ГОВОРЯЩИЕ И МОЛЧАЩИЕ В INTERNET
13-10-2002Автору уже не раз приходилось выражать изумление говорливостью населения Сети.
Лишь недавно он понял, что имеет дело с антропологичеким феноменом, не учтенным покамест никакими учеными, ни даже Зигизмундом Фрейдом. Если реакция читателей "Лебедя" будет положительной, автор оформит сей очерк в виде заявки на Нобелевский грант.
До сих пор считалось, что людским множеством правят голод и любовь. Опровергнуть этого не сумел сам Иисус Христос и потерпел поражение, адекватное замыслу. Попытки коммунистических режимов отучить человека от его тварных ветхозаветных привычек тоже ни к чему не привели и закончились большой капиталистической жрачкой по обе стороны океана и разгулом порнографии в мировой Сети.
Но благодаря той же Сети обозначился еще один базовый человеческий инстинкт: потребность говорить. Более того, у некоторых он оказался преобладающим. "Бей, но дай высказаться" - вот его библейское обозначение, лозунг и апокриф.
Библейские пророки, впрочем, входя в новое собрание, спрашивали, можно ли им говорить. В большинстве случаев благородное собрание изгоняло их пинками – и правильно делало: оборванные, нечесаные, не знающие культурного обхождения (и подозреваем, что сильно пьющие), они смотрелись в цивилизованном греко-римском мире косноязычными варварами неведомо с каких берегов. Потребовались столетия, чтобы питомцы гнезда Христова обучились цивилизованным манерам, обзавелись собственными риторами, грамматиками, писателями и даже академиями наук - и завоевали Pax Romana.
Читатель, тебе это ничего не напоминает? Вот именно: нищий, матерящийся, пролетарский Интернет - не есть ли он аналог первой главы Священной истории?
Когда автор сего впервые посетил пределы Сети, он впал в неописуемый восторг. "Вот она, - думалось ему, - вторая христианская революция! Вот кто начертает на мировой скрижали новые письмена. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! "На чешуе жестяной рыбы пишите зовы новых губ!" и лупите ими в книжников и фарисеев, расширяющих за счет Сороса воскрилия своих одежд и гонящих заказную гонорарную чепуху!
Увы. При ближайшем знакомстве "люди Сети" оказались не огненными пророками, а вялеными воблами с соответствующими органами речи и устройством головы, но при этом амбициозными, завистливыми и сварливыми.
Это просто поразительно: лучшие умы человечества создали мировую Скрижаль - и вручили ее охлосу, не замедлившему забраться на нее с ногами, чтобы поливать оттуда цивилизованное меньшинство бессмысленным стебом и спамом.
Посетите Гостевые книги "Тенета-Ринет" "ЛИМБа","ЛИТО" – а лучше не надо.
Просто ужас, что там творится! Стада прыщавых онанистов с утра до вечера и с вечера до утра сандалят со служебных компьютеров матерные послания "urbi et orbi", пользуясь доверчивостью вышестоящих дядь и тёть. Автор сего сунулся было туда с благородными увещеваниями и получил единодушный отлуп: "Гы-гы, во, дает дядя. С утра, наверное, принял, дядя. Отцепись от нас. Мы здесь живем."
Ну, и х-р с вами. Живите в своем болоте и творите собственных болотных кумиров. О вас была написана харизматическая филиппика"Поэты лунного света", но куда вам до библейских архетипов и богов! Отряхаю прах со своих ног и впредь не намерен освещать всю эту косноязычную "сорокиниану", если только сам Леонид Делицынлично (и не за бесплатно!) не попросит об этом.
Кстати, о Сорокине. Сей половозрелый либертин, кажется, всерьёз решил, что он п и с а т е л ь , а не резиновое изделие Марата Гельмана и американских спецслужб. Судя по конфиденциальной информации, Сорокина все-таки посадят. Но не в то скорбное узилище, где дышат тени Достоевского, Чернышевского, Солженицына, а в заурядную тюремную кутузку, набитую реальными, а не виртуальными гомосеками. Пожелаем нашему Владику сберечь собственную попку от тамошних Оскар Уайльдов и возвратимся "на первое", а именно на говорливцев Сети.
Они были всегда. В любом человеческом поколении рождается определенный процент особей, которых хлебом не корми, на бабу не клади, и вообще, "бей, но дай высказаться". В гуттенберговскую эпоху таких содержали под цензурным присмотром и допускали к трибуне лишь тех, кто прошел проверку на образованность, социальную компенсированность, гражданскую ответственность и многое другое, из чего складывается понятие культуры.
Как вдруг – р-раз! все ограничения были сняты, и гуманитарное пространст
во заполнилось полчищами неофитов электронного призыва.
Ожидалось обновления основ, надписей "мене, текел, фарес!" и вообще, прилета птицы Каган. Получился же парад дилетантов и выставка прописных банальностей времен Очакова и завоеванья Крыма.
Как это, у Салтыкова-Щедрина: "Мы думали, он наш край блеском кровопролитиев воспрославят, а он, на тебе, чижика съел..."
Ибо "человек Сети" предстал занудой, который не то что новых истин не возвестит, но и старые переврет по причине неумения расставлять запятые. В девятнадцатом веке от его имени говорил тургеневский Базаров и герои Чернышевского – и как говорили! - но вот получил слово он сам и заполнил километровые простыни Internet цитатами из "Молодого международного придурка".
К тому же он оказался на редкость злобным. Состоявшиеся репутации вызывают у него завистливую сыпь. Есть такой литератор и публицист, смертельный друг автора сего, Дмитрий Быков. Во-первых, пользуюсь случаем, чтобы при всем честном народе попросить у Быкова извинения за предыдущие наезды. Они состоялись во времена первичного знакомства с Интернетом, когда автор пылал революционными надеждами на "мировую деревню" и ее Скрижаль.
С тех пор у автора достало трезвости признать себя восторженным ослом, а Дмитрия Быкова.., короче: "Дмитрий, я был неправ".
Так вот, стоило Быкову появиться в Сети, как местные авторитеты обрушили на него тонны косноязычной ругани и добились лишь того, что означенный литератор зарекся иметь с ними какие бы то ни было гуттенберговские дела.
Или возьмем венского отшельника, "полковника и зсквайра" Iouli Андреева. Ущербные персонажи его укоризн не поленились добраться до сайта Национального Венского университета и с торжеством доложить собранию, что Андреев, оказывается, никакой не профессор, а "лектор" с аудиторной нагрузкой два часа в неделю!
Такие же разыскания были предприняты по поводу служебного статуса редакторов "Лебедя", "Русского Переплета" и вашего покорного слуги. Выяснилось: никакие не профессора, а жалкие доцентишки, пребывающие на половинах и четвертях ставки.
Казалось бы, ну и что?
С точки зрения сетевого прола, очень даже что. Ибо неприязнь к степеням и званиям парадокасально уживается в его одноклеточной башке с подобострастным отношением к этим же официальным званиям и должностям.
Изгнанный с означенных сайтов, он собрался в обиженные толпы на страницах "Русского Журнала" и стал стучать оттуда на доцентов с кандидатами их непосредственному начальству. Тьфу!
Но не все так безнадежно в электронном мире. Время от времени автор получает от своих виртуальных корреспондентов письма, светлые, как слеза. Как далеки эти письма от круглосуточного ржания, царящего в Internet! Так и видишь за ними ясноглазых юношей и девушек, ищущих в Сети не славы, но правды. Они попросту не воспринимают царящей там разнузданности нравов и слов - всего того, что Набоков называл "орущим общим местом", а Тургенев "бешенством сплетни". Воистину, у чистого всё чисто, а у нечистого даже чистое нечисто.
Некоторые из них присылают автору свои литературные опыты. Они целомудренны в прямом и переносном смысле этого слова. Они не поражают ни затейливостью содержания, ни изысками слога, но в них столько искренности, доверчивой распахнутости миру, что сжимается сердце. Пишите, дорогие мои, не убирайте ладони со лба! "Ибо все вы – сыны света и сыны дня", и последняя надежда российской словесности, превратившейся сегодня в срам и блуд, в повальную ерофеевщину и сорокинщину.
Но знаете, что ответил один из "молчащих в Сети", когда автор посоветовал ему послать свой рассказ на какой-нибудь из литературных сетевых конкурсов, а лучше все сразу?
Он ответил недоуменным :"Но зачем?"
И что возразишь на это?
Из "Избранного" Iouli Андрева: "Благодаря Интернету человечество обнаружило, что оно на 90 % состоит из идиотов". Да, но зато обнаружилось, что 10 % таковыми не являются и именно они предпочитают молчать и слушать.
Ибо говорение в Internet отдает неуловимым распутством. Оно не требует от нас мыслительного и стилевого усилия. Оно есть медь звенящая и кимвал бряцающий. Автор сего несколько раз включался в интеренетовские баталии, но после этого долго сгорал от стыда и колотил себя по голове клавиатурой, а почему? А потому что ощущал себя в числе вот этих 90 процентов.
Христос учил: "да да, нет – нет, остальное от
лукавого".
Интернет мог бы стать чеканом мировой культуры, а превратился в отхожее место, в обиталище всего, что есть в человеке нечистого.
Iouli Андреева мы уже цитировали, а вот что сказал об Интернете Христос:
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит-
Тогда говорнт: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед, находит его незанятым, выметенным и убранным-
Тогда идет и берет с собою семь других духов ,злейших себя, и вошедши, живут там- и бывает для человека того последнее хуже первого."
Dixi. Автор посыпает голову пеплом, полощет горло, чистит зубы и клянется в течение ближайшей недели ни на каких интернетовских сайтах не появляться.