КРАСНОЯРСКАЯ "ЗАГОГУЛИНА"
06-10-2002
Игорь Олейник - директор Института стратегий развития и национальной безопасности
Скандал с отменой результатов выборов губернатора Красноярского края грянул как гром среди ясного неба. Причем не только для избирателей, но даже … для самих членов краевой избирательной комиссии. На заседаниях крайизбиркома в среду, 25 сентября и пятницу 27 сентября не звучало никаких намеков на дезавуирование результатов второго тура и отмене инагурации Хлопонина, намеченной на 10 октября. Потому что оснований в виде жалоб на неправомерные действия в комиссии на тот момент еще не было. Доклады по красноярской ситуации не вызывали ровно никакого беспокойства у председателя Центризбиркома Александра Вешнякова, и он спокойно вылетел за границу проводить свой отпуск. Не подозревая, что придется всего через два дня срочно вернуться в Россию.
Ничто не предвещало бури даже днем в субботу. А в воскресение, презрев свое законное право на выходные, члены комиссии вдруг ни с того не с сего резко собираются на внеочередное заседание и всего за шесть минут (!!!) принимают решение об аннулировании результатов выборов. Очевидно, что во второй половине субботы большинству членов крайизбиркома было сделано настолько “авторитетное” и комплексное предложение, что от него им было отказаться себе дороже. При всем понимании опасности его последствий для своей дальнейшей карьеры.
Кто же дал команду 10 членам Красноярского крайизбиркома на коллективное запоздалое прозрение?
На первый взгляд, в повторных выборах губернатора заинтересован проигравший кандидат Александр Усс. Но это не так. Регион входит в зиму плохо подготовленным, и можно смело утверждать, что на повторных выборах все недовольство избирателей будет направлено против тех, кто искусственно продлил период безвластия в крае. А Александр Хлопонин на повторных выборах, скорее всего, покажет еще более высокий результат, поскольку будет выглядеть лидером, которому мешают осуществить в крае обещанный мощный экономический рывок”. Инициаторы аннулирования не успеют за полгода подготовить и раскрутить эффективную альтернативу Хлопонину, чтобы помешать его новой победе.
Усс честолюбив, но отнюдь не глуп. Он наверняка отдает себе отчет в том, что участие в повторных выборах для него равносильно участию в собственных политических похоронах и потому сейчас всячески дистанционируется от подозрений в причастности к организации этого скандала.
Можно, конечно, предположить, что Усс, имеющий сильное влияние на крайизборком и находящийся в приятельских отношениях с руководителями комиссии, на шестой день после исхода выборов вдруг проснулся от апатии и решил напоследок “пукнуть в борщ” победителю выборов. Но эта гипотеза предполагает очень уж высокий уровень неадекватности поведения – ведь эта “психологическая разгрузка” почти наверняка обернется для спикера Законодательного собрания разгоном местного избиркома и потерей лояльных ему членов комиссии. А это явно не тот “Париж”, который “стоит мессы”.
Есть еще один персонаж с весьма авторитетным влиянием на крайизбирком – Анатолий Быков, весьма активно светившийся во время губернаторской кампании на стороне Усса. Вплоть до того, что 20 августа на открытии соревнованиях “Сибириада” в красноярском Дворце спорта он демонстративно занял место на VIP -трибуне, предназначенное для представителя президента РФ в Сибирском округе Леонида Драчевского. Интересно, что сразу после первого тура выборов, в котором лидировал Усс, “бригадиры” Быкова поспешили известить “подкрышных” им предпринимателей о том, что бывший сельский физрук возвращает себе былые позиции в крае.
В принципе, можно рассматривать в качестве гипотезы, что за решением комиссии стоит пиар-акция околокриминальных кругов. Стиль и скорость, с которыми были построены в нужный порядок члены избиркома, позволяет это предположить. Но это опять-таки означает высокую степень неадекватности и политической близорукости недавнего сидельца изолятора в Лефортово.
На такую несвоевременную дерзость в глаза федеральному центру получивший столько неприятностей в последнее время Быков может решиться только под давлением заказчика с сильными позициями на федеральном уровне.
По телевидению звучала версия о том, что странное решение избиркома спровоцировало зая
вление Хлопонина о том, что КРАЗ платит по сравнению с “Норникелем” вопиюще мало налогов и после его победы эта экономическая несправедливость будет устранена. Но этот тезис Хлопонин озвучивал с самого начала своей избирательной кампании и само по себе это обстоятельство никак не объясняет запоздалую горячку заказчика скандального решения крайизбиркому.
Каких результатов добивались инициаторы аннулирования?
Вряд ли они всерьез рассчитывали, что Кремль не задушит в зародыше опасный прецедент и позволит провести повторные выборы. Очевидно, что федеральный центр будет воспринимать красноярский скандал как попытку открыть за счет госбюджета “ящик Пандоры”, чреватый в самом ближайшем будущем массовым оспариванием легитимности результатов выборов на всех или почти всех уровнях вертикали власти в России. Никто в Москве, разумеется, не будет ввергать всю страну в хаос безвластия ради установления объективности результатов волеизлияния избирателей одного из 89 субъектов Федерации.
Бредовыми выглядят и состоявшиеся в последние дни вбросы информации о якобы имеющихся у Путина планах исключения как Хлопонина, так и Уса из числа претендентов на губернаторское кресло за допущенные в предвыборной борьбе нарушения. Не стоит забывать, что 70% краевых налогов идет от “Норникеля”, и отстранение концерна от победы на губернаторских выборах чревато весьма серьзными политическими для федерального центра последствиями. Никто не может помешать Потанину на следующий день после подтверждения недействительности результатов губернаторских выборов провести сверхубедительный по своим резутатам референдум относительно выхода Таймыра из состава Красноярского края с полным обвалом краевой налоговой базы. А после этого откроется новый “ящик Пандоры”, связанный с пересмотром “снизу” административных границ внутри Российской Федерации.
Очевидно одно – инициаторы дезавуирования красноярских выборов заинтересованы в извлечении дивидендов из нестабильности власти в Красноярском крае, а может быть и на федеральном уровне. С огромной долей вероятности можно утверждать, что заказчиков следует искать среди ведущих акционеров Красноярского алюминиевого завода. При этом не стоит сбрасывать со счетом и упорные слухи о том, что Татьяна Дьяченко разместила немалую часть активов ельцинской семьи в “Базовом элементе” Олега Дерипаски. В Красноярске широко распространено мнение, что Усс получил благословение окружения экс-президента России на своей недавней встрече с Валентином Юмашевым.
Так или иначе, но внешняя абсурдность и запоздалость реакции уж больно напоминает стиль знаменитых “загогулин” широко известного по недавним временам политического персонажа.