ЯЙЦЕГОЛОВЫЕ И IDIOTAE

17-11-2002

Мао-Дзе-Дун: “Много будешь читать –
императором не станешь.”

Валерий СердюченкоУф-ф.

Автор сего уже устал разоблачать эту интеллигентскую поросль, но сделает это в предпоследний раз:

Вчера автору исполнилась очередная сумма лет. По этому поводу он произвел плановую чистку домашней библиотеки и сократил её до трех единиц: Библии, цитатника Мао-Дзе-Дуна и бутылки коньяка. А потому что всё, что человечество сказало, говорит и еще будет сказать, автору уже представляется более менее ясным. “Есть главное, а есть самое главное”, - учил Достоевский. Чем дольше шествуешь по тропе жизни, тем сильнее убеждаешься во вторичности абсолютного большинства людских представлений и вер. Лев Толстой не кокетничал, когда, достигнув вершин премудрости, какая другим во сне не снилась, разменял её на истины, простые, как мычание. В “Холстомере он стал высказываться от имени лошади, а в рассказе “Три дерева” - вообще от имени ботанического существа.

Среднеарифметический интеллигент так не может. Его голова забита культурным вторсырьем. Полагая, что глаголет выстраданные истины, он цитирует последний номер “Московского комсомольца” или твердит зады академика Сахарова, что одно и то же. Он – пустоцвет, “образованец”. Точнее не скажешь. Это просто поразительно, насколько далека интеллигенция от первичных знаменателей жизни. Еда, жилище, тепло в очаге никогда не становятся предметом её преимущественного внимания. Она вся в заботах о балканской политике, проблемах коренного населения Антарктиды и судьбе буквы “ять в русском алфавите. Тысячи тысяч образованцев толкутся с утра до вечера и с вечера до утра в Гостевых книгах Internet, поражая друг друга открытиями выеденного яйца. Рядом проистекает живая жизнь, она переливается тысячей красок, пахнет гудроном и мятой, плещет озерной щукой, стучит в окно голубиным клювом, шуршит домашним ежиком и накрахмаленным фартуком выпускного бала, из единого комочка земли вырастает сладчайшая клубника и неслыханной злости перец - ничего этого среднестатистический интеллигент не видит и не слышит.

Он в размышлениях о том, чем загрузил его тиражированную голову упомянутый МК”. Обратил ли ты внимание, читатель, что в Интернете нет смертей, горести, болезней? Грусть, задушевное признание, отчаяние одиночества не принимаются в Интернете. Там в цене исключительно трагическая участь птицы Дронт-Дуду в большевистских застенках и прочий интеллигентский набор.

Простолюдину голова дадена, чтобы ею есть. А интеллигенту?

Чтобы ею разговаривать. Но не ищите в этих разговорах “самого главного”.

Интеллигентское сознание вторично по определению. Помните пословицу: “Баба что мешок: что положат, то несёт”? Смело ставьте вместо “бабы” - “интеллигента”, и смысл пословицы не изменится.

На даче у автора сего второй месяц работают два местных мужика. Ей-Богу, с ними интереснее, чем с яйцеголовыми гуманитариями.

Один – угрюмый мизантроп, изъясняется в основном междометиями, но пашет, как автомат, и просит за сделанное, не при нём будь сказано, сущую копейку.

Другой – нарцистический говорун из тех, кто тащит любое одеяло на себя, весь в жалобах, капризах и сетованиях на несправедливость жизни, но в работе тоже безотказен и сноровист. Их производственное напарничество завершается каждый вечер обоюдным рефреном: “Я з тим Петром (Миколою) бильш працювати не буду”. Мирить Миколу и Петра – сложная задача, заканчивающаяся, однако, по ходу выпитого, объятиями и клятвами верности “пану замовнику”, то есть вашему покорному слуге. Ваш покорный слуга тоже весь в опилках и строительном мусоре уже целый год. Но когда кончается рабочий день какая беспримесное наслаждение распить с этими ребятами “стремянный” стакан, натопить печку и под завывания ранней ноябрьской въюги завалиться спать!

- Миколе! У чому ти бачишь сенс свого життя?
- Як у чому? Народитись, пропрацювати, як проклятому, до останньої хвилини, а потім померти.

С некоторых пор слова Миколы стали для автора единственной и абсолютной истиной. Но отнюдь не убийственной! Напротив: как только преисполняешься ею, становится легче жить. Ей-Богу, читатель, я не шучу и не потешаю тебя парадоксами. Микола и Лев Толстой – вот мои главные учителя на сегодня. И тот и другой глядят в корень и не сбивают с толку себя и других книжными байками.

А вот еще:
В младые годы автор служил командиро
м караульного взвода на Чукотке. Но что караулил взвод автора? Аэродром стратегических бомбардировщиков, круглосуточно барражировавших над Беринговым проливом и берегами Аляски. Аэродром был укомплектован собственным ГУЛАГом для круглосуточной чистки многокилометровых взлетных трасс. Каждое утро ваш покорный слуга при свете полярного сияния и хрусте звезд выводил заключенных на работу. Спокойно, без паники: никаких литературных ужасов типа “Верного Руслана”. Нормальная трудовая и абсолютно здоровая с гигиенической точки зрения жизнь.

Так вот, все пахали, как в “Одном дне Ивана Денисовича”, а один нет. Он был, видите ли, “из политических” и вызывал дружную ярость у остальной команды. Он постоянно доставал автора, наивного краснощекого лейтенанта, разговорами о его советской подлости и предложениями подписать по этому поводу какую-то хартию. Автор слушал, разиня рот, пока не раздавалось единодушное: “Да пошел он на х..й! Интеллигент х..ев. Ни х..я не делает, только языком болтает”. То есть один к одному воспроизводился сюжет “Записок из Мертвого дома” Достоевского. Там, если читатель помнит, такая же враждебная стена воздвиглась между “просто” заключенными и надменными поляками, попавшими в Сибирь за свои оранжерейные шляхетские выдумки.

Кто-нибудь из здесь присутствующих бывал в ГУЛАге? На сто пятьдесят процентов уверен, что нет. Все предпочитают рассуждать о нем по литературным выкройкам Георгия Владимова, тоже, между прочим, ни в каких лагерях не сидевшего. А вот Александр Солженицын в “Иване Денисовиче неожиданно для самого себя воспел ГУЛАГ, как союз бодрости, здоровья и труда, пожалев добрых слов лишь для единственного персонажа, а именно для Цезаря, бывшего кинорежиссера, следовательно, болтуна и бездельника.

Итак, вот она, сермяжная, она же посконная, домотканая и изначальная библейская правда: интеллигент, диссидент и разный прочий инсургент есть плесень на стволе жизни. Он подобен тому народцу из “Конька-Горбунка”, что поселился на спине у спящего Рыбы-Кита, стал строить дома, дороги, проводить границы и вообще развел целую цивилизацию, но кит однажды пошевелился, и вся эта цивилизация разлетелась в прах.

Iouli Андреев, Главный бес Сети: “Благодаря Интернету человечество обнаружило, что оно на 90 процентов состоит из идиотов.

Автор чуть не упал со стула от смеха, когда прочитал это. Но потом стал возражать: в Интернете толчется не человечество, а его яйцеголовое меньшинство.

Вот из него-то и составляются эти девяносто процентов.

- А остальные десять?
- Это мы с тобой, читатель. Нас на мякине не проведешь. Все кругом дураки, одни мы умные. Мы – обладатели подлинного, неразменного знания. Мы люди света. От нас исходит экзистенциальное сияние. Мы прошли все науки, а также Крым, Рим и медные трубы, и вот, поняли, что в мире есть только две правды: звездное небо над нами и нравственный закон в нас. Остальное благоглупости, ложные сущности и чепуха. Дай руку, виртуальный друг, и покинем эту ярмарку говорящих голов.

Впрочем, нет, задержимся еше немного. Подопрем щеку рукой и понаблюдаем:

Вот покосившийся дед, старая перечница, рассказывает уже второй год неизвестно кому и для чего историю своей жизни. А вот шкодливый юнец, получивший уникальную возможность покрыть старших матом и не быть за это выпоротым. Графоманы всех мастей и сортов мечут в отсутствующего читателя килобайты своих романов. В “Русском Переплете” толкут воду в ступе косноязычные патриоты. В другом углу столпились вездесущие эмигранты.

Причина собрания? Разумеется же, национальный вопрос, еврейский вопрос и вопрос всех вопросов: “Почему я так складно говорю, а меня никто не слушает?”
Вот именно, почему?

А потому что “складно говорить” не значит говорить умно, и вообще, “говорящий – несовершенен”. Богу (и каждому из нас) угоден именно внимающий. Хотите стать любимцами миллионов? Молчите и слушайте. И тогда именно вокруг вас станут собираться ораторствующие толпы и даже платить, кормить и поить вас за это. Впрочем, слушать тоже необязательно. Достаточно время от времени кивать головою.

Как-то в Интернете автор наткнулся на маленькое лингвистическое исследование: оказывается, древнеримская социология выделяла из гражданской массы максимально далеких от власти, людей "ни в чем не повинных". И далее: Древние называли таких idiotae, "идиотами": в первоначальном смысле это слово означает "сугубо
частное лицо", в противоположность "человеку политическому".
(Дмитрий Крылов. “Освобождение от идиотизма”.)

Замечательно, правда? Это не те идиоты, из которых, по Андрееву, состоит сетевое большинство. А совсем наоборот, молчаливые и адекватные. Таким idiotae считает себя и автор этих строк, чем гордится и призывает примкнуть к нему всех присутствующих. А zoon politicon, “человека политического” вовсе не надо. Он – ненастоящий. От его дыхания не запотевает стекло и не наливаются соски у женщин. Он будет твердить либеральные истины, пока в его дом не придет чеченец, не приставит лбом к стенке и не вставит в зад капсюль от взывпакета. Такое, между прочим, уже происходило во времена октябрьской революции и то и дело происходит сейчас: чеченским полевым командирам не понравились четыре миссионера, прибывшие к ним для обучения телефонной грамоте, и просвещенный телевизионный мир с ужасом обнаружил этих цивилизаторов в виде бледных трупов с приставленными к туловищу головами.

Но интеллигентам не докажешь. Они до пяток опутаны страстями по поводу Ганди, поехавшего в Данди. Они подобны блаженным баранам, твердящим либеральные истины за минуту до жертвенного костра. В их голове дважды и трижды разулись подлинные начальники жизни. Они вертят ими так и этак, подсовывают свои хитрые партитуры, и интеллигенция поет, пустая голова, с чужого голоса, уверенная, что это её собственный. Обращусь к ней, пожалуй:

“Дор-рогие мои, хорошие! Перестаньте глаголать глаголаемое и уберите ладони со лба. Оставьте свою бессонную клавиатуру и займитесь делом, а именно ремонтом квартиры и засолкой огурцов на зиму. И тогда вы почувствуете, как хорошо и правильно быть idiotae.”

P. S. О впечатлениях и достигнутых результатах прошу сообщить по адресу: val_serd@mail.lviv.ua

11.11.2002

Комментарии

Добавить изображение