СТРАДАНИЕ С ДЕНЬГАМИ, БЕЗ ДЕНЕГ И САМО ПО СЕБЕ
10-03-2002Протестантизм, отвергнувший святоотеческую литературу формально и Новый Завет фактически, явился чисто служебной концепцией, социальным заказом, обслуживающим интересы нарождающейся буржуазии.
Его роль была, с одной стороны, чисто негативной -- декларировать освобождение от и выход из христианской Церкви, а с другой стороны, сформулировать принцип смысла жизни таким образом, чтобы он не противоречил все возрастающим мирским потребностям предпринимателей.
В этом состоит и его узость, и его конкретность. Формально вы можете найти теоретиков протестантизма, начиная с Лютера и Кальвина, пытавшимися развить некую новую религиозную философию, но, говоря о протестантизме, я имел в виду его вот уже несколько веков существующую реализацию.
Отсутствие сколько-нибудь содержательной философии косвенно подтверждается наличием десятков разных протестантских конгрегаций: баптисты, адвентисты, методисты, и т.п. В каждом городке Америки найдется, наверное, с десяток разных протестантских церквей. Однако спросите какого-нибудь прихожанина какой-либо из конгрегаций о том, каково его кредо, и вы вряд ли услышите что-либо, кроме "Всегда!"
Другими словами, конгрегаций много, но это разделение очень условно, поскольку за ним не стоит никакой отличительной серьезной религиозной доктрины, по крайней мере, доктрины, ведомой прихожанам и даже самому пастору, который является не специально обученным и посвященным в сан священником, а кем-то вроде администратора.
Я приведу один свежий пример.
Как-то давным-давно, еще на Родине, может быть даже, еще в СССР, но уже в перестройку, когда на страну хлынула волна антисоветской пропаганды, а обратил внимание на передачу с одним американским проповедником по имени Dr. Robert Schuller. Он единственный показался мне человеком искренним и глубоко понимающим предмет. В запомнившейся мне проповеди он саркастически рассказывал о том, что многие люди приходят в церковь, чтобы в своей молитве попросить у Бога денег. И он очень убедительно объяснял, почему это абсурдно для настоящего христианина.
Позднее, уже в Америке, мы записали несколько рождественских концертов, и один из концертов был в храме Dr. Schullerа. Мои дочери любят смотреть эти концерты, и вот в один прекрасный момент я обратил внимание на интернетовскую ссылку на его храм. Посетив ссылку, мы, к своему удивлению, обнаружили, что храм находится в пределах нашей досягаемости -- в Лос-Анджелесе, прямо рядом с Диснейлэндом.
И вот недавно мы решили поехать на службу в этот храм -- посмотреть на легендарного правдолюбца. Очень рекомендую сделать то же самое всем в окрестностях -- храм того стоит! Это футуристическое сооружение, собранное из металлических трубчатых ферм без опор выглядит изнутри концертным залом, хорошо освещенным сквозь слегка зеркальные окна и с великолепной акустикой. Его орган распределенной структуры -- состоящий из четырех секций, расположенных в четырех сторонах зала -- один из крупнейших в мире. Прекрасный хор, кроме органа, сопровождается еще и небольшим оркестром из духовых и арфы.
Снаружи хрустального храма находится весьма нетрадиционного вида колокольня, представляющая собой набор серебристых металлических пиков высотой метров в 30 -- как раз до уровня гигантского креста, установленного на крыше соседнего здания. Соответственно, служба представляет собой шоу высочайшего класса! Телевизионщики с двумя камерами суетились без устали. Приведу, однако, образец одного гимна, содержание которого достаточно характерно:
Only believe, only believe- all things are possible, only believe!
(Только верь, только верь, все возможно, только верь!)
Хор исполнял эту строку много-много раз прекрасными голосами с чудесной полифонией. Выглядело все очень красиво, и звучало очень красиво. Однако что это было? Христианская песнь? Да нет, это, очевидно, первобытные шаманские заклинания. "Верь!" -- во что верить?
Как эти призывы соотносятся с содержание веры? А никак, потому что и содержания нет.
А ведь христианство -- это сложная теологическая доктрина, трактующая вопросы свойств Бога, спасения души, как это спасение заслужить, смысла жизни, преступления и наказания, справедливости, жизненной позиции и т.п. Вот этим очень глубоко занимается православие, и для новичков я бы очень советовал найти что-нибудь из трудов о. А.Меня. Мне запомнилась одна из его провов
едей об Екклезиасте, а именно, каким образом оказалось, что в Канон Ветхого Завета была включена эта глубого пессимистическая книга. В соответствии с Менем, концепция бессмертия души у евреев появилась сравнительно недавно, много позже царствования Соломона, которому преписывается авторство книги Екклезиаста, что и объясняет безысходность автора ("Все -- суета сует и томление духа").
Далее последовала проповедь.
Выступила какая-то бывшая мисс Оклахома с презентацией своей душеспасительной книги "Объятия ангелов", затем сам Dr. Schuller предложил вникнуть в Псалм №37. К моему изумлению, предложенная трактовка этого Псалма состояла именно в том, что, мол, просите, и воздастся вам, конкретно: просите у Бога делового или финансового успеха, и вы его добъетесь!
Это ли не суеверие? (Позднее мы заметили, что каждое кресло в зале на несколько сот человек имеет табличку с написанными на ней именами спонсоров, и, кроме того, подходы к храму выложены плиточками с цитатами из Библии, сопровождаемыми опять, почему-то, именами спонсоров.)
Этот псалом, приписываемый царю Давиду, действительно выдержан в этом духе: плохие люди исчезнут, а хорошие в лихую годину не будут голодать, и дети их не погибнут. Но надо же понимать, что, в отсутствие концепции бессмертия души, еврейская религиозная традиция и не могла вообразить никакого другого воздаяния хорошим людям, кроме как при жизни. Приход Христа все это радикально поменял, но, очевидно, не в головах у протестантов.
Далее Dr. Schuller трогательно рассказал о том, как он был горд американской военщиной, встретившись с ними на одной из баз в Испании. Его встретила там молодая женщина в блузке и джинсах.
"Я был предупрежден, что меня встретит полковник", -- удивился Dr. Schuller.
"А я и есть этот полковник", -- ответила женщина. Оказалось, что американские храбрецы не рискуют выходить за пределы баз в военной форме.
В общем, он глубоко проникся: "Бдите, Америка -- в войне!" (не упомянув, при этом, что она сама же ее развязала против всего мира много лет назад). А же сидел в кресле, сдерживая позыв вскочить и крикнуть: "They are all mercenary murderers, aren't they?!"
Общее впечатление: мы увидели превосходно функционирующий бизнес, регулярно доящий паству (намеки на ожидаемые чеки со многими нулями (буквально!) звучали в самой проповеди), с сувенирныммагазинчиком, продающим, наряду с Библией разных изданий, майки с надписью "CC Crystal Cathedral), и т.п.
Когда религия служит только прагматическим целям оправдания жизни во имя наживы, она предельно примитивизируется и становится, таким образом, суеверием.
***
Бесцельность накопительства -- это не теорема, которую я, умный такой (или даже Кара-Мурза) могу доказать. Это вопрос вкуса и фундаментальных предпочтений, лежащих в основе мировоззрения- вопрос веры, если угодно, а не логики. Я всего лишь могу сказать, что для меня маниакальное накопительство не то чтобы бесцельно, а скорее, бесмысленно. Для кого-то оно имеет смысл, и это не значит, что он дурак, а я умный. Но представить себе, каковы его резоны — резоны, которые я даже вообразить не могу (отчасти именно в силу моей собственной ограниченности), мне интересно. Я ничего не доказываю: я говорю, как это представляю себе я, и приглашаю рассказать, как это представляют себе те, кто видит в этом смысл.
Знаете, что такое "obsessive-compulsive disorder"?
Это когда, например, у человека возникает потребность встать среди ночи и сделать 200 приседаний. И так каждую ночь. С моей точки зрения это патология, а с его точки зрения -- нет. По крайней мере, он не в силах противостоять своей этой потребности. Вот так же для меня выглядит и накопительство.
Например, вы идете в лесу и видите прекрасную вазу, слишком большую, чтобы унести с собой. Вы можете полюбоваться и уйти дальше, при том, что ее, возможно, никто больше не увидит. А можете взять и разбить. Вот я уйду, а кто-то разобъет. Не потому, что я умный, а он дурак: просто мировоззрения разные. (Эта история о вазе -- полная аналогия того, как американцы своими джипами и джетами истребляют нефть без всякой необходимости, лишь по барской прихоти.)
Впрочем, кое-какая теоретическая база под накопительство протестантизм подводит, и эта база, возможно, и является причиной западного obsessive-compulsive disorderа, приведшего к этому умопомрачительному технологическому расцвету их цивилизации. База эта такова.
По протестантской теории "Предопределения судьбы" быть человеческой душе спасенной после с
мерти или нет, предопределено Богом еще до рождения этого человека. Тут сделать ничего нельзя, но узнать заранее, до смерти, очень хочется. И вот Кальвин выработал концепцию, что успешность в делах и есть тот Божий знак, что человек богоизбран.
Поэтому все и стараются добиться успеха, ибо, добившись, узнают, что они -- не твари дрожащие, а право имеют. А когда узнают, то уже и право начинают применять вовсю.
То есть протестантское накопительство является просто продуктом веры в определенные религиозные концепции о спасении души, в которые не верю я.
Возможна и другая концепция: Бог любит тебя за твои труды. (Воздаяние по делам). А для некоторых лучшая мера дела -- деньги.
Вот и копят в данном случае будущее Божье воздаяние.
У иудаистов Бог заповедал копить как средство овладения миром, который евреи, в результате, унаследуют по Божьему завету (Ветхому завету). Так что, как видите, для многих, если не для большинства, это вопрос религиозной веры.
Задаю опять наивный вопрос. То есть Вы на полном серьезе думаете, что человек, уже зарабатывающий несколько миллионов в год, встает рано утром и ложится поздно вечером, чтобы заработать плюс еще сколько-то?
Возможно, и нет. Может быть, у него мечта -- построить Огромный Экскаватор, чтобы получить творческое удовлетворение. Все же Вы вряд зададите мне вопрос более каверзный, чем задал себе я. Вопрос этот таков. Вот, например, оказалась по каким-то причинам, но вполне законно, в моей распоряжении большая сумма денег, скажем, миллиард или 10 миллиардов. И вот я, богатый такой, откладываю-таки, мерзавец, для семьи в пределах разумного -- миллионов пять (все-таки до святого мне далеко), но остальное-то человеколюбие требует употребить на благо страждущих.
А как наиболее эффективным образом употребить эти деньги на их благо?
Раздать -- неэффективно, все прожрут мгновенно. Отдать в управление?
Кому? Коррумпированному правительству?
В общем, я на эту тему еще не думал, ответа у меня нет. Если будет -- сообщу. Товарищи коммунисты и сочувствующие, у кого какие будут предложения?
И как сказал Кара-Мурза: "чужую метафизику понять невозможно, но знать о ней полезно." Вот я и пытаюсь познать не душой (невозможно), а разумом (вряд ли получится).
***
Классовые враги делятся на две категории: те, с которыми можно найти какое-то -- нет, не согласие -- но взаимопонимание, и те, у которых моральная система координат полностью инверсна твоей. С последними разговор короткий: "К стенке!"
Например, ваша душа может лежать к одной альтернативе, а моя -- к другой. И нам не переубедить друг друга. Но мы можем согласиться в том, что да, существуют только эти две альтернативы, и они действительно противоположны друг другу.
Больше всего в классовых врагах я ненавижу лицемерие, когда враг натягивает на себя шкуру, похожую на мою. Если он, под влиянием моей аргументации, согласен эту шкуру сбросить, он уже переходит в категорию врага, которого можно уважать. Если затем он признает, что в чем-то я прав, и я его уважаю, то это его признание для меня будет особенно ценно, при том, что ему крайне нежелательно это признание сделать.
Вот возьмите моего классового врага Обывателя. Ведь удалось мне найти в нем что-то вполне человеческое, хоть и спрятанное глубоко, на самом дне его джакузи. Оказалось, что и он в глубине души не чужд почтения к благородству побуждений, сочетающегося с детски-наивной верой в то, что оно всегда приносит успех, даже в капиталистических джунглях.
***
Говорят: христианство (кроме протестантизма) упивается страданием и обявляет его необходимым условием достижения царствия небесного.
Совершенно не верно.
1. Христианство, как и любое другое мировоззрение, пытается объяснить, каким образом всеблагой и вселюбящий Бог вообще страдание допускает. При этом более всего страдают люди наиболее богоугодные с христианской точки зрения, и страдают, как правило, не по своей воле. Про римскую казнь Св. Петра и Св. Павла слышали? А про распятие Св. Андрея на косом "андреевском" кресте вниз головой? А про Св.Себастьяна, привязанного к столбу и утыканного стрелами? Все это страдания отнюдь не добровольные. ЕДИНСТВЕННАЯ ДОБРОВОЛЬНАЯ СМЕРТНАЯ МУКА В ХРИСТИАНСТВЕ -- ЭТО CАМОПОЖЕРТВОВАНИЕ САМОГО ИИСУСА ХРИСТА.
Итак, если страдают прежде всего хорошие и даже богоугодные люди, и это факт исторически-объективный (конечно, "хороше
сть" людей -- понятие субъективное, но я имею в виду "хорошесть" в том смысле, как его понимает христианство), то это означает, что СТРАДАНИЕ НЕ ЕСТЬ БОЖЬЕ НАКАЗАНИЕ. Как же тогда легитимизировать страдание, как дать ему рациональное объяснение, сочетающееся с любовью Бога к людям?
На этой почве у многих крупных мыслителей -- не чета мне -- были серьезные проблемы.
У Леонида Андреева есть рассказ о православном священнике, вся жизнь которого была цепочкой несчастий одно другого ужаснее. В конце концов по его неумышленной вине погиб рабочий. И вот этот исстрадавшийся священник, пытаясь понять, почему он, столь истово верующий и столь кротко, буквально как Иов, переносивший все испытания -- почему он раз за разом становился жертвой судьбы. В конце концов он пришел к выводу, что Бог непременно вознаградит его, как он вознаградил многотерпеливого Иова. Этот вывод перешел в уверенность, что он, священник, должен быть вознагражден силой, которая позволит ему воскресить умершего рабочего.
Провал этой попытки был последний каплей -- то ли тронулся священник умом, то ли нет, но он проклял Бога.
Леонид Андреев, конечно, не бог весть какой мыслитель, но рассказ его был в русле хорошо знакомой русскому читателю идеи: нехорошо будет человеку, если он не поймет смысла страдания или, по крайней мере, так или иначе не примет страдание именно как благое Божье испытание, посланное из самых лучших побуждений.
Великим предтечей Андреева был Федор Михайлович, классик наш Достоевский, царство ему небесное. Его столь ныне излюбленная либерастами и совершенно ими извращенная фраза об "одной слезинке замученного ребенка" из "Братьев Карамазовых" все о этом же: об оправдании страдания, то есть, в конечном итоге, об оправдании Бога. Вопрос этот Yasha, очевидно, не простой, если даже Достоевский не нашел удовлетворительного ему решения.
Сейчас я в него углубляться не буду, для любознательных же сообщу, что об этом "бунте Ивана Карамазова" можно, например, найти статью у Бердяева.
2. Другая причина того, что для людей невежественных христиане могут представляться мазохистами, была затронута ниже и редактором, и уважаемой Москвичкой. Говоря просто, христианин не хочет страдания, как не хотел его и Иисус ("Боже, пусть Меня минет чаша сия..."), ХРИСТИАНИН ХОЧЕТ ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Совершенствование через страдание -- идея не только не абсурдная, но и вполне секулярная, то есть житейская, не религиозная.
Например: для совершенствования тела надо много раз поднимать штангу разными органами в разных положениях, нужно истязать себе ранним утренним подъемом и изнурительным бегом. Для укрепления иммунной системы надо прыгать в прорубь в студеный зимний день. Ведь если Вас, Yasha, бросить в студеный зимний день в прорубь, ведь Вы это назовете страшной пыткой, не правда ли? А люди --пожалуйста, делают это добровольно и даже с энтузиазмом.
Назовете ли Вы "моржей" мазохистами? Скажете ли Вы, что члены клуба зимнего купания подвержены патологической страсти к страданию? Очевидно, нет: Вы понимаете, что люди испытывают себя и счастливы оттого, что они многое могут, не говоря уже о том, что они становятся физически гораздо крепче и выносливей, что, при прочих равных условиях, гарантирует им долгую, бодрую и насыщенную жизнь.
Ну, а теперь уж совсем маленький шажок: точно так же, как тело, можно тренировать, закаливать и укреплять дух. Некоторые думают, что это можно делать самобичеванием. Некоторые -- молитвами во время лежания в гробу с клопами. По-разному думают, и не нам их судить, поскольку еще до лежания в гробу с клопами они уже обладают силой духа, о которой мы с вами и не мечтаем.
Есть мнение, что никакая другая религия на земле не объявила своим символом орудие пытки. Этот символ - не символ, прославляющий пытку, а символ избавления от этой самой крестной муки. Этот символ действительно напоминает о пытке, но ИМЕННО КАК О САМОЙ ПОСЛЕДНЕЙ ПЫТКЕ, которая была осуществлена 2000 лет назад и более не повторится, если, конечно, вы не хотите, чтобы она повторилась. Разумеется, имеется в виду не избавление от физических пыток -- об этом смотрите выше, а избавление от несравнимо более страшных пыток на том свете. Этот символ призван напоминать людям, от чего Иисус их избавил навсегда, и к кому им следует адресоваться с благодарностью.