Бедные люди

27-05-2001

Тот, кто займет с утра наблюдательную позицию на балконе собственной квартиры в заводском микрорайоне, сможет понять многое о времени и о себе

8 часов утра. Из некоторых подъездов некоторых домов выходят хорошо одетые, подтянутые люди. Они устремляются к своим машинам или маршрутным такси и исчезают в ведомом им направлении. Во дворе наступает длительное безлюдье, оживляемое только дворничихой, меланхолично двигающей метлою.

10-11 часов. Во дворе появляются десятки вялых, неопределенных фигур. В отличие от первых, эти никуда не торопятся. Они слоняются с места на место, собираются в поломанной беседке, затем один-два человека тащится в ближайший коммерческий киоск, и все вместе пропадают в подвале ближайшего подъезда. Через час оттуда начинают доноситься песни, брань и пьяный смех. А затем вся компания, кроме хозяина подвала, вновь разбредается по домам. Из окна слышен звук скандала, на улицу летит чья-то туфля, но постепенно все затихает, и двор вновь погружается в безмолвие и спячку.

Такое можно наблюдать в тысячах микрорайонов сотен городов бывшего СССР. Когда фабрики и заводы остановились, и людям престали платить зарплату, и всем было объявлено, что они свободны, свободны, наконец-то они свободны - то вышло именно то, что мы и наблюдаем с балконов своих домов под дребезжание разбитых фонарей над провалившимся асфальтом.

Это и есть единственные реальные плоды чаемой демократии. Демократизированная Россия превратилась в Великую Пустошь, по которой бродит людское нечто. Миллионы лишились работы. Но они и не думают ее самостоятельно разыскивать! А ведь это бывшие слесари, токари, электрики, строители, инженеры, ба, учителя, кандидаты наук! Недавно им и в голову не приходило бездельничать. Читатель помнит еще, наверное, времена, когда выпускника вуза, не явившегося к месту назначения, разыскивала прокуратура. За тунеядство можно было схлопотать 15 суток, а то и больше.

И вот с ужасающей быстротой выяснилось, сколь большим был процент бездельников в этой общей и вчера еще трудовой массе. Оказывается, они работали, потому что их заставляли делать это. Их заставляли приобретать и повышать производственную квалификацию, им выносили выговора и награждали почетными грамотами, проводили профтех- и медосмотры, лекторы общества "Знание" читали им лекции прямо в цехах, а профсоюзы вручали оздоровительные путевки в заводские пансионаты. Все это вместе называлось советской властью и будило стойкое раздражение у образованной части общества. (У автора этих строк тоже.)

Как вдруг с советской властью было покончено. Предполагалось, что освобожденные соотечественники поразят мир и друг друга разнообразнейшими талантами, проявят неслыханные инициативы, расцветет сто цветов и прилетит птица Каган.

Вместо мы имеем то, что наблюдаем с покосившихся балконов своих обшарпанных квартир. Людское "множество" впало в транс, в хроническую спячку. Многие даже не пытаются найти работу: зачем, раз никто не заставляет? Как быстро произошло это расслоение народа на трудоголиков и тунеядцев, как много оказалось вторых и как мало первых!

Зададимся теперь разными гуманистическими вопросами.

Советская власть заставляла каждого быть дисциплинированным, образованным и работающим по 8 часов в сутки. И, следовательно, она насиловала человеческое естество? Оно ведь желало прямо противоположного, а именно не работать, а отдыхать с утра до вечера в разных сквериках и городских рощах. При Сталине насилие над естеством было особенно жестким: опоздавший на 20 минут к своему рабочему месту мог быть арестованным – вспомним систему заводских номерков и начальников по режиму труда. А на моей отроческой памяти случай с соседом, сломавшим спьяну дорогое сверло и чуть было не угодившим за это под 58-ю статью "Подрыв экономических основ государства".

Зато уровень социальной защищенности был в СССР настолько прочным, что никому (в том числе автору этих строк) в голову не приходила возможность остаться без крыши над головой и без куска хлеба с маслом. Это полагалось как бы биологической данностью, само собою разумеющимся условием жизни.

Как вдруг все это куда-то пропало: человек заснул в уютной отапливаемой казарме народов, а проснулся на ледяном сквозняке, голый, голодный, зато абсолютно свободный. А зачем ему эта свобода?

Зачем человеку вообще свобода? Например, автору этих строк она совершенно не нужна. Он не страдает сексуальными аномалиями, ему не хочется идти на демонстрацию с флагом, он может обойтись без оппозиционных СМИ – и вообще безо всяких СМИ. И вообще ему всегда была близка формула "Я полковник - ты дурак, ты полковник - я дурак".

Кто сказал, кто первый проповедал, что подчиняться – недостойное человека состояние? В Библии ничего подобного не написано. Там сказано как раз противоположное: "Всякая власть от Бога" - и точка. Хуже власти только отсутствие власти. Автор этих строк вспоминает годы, проведенные в армии, лучшими в жизни, а капитана роты Плахотина – сразу Платоном и Кантом: "Главное, курсант Сердюченко, чтобы была проделана определенная работа". По сей день не услышал ничего более мудрого. И действительно: в конце каждой работы неизбежен результат. Неважно, какой. Результат – это само по себе ценность, метафизическое достоинство человеческого существования.

Но вернемся "на первое". Homo sovetikus оказался искусственным образованием. Но то, что из-под него вылезло, отнюдь не радует глаз. Вылезло пьянство, антиобщественные инстинкты, нравственная нечистоплотность, готовность смотреть с утра до вечера телепередачу "Про это" и лень. И лишь небольшой процент людей сумел, взять, что называется, себя за шиворот и остаться на поверхности жизни – не благодаря, а вопреки свободе, этому дурацкому фантому, выдуманному в середине прошлого века неизвестно для чего, а, впрочем, как же? Чтобы интеллигентским головастикам удовлетворять свою страсть к блудословию, а честолюбивым авантюристам - творить всякие безакония.

Достоевский сказал: "Человек стремится к идеалу, противоположному его земной натуре". Он и хотел бы стать таким, как описано в Новом Завете, но наступило уже третье тысячелетие от Рождества Христа, а воз и ныне там: человечество продолжает гваздаться в раздоре и грехе.

В великом романе Казанзакиса "Христа распинают вновь" утверждается, что, если бы Христос посетил землю еще раз, он нес бы в руках не пальмовую ветвь, а канистру с керосином. За Христа это проделали большевики. Сначала они разгромили ветхозаветного Адама, а потом попытались создать новозаветного. Но материал оказался не поддающимся переделке. И, увы: как только со смертью Сталина прекратилась жесточайшая селекция среди самих селекционеров, там тоже поселилась скверна.

Здесь был упомянут Ветхий Завет. Это очень свирепая книга. Ее авторы повествуют об избиении целых народов с каким-то мрачным упоением. Особенно поражают художественные метафоры: "истребили город и все дышущее в нем"; "убили каждого мочащегося к стене". Причина ярости Моисея: "Для чего вы оставили в живых всех женщин /…/ Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте".

А вот чистки, проводившиеся в партийной среде тогдашних селекционеров-левитов: "Возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего , каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: : и пало в тот день из народа около трех тысяч человек" (Исх., 31, 27-28)

И такими самоочищениями полны многие десятки страниц Завета. Но если углубиться в причины этой запредельной жестокости, выяснится, что она была вынужденной: иначе невозможно было установить Порядок и Закон. Ветхий Завет напоминает энциклопедию всевозможных пороков и скверн, включая постоянно упоминаемые кровосмешение, мужеложство, скотоложство. Все это нужно было выбивать из человеков, чтобы вывести их из антропофагического состояния и ввести в социальное русло. Израиль делал это устрашающими способами, но при этом он не щадил и себя. Хотите ли узнать, как наказывались в древнем Израиле лентяи и тунеядцы? На этот счет в Библии тоже есть четкие указания:

"…Отец его и мать пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания. И скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница". Тогда все жители его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся" (Втор., 21, 19-21).

Удивительно, правда? Сталин кончал духовную семинарию, но его любимым чтением был, конечно же, Ветхий, а не Новый Завет. Во всяком случае "партия меченосцев" – его выражение. А Достоевский устами Великого Инквизитора совершенно недвусмысленно заявил Иисусу Христу, что тот переоценил возможности человека, а потому его проект никогда не состоится. Великий Инквизитор упрекнул Христа в отсутствии любви к реальному, а не им самим инсценированному человечеству. Он разоблачил его, как прожектера и идеалиста. Перечитаем в смущении и страхе этот бессмертный монолог:

"…Если за тобою во имя хлеба небесного пойдут десятки /…/, то что станется с миллионами и десятками тысяч миллионов существ, которые не в силах будут пренебречь хлебом земным для небесного? Иль тебе дороги лишь десятки /…/, а остальные миллионы, многочисленные, как песок морской, слабых, но любящих тебя, должны лишь послужить материалом для великих и сильных? /…/

Ты взял все, что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что было не по силам людей, а потому поступил как бы и не любя их вовсе, - и это кто же: тот, кто пришел отдать за них жизнь свою! Вместо того,чтоб овладеть человеческой свободой, ты умножил ее и обременил ее мучениями душевное царство человека вовеки. (Слушайте, слушайте! - В.С.)

Говорят и пророчествуют, что ты придешь /…/ со своими избранниками, со своими гордыми и могучими, но мы скажем, что они спасли лишь себя, а мы спасли всех /../ И мы, взявшие грехи их /…/ на себя, мы станем пред тобой и скажем: "Суди нас, если сможешь и смеешь". Знай, что я не боюсь тебя. Знай, что и я был в пустыне, что и я питался акридами и кореньями, что и я благословлял свободу /…/, и я готовился стать в число избранников твоих, в число великих и могучих и сильных с жаждою "восполнить число". Но я очнулся и не захотел служить безумию. Я воротился и примкнул к сонму тех, кто исправили подвиг твой. Я ушел от гордых и примкнул к смиренным для счастья этих смиренных. То, что я говорю тебе, сбудется, и царство наше созиждется. Повторяю тебе, завтра же ты увидишь это послушное стадо, которое по первому мановению моему бросится подгребать горячие угли к костру твоему, на котором я сожгу тебя за то, что пришел нам мешать. Ибо если был, кто всех более заслужил этот костер, то это ты."

Как тебе этот монолог, поклонник Nadine Dennis, "Лебедя" и свободы слова ?
Но что же ответил своему разоблачителю Христос?
Ни-че-го. Он молча поцеловал Инквизитора в бледные уста и в смущении удалился прочь.

…Мы задали себе роковые вопросы и убедились в том, что на них нет ответа. Если кто-нибудь докажет, что это не так, готов вручить призовую сигару, снять шляпу и освободить трибуну.

Комментарии

Добавить изображение