ВРЕМЯ НАЗАД!
18-10-2002Вот уже больше семидесяти лет Россия живет в двух часах от здравого смысла
Недавно в Государственной Думе состоялись парламентские слушания о проблемах здорового образа жизни в стране. Обсуждали, как бороться с тремя главными причинами высокой смертности — алкоголизмом, курением, наркоманией. Ещё об одной важной причине — упорном нежелании России жить по поясному, природному, времени — не было сказано ни слова. Но в тот же день об этом говорили за тысячи километров от Москвы — на слушаниях в Государственной Думе Томской области. После выступлений академиков РАМН и специалистов общественных организаций, которые приводили конкретные факты губительного влияния нынешней системы времяисчисления на здоровье миллионов людей и прежде всего детей, было принято решение обратиться с соответствующим ходатайством к президенту России.
В СССР впервые на час вперёд стрелки передвинули в 1930 году. Жить по “декретному времени” нашим бабушкам и дедушкам приказали “для лучшего использования светлого времени суток” в интересах народного хозяйства. В 1981-м по той же причине было введено вдобавок “декретно-летнее время”, и вся страна с весны по осень стала пробуждаться еще на час раньше.
Ровно десять лет народ страдал молча, но в феврале 1991-го, на волне демократизации, добился-таки отмены круглогодичного “декретного времени”. Однако уже в октябре того же года тогдашние российские законодатели вернулись к брежневскому распорядку суток. А в 1996-м “летнее время” было решено продлить ещё на месяц, и желанный “зимний” час для сна россияне теперь получают не в сентябре, а в октябре.
Впрочем, двухчасовое опережение астрономического времени в весенне-летние месяцы — средняя величина. Тут многое зависит, конечно, от того, кто где живет, то есть насколько далеко или, наоборот, близко от средних меридианов часовых поясов. К примеру, жители Ижевска и Новосибирска впереди солнца на два с половиной часа, жители Санкт-Петербурга, Волгограда, Иркутска — на два, а Москвы и Курска — на полтора.
Дважды в год, весной и осенью, накануне очередного перевода часовых стрелок туда-сюда, по радио и телевидению выступают учёные мужи, которые объясняют, что человеку жить с опережением поясного времени ничуть не вредно, а экономике — полезно. И в подтверждение столь оптимистичных выводов ссылаются на данные Минздрава, РАО “ЕЭС России”, а также пример других, ну очень цивилизованных стран.
Действительно, без малого треть государств мира не признаёт природного времени. Но только с весны по осень, и разница эта составляет всего час. Ещё пять процентов стран, включая Францию, Бельгию, Нидерланды, Монако и Люксембург, зимой живут с опережением своего поясного времени на час, а летом — на все два. Круглогодичное “декретное время” появилось у них в 1940 году, по приказу гитлеровцев, которые хотели, чтобы вся оккупированная ими Европа сверялась по берлинским часам.
Почему европейцы и американцы с таким пренебрежением относятся к природному времени, — сказать не берусь. А вот какую цену за подобный волюнтаризм платят мои соотечественники, мне детально рассказали в Санкт-Петербургском комитете “За восстановление в России жизни по поясному времени”. Эта общественная организация, объединяющая учёных и медиков разных специальностей, за четыре года работы накопила на сей счет массу печальных и даже трагичных фактов. После начала “зимнего” и “летнего” времени у большинства россиян возникают так называемые десинхронозы, длящиеся от двух недель до месяца: нарушается согласованная работа систем жизнедеятельности организма, резко снижаются работоспособность, иммунитет, память, реакция. Как свидетельствуют различные социологические опросы, после весеннего перевода стрелок часов более половины граждан России (56-58%) отмечают ухудшение здоровья. В результате — всплеск дорожно-транспортных происшествий, госпитализаций и даже гибели людей. Вот итог всего одного исследования, проведенного доктором медицинских наук В. Хаснулиным во второй половине 1990-х годов в Сибири после весенних манипуляций с часовой стрелкой: в первые пять дней число несчастных случаев возросло на 11 процентов, смертей от инфаркта миокарда — на 75, самоубийств — на 66.
В дальнейшем нарушения здоровья только накапливаются. По данным Комитета, именно несоответствие “декретного” часоисчисления нашим внутренним биологическим часам ежегодно в буквальном смысле слова убивает не менее 70 тысяч россиян, что составляет примерно 12 процентов от того прироста смертности, который наблюдается в стране с 1992 года.
Вся эта необъявленная война с вечно невыспавшимся народом ведётся во имя великой цели — экономии электроэнергии.
Здесь можно бы поспорить о том, насколько морально строить экономию на людском здоровье и кто для кого — промышленность для нас или мы для промышленности? Но поскольку итог такого спора ясен заранее, перейду сразу к цифрам сберегаемого электричества. Сторонники скорейшего возврата к поясному времени утверждают, что по сравнению с общей выработкой электроэнергии всеми российскими станциями это лишь 0,5 процента или всего по 26 — 30 кВт/ч на каждую нашу бренную душу.
Однако на самом деле нет даже столь мизерной экономии. Достаточно подсчитать, насколько после каждого перевода стрелок падает производительность труда и, наоборот, возрастает число аварий, болезней, смертей, а также связанные с ними вынужденные расходы, как неминуемо обнаруживаются сплошные убытки.
Вот некоторые из многочисленных писем в Комитет “За восстановление в России жизни по поясному времени”:
- “Кто утром тащил сонных детей в садик, когда они спят на ходу, тот меня поймёт. В школу дети идут голодные, запихнуть в них завтрак в такую рань невозможно”. О.С.Боркун, мать пятерых детей, Приморский край.
- “Наша семья голосует за отмену варварского эксперимента и согласна платить по 10 руб. за “экономию электроэнергии”. Пусть только чиновники возвратят украденное время”. Семья Вакаринцевых, Москва.
- “Чрезвычайно важно время приема лекарств: одни сильнее действуют ночью, другие — днем. И сбой часов мешает успешному лечению”. Л. В. Усов, профессор фармакологии, Иркутск.
- “Сидя в высоких креслах, не посягайте хотя бы на функции Бога. Поставьте часы на место!”. Г.А.Середенко, врач-педиатр, г. Мончегорск Мурманской обл.
Неужто наши власти не ведают, что творят? Наивный вопрос. Просто надо знать, как работает всякий государственный механизм по принятию тех или иных решений. А работает он так: будь то правительство или парламент —проходит то предложение, за которым стоят деньги. В данном случае за энергетиками деньги есть, а за научной и медицинской общественностью — нет. Вот и все.