого не произойдёт в Израиле, то будущее развитие страны встанет перед рядом тяжелых проблем, грозящих самому существованию государства.

Современные успехи страны в области высоких технологий достигнуты в последние годы в значительной степени за счет научного потенциала алии из бывшего Советского Союза. Но эти технологии требуют увеличения числа занятых в них людей. Несмотря на значительные успехи в промышленности хай-тек занято сейчас около 5% населения страны. Очевидно, что если не будет создана соответствующая система светского образования, то современные технологии просто завянут, и Израилю невозможно будет выдержать конкуренцию в мире и даже в своём регионе. А это, в свою очередь, предусматривает развитую демократию, обеспечивающую всему народу страны равные права в управлении государством. Некоторые начальные шаги в этом направлении предприняты в самое последнее время правительством Барака.

Серьёзные проблемы возникнут перед страной в связи с необходимостью допустить арабов, граждан Израиля к службе в армии. Это потребует пересмотра системы воспитания и подготовки молодёжи. Уже сейчас есть предложения об альтернативной службе молодых арабов. Очевидно, что дифференциация прав и обязанностей граждан по национальному признаку становится проблемой для государства. Опасно и введение полной демократии. Оптимум находится между ними.

 

Борьба за святые места.
      Палестина является местом, в котором сосредоточены святыни господствующих в настоящее время в мире основных идеологий: ислама и христианства. В то же время она является древней землёй Израиля, с которой связаны тысячелетние религиозные чаяния евреев. Здесь же находятся религиозные святыни иудаизма. Для иудаизма и христианства Палестина - главная святыня. Это место, где зародились обе религии и сохраняются связанные с ними священные реликвии. Христианство после крестовых походов, пораженное внутренним расколом, уделяло мало внимания этой территории. Несколько столетий Палестина находилась под владычеством мусульманской Турции. В 1917 г. Великобритания признала право евреев селиться в Палестине. Лишь после Первой мировой войны христианская страна получила мандат на управление этой землёй. Этой страной стала Великобритания. Однако, религиозные деятели христианства не торопятся утверждать свои права на эту землю. Они лишь заботятся о содержании святых мест своих конфессий. Как известно, первое паломничество совершил папа Иоанн Павел 2-ой в 2000 году.

В еврейских же священных книгах и молитвах эта страна постоянно упоминается последние 2000 лет. Возвращение туда связано с вековыми чаяниями еврейского народа. Это главное и единственное место, которое признаётся религиозными евреями (и большинством нерелигиозных тоже) в качестве колыбели еврейского народа. Это признаётся и христианским миром тоже. И это то место, в котором, по вере религиозных евреев и христиан, Мессия соберёт остатки иудейского племени. Священной для евреев является и Храмовая гора, и в настоящее время ортодоксальным евреям запрещено бывать там поскольку там находятся мусульманские святыни. Для мусульман эта территория также священна. По преданию здесь пророк Мухаммед вознёсся на небо. В честь этого события на месте бывшего Храма построена мечеть Омара. Она почитается третьей (после Мекки и Медины) святыней ислама. До середины 20 века мусульманские богословы не уделяли этому месту большого внимания. Повышенный интерес мусульман к этому району возник после утверждения там еврейского государства. Все попытки англичан согласовать точки зрения местных арабов с интересами еврейского населения страны потерпели крах. Вопрос был передан в ООН, которая рекомендовала разделить страну на еврейскую и арабскую области, а г. Иерусалим оставить под международным контролем. После войны за независимость 1948 г. старый Иерусалим попал под власть Иордании. Иорданское правительство не обеспечивало свободный доступ ко всем религиозным святыням и их защиту. В особенности это касалось иудейской религии. Последним примером отношения мусульман к еврейским святыням служит разрушение могилы патриарха Иосифа в Шхеме. Наоборот, после занятия этого города Израилем в 1967 г. было сделано всё, чтобы обеспечить полную религиозную свободу в священном городе для трёх религий. Все религиозные святыни мусульманства были отданы в их полное распоряжение и сохранность их обеспечивалась.

В течение всего 20 века продолжалась интенсивная пропаганда в арабских и мусульманских странах против еврейского государства. Это дало свои результаты. По данным опросов сейчас свыше 85% мусульман высказываются за уничтожение Израиля. Более того, не прекращается активная подготовка к войне, создаются новые исторические мифы для оправдания права на землю, проводится обучение молодёжи владению оружием, создаются военизированные формирования, приобретается современное вооружение для армии и т.д. Длительная идеологическая обработка арабского населения окружающих стран привела к тому, что даже если некоторые политики и настроены на перестройку сознания, инерция сознания масс не даёт им возможности осуществить это. Очаги ксенофобии будут тлеть ещё долго и приводить к кровавым столкновениям, если не изменится направление арабской пропаганды против Израиля. Как показали недавние события, "стихийные" выступления арабских толп не являются стихийными, а направляются арабскими лидерами.

 

Вопрос о Иерусалиме и его религиозных святынях.
      Этот вопрос оказался одним из главных препятствий к миру. Все данные указывают на то, что передача власти над городом одной из претендующих на это религий не будет добровольно принята другими сторонами. Компромиссные предложения евреев не найдут понимания в арабских и мусульманских странах, а удовлетворение требований арабов в полном объёме неприемлемо для евреев. Также относятся эти религии к передаче города христианам. Если город останется под управлением Израиля, напряженность не прекратится, и это может привести к новой войне или серии длительных кровавых столкновений. Независимо от того, будут или не будут строго соблюдаться интересы всех религий, амбиции арабов удовлетворены этим не будут. Передача города под контроль арабов не приемлема для евреев, т. к. менталитет арабов не признаёт уважения других религий. Есть основания опасаться, что еврейские интересы в этом случае будут сильно ущемляться, как это было в прошлом.

После занятия Иерусалима Арабским легионом в 1948 году были разрушены и осквернены более 50 синагог, еврейские жители города изгнаны, допуск религиозных евреев к молитвам у Стены плача был запрещён, многие плиты с древнего еврейского кладбища использовались как строительный материал. Даже число христианских жителей города за 20-летнее господство хашимитского королевства Иордании сократилось более чем вдвое. Несмотря на сигналы Израиля это не вызвало никакой реакции ООН. Израильское же правительство начиная с 1967 г. обеспечило полную свободу посещения святых мест и даже автономное управление ими. В настоящее время арабы требуют передать им почти весь старый город за исключением еврейского квартала и даже священную для евреев Стену Плача. По мусульманскому преданию Мухаммед перед вознесением на небо привязал здесь своего коня. Вряд ли арабы удовлетворятся этим. Они видят в очередных уступках Израиля лишь свои победы. Воодушевлённые успехом они предпримут новый нажим, но уже при других условиях.

Возможна и организация паломничества к святым местам города с привлечением миллионов людей. Это создаст проблемы для других религий. Израиль не сможет, не теряя лица, воспрепятствовать этому. А это неминуемо приведёт к кровавым столкновениям подобным или более серьёзным, чем те, которые происходят в настоящее время. Христианские государства мира не ввязываются в этот спор до тех пор, пока не возникает непосредственная угроза войны. Известно одно предложение Папы римского о передаче христианских святынь католической церкви, но оно не поддержано правительствами европейских государств. А в отсутствии поддержки других христианских конфессий сомневаться не приходится, хотя права еврейского народа на Иерусалим были признаны Хартией ООН (статья 80-ая). По мнению автора, наилучшим выходом из этого тупика представляется выделение округа Иерусалима, включающего святые места, под контроль ООН. А в целях наиболее эффективного руководства в управление, подчинённое непосредственно Совету Безопасности ООН. Такая резолюция за №181 была принята генеральной Ассамблеей ещё в 1947 г. Порядок посещения святых мест должен быть твердо согласован и предварительно оговорен. В конституции этого района должно быть также предусмотрено участие представителей заинтересованных в делах города религий на консультативном принципе. В городе должны иметься полицейские силы ООН.

Возможно ли это в течение длительного срока? Такого опыта у международной организации пока не было. Однако, политические тенденции в мире таковы, что уровень власти международных органов будет, по-видимому, возрастать. Израиль, сохранив за собой новую часть города, может иметь там официальную столицу. Палестинское государство тоже может по желанию расположить столицу (арабы называют её Аль-Кодс - Священный город) в районе Иерусалима, однако, не в пределах святых мест. Это позволит всем заинтересованным отступить от своих требований "без потери лица". Арабы-палестинцы пока против международного контроля святых мест. Правители ортодоксальных арабских стран не согласны категорически.

Можно предположить, что Палестинская автономия после её официального признания в качестве отдельного государства не останется долго самостоятельным государством. Уже в настоящее время 60% населения нынешнего королевства Иордания составляют арабы-палестинцы. У власти же - представители бедуинского племени. Наиболее вероятно, что вновь созданная страна войдёт в состав Иордании в форме конфедерации.

При любом историческом сценарии мирного урегулирования Израилю для полной уверенности в своей безопасности целесообразно войти в блок НАТО. Согласятся ли государства НАТО взять на себя подобные гарантии? Трудно сказать. Пока этот блок обнаруживает тенденцию расширения на Восток, а не на Юг.

Комментарии

Добавить изображение