"КЛАРНЕТ ПРОБИТ, ТРУБА ПОМЯТА…"
08-12-2002Дмитрий Горбатов - Москва, - Tuesday, November 26, 2002 at 05:45:53 (CST)
Уважаемый Дмитрий.
Вы неосмотрительно ответили на мой пост. Будь я на Вашем месте - не стал бы связываться, как это мудро сделали другие участники недавней околомузыкальной перепалки. Что ж - теперь Вам придется прочитать еще и вот это.
Начнем с того, что ссоры и конфликты - естественные составляющие общения. Их разрешению учатся с детства. В каком-то возрасте еще допустимо бежать к воспитательнице и, размазывая сопли грязными кулаками, выклянчивать наказания обидчика. Предполагается, однако же, что взрослый образованный дяденька должен уметь решать эту проблему сам, не взывая к модераторам, а найдя силы посмеяться над ситуацией в целом, и над собой в частности.
Вы увидели в моем обращении к Вам со дискуссанты - недоброжелательность.
Не испытывал. Не имел в виду. Не хотел. Не собирался. Посмотрите внимательно - ее там нет. Если отсутствие восхищения воспринимается Вами как недоброжелательность, тогда - да. Найди Вы там раздражение или может быть даже насмешку - тут трудно возразить. Реакция людей на выступление Гусь-буковского музыкального ансамбля Вам бы немножко стала понятна, если б удалось посмотреть на себя со стороны. Но это не всегда просто. Я Вам помогу.
Пример 1. Представьте себе, что Вы сидите дома, слушаете прекрасную музыку и наслаждаетесь ею. Вдруг с улицы раздаются душераздирающие кошачьи вопли - несколько котов сцепились в клубок и дерут друг друга, летит шерсть, кто-где не разобрать. Ваши действия, Дмитрий? Будете собирать свидетельские показания, выясняя, кто первый начал? Или наймете эксперта, который разберет - где порода, а кто тут прямо с помойки? Я обращаю Ваше внимание на то, что пока Вы думаете, музыка продолжает играть без Вас и драка продолжается. Подсказываю Вам хорошее решение - возьмите ведро с водой и вылейте его на сцепившихся котов. Они сразу же потеряют интерес друг к другу и займутся собой.
Пример 2. Представьте себе выставку, ну ... тех же котов.
Все своих любимцев причесывают и ласкают, показывают с гордостью. Но тут вваливается группа ветеринаров-профессионалов и заявляет, что истинная кошачья сущность - внутри кота, и более того - всем ее знать и видеть необходимо. Срочно. Что мы сейчас и исправим. Дайте-ка сюда вашего котика, мадам...
Вы думаете - я преувеличиваю. Поверьте мне - я сильно сдерживаюсь.
Или же Вы считаете, что занимаетесь Высокой Культурой, и прочим остается лишь внимать благоговейно. Выросшие в бывшем Союзе и впрямь иногда думают, что культура - то, чем занимается соответствующее министерство. Должен Вас огорчить - это не так. И недавнее (пару-тройку недель назад), удачно выставленное Обывателем, фото входной доски в это заведение вполне адекватно отражает перечень услуг, которое оно оказывает российскому государству и его народонаселению.
Узурпация слова “культура” околомузыкальными и прочими подобными институтами как бы автоматически выписывает их персоналу свидетельство о Принадлежности. И лишает таковой всех прочих. Тогда как культура, прежде всего то, что составляет и определяет форму всех наших действий. И в нее входит все. И улыбка-приветствие незнакомому человеку, и готовность сказать спасибо” и “извините”. И готовность уступить. И музыка, вся вместе взятая, займет здесь от силы пол-процента. Культура аргументации. Культура слушать и слышать. Культура соотнесения самооценки и своей реальной роли в историческом процессе. Понимания различия между академической полемикой и дружеским разговором. Чувство места, уместности и меры. Умение увидеть себя со стороны, поставить себя на место другого. Чувство юмора, черт возьми. И при этом уметь остаться собой.
Я уже писал - то, что слышат исполнитель и слушатель - разное, хотя бы по чисто физическим причинам. И это главное, что надо понять. Тогда может быть и не стоит открывать книги по акустике. Вы, правда, утверждаете, что акустику изучали в консерватории, но из того, что Вам так и не донесли, что такое амплитуда гармоники, я делаю вывод, что учебники желали оставлять лучшего. Заподозрить Вас, Дмитрий, в неусердности - выше моих возможностей. Но - вернемся к восприятию музыки. Оно настолько индивидуально, что говорить об объективных критериях здесь опасно. Слишком много факторов.
Скорость передачи нервных импульсов, длина конечностей, темперамент. Хотите, или не хотите, а музыку воспринимает весь организм
. Какой тон затронет чей внутренний резонанс. Почему иногда хочется услышать звуки фуги ре-минор, иногда – “Blue Moon”, а иногда “Sixteen tons”? Или же - Томми Стила, Ению или Майкла Камило. А иногда хочется тишины. Почему-то я думаю, что кроме первого из перечисления, все остальное Вам, Дмитрий, не просто не нравится - неизвестно. Я надеюсь, что ошибаюсь. Но самое главное в восприятии - те эмоциональные резонансы, те связующие ассоциации, которые переплетают звуки музыки с нашим собственным уникальным состоянием, с нашей историей, событиями нашей жизни. И их практически невозможно оценивать объективно. Остается только уважать пристрастия и чувства других.
А гены. Народная музыка, в гораздо большей степени определяет и представляет культуру нации, чем все ее композиторы вместе взятые. Небесность ирландских напевов, полные страстей мексиканские кансионе, роковая отчаянность цыганского романса, воодушевленность грузинских хоровых песен, ритмы африканских там-тамов... Вы понимаете - как они различны? Вы понимаете, что это неспроста? Вы понимаете, о чем я, Дмитрий? Или же Вы думаете, что пора выехать в Гвинею, чтобы донести до местного населения Настоящую Музыку - Стравинского и Вагнера? Как бы Вас там не зажарили в благодарном изумлении.
Я не имею сомнений в Вашем профессионализме и эрудированности в области классической музыки. Равно как я уверен в аналогичных качествах всех участников недавней музыкальной “дискуссии” (прошу здесь отдать должное моей деликатности). Но я, тем не менее, считаю, что вам еще далековато до хорошего умения вести полемику, по крайней мере, на эту тему. Вы гг., не обращая ни на кого внимания, всех своей склокой достали и перешли границы. Вынудив вылить на вас ведро воды. Обсыхайте. Недоброжелательности нет. Есть доброжелательность. Равно как симпатия и уважение ко всем участникам дискуссии. За профессионализм, в первую очередь.
Должен признаться, что меня иногда забирает сомнение - могут ли профессионалы свободно отдаться впечатлению от музыки или живописи. Можно ли доверять их суждениям. Не слишком ли застревает их внимание на технике и деталях. Авторитетах. Правилах.
Ваше стремление к следованию правилам и канонам понятно. Но давайте не забывать, что все правила временны и условны. Даже в физических законах фундаментально угнездилась вероятность. Я к тому, что запятые, скажем, важны при формулировке определений и в юридических документах - там, где есть требование однозначности. Требование правильности расстановок запятых от других - недостаток воспитания - той же культуры. Непонимание того, что вербальная коммуникация - полифонична по природе своей, равно как она личностна - индивидуальна. В этом ее ценность и богатство. Нечеткость формулировок отражает состояние говорящего. Если Вам непонятно, у Вас есть возможность попросить уточнения. Но нет у Вас права потрясать правилами, говоря, что Вы лучше знаете как надо. Вспомните, что живой язык первичен, а ваши правила за ними вприпрыжку не поспешают. Утверждаю, что в 99 случаях из ста я знаю, как надо расставлять запятые согласно правилам. Но я этого не делаю. Лишние запятые иссушают текст. Живой голос не слышен. Темп не тот. Я ставлю запятую там, где возникает естественная пауза моей речи, где перехватывается дыхание. Неопределенность, сомнение - естественная часть нашего бытия. И им должно быть место и в тексте. Функция языка (текста) - коммуникация. В частности, дать информацию о состоянии. И для этого есть разные пути. Обрыв предложения. Пауза... Несогласования. "Это что-то особенного”. Я понимаю Вас Дмитрий - Вас так учили. Профессиональная деформация. Меня тоже учили.
Главный урок - быть собой. И признавать это право за другими.
Я не призываю к анархии в письме. Правила надо знать. Но надо иметь и внутреннюю свободу создавать свои индивидуальные правила. И пользоваться ими.
Шести лет мой сын попал в американскую школу. Через год учебы мне попалось на глаза одно из его заданий. Метод незаконченных предложений, когда было предложено начало “Самое главное во мне есть то...”, которое предлагалось продолжить. Он написал – “ ..., что я есть я, а не кто-либо другой”. Прошло много лет, вот скоро он приедет домой на каникулы из колледжа. Готовится стать физиком. Но именно то знание, а не математику с историей и литературой, я и он считаем наиболее важным из усвоенных им за эти годы.
Хотелось бы Вам пожелать провести пару лет в окрестностях Беркли, проникнуться тамошней толерантностью и вообще любовью к жизни. Вот, скажем, спросили бы Вас там о роде Ваших занятий, а Вы бы с жаром и чистосердечно признались, что Вас давно волнует тема “Особенности восприятия творчества Вагнера в условиях срочной эвакуации по причине интенсивного торошения и подвижек плавающих льдов”. И в ответ услышали бы - “That's great. Just relax. Enjoy yourself”. Адекватный перевод этих фраз требует привлечения ненормативной лексики, но поскольку погон я не ношу, то остается надеяться на Вашу догадливость. И, главное, Вы увидели и оценили бы живительную силу различий - эту созидающую разность потенциалов. Дающих жизни цвет и многомерность. Делающих ее интересной.
Just relax. Enjoy yourself.
Искренне желающий Вам со дискуссанты добра,
grump