ДВЕ СМЕРТИ

20-01-2002

Любознательный Шива предложил нашему вниманию новейшие и исчерпывающие исследования [1, 2] о причинах безвременной кончины великого музыканта. Как водится длина списка версий имеет своим назначением скрыть или по крайней мере отвлечь внимание от истинной причины. Хотя, естественно, следы единственно верной версии попадаются там и здесь. Так что нам осталось только дополнить уже имеющийся материал некоторыми малоизвестными читателю данными, а также, возможно, и дерзкими догадками.

Во-первых, медицинский анамнез. Доктору Раппопорту, конечно, понадобилось напрячь всю мощь своего интеллекта для того, чтобы с помпой и фанфарами сообщить нам то, что ещё в 1856 году рассказал Эдуард Мёрике - лучшим языком и с более тонкой интуицией - в своей знаменитой новелле "Моцарт на пути в Прагу". Сочинитель солнечной, жизнеутверждающей музыки был хронически болен недугом, который на современном языке называется малым коллагенозом. В отличие от большого коллагеноза - системной красной волчанки или склеродермии - болезнь не смертельная. При осторожном поведении возможно с ней дожить и до преклонных лет. Ей Моцарт обязан и той периодической одутловатостью, за которую жена прозвала его свинкой. И постоянной потребностью двигаться. Время от времени больной простужался и вынужден был лежать в постели. Потом наступал период ремиссии. И так всё время: жизнь как история хронической болезни. Наконец, почки - частый исход коллагеноза вообще и ревматоидного артрита, в частности. Вот так, в осенне-зимний сезон, заведённым порядком у Моцарта наступил очередной криз ...

Следует добавить, что такого рода болезни, даже и в ремиссии, сопровождаются постоянным дурным самочуствием, как бы тупой зубной болью во всём теле. Чтобы её заглушить, нужно либо лежать на диване, накрывшись пледом, либо ежесекундно рассеиваться в праздном шатании и беспрерывной болтовне. Разумно выбрать второе, потому что в этом случае не образуются пролежни. Моцарт так и поступал. Болтал и болтал, что ни попадя. Бранился и восхищался. Предавался любовной болтовне и дружескому трёпу. И особенно любил дразниться. Что тоже один из эффективных способов утоления боли.

Но возвращаясь к нашей истории. Наиболее надёжны две версии его смерти. Первая, романтическая, каким-то образом связана с Сальери. Вторая, вульгарная - палочное избиение лежачего больного мужем его любовницы. И обе имеют прямое отношение к истинной.

Надо сказать, что Моцарт очень любил женщин, но до развязки доходило редко. И не только потому что, друзья считали его дурачком и в решительный момент, запирали наедине с инструментом - сами же удалялись в укромное место с дамами. Но ещё и потому, что при таком диагнозе, не очень-то и разбежишься.

Антонио Сальери

И ещё - это не Сальери, а Моцарт был завистлив. В частности и к деньгам, потому что своих всегда не хватало. В этом случае знаменитое его ребячество оборачивалось наиглупейшими выходками. Он начинал дразниться. Самым примитивным образом, как дети. "Тили-тили-тесто". Или "рыжий, рыжий, конопатый". В конце-концов, это можно и простить гению. Но когда повторяется одно и то же, в неподходящих местах и нелепейшем формате, то становится просто невыносимо.

Конечно, вся Вена и вся музыкальная Европа прекрасно знала каким способом юный Антонио сделал себе карьеру. Одного только упорного покровительства Глюка было достаточно, чтобы составить понятие. А ведь был ещё и Гассман. Но Моцарт, как всегда узнал об этом последним. И узнав, начал дразниться. Ну представьте себе, что на каком-нибудь светском приёме вы затеваете непринуждённый флирт с дамой, к которой вы весьма неравнодушны, и вдруг подходит ваш друг и окрытым текстом сообщает то, что и так всем известно - что вы "сделали себе карьеру через задний проход". Ну кому это может понравиться? Даже если это сказал гений. Вообще, среднестатического музыканта такое должно привести в ярость. И не только его, но и тех, кто к этому причастен. На первый раз простили. Простили и на N-ный раз. Но дурачок, видя, что его реплики достигают цели, не унимается. И тогда нужно что-то делать. А тут подворачивается удачный случай.

А Магдалина действительно была любовницей Вольфганга. И связь их невозможно было не заметить. Потому что Моцарт не умел, как нормальные люди - на ходу, на фуршетке. Ему нужно было уединяться с возлюбленной на некоторое время, и полноценный роман и всё такое. Короче, материала для натравливания ревнивого мужа оказалось более, чем достаточно. Плюс ещё дукаты. Во что это вылилось - известно. Очередная ремиссия не состоялась. А невольный убийца на следующий же день порезал жену и себя бритвой. В своём случае смертельно. И эти сведения неоспоримы.

А Сальери? Сальери не подсыпал яду. Он злился, приходил в ярость. Жаловался своим покровителям. И те, с его благословения, отомстили. Точнее, таким вот образом прищемили язык несносному дразнилке.

Теперь Пушкин. Тот будто как чувствовал, когда сочинял фельетон "Моцарт и Сальери", что и ему уготована такая же судьба. Но истинной причины, при свойственном ему верхоглядстве, конечно, не понимал.

Дантес

Завидовал он Дантесу по-чёрному. Завидовал его красоте, приятному нраву и доброму характеру. Но, в отличие от своего предшественника, был чужд ребячливости. Действовал грубо и прямолинейно. Например, завидев в пышной зале, что Дантес взаимно увлечённо беседует с дамой, подходил сзади и тихо, но так, чтобы каждый мог слышать, произносил: "Педик." А уж всяких подмётных писем с грязными разоблачениями писано несчётно. Дошло и до государя. И уже ничего не могли поделать. И отменяли дуэли. И просили по-хорошему.

Но остановить рассвирепевшего мавра смогла только пуля.

Вот так с разницей в 45 лет роковым образом перекликнулись между собой два мировых гения. Оба погибнувши от грязных рук педомасонов.

References

1. Моцарт и Сальери, версии.

http://www.znanie-sila.ru/online/issue_373.html

2. Смерть Моцарта. http://www.opera-news.ru/sal8.html

Комментарии

Добавить изображение