ЭПОХА ЧИППЕНДЕЙЛА
28-04-2002Не так давно, одна моя “виртуальная знакомая” - российская гражданка из штата Алабама, услышав в дискуссии имя Томас Чиппендейл, сообщила, что при переезде на новую квартиру - “избавилась от двух своих чиппендейлов”. Меня её слова изрядно позабавили: то ли дама имела в виду игрушечных героев диснеевских мультиков- Чипа и Дейла- то ли говорила о своих старых табуретках – из тех, что продаются на блошиных рынках...В любом случае, было понятно, что к знаменитому английскому мастеру Томасу Чиппендейлу фурнитура алабамской россиянки никакого отношения не имела.
Настоящие изделия знаменитого мастера украшают известные музеи: “Victoria and Albert Museum” в Лондоне, “Harewood House” в Йоркшире, Paxton House” в Шотландии. А те владельцы частных антикварных коллекций, которые хранят оригинальные работы Чиппендейла- отнюдь не спешат от них избавиться, поскольку, на крупнейших мировых аукционах такие раритеты выставляются на продажу очень редко и, по изначально -заоблачным стартовым ценам. Например, в январе 1990 г. на аукционной распродаже коллекции Говарда Джойнта (Howard Joynt), всего лишь один стул из гарнитура 1762 г. работы Томаса Чиппендейла был продан за $418,000. А на мировом аукционе “1999 World Auction”, проходившем в Рокфеллеровском центре Нью-Йорка, комод, в стиле “George III”, выполненный из красного дерева Томасом Чиппендейлом, был продан за $1,654,950.
О, времена! О, мебель! Стол, стул, буфет, комод – вещи, которые окружают нас с самого рождения и меняются с годами лишь на более современные, модные изделия, выполняющие, впрочем, те же функции, что и их предшественники. Наша мебель перидаст грядущим поколениям информацию о нас и о том времени, в которое мы жили и покупали свои “12 стульев”.
Табуретка, печь, лежанка. Раскладушка, тумбочка, трибуна. Кресло-кровать, шкаф “с антресолями”, торшер и, вот- венец творения безликого дизайна – “стенка”.
Листаем страницы истории дальше: мягкая мебель “уголок”, евроремонт и подвесные потолки, спальня “Кармен”, джакуззи... Двадцатый век встает перед глазами, “как живой”.
А вот в какое время жил тот мастер, именем которого впервые в истории дизайна – был назван стиль эпохи? Стиль “Chippendale - объединивший грациозное изящество скользящих силуэтов мебели времен правления английской королевы Анны с искусно вырезанными - характерными для рококо- причудливыми орнаментами из ракушек, более сложного французского рокайля- добавив к ним “готическую” строгость и экзотические краски, вдохновленные китайскими мотивами”. Эксперты говорят: как имя Страдивари ассоциируется с уникальными скрипками, так имя Чиппендейл – стало обозначением эпохи дизайна, пришедшей вслед за рококо - в преддверье классицизма.
Воистину, столь смелое смешение времен, столь яркие и фантастические образы дизайна, такие перспективные открытия, позволившие будущим художникам развить их в многочисленные направления и стили - могли произойти в “век бурный”: восемнадцатый.
- Ко времени рождения Томаса Чиппендейла война из-за испанского наследства, тянувшаяся между Англией и Францией в течение 13 лет (с 1701 по 1714г) была закончена.
- Шотландия объединилась с Англией.
- Великая Британская империя уже владела колониями в Северной Америке, на острове Минорка и в Гибралтаре.И, на вполне законных, по меркам своего времени, основаниях –вела в своих колониях работорговлю.
- Австрия закончила победой войну с Османской империей и получила земли северной Сербии, северной Боснии и часть Валахии.
- Россией правил прогрессивный Петр Первый.
- В Норвегии погиб ее король Карл XII. А в Великобретании скончалась королева Анна Стюарт – дочь Якова II, царствовавшая 12 лет. В стране установилось правление Ганноверской династии.
В 1718 году родился Томас Чиппендейл. Одновременно с ним – в том же году родился и аристократ Джон Монтегю – 4-й граф Сэндвичский.
Его имя тоже вошло в историю, но не искусства, а, скорее – основателя fast-food”. Английский политик XVIII века, первый лорд Адмиралтейства обессмертил свое имя привычкой перекусывать ломтями мяса, уложенными между двумя кусками хлеба - дабы для долгих церемоний принятия пищи не прерывать свое пожизненное ув
лечение – игру в карты. Однажды, в 1762году заядлый игрок, граф Сэндвичский провел за карточным столом целые сутки, питаясь одними бутербродами. Вот после этого события его знакомые, а после - и весь мир стали привычно называть их сэндвичами.
Однако же, в отличие от графа Джона Монтегю - аристократа, Томас Чиппендейл появился на свет отнюдь не в окруженье модных, по тем временам, интерьеров стиля “Королева Анна”... В семье английского столяра Чиппендейла, который жил в небольшом Йоркширском городке Отли, родился сын. 5 мая 1718 года его крестили в местной церкви и нарекли Томасом.
Родители ребенка– бедные люди, из мастеровых- мечтали, что их сын, с возрастом, продолжит столярное дело отца и станет для них достойной опорой в старости.
Ни родственники, ни соседи столяра Чиппендейла не подозревали, что его сын прославит на весь мир и имя своих предков, и небольшой Йоркширский городок, в котором родился мастер и где ему – через несколько лет после смерти - поставят памятник, назвав Томаса Чиппендейла Великим гражданином города Отли.
Как мало сохранилось информации о мастере! Например, остается тайной точная дата рождения Чиппендейла. Известно лишь, когда его крестили. Кем был его отец: плотником или столяром? Биографы не могут дать точного ответа. Да и кто в начале XVIII века мог интересоваться жизнью бедняков какого-то провинциального Отли? Подобно дате рождения мастера, истории ничего не известно и о том, как проходило детство Чиппендейла.
Нет никаких семейных хроник и портретов. Известно лишь, что Чиппендейл прожил в Отли 21 год - учился грамоте и наблюдал за работой отца, помогая ему и, со временем, постигая нехитрые секреты столярного ремесла.
В 1739г Томас покинул отчий дом и уехал из Отли в Лондон.
Там Чиппендейл вначале работал резчиком по дереву, но к 1735г молодой человек всерьез увлекся мебельным делом и довольно скоро стал ведущим краснодеревщиком эпохи, прославившись, как мастер-практик и, как автор многочисленных дизайнерских проектов. А пока Томас рос в Йоркширском Отли и делал первые шаги по ступенькам мастерства, в мире происходили важные, во многом повлиявшие на всю последующую историю цивилизации, события.
- Россия победой завершила Северную войну со Швецией и присоединила к своим землям Ингерманландию, Лифляндию, Эстляндию и часть Карелии. Петр I принял титул императора и объявил свою страну империей.
- Витус Беринг отправился в свою первую Камчатскую экспедицию в северную часть Тихого океана. Российские исследователи побывали у берегов Америки.
- Со смертью мужа- Великого Петра- на престол России вступила Екатерина Первая.
- Джонатан Свифт опубликовал свою первую книгу о путешествиях Гулливера.
- После смерти Екатерины I, в 1727 г Российским императором становится Петр II, но вскоре – в 1730г умирает от оспы и на императорском троне его сменяет Анна Иоановна “Кровавая”.
- В 1732г несметные полчища кузнечиков погубили весь урожай Японии – на острове наступил лютый голод.
- Английские врачи провели первую успешную операцию по удалению аппендикса.
- Хронометр Джона Харрисона точно установил координаты долготы.
- В Италии, в окрестностях Неаполя начались раскопки древнего Геркуланума.
- Англия заключила торговый договор с Россией. А Франция, Пруссия, Бавария, Саксония, Испания и Пьемонт вступили в коалицию в борьбе теперь уже за Австрийское наследство, оспаривая права Марии Терезии на владение Австрийской короной. Австрию поддержали Англия, Нидерланды и Россия. Началась война, продлившаяся восемь лет (1740-1748).
- Со смертью российской императрицы Анны Иоановны в стране вновь начинаются смутные времена –дворцовые перевороты: (1740-1741) правление Ивана IV Антоновича при регентстве Э.И.Бирона.Арест Э.Бирона и манифест об отрешении его от регентства. Правление матери Ивана IV Антоновича Анны Леопольдовны. В 1741г Российской императрицей становится дочь Петра I - Елизавета.
- Король Пруссии Фридрих II начинает захват приграничных территорий и развязывает Силезские войны.
- 1745-1746 В Шотландии- крупное восстание якобитов. Попытка Карла I, внука Якова II, захватить прест
ол. Его поражение при Каллодене и бегство во Францию. - Швед Андерс Целсиус изобретает стоградусный температурный масштаб
- 1748 год-Разрыв дипломатических отношений между Россией и Францией. Ахенский мир, завершивший войну за Австрийское наследство. Мария Терезия сохранила большую часть своих владений, но почти вся Силезия перешла к Пруссии.
А Томас Чиппендейл, который уже 9 лет работает в Лондоне одним из многочисленных городских столяров - празднует свое тридцатилетие.
В том же году - играет свою первую свадьбу, женившись на Кэтрин Редшоу (Catherine Redshaw). И через год, в 1749г, с рождением своего первенца, Чиппендейл открывает в Лондоне собственную мастерскую.
В середине XVIII столетия, общепринятой нормой свободы и новизны в творчестве был рококо. Архитектурные проекты, одежда модниц, интерьеры, мебель и декоративные изделия украшались причудливыми, изысканными орнаментами, состоящими из рокайльных завитков- резными и лепными узорами.
Утратив присущие барокко монументальность и размах, стиль рококо был больше обращен к удобству повседневного быта, утонченности обстановки. В убранстве помещений большую роль играли живописные панно на потолках и стенах- рельефы- маски амуров- зеркала. Прихотливым изяществом отличались изделия декоративно-прикладного искусства, мастера которого умели выявить выразительные возможности фарфора, ювелирных украшений и резьбы по дереву.
До начала XVIII века мебель изготовлялась главным образом из бука, дуба, ореха и ясеня. В 1725 году в Европу попало красное дерево, когда капитан одного английского судна привез его с Ямайки в качестве балласта. Вскоре красное дерево стало излюбленным материалом для мебельных мастеров. Одним из первых “краснодеревщиков” был Томас Чиппендейл. Тропическая древесина красного дерева, которую привозили в Англию с Кубы и Гандураса, стала использоваться повсеместно, поскольку была удобна для облицовки и податлива для инструментов резчика.
В Англии процветало огромное количество столярных предприятий, производивших мебель, основная масса которых была сосредоточена в Лондоне, на северной границе Вестминстера, в переулке Святого Мартина (St. Martin's Lane). Именно здесь в 1753г – через пять лет после своей свадьбы и поселился Томас Чиппендейл, когда успехи в продаже мебели его изготовления позволили ему расширить мастерскую.
Цех Чиппендейла был по сравнению с предприятиями соседей небольшим. Однако, для новатора, человека огромной энергии, который, более чем заурядный краснодеревщик был полностью погружен в технические аспекты своего ремесла, это было, фактически, предприятие, производившее обширный ассортимент самых разных проектов мебели, изготовленной в модных стилях рококо, который принес славу мастеру при жизни и увековечил его имя в памяти грядущих поколений.
Однако, в те времена, когда Чиппендейл только начинал свою работу в Лондоне, “генеральным направлением” в оформлении домашних интерьеров был стиль “Queen Anne”. Мебель декорировали, вырезая на ней раковины и листья. При королеве Анне Стюарт в дизайне впервые появились китайские мотивы”, а для завершения работы над мебелью мастера стали широко применять и усовершенствовать лак.
Королева Анна правила страной приблизительно с 1702г по 1714г. И в Англии начала восемнадцатого столетия с именем королевы связывали тот стиль мебели, которой присутствовал в оформлении ее дворцов, но на который она сама, кстати, никоим образом не оказывала никакого влияния.
Многие из ее придворных, государственных деятелей, и даже более бедных англичан старались подражать оформлению королевских резиденций, собирая и коллекционируя в своих домах какие-то отдельные предметы “королевской обстановки”.
В Америку, с волной иммиграции начала XVIII столетия, прибыло много английских краснодеревщиков, которые могли изготовить различную мебель для домов богатых людей, выполняя ее в стиле модных в Англии интерьеров Queen Ann”. Первые американские колонисты мастерили мебель именно так, как обучались этому на родине – в европейских странах. В 17-ом столетии американские краснодеревщики еще использовали в своих работах навыки и технологии создания средневековых форм мебели и предметов прошлой эпохи ренессанса. Но в конце XVII - начале XVIII столетий, богатые американские колонисты начали завозить в Америку мебель из самой Европы. И эти но
вые предметы интерьера были очень важны, как модели, которые копировали в своих работах американские мастера.
События, происходившие в социальной жизни общества, меняли его уклад. Появлялись новые традиции и забавы: чаепития, кофейные и игровые комнаты, для оформления которых требовались совершенно новые формы мебели. И конечно, жители английских колоний стремились перенимать быстро изменяющиеся манеры и моды своей старой Родины. Новым предметом домашнего интерьера в середине XVIII столетия, в частности, становится “шкаф-секретер”. Такие шкафы заказывали важные аристократические персоны, приближенные к правительству.
- В начале 50х годов 18 столетия Англия присоединяется к русско-австрийскому союзу.
- Разрыв дипломатических отношений между Россией и Пруссией. Образование противоборствующих англо-прусского и франко-австрийского союзов.
- Американец – выдающийся политический деятель и ученый -Бенджамин Франклин начинает свои опыты с электричеством, проводя рискованные эксперименты во время грозы.
- В Англии, на основе коллекций Хенса Слоана (Hans Sloane), которые он завещал передать государству после своей смерти, основаны Британский Музей и Библиотека.
Английский средний класс остро нуждался в качественной, модной мебели, соответствующей возрастающему уровню благосостояния населения.
В 1754г Томас Чиппендейл публикует свою книгу “Gentleman and Cabinet-maker's Director” (“Указатель для клиентов и краснодеревщиков”) - роскошный каталог, в который помещает 160 гравюр и первое описание пяти классических направлений в архитектуре, которые он применил для создания мебели.
Вообще, своеобразие английской мебели XVIII столетия, самым характерным мастером которой был Чиппендейл, во многом обязано тесной связи мастеров-мебельщиков с архитекторами, которая особенно усилилась во второй половине XVIII в. Это явление способствовало единому решению интерьера, а также наложило свою печать на дизайн мебельных изделий с точки зрения большего понимания пропорциональных соотношений и характера отбора декоративных элементов.
Первое издание “Указателя” Чиппендейла было собранием коллекции мебели “Gothick, Chinese, and modern Tastes” (“Готические, Китайские и современные Вкусы”) Хотя, на самом деле, гравюры каталога иллюстрировали полный диапазон всех стилей мебели той эпохи и объясняли появление экзотических мотивов в ее дизайне. В “словарь рококо” были добавлены китайские и готические элементы, которые часто смешивались, воплощаясь в фантастических образах новых моделей мастера. Это иллюстрированное собрание проектов мебели рококо, созданных Томасом Чиппендейлом, оказало огромное влияние на мастеров Европы и Америки, поскольку, являлось первым всесторонним каталогом домашней мебели, а так же - первой инструкцией по ее дизайну. Каталог Чиппендейла служил своеобразным катализатором тенденций стилей XVIII века. Американцы, поощряемые интересом англичан к работе своего мастера, поспешили последовать за новой модой. И вскоре американские мастера стали успешно воспроизводить предметы в стиле “Queen Anne”, “Chippendale” и более поздних направлений английского дизайна.
Долгие годы “Указатель” Чиппендейла оставался наиболее влиятельным руководством для мастеров и заказчиков. Появление новых методов производства и передовой для того времени технологии позволили краснодеревщикам в неограниченных количествах воспроизводить проекты, представленные в этой замечательной книге Чиппендейла. Успех ее у специалистов и читателей был настолько велик, что понятие “Chippendale” стало основным для, фактически, всей мебели, изготовленной из красного дерева в середине XVIII века. Сам же Чиппендейл до конца своей жизни оставался одним из многих бизнесменов и краснодеревщиков с улицы Сен.Мартин, из мастерской которого в 1750-1775 гг выходила качественная, модная мебель. “Указатель” же был по сути – уменьшенным собранием проектов мебели, разнообразные стили которой были доступны дворянству в середине XVIII века.
Тридцать лет- с 1750 по 1780 гг- в английском мебельном дизайне главенствовал стиль “Chippendale”. После появления первого издания “Указателя” - эта книга принесла мастеру популярность и славу. Мебель, созданная по эскизам Чиппендейла, была прочной, долговечной и комфортабельной. Еще при жизни Чиппендейл достиг более высокой известности, чем любой другой английский дизайнер и, несомненно, его работы оплачивались по более высоким счетам, чем на самом деле стоили. Его книга, которую по праву можно назвать так же и первым торговым каталогом, сделала огромную рекламу проектам Чиппендейла. В американской Вирджинии, Томас Джефферсон (будущий президент США), интересовавшийся не только политикой, но всеми новыми веяниями в общественной жизни, приобрел копию второго издания “Указателя” Чиппендейла (в настоящее время эта книга хранится в собрании “Jefferson Collection” Библиотеки Конгресса США).
За первой публикацией “Указателя для клиентов и краснодеревщиков” Томаса Чиппендейла последовала вторая - дополненная новыми гравюрами и проектами, что более, чем стимулировало появление новых модных направлений – эта книга немедленно вызвала соревнование между дизайнерами. В 1750г, Томас Джонсон (до тех пор неизвестный Лондонский резчик по дереву) опубликовал серию гравюр сюрреалистического дизайна, которые включали большое разнообразие и богатство декоративных мотивов. В орнаментах отделки мебели появились сюжеты из басен Эзопа; металлические кружева; искусно вырезанные на красном дереве фонтаны и струящиеся водопады. Среди привычных украшений рококо - листьев и деревянных завитушек, возникли китайские иероглифы, фигурки животных и птиц, маски, дельфины, бабочки и кузнечики. Увядающему английскому рококо словно перелили свежую кровь.
Чиппендейл никогда не повторялся в своих проектах. Каждый из его заказчиков приобретал уникальные модели, существовавшие лишь в одном экземпляре. Мебельный цех Чиппендейла занимался не только производством отдельных фурнитурных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори - все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением мастерской Томаса. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в ее работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме (часы, гардинное полотно, зеркала и т. д.).
Главным заказчиком и покровителем Чиппендейла был английский аристократ сэр Джилберт Хескот (Sir Gilbert Heathcote). По его заказу Чиппендейл поставлял мебель для резиденции Хескота – “Норменшон Холл” (Normanton Hall, Rutland) и для его городских домов в Фулхэме (Fulham) и на площади Гросвенор (Grosvenor Square). Даже для церемонии похорон своей матери сэр Джилберт заказал стулья в мастерской Чиппендейла.
Любимым материалом Чиппендейла было темное, до блеска отполированное, неокрашенное красное дерево. Он был прекрасным резчиком и любил украшать свою мебель искусным орнаментом. Часто мебель инкрустировалась различными фигурными декорациями: листьями, раковинами, и запутанными готическими узорами; “китайской решеткой”; лентами; различными мотивами рококо, заимствованными у мебели эпохи Луи XV.
Однако, в отличие от изделий французских мастеров рококо, мебель Чиппендейла была очень целесообразна и практична. В середине XVIII столетия. Чиппендейл довел до совершенства формы целого ряда мебельных изделий, разработал новые типы, некоторые из которых дошли до нас без существенных изменений. Например, большинство ранних английских книжных шкафов были созданы архитекторами и встроены в стены. К счастью для нас, такие дизайнеры как Хэпплвайт, Чиппендейл и архитектор Адам сделали шкафы отдельными предметами обстановки. Английские шкафы и сейчас просто незаменимы для библиофилов: большое пространство для хранения книг, элегантные пропорции, удобно расположенные полки из красного, палисандрового, или атласного дерева, покрытые черным или зеленым лаком и декорированные рисунками или медными инкрустациями. Не зря же Томаса Чиппендейла окрестили Королем Функциональности, поскольку мастер создавал удобные и красивые предметы, но без “приторных” - излишних украшательств.
Лучшими проектами Томаса Чиппендейла эксперты считают его стулья и кресла с резными, “ленточными” спинками. Причем, формы спинок отличались большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадывались силуэты изящной скрипки или высокой вазы. С неисчерпаемой выдумкой мастер варьировал ленточные орнаменты; трельяжи; узоры, образованные комбинациями С-образных элементов. Для ножек стульев Чиппендейла характерна изогнутая форма, с вырезанной “ступней” в форме птичьей лапки, орлиными когтями сжимающей шар. Иногда орлиные когти заменялись львиной лапой или просто наплывом.
Все типы мебели, изготовленной искусным мастером - изумительны: от обыкновенных умывальников до великолепных книжных шкафов, столов, диванов, часов, отделок для церковных органов, кроватей с четырьмя декоративными колоннами, зеркал, обеденных, кофейных и ломберных столиков. Для украшения этих предметов использовалось такое огромное разнообразие декоративных мотивов, что, по признанию специалистов -очень трудно как-то упорядочить или классифицировать их.
- В 1755г начинается Англо-французская борьба за господство в Северной Америке
- Известного авантюриста Джованни Казанову в Венеции заключают в тюрьму за шпионаж
- Французский кардинал Де Ришелье изобретёл майонез
- В 1756-1763 - Англия с Пруссией подписывают Уайтхоллский договор, направленный против Франции, России и Австрии. Начинается Семилетняя война между Австрией, Францией, Россией, Испанией, Саксонией, Швецией, с одной стороны, и Пруссией, Великобританией (в унии с Ганновером) и Португалией — с другой.
- Французская Канада сдается Британской военной силе под командованием Джеймса Волфа.
- 1761 г. На Российский престол вступает император Петр III.
С 1760г в работах Чиппендейла начинает ощущаться сильное влияние архитектора, исповедовавшего классицизм в искусстве - Роберта Адама, с которым Чиппендейл совместно работал над несколькими крупными проектами: Дом лорда Хервуда (Harewood House) и Монастырь Ностелл (Nostell Priory). Классические модели мебели архитектора Адама были изумительно просты. Именно они повлияли на развитие русских мебельных форм в конце XVIII - начале XIX вв. Постоянным же партнером Чиппендейла был обойщик мебели Джеймс Ренни (James Rannie), а когда Ранни умер его работу продолжил один из бывших подмастерьев Ренни - Томас Хейг (Thomas Haig), который и стал деловым компаньоном Чиппендейла.
В 1762 г фирма по изготовлению мебели “Ince and Mayhew” публикует альбом своих дизайнерских проектов: “The Universal System of Household Furniture” (“Универсальная Система Домашней Мебели”), намереваясь конкурировать с каталогами Томаса Джонсона и Чиппендейла. Однако в том же самом году выходит третий тираж “Указателя” Чиппендейла, включивший уже 105 новых гравюр, что доказало популярность именно его дизайнерских проектов. Новые гравюры Чиппендейла прозрачно намекали на возникшие изменения в моде XVIII века. Появились некоторые классические веяния: прочность, основательность, величие. Стали пользоваться все большей популярностью такие декоративные украшения, как головы титанов и классических греческих божеств, львиные лапы и лавровые венки.
- В начале 60х годов 18 столетия на Российский престол вступает Великая Екатерина II.
- В 1763 Парижский мирный договор (Версальский мир) завершил семилетнюю войну. Англия получила от Франции Канаду, Восточную Луизиану, острова Доминика, Сент-Винсент, Гренаду, Тобаго (Вест-Индия); от Испании - Флориду, остров Минорку, острова в Восточной Индии. Испания получила от Франции Западную Луизиану.
- Изобретена механическая прядильная машина, что спровоцировало первые восстания движения луддитов. Принимается Закон о введении смертной казни за разрушение машин.
- Джеймс Кук отправляется в экспедицию к южной части Тихого океана.
- Россия празднует победу Г.Потемкина над турецкой армией, разбитой при Фокшанах. Десант А.Ганнибала берет турецкую крепость Наварин. Уничтожение турецкого флота в Чесменском сражении. Победа при Ларге и Кагуле. Выход русских войск к Дунаю. Взятие Бендер. Прорыв армии В.М.Долгорукова через Перекоп и взятие Крыма. А.Суворов побеждает польских конфедератов в сражении при Столовичах.
В конце 1766г английский коллекционер и предприниматель Джеймс Кристи (James Christie) открывает фирму аукционной распродажи.
Свой Лондонский аукционный дом Кристи предложил молодым, талантливым художникам для выставки-продажи их работ. В число близких друзей Кристи входили люди, чьи имена остались в бессмертной памяти истории и искусства: Джошуа Рейнолдз (Joshua Reynolds), Томас Гейнсборо (написавший знаменитый портрет аукционера Джеймса Кристи, который сейчас находится в коллекции музея “The J. Paul Getty Museum” в Лос-Анджелесе). Известно, что одним из лучших друзей Кристи был и Томас Чиппендейл, чьи работы выставлялись на аукционные распродажи и продавались за огромные по тем временам суммы. В XVIII-XIX столетии аукционы Кристи считались самыми крупными, респектабельными и, как следствие- самыми дорогими предприятиями, собиравшими коллекционеров со всего мира. Известно, что Кристи был косвенно знаком и с Российской императрицей Екатериной Второй, как с одной из своих великих клиенток, которая на его аукционе, через своих агентов, приобрела, в частности, коллекцию картин сира Роберта Уолпола (Sir Robert Walpole). Эти картины вошли в основу коллекции музея “Эрмитаж”. Кроме этих картин Екатерина скупила на пятидневной аукционной распродаже все полотна мастерской сэра Джошуа Рейнолда (Sir Joshua Reynold). Разумеется, великая росийская модница не могла обойти вниманием и изделия Томаса Чиппендейла. Но покупала их не как произведения искусства, а отдавая дань новой английской моде, поскольку, оформляла свои апартаменты соответственно европейским вкусам.
Воздушная фантазия рококо достигла кульминационного момента своего развития. Критики начали высказываться против его экстравагантных извилистых форм и требовать возвращение к благородному, более трезвому классицизму. Реакция против рококо сфокусировалась на переоценке наследия классической старины. Еще в 1738 году начались первые раскопки древнеримского города Геркуланум, разрушенного извержением Везувия и в 1755г появилась новая научная археологическая информация о том периоде. С публикациями роскошно иллюстрированных изданий, она стала общедоступна. К этому времени интерес к рококо уже окончательно ослаб, и дизайнеры переключили свое внимание на выполнение новых заказов своих клиентов, желавших оформлять свои дома в стиле рациональной элегантности классических проектов.
- 1770г - Джеймс Кук провозглашает Австралию Английской территорией.
- Вольтер в те же времена пишет: “Если бы Бога не существовало, его бы следовало изобрести”.
- 1775 год. Умерла Елизавета Тараканова, авантюристка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы.
В 1772 году умирает жена Чиппендейла- Кетрин и через три года после ее смерти в 1775г Томас вступает в повторный брак, женившись на Элизабет Дэвис (Elizabeth Davis).
В моду входят изделия другого знаменитого лондонского мастера-краснодеревщика Джорджа Хепплвайта. Хепплвайт был лидером оппозиции в дизайне - отвергающей “приторные деликатесы” и вычурные линии домашней обстановки. С 1760г в мебельном дизайне начинается период “Hepplewhite”.
Третьим великим именем в английском дизайне домашней мебели - равным по величине Чиппендейлу и Хепплвайту - называют Шератона. Родившийся в 1751 г Томас Шератон (Thomas Sheraton) был самоучкой во многих областях самой разнообразной деятельности. Он был и проповедником, и ученым; писал религиозные трактаты и изучал математику. Шератон прибыл в Лондон в 1790г из Стоктона-на-Тисе (Durham), и уже в 1791г - издал книгу “The Cabinet-Maker and Upholsterer's Drawing Book” (“Книга рисунков для обойщиков мебели и краснодеревщиков”). Шератон разработал множество проектов различной мебели, которые воплотили в жизнь другие мастера. Ведущее критики того времени вменяли в вину Шератону, что сам он не участвовал в процессе создания какой-либо мебели по его проектам. Однако, после публикации его книги, влияние Шератона в мире дизайна стало огромным, хотя идеи для своих проектов он заимствовал практически у всех известных мастеров XVIII века. Тем не менее, именно его именем назвали новый стиль смешения дизайнов – “Sheraton”.
Американские мастера, как обычно- с удовольствием применили проекты Шератона в своих работах, стараясь исполнить их настолько хорошо, насколько это вообще было возможно. В Филадельфии группа дизайнеров объединилась в группу “Пенсильванцы”, творческая работа которой концентрировалась на воспроизведении домашней фурнитуры по английским проектам, выполненным в стиле “Hepplewhite” и “Sheraton”.
Эксперты считают, что существует две различные категории, в которые попадает мебель, выполненная в стиле “Queen Anne”, “Chippendale”, “Hepplewhite” и “Sheraton” - английская и американская. Не то, чтобы между изделиями мастеров Англии и Америки была особенная разница, однако, в основном, английские варианты этих стилей отличаются намного большей сложностью и изяществом исполнения по сравнению с американскими копиями. Причина в том, что более квалифицированные и искусные мастера жили в Англии, где и создавали свои проекты, которые – после - повторяли их американские коллеги. Многие идеи в изготовлении американской мебели были позаимствованы у английских мастеров. Однако, новые веяния достигали американского континента с некоторой задержкой: “крик” Европейской моды доносился до Америки не ранее, чем через 20 лет. Поэтому так трудно современным экспертам классифицировать стили американской мебели. Они получали свое название в честь английских и французских монархов, а так же – знаменитых европейских мастеров-дизайнеров, двигаясь постепенно к единому, доминирующему - классическому стилю.
70-е гг 18 столетия:
- 1773г. Северной Америке – акция протеста против имперской политики Великобритании, известная, как “Бостонское чаепитие”
- Иоганн Вольфганг Гете пишет “Страдания юного Вертера”
- 1775-1783 - война за независимость в Северной Америке
- 1776 - Декларация Независимости США
- Дэвид Бушнелл впервые пытается безуспешно испытать модель субмарины
- Адам Смит публикует “Богатство нации”.
- 1778 Начало войны между Францией и Великобританией из - за союза Франции с США. Испания за свой нейтралитет попросила Гибралтар и получив отказ, также вступила в войну против Великобритании.
13 ноября 1779 в Лондоне умер Томас Чиппендейл. Один из его одиннадцати детей, тоже носивший имя Томас (1749–1829), стал преемником отца и с успехом продолжал его дело в течение более сорока лет работая вместе с мастером Томасом Хэйгом.
Множество экземпляров удивительно-прекрасной мебели 18 столетия во все времена приписывалось авторству Чиппендейла, имя которого стало хрестоматийным в истории искусства. Однако, при тщательной проверке оказывалось, что оригинальной работе мастера принадлежат из них лишь единицы. Проекты Чиппендейла во множестве копировались мастерами разных стран, а его рекоммендациями из каталога “Gentleman and Cabinet-Maker's Director” пользовались, как в Европе, так и в Северной Америке. Но, даже в тех случаях, когда какие-то изделия уверенно определяются экспертами, как производство мастерской великого английского дизайнера, все равно нельзя сказать наверняка, что непосредственно сам Чиппендейл работал над их созданьем. Поскольку фирма Чиппендейла имела множество клиентов, в ней работало много профессиональных мастеров, которые выполняли наибольший объем производства.
Эксперты считают, что Чиппендейл отнюдь не изобрел новый стиль, а, скорее, явился новатором, легко и свободно применявшим в своих работах фантазию, вдохновленную новыми экзотическими мотивами и событиями, происходившими в XVIII веке. Однако...почему-то ни один из современных мастеров не менее бурного XX столетия не удостоился той чести - представлять свою эпоху в истории хотя бы мебельного дизайна...
Paxton House, The Borders Scotland (Pvt.)
Работы Чиппендейла, выставлявшиеся на аукционах “Christies”
Коллекции работ Чиппендейла: