АРАБСКИЕ РЕЗОНЫ

22-09-2002


Дауд эль-АламиДоктор Дауд эль-Алами происходит из влиятельной палестинской семьи. Он родился в Иерусалиме, учился в Египте,окончил Каирский университет со степенью доктора права и некоторое время занимался юридической практикой, а затем посвятил себя академическим исследованиям. В течение ряда лет он работал в Кентском университете (Кентербери), Оксфорде, университете Эль-Эль-Бэйт в Иордании, Уэльском университете (Лемпитер). Пламенный борец за дело палестинцев, он критически относится к политике как Израиля, так и палестинских лидеров.

Цивилизация западного мира в большой степени основана на иудейско-христианской традиции. Возможно, ныне религия и не играет такой важной роли в общественной жизни, как у предыдущих поколений. Но западная культура пропитана ею, копирует ее и там, где это очевидно, и там, где мы этого не осознаем. До середины XX века, да и в наши дни Европа и Новый Свет довольствуются фольклорными преданиями нескольких семитских племен. Они постоянно переписываются и пересказываются без каких-либо хронологических привязок, заучиваются в школе и преподносятся как подлинные документы истории западной культуры. Одновременно настоящую историю Святой Земли знают поверхностно, исходя в первую очередь из романтических легенд о крестоносцах раннего Средневековья, почерпнутых из школьных учебников истории и романов типа “Айвенго”.

С чем обычно не желают считаться, так это с тем, что история еврейской Палестины в действительности закончилась в 137 году н. э. До середины двадцатого столетия на протяжении восемнадцати веков в Палестине не было еврейского большинства. По иронии истории, одно из самых значительных событий XX века, повлекшее за собой разрушение строя жизни и изгнание оседлого исконного населения, основывается на фольклорных легендах. Конечно, эти легенды жизненно необходимы для культурной идентификации еврейского народа, но невозможно оправдывать ими колонизацию густо населенной страны в то самое время, когда весь остальной мир сбрасывает иго колониализма.

Одно дело - - вера, традиции, жажда возвращения на духовную родину, лелеемые на протяжении веков, но совсем другое дело -- суровая реальность восемнадцати столетий. Непостижимо, можно ли в какой-либо другой области человеческого существования повернуть часы назад на два тысячелетия?

На протяжении истории еврейские племена не были единственными народами, которые были завоеваны, побеждены, рассеяны. Мировая история -бесконечные завоевания и миграции- их трудно проследить и распутать.

Моя точка зрения не принимает во внимание моральный аспект расселения как таковой. Палестина могла бы легко принять большое (но не бесконечное) число поселенцев, приди они просто жить и работать рука об руку с местным населением и развиваться как специфическая община, не ставящая перед собой никаких амбициозных целей. Евреи приобрели большое количество земли совершенно законным путем, и это никем не оспаривается. Но покупка земли в другой стране не означает, что на ее территории должно быть создано новое государство. Оттоманская империя, частью которой была Палестина во время опубликования декларации Бальфура, на протяжении столетий предоставляла убежище евреям, в том числе испанским сефардам, бежавшим от реконкисты* и инквизиции. Однако существует громадная разница между потоком иммигрантов, состоящим из ищущих спасение беженцев, и планомерным захватом и этнической чисткой населенной земли.

Свое мнение о законности декларации Бальфура я обосновываю тем, что она была опубликована до введения мандата. Палестина не принадлежала Великобритании- никаких законных британских властей в Палестине не было.

Британские войска всего лишь вторглись в Палестину. Более того, еврейский народ не был субъектом международного права- он не являлся (и не является) юридическим лицом и, следовательно, не может быть частью международного соглашения. Муса Маззави писал в своей книге “Палестина и право”, что потребовалось много столетий, пока международное право избавилось от различного рода религиозных наслоений- ведь даже в 1960-х годах Государственный департамент США недвусмысленно дал понять, что он не признает еврейский народ юридическим лицом. Тем более не было ли это пустым звуком во время опубликования декларации Бальфура? По какому праву англичане вообразили, что они могут в 1917 году предлагать территорию другой
страны слабоочерченной религиозно-этнической Труппе, представляемой сговорившимися или нет (не имеет значения), сами себя назначившими (не демократически избранными) богатыми бизнесменами, способными благодаря своей финансовой мощи влиять на политику собственной страны и на международные дела.

Декларация Бальфура приобрела де-факто юридическое значение, когда она стала составной частью Британского мандата, введенного для управления Палестиной. Это открывает широкий простор для дебатов по вопросу о законности британского правления в Палестине. Палестинцы не призывали англичан править ими, англичане сами захватили бразды правления в Палестине. Евреи были представлены в британском правительстве, в то время как палестинцы были всего лишь местным населением Среднего Востока, где переплетались интересы Великобритании и Франции. Продолжая твердить, что непримиримыми являются не евреи, а арабы, вы только хотите сказать, что коренное население, низшая раса, должно делать то, что прикажут белые хозяева.

Я не могу согласиться с тем, что ужасы Второй мировой войны подтверждают законность требований сионистов. Создание государства по системе апартеида, каким является Израиль, стало решительной победой идеологии раздельного существования, проповедуемой нацистами. Не заложена ли в самой концепции еврейского государства идея доведенной до предела дискриминации?

Очевидно, что создание государства, основанного на религии и расовой чистоте в густо населенной стране, может произойти только путем этнической чистки. Государство, образованное людьми, которые сами были жертвами преследований, построило институты религиозной и этнической дискриминации, невозможные ныне ни в одной другой стране.

Ответ Холокосту должен прозвучать, и он прозвучал в странах Запада: Никогда в будущем мы не позволим, чтобы это повторилось”. Современные евреи не являются жертвами государственной дискриминации. Они религиозная (социальная) этническая группа или ряд подобных групп под одним общим зонтиком наряду с прочими бесчисленными религиозными, социальными, этническими группами. На ужасы еврейского опыта не бросает тень утверждение, что в прошлом не только евреи подвергались дискриминации, преследованиям и даже геноциду. Масштаб Холокоста почти за пределами человеческого разумения, но ведь были и другие жертвы: цыгане, гомосексуалисты, физически и умственно неполноценные. В памяти ныне живущих есть еще примеры геноцида- достаточно сказать о Камбодже и Руанде. Черное население США пережило рабство и беспредельное унижение человеческой личности. Американские негры и сейчас еще подвергаются дискриминации и не имеет “равных возможностей в гораздо большей степени, чем евреи, но они не требуют репатриации на свою черную родину, а, наоборот, борются и отвоевывают гражданские свободы, добиваются равенства перед законом, стремясь стать полноправными членами мультикультурного общества.

Даже если мы согласимся с концепцией еврейского государства, будет ли оно “землей обетованной”, безопасной гаванью для всех евреев?

Достаточно посмотреть на отношение, с каким сталкиваются восточные евреи со стороны своих европейских “братьев по вере”. Кажется, они сами стали антисемитами. В 1950-х и 1960-х годах сразу же после приветственных речей по прибытии евреев со Среднего Востока опрыскивали ДДТ, заставляли снять традиционную одежду, забыть свою культуру, загоняли в гетто, использовали на грязных и низкооплачиваемых работах, промывали мозги их детям и всячески старались сделать их соответствующими национальному, точнее, европейскому стандарту. Не слишком ли далеко это от того, что евреи мечтали обрести на Святой Земле?

Никто не будет отрицать, что еврейский народ стремится к миру и безопасности, но в современном мире подлинная безопасность не обеспечивается только сооружением крепостей, постоянным поддержанием военного превосходства и вооружением автоматическим оружием гражданского населения- ее можно достигнуть, лишь восстановив справедливость и признав, что другие люди имеют такие же права. Поощрять непрекращающуюся иммиграцию и смотреть сквозь пальцы на упорное строительство незаконных новых поселений на палестинской земле означает выставлять “мирный процесс” на посмешище.

Палестинцам ясно, что громко декларируемое стремление Израиля к миру не что иное, как пустые слова, рассчитанные на то,

Положение таково потому, что закон это
й страны, первоначально бывший ответом на религиозную и этническую дискриминацию, предусматривает право на возвращение”. Это значит, что евреи из любого уголка мира имеют право переселиться в Израиль. Иммигранты, ищущие безопасный приют, не должны стать жертвами дискриминации или преследований. Одновременно коренное население было изгнано и рассеяно по ближним странам. Сотни тысяч остаются беженцами и людьми без гражданства. Общее число палестинской диаспоры в регионе равняется четырем миллионам. У них нет “права на возвращение”. Может ли это послужить основанием справедливого общества?

С палестинской точки зрения, израильтяне, евреи вне Израиля и, разумеется, весь мир уже забыли или не желают задуматься о том, что было сделано с палестинцами. Как могут евреи, все равно, живущие на Святой Земле или нет, народ, претерпевший столько мучений на протяжении веков, даже представить себе, находясь в здравом уме, что создание еврейского государства может быть достигнуто за счет изгнания и мук другого народа?

Вы обвиняете палестинцев в том, что они сопротивляются приходу нового чуждого населения, обуреваемого колониальными амбициями- но кто в данном случае агрессор и кто жертва? В любом ином историческом контексте на палестинцев смотрели бы как на “борцов за свободу”, защищающих свою родину. Некогда они были палестинцами, живущими на земле своих предков, занимающимися собственными делами- вдруг их землю захватывают европейцы, и они, если их не изгоняют, превращаются в “арабов Израиля”.

Где же их человеческие права? Где их право на самоопределение, которое у них отняли еще до того, как они его обрели? Палестинцы не имеют подлинного представительства в ООН и не могут полагаться на ее авторитет. Не воспользуются авторитетом ООН для того, чтобы просто отдать густо населенные территории колонизаторам? Это тревожная перспектива.

Арабы прекрасно знают о резне европейских евреев во время Второй мировой войны- ни у кого и в мыслях нет, чтобы ужасы, пережитые еврейским народом в двадцатом столетии, повторились. Но почему платой за спасение одного народа должно быть разорение другого? Ведь организовали Холокост не арабы, а европейцы, с которыми евреи жили вместе на протяжении веков. Почему же арабы должны платить такую цену? Жертва становится палачом. Тактика террора, включая резню, подобную учиненной в Дейр-Яссине, была использована для того, чтобы согнать палестинцев со своей земли.

Подлинная причина неразрешимости ситуации состоит в том, что не соблюдается принцип равенства на игровом поле. Вы говорите о дискриминации евреев, но вглядитесь в образ нецивилизованного араба, каким он предстает в западной культуре. Этот образ настолько искажен и зловещ, что его невозможно сопоставить ни с евреем, ни с представителем какой-либо еще этнической группы. Израиль рисуется как цивилизованная европейская страна в окружении полных ненависти варваров. Израильтяне могут ходить с оружием по одной стороне улицы, а палестинцы по другой не могут. Примет ли мировое сообщество в свою среду обладающее ядерным арсеналом Палестинское государство, граждане которого вооружены автоматами М16? Почему созданная завоевателями страна-колонизатор обладает полными правами в ООН, а коренное население захваченной страны, лишенное гражданства, изнемогающее в долголетней борьбе за равноправие, вынуждено вымаливать минимум из того, что имеют другие народы? Если палестинцы будут “хорошо себя вести” на протяжении приблизительно двадцати лет, народ, который распоряжается ими, возможно, придет к выводу, что им можно предоставить ограниченную государственность в собственной стране.

Таково наше будущее. Большая часть арабского мира приняла как свершившийся факт существование государства Израиль и готова сотрудничать с ним. Однако это не означает, что несправедливости, совершенные над палестинским народом, могут быть просто перечеркнуты. Израильтяне должны осознать, что палестинцы имеют те же права, какими они сами пользуются в настоящее время- причиненные им муки должны быть искуплены. Пережившие Холокост их потомки и сторонники требуют возмещения утраченной собственности и финансовой компенсации за период более чем пятьдесят лет. Более того, они выслеживают и привлекают к суду военных преступников и тех, кто виновен в преступлениях против человечности, без ограничения времени и места.

Этим самым они создают реальные прецеденты, которые однажды, если не будут

полностью компенсированы страдания палестинцев, возможно, напомнят о зле, причиненном палестинскому народу.

Право на возвращение есть у палестинцев так же, как оно есть у евреев. Можно ли во всеуслышание объявить, что любой еврей, где бы он ни жил, может поселиться в Палестине, а затем сказать: “Очевидно, что на Святой Земле невозможно массовое расселение палестинцев?”

Территория не может быть отрезана у других Согласилась бы какая-нибудь европейская страна на такое суверенных стран. предложение? Позволила бы, к примеру, Германия или Италия отрезать части их территории для расселения боснийских или косовских беженцев на основании того, что все они европейцы? Арабские страны долгое время несут ношу палестинских беженцев, и такое предложение является еще одним новым оскорблением. Палестинцам не нужна территория чужой страны; они хотят только то, что им принадлежит.

Израильтяне и палестинцы не уживутся в мире до тех пор, пока не станут равными в правах и пока израильтяне будут сохранять за собой главенствующее положение. Будет ли одна страна или две страны, но палестинцы и израильтяне должны иметь одинаковые юридические, гражданские и демократические права и равные возможности. Это естественные права человека, их нельзя всего лишь даровать из милости, если Израиль найдет это нужным.

Комментарии

Добавить изображение