БЕЗОБРАЗИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ

09-12-2001

 Вечером первого ноября группа людей, состоящая из Михаила Донскова, бывшего епископа Торонтского Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), его адвокатов, вооружённых телохранителей и полицейских, ворвалась в Св. Преображенский Скит РПЦЗ в селении Мансонвилль, неподалёку от Монреаля. Бывший епископ Михаил, сопровождаемый женщиной- охранником (!), вошел в алтарь, из которого он и его помощники вскоре вывели 91-летнего Владыку Виталия, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, незадолго до этого незаконно (по уставу РПЦЗ Первоиерарх избирается пожизненно) смещённого Синодом со своего поста. Вошедшие имели при себе постановление суда, на основании которого Митрополит Виталий был насильственно препровождён в университетскую клинику г. Шербрука, где был подвергнут унизительной психиатрической экспертизе.

      Результаты этой экспертизы не оправдали ожиданий группы захвата. Владыка Митрополит был признан полностью психически здоровым, при отсутствии каких-либо противопоказаний к его профессиональной деятельности.

      17 ноября та же группа появилась в скиту опять. На этот раз основным объектом их притязаний была секретарша Митрополита, госпожа Роснянская, которой было предъявлено постановление суда (провинции Квебек), запрещающее ей, проработавшей помощницей Митрополита Виталия 11 лет, находиться при Владыке. Однако основные события были ещё впереди.

      22 ноября господин Донсков, его адвокаты и охранники появились в скиту опять. На этот раз они попытались похитить старца Митрополита и вывезти его в Нью-Йорк, где находится Синод РПЦЗ. Похитители не стесняли себя приличиями. Митрополита Виталия выволокли из монастырского дома и насильно усадили в автомобиль. Лишь появление полиции, вызванной насельниками монастыря, остановило похитителей.

      Эти действия были предприняты против человека, который по делам долгой жизни своей, несомненно, вошёл уже в историю русского православия, чья жизнь, в сущности сама по себе есть история , история горького русского рассеяния, русской стойкости и русской Веры. В 10-летнем возрасте Ростислав Устинов был кадетом Феодосийского кадетского корпуса в Крыму, вместе с врангелевской армией эвакуировался в 1920 году в Константинополь. Потом была жизнь в эмиграции, уход в монастырь, монашеский постриг под именем Виталия, священство.

      В самом конце войны, когда советская армия подходила к Берлину, и большая часть православного духовенства приняла решение уходить на Запад, иеромонах Виталий, вместе со своим другом, иеромонахом Нафанаилом, одни остаются в осажденном городе, под непрерывными налётами союзной авиации. В это время в Берлине и его окрестностях остаются тысячи русских военнопленных, людей, насильственно вывезенных в Германию и используемых немцами в качестве рабской рабочей силы на военных заводах и их нельзя было оставить без духовного окормления.

      Потом иеромонах Виталий перебирается в Гамбург, где ведёт работу в лагерях перемещённых лиц, пытается предотвращать вывоз агентами НКВД бывших советских граждан в СССР, где их ждёт ГУЛАГ. Он свободно говорит по-английски, благодаря чему ему удаётся найти общий язык с англичанами и американцами, в чьём ведении находятся лагеря перемещённых лиц. Тысячи людей, благодаря усилиям иеромонаха Виталия, были спасены от депортации в СССР и переправлены на Запад.

      После войны иеромонах Виталий был рукоположен в епископа, служил в Бразилии, а позднее в Канаде. Здесь его стараниями были основаны два скита - Свято-Успенский в Альберте и Свято-Преображенский в Квебеке. Владыка Виталий вёл огромную работу с молодёжью, им регулярно организовывались всемирные съезды русской православной молодежи.

      В 1986 году Митрополит Виталий становится Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.

      Нынешние нестроения в РПЦЗ начались после Октябрьского, 2000 г. Архиерейского Собора, на котором было принято решение об учреждении комиссии по единству русской Церкви, а также принято обращение к пастве, аргументирующее данное решение. В условиях, когда не сняты принципиальные препятствия к диалогу между Зарубежной Церковью и Московской Патриархией, а именно, полный отказ последней от ереси сергианства (название дано по имени митрополита Сергия Старгородского, незаконно захватившего в 20-х годах, после кончины Св. Патриарха Тихона, церковную власть, подписавшего ставшее печально знаменитым заявление 1927 г., в соответствии с которым церковь одобряла деяния богоборческой власти, а в 1943 г. по указанию Сталина, "избранного" патриархом), покаяние в сотрудничестве иерархов МП с КГБ, а также полная канонизация российских новомучеников (канонизированы были не все).

      Значительная часть занимающего активную позицию духовенства и паствы выразило своё несогласие с решениями Собора. В Синод были направлены коллективные письма, призывающие, в достаточно мягкой форме, к пересмотру принятых решений, предостерегающие об опасности уклонения от традиционного вероисповедного пути Зарубежной Церкви. Отказался поставить свою подпись под решениями Архиерейского Собора епископ Каннский Варнава, впоследствии к нему присоединились епископы Лазарь и Вениамин.

      Ответ Синода на обращения был вполне в духе ЦК КПСС. Подписавшие его иереи (многие из которых отдали служению многие годы) были запрещены в служении, а канцелярия Синода поместила на свой официальный интернет -сайт заявление, смысл которого был в том, что все решения Собора должны быть безоговорочно приняты к исполнению.

      Одновременно развивался конфликт в Западноевропейской Епархии, миряне и духовенство которой активно протестовали против назначения правящим архиереем епископа Амвросия (Кантакузена), активного сторонника сближения с МП, а также, не без оснований, подозреваемого в симпатиях к экуменизму. Ответом на обращения в Синод опять были запрещения и начальственно-грозные окрики. Для многих стал ясен тогда глубокий внутренний кризис РПЦЗ, видный в явном отказе от Соборного начала, в желании решать все принципиальные вопросы без учёта мнения рядовых представителей клира и мирян, в нежелании даже оповещать паству и клир о сложившихся нестроениях.

      Однако позиция Синода явно не совпадала с позицией его Председателя и Первоиерарха Церкви, Владыки Виталия. Поняв серьёзность возникших нестроений, Первоиерарх отменяет запрещения клириков и выступает с Окружным посланием, призывающим к созыву нового архиерейского Собора на котором некоторые решения предыдущего собора, возможно, должны быть пересмотрены. В ответ появляется вопиющее заявление секретаря канцелярии Синода, еп. Гавриила, в котором паства оповещается о том, что послание якобы не принадлежит перу Первоиерарха, а подписано им под давлением некоей группы лиц (лексика почти как у газеты "Правда" 20-летней давности). Одновременно на Первоиерарха оказывается беспрецедентное давление с целью вынудить его уйти в отставку. Оказывается давление и на клир - представители Синода убеждают приходских священников, в нарушение всех мыслимых правил, не зачитывать Окружное Послание с амвона.

      В конце концов у 91- летнего старца v Митрополита выбивают подпись на документе, в котором говорится, что если следующий Архиерейский Собор сочтёт нужным, он уйдёт на покой. Однако вскоре всем становится понятно, чего ждать от этого Собора. Не посчитавшись (абсолютно незаконно) с решением Вл. Виталия о снятии запрещений, Синод продолжает рассматривать еп. Варнаву, убежденного сторонника Митрополита Виталия запрещённым в служении, и не допускает его до полноправного участия в Соборе, вдобавок известив его об этом в оскорбительной форме.

      Епископы Лазарь и Вениамин, российские сторонники Вл. Виталия, не получают (совпадение?) въездных виз в США. Таким образом, Владыка Виталий остаётся один. Он пишет предсоборное послание, в котором указывает, что взятый курс на объединение с Московской Патриархией губителен, и отказывается участвовать в Соборе, названном им Собором безответственных.

      Сразу после этого Собор избирает архиепископа Лавра Шкурло Первоиерархом, а у Митрополита Виталия начинают вымогать подпись на документе, переводящем всю собственность Митрополита в Канаде (включающую два монастыря) на имя Синода.

     Видя всю губительность взятого Синодом курса, Владыка Виталий, сопровождаемый своими сторонниками, покидает синодальный дом в Нью-Йорке и направляется в Мансонвилль, в основанный им Св. Преображенский скит, где объявляет о том, что в связи с тяжелыми обстоятельствами, переживаемыми Русской Православной Церковью Заграницей, и в соответствии с Церковными канонами, он отказывается от своей подписи под прошением об уходе на покой, и вновь приступает к выполнению обязанностей Первоиерарха. Им, а также епископом Варнавой, производятся епископские хиротонии - рукоположены новые епископы, известные и уважаемые в Канаде пастыри Сергий ( епископ Мансонвилльский), Владимир (епископ Сакраментский) и Варфоломей (епископ Гренадский).

      Происшедшее вызвало ярость расположенного в Нью-Йорке Синода, который инициировал судебный процесс об объявлении Владыки Виталия недееспособным и добился проведения его насильственной психиатрической экспертизы - случай, невиданный в истории Церкви, и поистине, больше напоминающий практику КГБ по отношению к инакомыслящим в 70-е годы. Последовавшая 22 ноября попытка похищения старца Митрополита нанятыми бывшим епископом Михаилом Донсковым молодчиками выглядела настолько безобразно (на интернете были опубликованы фотографии того, как охранники силой затаскивают Владыку Виталия в машину), что даже не склонный в последнее время считаться с нормами общепринятой морали Синод отмежевался от этого действа, свалив вину на непосредственного организатора - Донскова. Отмежевался и один из непосредственных участников - иерей Павел Ивашевич, который тоже теперь винит во всём своего бывшего начальника. Правда, тогда смелости вступиться за Владыку Виталия и хотя бы попытаться оградить его от издевательств у него не хватило. Что ж, Бог, как говорится, ему судья.

      К сожалению, российские средства массовой информации недостаточно объективно освещают настоящие печальные события, прибегая, в основном, к пересказу точки зрения т.н. шкурловцев, т.е. сторонников т.н. пятого Первоиерарха РПЦЗ Лавра. Их точка зрения проста и понятна - сторонники Митрополита Виталия - раскольники, вносящие смуту в церковную жизнь, сам митрополит находится под влиянием каких-то полумистических "темных сил" и, по старости, уже сам не отдаёт отчёта в собственных действиях. Кроме того, сторонники Владыки Виталия, де, фанатики, препятствующие любым контактам с представителями других православных церквей, в т.ч. с Московской патриархией и вообще, представляют меньшинство. Все действия, совершённые ими, в первую очередь, епископские хиротонии, незаконны, т.к. сам Виталий, по старости, их совершить не мог, а совершал лишённый сана и запрещённый в служении епископ Варнава. И так далее.

      Читая подобную аргументацию, у многих действительно может создаться представление о сторонниках Митрополита Виталия как о каких-то узколобых фанатиках, нарушающих все каноны и совершающих недействительные таинства. К сожалению, в средствах массовой информации не представлена противоположная точка зрения, согласно которой, аргументы представителей Нью-Йоркского Синода (обычно от его имени выступает секретарь канцелярии Синода епископ Гавриил), по меньшей мере, несерьёзны.

      Во-первых, Синод не имел никакого права игнорировать и опротестовывать Окружное Послание митрополита Виталия, т.к. выступать с подобными посланиями - законная, в соответствии с Уставом РПЦЗ, прерогатива Первоиерарха. Тем более незаконны попытки предотвратить зачтение этого послания с амвона приходскими священниками, в чём более всех преуспел епископ Германский Марк, у которого даже повернулся язык назвать послание Митрополита Виталия позорным. Не имел права Синод и игнорировать снятие запрещений с Западно-Европейского духовенства (Владыка Виталий сделал это почти сразу же, поняв, насколько губительно на церковной жизни может отозваться запрещение в служении уважаемых клириков, тем не менее Синод, повторяю, абсолютно незаконно, это снятие игнорировал, продолжая называть Западно-Европейских клириков, в т.ч. епископа Варнаву, "запрещёнными в служении").

     Вопиющий по беззаконию акт - удаление на покой Первоиерарха РПЦЗ, поскольку этот пост пожизненный. Не соответствует никаким канонам непризнание Синодом новых хиротоний, ибо они были совершены по всем правилам митрополитом Виталием и епископом (ныне архиепископом) Каннским Варнавой. Последнего Синод не имел никакого канонического права лишать права участия в Соборе и сана, т.е. это решение никакой силы не имеет и остаётся пустым сотрясанием воздуха.

      Кроме того, решением за подписью Владыки Виталия, законного Первоиерарха РПЦЗ, все заявления расположенного в Нью-Йорке Синода о неправомочности хиротоний, запрещения в служении и лишения сана объявляются, дабы предотвратить смущение паствы, не имеющими никакой юридической силы. Учитывая всё вышесказанное, положение Нью-Йоркского Синода во главе с т.н. Первоиерархом Лавром, с церковно-канонической точки зрения, довольно шаткое. Не менее шаткое оно и с чисто человеческой, морально-этической точки зрения.

      Основное стремление Синода сейчас получить контроль над собственностью Владыки Виталия в Канаде. Эта собственность v монастырские земли, приобретённые на пожертвования верующих. Учитывая широкую известность Владыки Виталия, его вклад в спасение тысяч людей после войны, его огромную, не сравнимую ни с чьей, личную популярность, трудно предположить, что пожертвования делались в таком же количестве, будь в своё время на месте Владыки в Канаде тот же (не дай Бог) Михаил Донсков, или ещё какая-то бесцветная фигура, известная лишь в связи с поминанием приходским священником на литургии.

      Жертвовали Владыке Виталию, потому что знали, что жертвуемое пойдёт на доброе дело, во благо. Пожертвуют ли теперешнему шкурловскому Синоду? Сомнительно. Тем более теперь, когда очевидно, на что, в том числе, идут деньги жертвователей - на оплату адвокатов и услуг телохранителей, под чутким синодальным руководством, творящим беззакония в Мансонвилле. Для решения имущественных вопросов затеян судебный процесс в Монреале, который в сущности, как это ни горько сознавать, и развязал руке нечистоплотным в моральном отношении Донскову со товарищи. Для решения этих вопросов (т.е. чтобы завладеть собственностью Владыки Виталия) была организована Синодом позорная и унизительная для митрополита психиатрическая экспертиза.

      Епископ Гавриил, секретарь канцелярии Синода в Нью-Йорке, не устаёт повторять, что за митрополитом Виталием стоит небольшая группа экстремистов (см. например его недавнее интервью газете "Известия"). Поистине, своеобразное понимание экстремизма. Все запрещения в служении, барственно-начальственные окрики исходят из Нью-Йорка. В Брюсселе несогласного с действиями Синода о. Николая Семёнова вместе с семьёй выкидывают по указке синодалов на улицу, наконец, Синодом организуется вопиющая, неслыханная травля законного Первоиерарха, когда 91-летнего старца сначала под конвоем вооружённых охранников доставляют в приёмное отделение психиатрической клиники и оставляют на ночь по соседству с психически нездоровыми людьми, а потом, когда нужной цели добиться не удаётся, через пару недель те же самые охранники выволакивают его из дома и тащат насильно в автомобиль, и после этого в экстремизме обвиняется-..противоположная сторона. Вот уж действительно сюжет из басни Крылова.

      По поводу высказывания о малочисленности сторонников Виталия можно было бы и согласиться с еп. Гавриилом, однако нельзя не принимать во внимание тот факт, что лишь совсем недавно происходящие события начали становиться известными широким массам мирян и клира. До этого существовал известного рода информационный вакуум, который нарушали лишь 2 - 3 интернет-узла на русском, и один на английском языке (из известных мне) и, совершенно естественно, такая ситуация вполне устраивала шкурловскую группировку. Учитывая глубокий внутренний кризис, в котором находится Нью-Йоркский Синод, моральную нечистоплотность их последних деяний и бесцветность их архиереев, можно предположить, что меньшинство, поддерживающее Виталия, может вскоре перестать быть таковым.

      Затронем ещё один вопрос - возможное объединение шкурловцев с Московской Патриархией. В последнее время в этом направлении были сделаны известные шаги, послужившие, в основном, причиной нынешних нестроений. Моё личное мнение заключается в том, что несомненно, в Московской Патриархии присутствуют здоровые силы, и я категорически против демонизации МП некоторыми горячими головами из членов РПЦЗ. Однако надо смотреть на вещи спокойно и реалистично - на данный момент не существует никаких предпосылок для объединения.

     Патриарх Алексий II несколько раз публично заявлял, что в декларации Сергия Старгородского от 1927 года нет ничего противоречащего канонам, т.е. об отказе от сергианства никакой речи не идёт. Кроме того, МП предпочитает даже и не упоминать факты сотрудничества своих архиереев с КГБ - ни тени покаяния и раскаяния, ничего-как будто и не было. Не идёт и речи об очищении клира МП от людей, запятнавших себя подобным сотрудничеством (естественно, имеются в виду не те, кто в лагере или в тюрьме, под угрозами и побоями сломался и подписал что-то, а о тех, кто сотрудничал вполне добровольно, обеспечивая этим свою безоблачную карьеру). Не произошла также полная канонизация новомучеников. Кроме того, в последнее время наблюдается всплеск агрессивности МП по отношению к РПЦЗ. Чего стоят захваты монастырей в Иерихоне и Хевроне (в одном из них монахинь выволакивала из здания монастыря палестинская полиция - скажите, вам это ничего не напоминает?), попытка захвата храма в Оттаве (построенного на деньги русской диаспоры в 1988 г. - какое отношение к этому даже теоретически может иметь МП?). Московская Патриархия вообще проявляет исключительный интерес к имущественным вопросам (почти как Нью-Йоркский Синод и Михаил Донсков - может быть, нашли друг друга родственные души?).

      Настораживает и усилившаяся политизация МП, По всем вопросам МП всегда публично выступает в поддержку президента Путина (чего стоит хотя бы история с отменой смертной казни, когда сначала МП, вслед за Путиным, заявила, что одобряет её применение, а через 2 дня, когда Путин сделал противоположное заявление под давлением Европарламента, МП поддержала полную отмену смертной казни).

      Смею даже предположить, что слияние РПЦЗ и МП, если таковое произойдёт, не пойдёт на пользу самой МП - точнее, тем здоровым силам в ней, которые трудятся на благо очищения Патриархии. Они потеряют пример в виде Зарубежной Церкви, а сама Зарубежная Церковь в МП просто растворится, не сумев оказать, по относительной малочисленности своей, никакого серьёзного воздействия на происходящие внутри МП процессы.

      В эти тревожные дни наш законный Первоиерарх, Митрополит Виталий, нуждается в поддержке всех нас - моральной и материальной. Нью-Йоркский Синод продолжает судебное преследование Владыки, и для оплаты услуг адвокатов учреждён специальный фонд. Каждый, кто считает для себя нужным внести свою лепту может послать чек по адресу:

     St. John's Orthodox

     Church, 16 Mt Pleasant Ave., Ipswich, Ma 01038, с пометкой: St. John the Russian - MET. Defense.

      Хотелось бы закончить эту статью выражением сдержанного оптимизма. Церковная жизнь продолжается. Информационный вакуум постепенно проходит.

     Всё больше людей понимают, что представляют из себя донсковы и стоящие за их спиной представители Нью-Йоркского синода. Есть преследуемый, но слава Богу, здравствующий, Первоиерарх. И может быть, то, что происходит, испытание, посланное нам есть на самом деле очищение?

     Хотелось бы верить.

Комментарии

Добавить изображение