Можно ли христианину мыться в бане с евреем? Христианско-иудейский диалог вчера и сегодня

07-01-2001

Евгений Беркович.

Можно ли христианину мыться в бане с евреем?

"Нет мира между народами
Без мира между религиями.
Нет мира между религиями
Без диалога между религиями.
Нет диалога между религиями
Без изучения основ религий"
Ганс Кюнг (1)

"Порнография ужаса"
      Жарким днем 25 августа 1942 года 101-й немецкий полицейский батальон проводил очередную карательную операцию - зачистку еврейского гетто в небольшом польском городке Медзижечь. Всех евреев города отправляли в лагеря уничтожения. В этот раз депортация отличалась особенной жестокостью. Солдаты сгоняли евреев на рыночную площадь. При малейшей заминке следовал выстрел. Сотни трупов лежали вдоль улиц. На рыночной площади евреев заставляли часами неподвижно сидеть под палящим солнцем. Многие люди теряли сознание. Каждый, кто поднимался, был немедленно расстрелян. Очень скоро рыночная площадь переполнилась трупами. Среди убитых было много детей - им особенно трудно долго сидеть неподвижно.

Полюбоваться интересным зрелищем на рыночную площадь пришло немало зрителей: немецкие солдаты из жандармерии, поляки и украинцы из числа так называемых "хивис" - добровольных помощников немцев. Были среди зрителей и женщины: медсестры Красного Креста, а также жены офицеров 101-го полицейского батальона.

Даниель Гольдхаген, описывающий эту сцену (2), отмечает любопытный факт: многие солдаты батальона возмущались тем, что на площади целый день присутствовала Вера Волауф, жена капитана Волауфа. Вера была беременна.. Против присутствия других женщин на площади солдаты не возражали. Убийцы не стыдились того, что они делали, но опасались за здоровье будущей матери и ребенка.

Гольдхаген позволяет увидеть больше, чем написано на страницах его книги. Многие читатели нашли сцену на рыночной площади весьма символичной. Мадонна благословляет своим присутствием освобождение земли от нечисти. Христианские и древнегерманские поверья и предания оправдывают действия убийц, которые сами себя убийцами не считали. Напротив, как веками утверждалось на литургии Страстной Пятницы, богоубийцами, подлежащими уничтожению, являются именно евреи.

Не случайно эта сцена в городке Медзижечь вызвала особенно страстные возражения у критиков Гольдхагена. Обозреватель газеты "Франкфуртер Альгемайнен" в номере от 16 августа 1996 года назвал описание экзекуций "порнографией ужаса", упрекая Гольдхагена в том, что он необоснованно связывает убийц из 101-го Батальона с привлекательной женой капитана Волауфа (3). При этом забывается, что Гольдхаген видит сам и дает читателю увидеть зло глазами жертвы. Этот непривычный и не всегда приятный читателю методический прием позволяет подчас лучше понять природу гитлеровского антисемитизма и его глубокие связи с антииудаизмом христианской традиции.

Солдатам карательного батальона приходилось казнить и польских крестьян и русских военнопленных. Гольдхаген документально подтверждает: отношения карателей к евреям и неевреям были принципиально различными. Репрессии против неевреев проводились тоталитарным жестоким гитлеровским режимом. Подобные преступления совершал и сталинский режим. В этих преступлениях, при всей их чудовищности, не было ничего мистического. В евреях же нацисты видели метафизического врага и, вслед за своим фюрером, евреев демонизировали. Даже тогда, когда жертвы были абсолютно невиновны и по-детски беззащитны, преступники считали их коллективно виновными и представляющими все возрастающую опасность для общества. Уничтожение евреев становилось в глазах немцев оправданным и необходимым делом. При таком отношении преступников к своим жертвам нормальное человеческое сострадание полностью отсутствовало и у карателей, и у зрителей, на глазах которых совершались чудовищные злодейства.

Гитлеровский нацизм - сложное и противоречивое явление. Простые объяснения рискуют впасть в грех упрощения. Не случайно до сих не утихают споры среди историков о причинах и корнях национал-социализма. Но роль, которую играл антисемитизм в гитлеровской внутренней и внешней политике, подчеркивают практически все исследователи. Гитлер сам говорил Герману Раушнингу, что считает антисемитизм "наиболее ценной частью своего пропагандистского арсенала" (4). Немало написано и о связи антисемитизма с антиеврейскими установками христианского Святого Писания и Святого Предания.

Евангелие и Освенцим
      Антисемит

Комментарии

Добавить изображение