СКАНДАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ЗАГАДОЧНАЯ СМЕРТЬ И КУЛЬТ ЭДГАРА ПО
24-02-2002“And my soul from out that shadow that lies floating on the floor
Shall be lifted- nevermore!”
("The Raven", by Edgar Allan Poe,1845)
В Балтиморе есть старое кладбище “Old Western Burial Ground”. С точки зрения американских историков, оно считается одним из самых интересных кладбищ, расположенных на восточном побережье США. В его земле покоятся останки многих известных американцев: генералы Американской революции и Гражданской войны- дедушка одного из президентов США – Джеймса Бьюкенена-пять мэров города Балтимор. На этом же кладбище похоронен Эдгар Аллан По.
Не все захоронения легко найти на старом кладбище, поскольку Пресвитерианская церковь “Westminster Presbyterian Church” (сейчас “Westminster Hall”) была построена век спустя после того, как на этой земле начались первые захоронения. Большая часть территории кладбища – та, на которой в т.ч находится и могила По – расположена на погосте, в то время, как самые старые могилы – в лабиринтах подземных катакомб, коридоры которых кружат под зданием церкви. Это- территория духов и превидений. Странные вещи происходят здесь- в царстве потусторонних сил, которые хранят покой и тайны “Старого Западного погоста”.
Самая знаменитая и до сих пор неразгаданная тайна этих мест связана с появлением- 50 лет назад- на кладбище странного мужчины.
Все, кто видел незнакомца, одинаково описывают его внешность. В черных одеждах, закутав лицо шарфом, опираясь на трость, он ежегодно появляется на кладбище в течение нескольких десятилетий в один и тот же день - 19 января – в день рождения Эдгара Аллана По. Каждый раз мужчина оставляет на надгробие могилы поэта початую бутылку коньяка и три красных розы.
Сняв шляпу-котелок он несколько минут стоит у могилы и - уходит прочь.
Есть легенда о том, что это- дух Эдгара По появляется на своей могиле и исчезает в церковных катакомбах. Однако, те, кто видел мужчину, утверждают, что он- довольно реален. Многие пытаются понять, что означают ритуальные предметы, которые странный гость оставляет на могиле поэта с января 1949г, после похорон По и до сих пор никто не имеет понятия: кем был тот первый декоратор” могилы По, появившийся на кладбище 50 лет назад? Фигура этого человека уже много лет остается интригующей загадкой. Многие люди, включая куратора дома-музея Эдгара По- Джеффа Джерома верят, что загадочным “декоратором является не один, а несколько персон. Джером лично видел мужчину, чьи волосы были седыми, как снег. В то время, как другие свидетели утверждают, что “декоратор” - брюнет. Возможно, что вторая персона- сын того, человека, который основал этот ежегодный ритуал. Интересно, что никто никогда не пытался установить какой-то контакт с загадочным “декоратором”. Некоторое время ходили слухи о том, что таинственным мужчиной в черном был сам Джером . Поэтому. В 1983г Джером специально пригласил 70 человек собраться в полночь 19 января на кладбище и самим посмотреть на таинственного незнакомца.
Через час после полуночи наблюдатели увидели идущую по кладбищу, опираясь на трость, загадочную фигуру, закутанную в черные одежды. У восточной стены кладбища фигура исчезла. А на могиле По, как обычно в этот день - уже лежали розы и коньяк. Движимый отнюдь не желанием разгадать тайну, а лишь – усилить интерес к ней, Джером пригласил фотографа из известного журнала “LIFE”, чтобы тот попытался запечатлеть на пленку портрет незнакомца.
Фотограф, снаряженный специальным фото-оборудованием для ночной съемки прибыл в назначенный срок. И в июльском номере “LIFE” за 1990г появилась фотография коленопреклоненного мужчины у могилы Эдгара По. Лицо незнакомца не было видно, поскольку на него падала тень шляпы. С тех пор никто не мог вновь сфотографировать этого загадочного человека...
Один из самых удивительных фактов в истории американской литературы – это поразительное, всеохватывающее увлечение, которое можно назвать “Культ По”. Культ певца “черной романтики”, гениального символиста, пионера литературного жанра “мистический детектив” – американского поэта, писателя, критика Эдгара По начал стремительно прогрессировать после смерти поэта. Эдгар Аллан По, родившийся 19 января 1809г умер 7 октября 1849г, в возрасте 40 лет. При жизни По современники были несправедливы к его гению. Впрочем, удивительно не это. Мир жесток и завистлив, ревнуя к чужому таланту, и слава к поэтам обычно приходит только после смерти. Интересно другое: те стремительные темпы, с к
оторыми общество охватывала страть и даже, в каком-то смысле- болезненный интерес к литературе По. Любопытство подогревал тот факт, что при жизни поэт пользовался в обществе дурной славой, а смерть Эдгара произошла при столь же мрачных и загадочных обстоятельствах, настроениеми которых исполнены его стихи и рассказы.
Несколько лет По прожил в Балтиморе, но в те трагические дни, предшествовавшие его смерти, он оказался в этом городе - проездом.
По следовал в Нью-Йорк, чтобы встретиться со своей тещей. Поэт хотел пригласить ее в штат Вирджинию- город Ричмонд, где жил в то время – на свадьбу со своей подругой детства. Его первая жена за несколько лет до этого события умерла от туберкулеза. Путешествие По закончилось трагически. Рассказывают, что доставленный в госпиталь По был одет в костюм “с чужого плеча”, выглядел грязным и избитым, бредил и выкрикивал имя “Рейнолдз!”. Кто-то говорит, что По умер от пьянства, другие склонны считать, что причина его смерти связана с психическим помешательством. Есть авторы, утверждающие, что кто-то специально накачал его смертельной дозой наркотиков. Из множества версий о загадочных обстоятельствах смерти поэта, ни одна, тем не менее, не подкрепляется 100%ными доказательствами. Загадочная, трагическая смерть поэта стала причиной слухов о появлении на кладбище “Old Western Burial Ground” духа Эдгара По.
По странной иронии, По умер именно в Балтиморе - городе, где с 1829г началась его литературная карьера. В этом году он поселился в доме на улице North Amity Street со своей тетушкой и кузиной Вирджинией Клемм – молодой девушкой, на которой, спустя шесть лет, он женился. Годы жизни По в Балтиморе были временем, когда он крайне бедствовал, одалживая деньги у знакомых и выглядел как последний бедняк. Он жил в узкой комнате на чердаке, к которой ведет винтовая лестница. Дверь в его комнатку так мала, что даже люди среднего роста вынуждены нагибаться, при входе. Те, кто бывал в этом доме-теперь музее- рассказывают, что в комнате По всегда стоит необъяснимый холод. Люди верят в то, что именно здесь обитает дух Эдгара По. Однако, многие очевидцы рассказывают, что видели в доме По призрак крупной, седой женщины, одетой в платье начала 19 века. С 1922 по 1949г этот дом пустовал до тех пор, пока в нем не был организован исторический дом-музей Эдгара По. С начала 60х гг люди стали поговаривать, что в этом доме живет нечистая сила. Многие посетители и работники музея слышали странные, приглушенные голоса, ощущали кожей прикосновение невидимыхрук, видели, как сами открывались окна и двери дома.
“По говорит из могилы” - так было озаглавлено сообщение в майском номере журнала “Blackwood's Edinburgh Magazine” за 1853г. В этой провокационной заметке говорилось о том, что на спиритическом сеансе медиум установил контакт с мертвым поэтом мистером По, который продиктовал медиуму свое новое стихотворение. Газета писала: “Мы, с сожалением признаем, что Эдгар А. По – автор “The Raven” до сих пор способен привносить в общество свои идеи - спиритическим образом. Его мрачные поэмы до сих пор являются плодом больного воображения. Миссис Лидия Тенни из г.Джоржтаун (Массачусеттс) вступила в спиритический контакт с почившим поэтом и тот продиктовал ей свое новое стихотворение. Довольно трудно решить: то ли от него веет запахом бренди, то ли чем еще...” И далее, цитируются строки, якобы переданные медиуму мертвым поэтом. Причем, надо заметить, что в них довольно хорошо отображен стиль и настроение поэзии По. В любом случае, нельзя не признать, что эти строчки писал довольно талантливый человек, умело подражавший По: “Внимайте мне, я расскажу вам о прекрасном в этих мыслях сплелись спокойствие и ярость, в них - истина и страсть, что обитают в сердце человека. Вопрос же в том – что движет разум миллионов?
Что есть конец и цель воображенья? И для чего оно вселилось в человека?
И что было МОИМ? Но столь стремительно кружит вихрь нашего самосознанья, на берегу которого я, видимо, стоял и мог увидеть: что поглощалось им, а что рождалось снова – и тернии, и зубчатые скалы, прекрасные цветы все в том водовороте непрестанно исчезало”(1)
Автор, создавший всемирно известную поэму “Ворон”, был жертвой судьбы даже более странной и романтичной, более мрачной и загадочной, чем могло создать его поэтическое вображение. “Человек, носивший в своем сердце такую остроту и сложность, неизбежно должен был страдать глубоко и погибнуть трагически, как это и с
лучилось в действительности”. (К.Бальмонт) Жизнь Эдгара По – песнь о горе и страданиях. Его смерть – смерть несчастного человека, окончившего свои дни в благотворительной общественной больнице - неоплаканная, бесславная, не воспетая собратьями по перу. Его похороны были крайне скромными. Траурная процессия состояла лишь из восьми человек, хоронивших того, чье имя – бессмертно. Во время той унизительной похоронной церемонни 8 октября 1849г никто не мог себе представить, что пройдет всего лишь 25 лет и об Эдгаре По узнают во всем мире, назвав этого человека одним из уникальных поэтов - гением не только Американской, но и мировой литературы. “Колумб новых областей в человеческой душе, он первый сознательно задался мыслью ввести уродство в область красоты и, с лукавством мудрого мага, создал поэзию ужаса, - сказал об Эдгаре По Константин Бальмонт: - Его поэзия, ближе всех других стоящая к нашей сложной и больной душе, есть воплощение царственного сознания, которое с ужасом глядит на обступившую его со всех сторон неизбежность дикого хаоса.”
Начало культу Эдгара По положила Сара Хелен Витмен (Sarah Helen Whitman). Когда после смерти По злые языки стали на все лады склонять имя поэта, бесчестить его и глумиться над его памятью, Сара Витмен – любимая женщина Эдгара - оказалась в довольно сложном, неприятном положении. Однако, несмотря на сплетни, эта женщина не ожесточилась в своем горе, скорби и жажде возмездия, а нашла в себе силы рассказать людям настоящую, очень трогательную и трагическую правду о жизни гениального творца. Именно Сара Витмен была с Эдгаром тогда, когда его покинули все друзья. Она не предавала его при жизни, не предала и после смерти, защищая память и доброе имя своего мертвого друга от всех обвинений, сплетен и нападок толпы. Современники говорили об этой благородной женщине: “Она была чувствительна даже к самой легкой критике поведения По, немедленно стараясь оградить, смягчить акценты и прикрыть его недостатки покрывалом своей бескорыстной, верной любви”. Глухим, холодным ухмылкам несправедливого и равнодушного мира она противопоставляла свою светлую память и тепло не только любящей женщины, но талантливой поэтэссы.
Сколько современников, знавших поэта еще при жизни, пришло в шок, когда его личные письма стремительно попали в ранг раритетов. Их стоимость на аукционах в два раза превысила цену писем Перси Шелли; в пять раз - корреспонденции лорда Байрона, и в сто – переписку Генри Лонгфелло и других знаменитых писателей и поэтов девятнадцатого столетия. А рукописи тех поэм, за которые По получал смешные гоноррары, стали цениться на вес золота.
Если бы оригинал поэмы “Ворон” сохранился до наших дней, то - по мнению коллекционеров - его начальная стоимость на аукционах оценивалась бы в сотни тысяч долларов! Эта поэма принесла всемирную славу Американской поэзии и, еще при жизни По, закрепила за ним звание самого оригинального Американского поэта. За эту поразительную, завораживающую и чарующую своей нереальной красотой поэму, строки которой потрясли мир, По заплатили всего 10 долларов – сумму, равную той, которую Х1Х веке платили в еженедельной американской газете за сентиментальную любовную историю.
Ты пророк неустрашимый! В край печальный, нелюдимый,
В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!
О, скажи, найду ль забвенье, - я молю, скажи, когда?"
Каркнул Ворон: "Никогда".
В редких случаях, когда первые издания стихотворений По выставлялись на аукционную продажу - возникал ажиотаж, а цены, предлагавшиеся за эти издания побивали все рекорды. Самое первое издание стихов поэта: “Tamerlane and Other Poems” (Бостон, 1827г) не выставлялось на аукционы до весны 1892г. (Существовала лишь одна копия, которая хранилась в музее) Поэтому, когда было объявлено о продаже второй копии, среди коллекционеров началось волнение. Поскольку еще ни одна копия ранее не продавалась, трудно было назвать “потолок” цены за эту редкость. Торги начались с отметки 500 долларов. В итоге, книжечка в 40 листов, стоимость которой изначально равнялась примерно 10центам, была продана (в 1892г) за 1 875 долларов. Осенью 1900г третья копия первого издания стихов Эдгара По была продана на аукционе за рекордную по тем временам сумму - 2 050 долларов!
В ноябре 1900г первое издание собрания сочинений По “Prose Romances of Edgar A. Poe”, (до наших дней сохранилось лишь две его копии), включавшее “Убийство на улице Морг” и “Человек толпы” было продано за тысячу долларов. С этого же аукциона “ушли” - за 250 и 210 долларов - и два оригинальных письма, написанных Эдгаром По.
Глядя на, поистине, мифические цены, уплаченные за эти литературные раритеты, трудно представить, что их автор, при жизни, не вылезал из долгов и, часто голодал, а его жена скончалась от чахотки, которую в те времена называли “болезнью бедняков”...
Вернемся к началу ХХ века. Культ По прогрессировал. Когда старое жилище отчима поэта -Аллана в Ричмонде (Вирджиния) было разрушено, за несколько лет до этого момента произошла распродажа вещей из дома, где По провел свое детство. За 30 долларов была продана вся мебель из комнаты поэта. Та трость, которой старый мистер Аллан угрожал своему пасынку, выгоняя его из дома после ужасной ссоры – теперь стоила бы огромные деньги, если бы ее возможно было найти среди вещей старого дома, которые когда-то были распродана за копейки. Если бы были обнаружены подростковые стихи Эдгара, они бы сейчас были поистине бесценны!
Довольно странно, что из той обширной корреспонденции, которую вел По сохранилось всего несколько писем. Двоюродный брат Эдгара – Нельсон По из Балтимора хранил несколько очень интересных писем поэта. Однако, после смерти Нельсона они исчезли и больше никто о них не слышал. А ведь их публикация могла бы пролить свет на загадочные, предсмертные дни жизни поэта. Миссис Клемм – тетушка поэта – так же хранила несколько ценных писем По и других вещей, когда-то принадлежавших Эдгару. Но после ее смерти в Балтиморе 16 февраля 1871г бесследно исчезли и они.
Когда в Балтиморе открывали первый памятник Эдгару По, на эту церимонию были приглашены многие американские поэты и писатели. Но все они, за исключением Уолта Витмена послали “извенительные записки”, в которых, кроме сожаления по поводу невозможности прибыть на церемонию открытия памятника, в скупых словах выразили свое уважение к поэту и сочувствие его родственникам. Лонгфелло, которого попросили написать слова для отображения их на монументе По, написал: “...единственные строки, которые я могу предложить для памятника По – это первые строчки его же стихотворения “К Анни”: “The fever called living Is conquered at last.” (“...порвана связь с горячкой, что жизнью недавно звалась.” -пер. М. Зенкевича) Согласитесь, в эпитафии, предложенной Лонгфелло - довольно злобная ирония по поводу обстоятельств жизни и смерти поэта...
Из-за океана пришли более куда более теплые слова от собратьев по перу - Теннисона, Свинбёрна, Ричарда Хорна и Маллармэ.
Количество биографий По, написанных разными авторами и продающихся огромными тиражами и по сей день доказывают, что интерес к гениальному американскому поэту и писателю Эдгару По не уменьшается, а наоборот, растет с каждым годом. Появляются новые факты, открытия и в биографии поэта вносятся новые дополнения.
Загадка смерти Эдгара По.
Ни один из аспектов жизни По так не очаровывает его поклонников, как факт мрачной, загадочной смерти поэта. К сожалению ни один из биографов автора не дает ответа о том, как в действительности произошла эта смерть? По этому поводу существует множество спорных мнений и противоречивых версий, которые вызывают множество вопросов, но не дают на них конкретные ответы. В конце концов, есть бесспорные факты, которые мы должны принять к сведению, рассуждая о смерти великого поэта. Смерть По произошла при крайне загадочных обстоятельствах, которые до сих пор волнуют и дразнят воображение исследователей и биографов. Давайте пересмотрим версии, которые выдвигают историки, врачи и исследователи его биографии.
После смерти поэта прошло 147 лет. Современные ученые - доктора Медицинского Центра и Университета штата Мериленд склоняются к версии о том, что Эдгар Аллан По умер в результате кровоизлияния в головной мозг. Медицинские документы, касавшиеся состояния здоровья Эдгара По, были изучены кардиологом, профессором “University of Maryland School of Medicine” Майклом Бенитезом и в 1996г в медицинском журнале “Maryland Medical Journal” было опубликовано его заключение. “Никто не может утверждать со 100%ой вероятностью о том, что именно явилось причиной смерти По, т.к. после его смерти не было произведено вскрытие, - писал доктор Бенитез, - Но, как следует из истории болезни По, в которой описывается его состояние, на тот момент, когда он был помещен в госпиталь и за несколько дней до смерти – можно сделать уверенный вывод о том, что он находился в состояние помешательста.” (2)
По скончался 7 октября 1849г в возрасте 40 лет. 28 сентября, за несколько дней до своей смерти, По приехал на поезде в Балтимор. Накануне, в Ричмонде он сделал предложение Саре Витмен - женщине, на которой он собирался жениться. Через несколько дней По был обнаружен на деревянной скамье на задворках бара “Ryan's Fourth Ward Polls”, что расположен в Балтиморе по адресу Ист Ломбард стрит (East Lombard St) и доставлен в публичную, благотворительную больницу для неимущих “Washington College Hospital” (сейчас эта больница называется “Church Hospital”). Исторические документы о госпитализации По указывают на то, что у него наблюдался горячечный бред, судороги и галлюцинации, затем он впал в кому. Когда По вышел из состояния комы, он пребывал в спокойном и в ясном сознании, но вскоре- вновь впал в бред, осложненный буйным поведением. Врачи преминили успокоительные препараты. По умер на четвертый день своего пребывания в больнице. Согласно заключению, опубликованному в декабрьском номере “Maryland Historical Magazine” за 1978г – консилиум медиков “Baltimore Commission of Health” постановил, что смерть Эдгара По наступила в результате кровоизлияния в головном мозге.
В своих исследованиях доктор Бенитез проанализировал все возможные источники возникновения бреда, среди которых черепно-мозговые травмы, психические расстройства, проблемы нейрологического характера. Судороги и бред могли быть спровоцированы так же алкогольной или наркотической зависимостью. Медицинские записи отмечают, так же, что еще за полгода до своей смерти По испытывал состояние алкогольной абстиненции, но это отнюдь не является прямым свидетельством того, что смерть По произошла по причине его “алкоголизма”. По мнению доктора Бенитеза, довольно странно считать причиной смерти отлучение от алкоголя. Кризисное состояние По перед смертью, так же рознится и со сценарием поведения опийно- зависимых пациентов. Доктор Бенитез говорит, что финальная стадия гидрофобии (водобоязни) -общая для всех пациентов, страдающих болезнью такого рода - у людей наступает период, когда в больном воображение возникает желание куда-то ехать, сопровождающееся бешенным пульсом, повышением температуры, перебоями дыхания. Все эти симптомы характерны для истории болезни По, оформленной доктором Джоном Морэном в последние дни жизни По. Как правило, средняя продолжительность жизни у пациентов, чьи симптомы болезни выражены именно таким образом – четыре дня. Именно такой срок провел в больнице По, после которого умер. Лечащий врач По так же отмечает, что в больнице По, лишенный алкоголя, который он требовал - даже простую воду пил с огромным трудом. Доктор Бенитез находит это основным симптомом психического расстройства “гидрофобия” - водобоязнь. Отказ от воды является классическим симптомом этого вида помешательства. Но ведь По, хоть и с трудом, все-таки ПИЛ воду! Тогда, как у больных, пораженных гидрофобией, даже один вид воды может вызвать непроизвольные судороги! Свои выводы доктор Бенитез основывает на свидетельствах Морэна о последних днях По, но соотносит их с работой Чарлза Скарлетта из его статьи об обстоятельствах смерти По. Довольно сомнителен “документализм” Скарлетта, который, например, описывает симптомы крайне непрофессионально: “...был дан стакан воды, чтобы определить может ли он (По) свободно глотать, но он делал это с трудом”. Бенитез берет это примитивное описание, как доказательство и камень преткновение для своей теории гидрофобии. К тому же, те немногие сноски, которые он дает на статью Скарлетта взяты им отнюдь не из оригинальной статьи, а из книги Морэна - произвольно менявшего свои слова. Так, в своей книге, которая вышла в 1885г эта же цитата выглядит уже по-другому: “Я положил маленький кусочек льда на его губы и предложил ему глоток воды, чтобы выяснить будет ли ему трудно глотать. Он выпил без проблем полстакана воды” (Moran, “A Defense of Edgar Allan Poe”, 1885) Таким образом, без конкретных доказательств симптомов гидрофобии, трудно поверить в эту теорию смерти поэта.
Рассмотрим другую, наиболее популярную, особенно в первые годы после смерти поэта - “Алкогольную теорию”.
(Продолжение следует)