РУССКАЯ ИДЕЯ

20-10-2001

Ермолаю понадобилась доска, чтобы заделать дыру с тылу сарая. Жил он в южной степи (но всё равно - русской). Кругом за сто километров ни дровинки. Даже зимой, в холода топили кизяком - смесью соломы с навозом. Говорят, раньше здесь шумели леса. Но все их порубили то ли на сараи, то ли на засеки. Последние извёл сам государь Пётр. Хотел тут неподалёку строить первый русский флот. Но это отдельная история.

Так вот, Ермолаю понадобилась крепкая доска для сарая. Чтобы сосед ли, хорёк не лазил. А взять неоткуда. Брат у него на желдороге работал смотрителем. Он ему и подсказал.

Каждый четверг ровно 23-00 в здешних местах проходил с Севера длинный товарный состав. Всегда гружёный одним и тем же. На передней платформе - танки, зачехленные брезентом. Это понятно для чего. Дальше - легковые автомобили, тоже замаскированные. Это - для начальства. Потом шли закрытые вагоны со всяким коробочным товаром. И в конце обязательно старенький дырявый вагончик доверху гружёный северным тёсом. Вот брат и показал Ермолаю куда и как стрелку перевести, чтобы лесом разжиться.

Ермолай всё сделал как надо. И в урочный час покатились вагончики с высокой насыпи у железнодорожного моста - да не по рельсам, а кувырком под откос. А в последнем вагоне заветная ермолаева досочка. К тому времени уже стемнело, так что Ермолай успел прихватить, что и на сарай и ещё на будку для Шарика хватило. Вот она - сила настоящей идеи.

Да что это меня так далеко занесло? Ведь живу я в стольном граде, в самом центре Идеи. Живу-то я в белокаменной, но по крови и по духу человек деревенский т.е. древесный или деревянный. Поэтому где когда прохожу мимо какой помойки, тоже в первую очередь на бесхозную досочку внимание обращаю. Потом можно какую полочку дома пристроить. Книжечку на неё поставить. По голоморфным отображениям ...

Хотя, конечно, не так, как в голом степу. Много здесь нас, идейных. То-то детская ли хоккейная площадка больше месяца никогда не стоит. Разве мало в хозяйстве, на даче досочек надобно?

Но особо запал мне в душу "Седьмой континент". Это так торговая фирма называется. Значит загибаю по пальцам: Евразия, Африка, Южная, Северная Америка, Австралия, Антарктида. Шесть. А седьмой континент - у них будет, коммерческий. Цены там - запредельные. Но в столицах, известно, народ небедный. Разжились они и решили от своих щедрот местной лимите отломить (то ли, говорят, от налогов откос получить?). Там лавочки, качели-карусели, горки по дворам поставить. Всё деревянное. Учли, видать, опыт. Зимой-то ведь как за мерзлое железо рукой хвататься? И ещё. Детали, из которых это сколочено, нестандартные. Не брус и не доска. И всё узорочьем изукрашено. Красота! Только непонятно как такую в хозяйстве приспособить. Как говорится, кошке широко, а собаке узко. Всё учли. Но одного учесть никак неможно. Дерево - брус или доска, простое или изукрашенное, равно в костре горит ... Так что пусть стоит. До поры.

Я уже говорил, что человек я - деревенский. Поэтому место выбрал для поселения: как из подъезда выйдешь - справа метро, а слева лес. В лесу тоже "Седьмой континент" отметился. По весне скворешники повсюду развесили. Добротные. Фабричные. Я как вошёл и сердце до боли сжалось. Голос внутри заиграл. "Ребята, ребята, грачи прилетели, на крыльях весну принесли." Скворечники неделю продержались. Все до единого. А вот лавочки - аж до 1 мая, первая серия, оставшееся - до 9-го. Их тоже много и часто поставили, с запасом. Теперь опять сидят на стволах поваленных (или повапленных - не знаю как правильно). Зато кайф какой был. Я не сразу понял - куда их. Пока на остатки не наткнулся. Расскажу по порядку.

Вот представьте. Праздник. День победы или там солидарности всех трудящихся. Душа отгула просит. Остоe...чертели за долгую зиму - и офис, и телевизор. Наконец, собрались с друзьями. Лес, костёр, шашлычки, огненная водица. Пикник, одним словом. Пришли, а там сыро. Хворост уже до нас подобран. И топорик прихватить забыли. Да и топором рубить только первую минуту весело. А потом уже и тело начинает болеть, в неустанных трудах офисных ослабленное. Тут пришла ИДЕЯ. Сунулись к роднику, глядь, сухая древесина. А ну, молодцы, раззудись плечо, покажи силу молодецкую. Вчетвером налегли и как грибы повыдергали. Горело - как костёр пионерский, как новогодняя ёлка. Отвели душу, повеселились. А что? Один раз в год можно.

Не след думать, что всё к деревяшкам сводится. К железкам - тоже. Помните, как у Чехова? "Злоумышленники." Только там нет общей идеи, цементирующей нацию, точнее она - только в зародыше. ОБЩАЯ ИДЕЯ (не путать с идеей общего дела) заключается в том, что когда всего много, то в многообразии становится не очень заметно, если выдрать одну, но нужную тебе деталь. Например, можно вынуть какой-нибудь шпиндель из агрегата. А потом им у себя в огороде подпереть изгородь. Можно отсыпать какой-нибудь состав из электролитного раствора. А потом им ... не знаю даже что, но пусть пока в углу в сарае полежит - авось на что-нибудь и сгодится.

Неверно думать, что общая идея относится только к социализму. А природа? Таймыр, Ямал, черенки для лопат из карельской берёзы. Здесь общий рецепт, например, такой. Вот вы, в качестве чиновника государственного ведомства или хозяина "частного" заведения продаёте сопредельной державе крупные партии газа. Прямо брать нехорошо. Некрасиво как-то. Поэтому вы снижаете цену, или вовсе отдаёте задаром, как Черномырдин братскому народу Украины. А потом уже "покупатель" вас с лихвой отблагодарит за это. Идея? Ещё бы. Не зря же генераторы таких идей занимают посты первых министров? А потом - наместника в милом командорскому сердцу эфемерно-буферном сопредельном, как будто специально созданном для прокручивания чиновных гешефтов.

Сила наша в том, что идея эта реализуется всюду и всегда - и в каком-нибудь ЖЭКе и в важном министерстве и в космосе. Автору этих заметок одно время казалось, что вот, иссякнет резервуар для функционирования русской идеи. И очень недальновидно. Во-первых, на наш век хватит. Во-вторых, за Ямалом ещё Маточкин Шар, Новая Земля и, может быть, Земля Санникова. Наконец, наука не стоит. То, что вчера представлялось бросовой землей, которая лежит под ногами, теперь оказалось - стратегический товар. Который, даст бог, никогда не убудет.

Комментарии

Добавить изображение