ВОЗВРАТИСЬ В ДОМ ТВОЙ. . .

17-02-2002

Светлана Клишина

Для тех, кто хотя бы несколько лет проработал со студентами и принимал у них экзамены, секретов на экзаменах нет. Все фокусы и приколы известны. Как говорится, нам внятно все... Сегодня ночью померли дед с бабкой, сразу оба, в одночасье: И сам болел весь семестр смертельной, неизлечимой болезнью, и сюда, на экзамен, доставили прямо из реанимации: Вчера жена родила двойню ( тройню), было не до подготовки: Через сорок минут отходит поезд, билет на который вот он, в кармане, надо спешить, а то опоздаю...И так далее.

...Девочка Катя взяла билет, прочитала его и стала молчать. Задаю наводящие вопросы. Вдруг говорит: "А можно задать Вам личный вопрос?" Отчего нельзя, можно. "Скажите, а в чем лично смысл Вашей жизни?" И я, многоопытная, хитрая лиса, таки вляпалась в эту ловушку.

Правда, мой задушевный монолог был не длинным - за дверью толпилось еще много студентов, экзамен был в разгаре. Но когда я начала было возвращаться к билету, вдруг увидела, что Катя горько плачет. Перепугалась: "Вы что, Катя?" - "Боже мой, какая же тяжелая была у Вас жизнь!" - рыдала она.

Какие, к дьяволу, билеты? Утирая ей слезы и сопли, успокаивая, спросила мимоходом: "Что Вам поставить?" - "Это уже не важно.

Но можно "четверку"", - все еще всхлипывала она. Да что я, злодейка разве? Всю жизнь меня учили, что целое мироздание не стоит одной только слезинки ребенка. А тут - целые ручьи. Не только поставила "четверку", но и погладила по головке, проводила до двери. Там, за дверью, ее спросили: "Ну что, получилось?" - "Четыре" - " Ye-es!" - завопили они.

Домой я пришла умнее еще на один студенческий финт. Но это было уже не важно. А важно было, что мне задали хоть и не новый, но вполне грамотный вопрос - не в чем смысл жизни вообще, а в чем смысл моей жизни. И как герой писателя Михаила Веллера, которого озадачили той же проблемой, я тоже легла на диван, уставилась в потолок и стала думать. Не то чтобы такие думы не посещали и раньше. Было, и не раз. Но ведь как бывает? Только озадачишься смыслом жизни и начнешь думать, как чувствуешь - на кухне каша горит. С работы позвонили, попросили заменить больного коллегу. Расстраиваешься, не охота, а надо идти. Да много чего сбивает нас с Декартовой методы - думать последовательно, до конца и ясного вывода. Но в данном случае был задан вопрос, и он требовал ответа.

В самом деле, как у нас обстоят сейчас дела со смыслом жизни? Он и всегда -то был непростым, этот вопрос. Но сейчас - особенно, с учетом разительных перемен, происшедших в жизни моих соотечественников.

Странно, что проще, кажется, ответить, в чем смысл жизни американцев, например. Когда видишь, как в часы бедствий или, наоборот, радости сплачивается в едином порыве народ, как прилепляется каждый к общему делу, которое становится и личным делом, видишь - со смыслом жизни тут все ясно.

Были когда - то и мы рысаками. Было легче с этим делом и у нас когда-то. Смысл жизни спускали сверху, как пятилетние планы.

Паровоз летел вперед. Бороться и побеждать, идти и не сдаваться. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Счастье - в борьбе. Надо много работать и крепко любить эту великую страну... Любили, положим, странною любовью.

Но работали много и честно.

Но вот по вековечной национальной привычке, подкинули в очередной раз в топку нашего исторического паровоза мину. Пришел Мишка и сказал: "Вашему терему - крышка". Потом за один день слиняла страна, а вместе со страной - и привычные смыслы. Прочихавшись от пыли, осмотрели руины и поняли, что такой великой переоценки ценностей после Фридриха Ницше еще не было. Об этом писали много, но правды не написал никто. И мы, и наши потомки еще не раз будем ворошить этот период нашей истории. И, наверное, понадобится немало лет, чтобы Клио отвязалась, наконец, от политических прихвостней и советчиков и начертала своим грифелем голую, неприбыльную истину.

>Да. А что же мы? Без смысла как-то неудобно. Стали искать новые опоры. Хочу оговориться : веду речь не о молодых. По-моему, молодые хорошо знают, чего хотят. Вверх, в звездное небо над нами головки не задирают. Ни на Бога, ни на власть они не надеются. Так получается, что среди моих студентов нет верующих. Не знаю, почему - может быть, просто флуктуация.

Знаю только: когда говорят о росте верующих среди молодежи, - это не про моих студентов. Но посмотрите, сколько молодежи теперь в храмах, говорят мне. Но посмотрите, сколько молодежи в консерватории слушает серьезную музыку, говорю

я. А больше ли стало нынче любителей классики? Да и когда им ходить в храмы? И времени на работу в каких-нибудь "Молодых медвежатах" у них тоже нет. Они работают ночами в круглосуточных магазинах или охраняют офисы, а днем учатся, как бешеные. Короче, идут и не сдаются.

Говорю о людях моего поколения, близких мне по духу. Об ушибленных историей. Кое-кто, по привычке опираться на ценности, светящиеся сверху, приник к религии, наполнил жизнь верой и, как им кажется, - смыслом. Но большинство продолжают мучиться и искать. Возраст подпирает: надо сводить баланс, о душе думать. Посмотрели вокруг. Что вы нам там предлагаете, какую систему смысложизненных координат? Рынок и либеральную экономику? Нет, не пойдет. Да просто потому, что не грамотно. Это может быть средством, но не целью. Цель должна содержать человеческую компоненту. Даже коммунисты не предлагали считать коллективизацию или индустриализацию смыслом жизни, а вешали лапшу насчет всесторонне развитой личности.

Деньги, богатство? Не смешите нас, ребята. Мы же тертые калачи. И в те еще времена немало из наших знаменитых друзей спивались или пускали пулю в лоб. И бедные среди них почти не попадались. Кроме того, мы же хорошо учились в наших университетах и можем процитировать Аристотеля: нет более абсурдной и бессмысленной цели в жизни, чем богатство.

Тогда, может быть, патриотизм, любовь к России? Но к какой России - белой, красной, трехцветной? А, может быть, к языческой - есть ведь и такие патриоты? Надо бы уточнить. Вот патриот Алексей Подберезкин уверяет : у нас есть принципы, у нас есть базовые ценности. Цели -определены. Обрадуйте, дайте ответ. Лучше бы уж не давали ответа. А то, как начнут уточнять детали, сразу вспоминаешь, для кого патриотизм становится последним прибежищем.

Значит, так - отдыхайте. Не учите нас жить, мы не глупее вас. Не лезьте в наши планы и программы. И из всех ценностей оставьте нам одну - свободу. Мы не злодеи и не обратим ее в криминал. Мы будем сеять разумное, доброе, вечное, а это всегда на благо страны и народа.

Да, свобода - святое. Чеченские террористы омерзительны, как всякие террористы. Но если остался среди них хоть один человек, искренне думающий о национальной свободе - честь ему и хвала.

Ребята с бывшего НТВ давно уже для многих не кумиры. Милые мальчики и девочки, персонифицирующие собой дерзостный дух, на глазах превратились в сочащихся самодовольством нуворишей, говорящих только о себе и готовых по головам своих коллег идти к цели. Но независимые телеканалы - оставьте. А иначе как же вы обеспечите свободу слова и демократию, о которой продолжаете говорить без устали?

Так что же у нас в итоге со смыслом жизни? Наше прошлое сомнительно, настоящее - печально, будущее - совершенно непонятно. Будущее носится над событиями настоящего и возьмет из него нити в ткань, из которой выйдет саван прошедшему и пеленки новорожденному, был уверен Александр Герцен. Но это при нормальном течении истории, когда хоть кой - какое отрицание отрицания есть. А тут и саван-то не из чего сшить.

Но не помирать же, в самом деле. Значит, будем искать опоры внутри и творить смыслы сами. Обустроим оставшийся пятачок жизненного пространства, разгуляемся, наполним смыслом то, что есть. Ведь все, даже любая мелочь, может засветиться смыслом.

Понятно, что смысл жизни должен быть положительной величиной. И тут многое зависит от характера и форм психологической защиты, которыми человек владеет. Даже при сходных начальных условиях результат может быть разным. Вот живут три дорогих моему сердцу дамы.

Одна живет так. Заболела семья гепатитом. Ищи позитив, говорит она. В данном случае позитив - иммунитет. Ушел к юной барышне горячо любимый человек (они ведь всегда уходят). Он не выдержал моего интеллекта, говорит она. Замечательный, жизнестойкий характер. Каждый поворот жизненных событий наполняется позитивным смыслом, и проблем с его поисками - никаких.

Другая милая нам дама, под песни которой прошло полжизни. Всероссийская наша зайка. Эта наполнила смыслом не только всю жизнь, но и каждую часть своего тела. И стала обращаться к публике уже от имени своей руки, ноги и так далее. Оптом и в розницу. И рекламирует свой очередной диск как песни неповторимой, гениальной певицы. Оно, может, и так. Но ведь пораженья от победы ты сам не должен отличать, не так разве?

Третья живет так, будто кто-то невидимый наблюдает за ней и выставляет оценки за поведение. И напрягается, боится получить двойку. Умница, золотое сердце, любимица друзей и родственников. Казалось бы, чего еще надо, чтобы считать жизнь осмысленной и хорошей. Нет, мучается, рефлексирует, грызет себя постоянно.

Что же, разве это плохая установка? Вполне достойная, не даст окуклиться, не даст захлебнуться в самодовольстве.

В сущности, хорошая жизнь так проста. Интересная работа, дорогие сердцу друзья, умненькие дети и внуки, хорошие книги и музыка, путешествия. Если научиться освящать все это смыслом, может быть, тогда и результирующая будет получше. "Возвратится в дом твой", - учил Григорий Сковорода.

Я не хочу сказать, что мы этого не знали раньше или совсем не ценили. Тут другое. Привыкшие ориентироваться на общественно значимые цели и утратившие их или разочаровавшиеся в них, мы опечалились. Мы в фрустрации, мы в тревоге. По привычке хочется прилепиться к чему-то большому. Не хочу больше и друзьям не советую. Возвратимся в дом свой. И это ничем не хуже великих общих целей и программ.

Комментарии

Добавить изображение