О ВЕРБЛЮДАХ, О СОБАКАХ, И О СВОБОДЕ ПРЕССЫ
08-10-2000— Умом Россию не понять!.. Ф. Тютчев — Давно пора, е... мать, |
— Обещание президента Путина "обеспечить социально-экономический подъём" поражает конкретностью, свежестью и новизной…
— Согласен с Вашей иронией. Действительно "поражает". Но, в отличие от "сына юриста", на которого Вы далее ссылаетесь, у президента государства есть в руках реальные рычаги управления, которыми он волен либо воспользоваться, либо не воспользоваться.
Ни Иван Грозный, ни Пётр Первый, ни Екатерина Великая не изменили и, при всём желании, не смогли бы изменить Россию. Этого не может никто! Но они так сильно изменили ИСТОРИЮ России, что этот факт уже невозможно игнорировать.
Дело совсем не в каком-то эфемерном "социально-экономическом подъёме", о котором все в России говорят, но никто не имеет понятия о том, что же это, собственно говоря, такое. Просто Путину были предложены УНИКАЛЬНЫЕ обстоятельства, воспользовавшись которыми он имел реальный шанс изменить российскую историю! Но, вместо президента-лидера, мы получили президента-чиновника, что, в сущности, даже ещё хуже, чем непрекращающаяся чеченская война… (Не говоря уже, банально, о том, что обещания нужно либо выполнять, либо не давать, — этому учат с детства.)
— И Бабицкий мне померещился; и то, как гладко одно Интернет-издание за другим переходят на пропутинские позиции...
— Мне эта ситуация представляется иначе. Интернет-издания не то чтобы "переходят на пропутинские позиции". Нет. Они стояли на них изначально. Дряхлый и безумный Ельцин настолько всем надоел, что захотелось чего-то помоложе и внешне поопрятнее. Я могу лично это подтвердить, поскольку работал в одном из ведущих российских Интернет-изданий (www.rbc.ru) как раз с сентября 1999-го по март 2000-го года, т.е. имел возможность непосредственно наблюдать динамику отношения Интернет-прессы к Путину с момента его назначения премьером вплоть до избрания президентом… Сегодняшние российские журналисты — народ славный, но ветреный, точно молодой Пьер Безухов. Ничегошеньки они не смыслят ни в политике, ни в истории. Зрение у них — фасетчато-фрагментарное, словно у насекомых (если верить науке): они видят один кусочек, потом прилепленный к нему ещё один кусочек, ещё один — справа–слева, другой — сверху–снизу. Некоторые особи (чуть более талантливые) даже способны различать эти кусочки по цвету. Но что-то никак они из этих кусочков целостной картины вылепить не могут — сколько бы ни трезвонили в России о свободной прессе… Бабицкий никому не померещился. Померещилось — и Вам, и, вероятно, многим — "наступление на Свободу Прессы". Попробую несколько развить превосходную аллегорию, неделю назад предложенную Торчилиным на страницах альманаха.
Итак, идёт по пустыне караван верблюдов. Его сопровождает суетящаяся собака, которая бегает вокруг верблюдов и непрерывно на них лает. Верблюдам жарко, они гнусно себя ощущают, по привычке вяло пощипывают верблюжью колючку и продолжают медленно тащиться по пустыне, ибо знают, что, если остановятся, погибнут.
Собака, однако, продолжает лаять: энергия неуёмная, голосовые связки "лужёные". Наконец одному из верблюдов эта собака смертельно надоедает, и он неожиданно метко в неё плюёт. Верблюжья жвачка облепляет собаке всю её морду, и, потрясённая своим новым неожиданным "экстерьером", собака на некоторое время замолкает. За ситуацией наблюдают несколько мудрых бедуинов (тут вспоминаются сидящие старики в чалмах из фильма «Белое солнце пустыни»). Бедуины отлично знают, что верблюды идут именно туда, где нет ни воды, ни травы. При этом мудрости бедуинам вполне хватает на то, чтобы понять: одним только собачьим лаем верблюдов ни за что не свернуть с их неверной дороги. Тут нужны другие методы.
И эти методы точно известны бедуинам из их многовекового опыта. Но их мудрости хватает также и на то, чтобы не применять ни один из этих методов в данной ситуации, ибо бедуины хорошо знают следующее:
1) верблюды уже слишком долго идут неверным путём, и им не хватит физических сил, чтобы свернуть с неверной дороги и дойти туда, куда нужно;
2) даже если бы им хватило сил, верблюдов слишком много, и сама инерция стада не позволит им свернуть с пути;
3) даже если удастся дать верблюдам отдых, восстановить их силы, преодолеть инерцию стада и направить их на нужный путь, к каравану тотчас сбегутся все окрестные собаки и подымут такой оглушительный лай и на верблюдов, и на бедуинов, что все мудрые затеи последних пойдут прахом.
Вот и вся аллегория. "Да-авно-о тут сидим!.."
Очень жаль, что из всех нас ежедневно делают верблюдов, вынужденных брести в неверном направлении.
Ещё более жаль, что из таких честных и храбрых людей, как Андрей Бабицкий, делают собак, лающих впустую.
— Гусинский — не самый богатый... Путин начал именно с владельцев СМИ: Гусинского (НТВ) и Березовского (ОРТ).
— Возможно, Гусинский и Березовский — не самые богатые. (Интересно, правда: кто же тогда самые?..) Но они очень сытно подкармливают "лающих собак". А сейчас хочется тишины. Очистительной тишины, когда надо остановиться и подумать: кто — кого — к чему — и зачем призывает. (И что за этим может последовать!..)
Свобода Прессы — не в кошельках Березовского и Гусинского, а в головах рядовых журналистов (по мотивам урока профессора Преображенского доктору Борменталю)! Одного Бабицкого мало! Да и потом неоспоримое мужество этого человека сегодня мало кому удаётся оценить. Сейчас в России (не в Москве, конечно!) мало кто реально озабочен преступлениями армии в Чечне! Людей, увы, интересуют совсем другие вещи: будут ли зимой топить? Дадут ли воду (горячую, или вообще какую-нибудь)? Будет ли свет? Газ? Еда? Когда, наконец, выплатят обещанные зарплаты и пенсии?..
"Какая Чечня!.. Какой такой Бабицкий!.." Султан, о чём Вы говорите!!..