У ИСТОКОВ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕНИЙ
29-12-2002
Заметки непрофессионала, или искусство терять читателей
[Окончание. Начало . Продолжение. ]
Дискуссии с Богом
Моисей, как мы знаем, обладал монополией на беседы с Богом. В редких случаях Бог удостаивал других смертных чести слышать Его слова. А если уж такое случалось, то это никогда не принимало формы диалога. Большей частью Его слова были недоступны пониманию. В Книге Исход, 20:18-19 народ, внимая гласу Божьему, услышал только “звук трубный на фоне грома и пламени и горы дымящейся. Те, из нас, кому случилось видеть извергающийся вулкан, звук этот поняли бы, а израильский народ не понял и попросил Моисея быть переводчиком: “говори ты с нами, и мы будем слушать”.
Были ли личные беседы Моисея со Всевышним почтительным вниманием послушного и ничтожного раба к словам Всемогущего Владыки?
По их взаимному положению во вселенской иерархии иначе и не могло быть, не правда ли? Их разделяла дистанция куда большая, чем рядового солдата и маршала.
Моисей же не только смел возражать Богу, но и переубеждать Его, заставлял соглашаться с точкой зрения самого Моисея. Это Его-то, Всевидящего, Которому открыто прошлое и будущее?
Обратимся к первоисточнику и перечтём ещё раз, как это происходило. Книга Чисел, 14:11-20: “И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? Поражу его язвою и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его”.
Моисей, будучи тогда уже в весьма преклонном возрасте, должен был засомневаться, что задача воспроизведения многочисленного потомства, даже при наличии достаточного количества Ефиоплянок, будет легко выполнимой. По этой ли, по другой ли причине, но он стал отговаривать Бога и нашёл убедительные резоны. Как следует подумав, он привёл такой аргумент: “…услышат Египтяне… и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и скажут: “Господь не смог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне”.
И Всемогущий Творец вселенной дрогнул перед лицом такой угрозы. Он тут же сказал: “прощаю по слову твоему”. Но поторопился добавить: Но жив Я, и славы Господней полна вся земля”.
Так мудрый Моисей спас своё племя и позволил Господу избежать презрения египтян.
Ситуация, при которой смертный находит чисто человеческие аргументы и указывает Богу на те психологические моменты, который Он, очевидно, не предвидел, настолько юмористична, что автору трудно удержаться от некоторого ёрничанья.
Можно себе представить, что Моисей созвал израильтян на очередное собрание и объявил примерно так: “Народ, мы тут только что закончили совещание с Господом. Плохие новости. Есть мнение, что вы распустились окончательно и в грехах своих погрязли. В общем, довели вы Его, прямо сегодня не в Себе был. Сначала просто хотел вас тут всех поразить язвой и вообще истребить. Да что там вас истребить, и детей ваших хотел наказать до третьего и четвёртого рода. Вот, прямо на завтра язву и назначил, на 9 утра. Но я, Мойшэ, тут с Ним немножко поговорил, я Его слабые места знаю. В общем, пока удалось отсрочить наказание.
Ну, пришлось мне слегка покривить совестью, поручиться за вас своим именем, пообещать, что вы больше грешить не будете, так вы меня, ребята, не подводите. В следующий раз аргументов может и не хватить”.
Обрезание, суббота, кошерная пища
Моисей понимал, что он не вечен и спешил создать стройное и ёмкое законоуложение, в котором содержались бы предписания и правила на все случаи жизни. Моисей успел создать 613 законов (The Compete Idiot’s Guide, стр. 48).
Многие из этих законов были предназначены для облегчения жизни людей. Например, обрезание. Это не было нововведением Моисея или отличительной чертой израильтян. Обычай преследовал чисто гигиенические цели в условиях недостатка воды и жаркого климата и был в широком распространении не только в Египте, но и в других африканских странах. Однако, Моисей придал этому обычаю характер завета с Богом. Он, видимо, имел основания не доверять чистоплотности своих подопечных. Будучи тонким знатоком психологии, Моисей справедливо полагал, что его соплеменники предпочтут один раз обрезать, чем каждый день мыть.
У наивного человека может возникнуть вопрос: ес
ли Бог хочет, чтобы крайняя плоть была удалена, почему Он не создал человека с уже отсутствующей плотью. В The Compete Idiot’s Guide мудрый раввин даёт следующее объяснение (стр. 196-197). Бог намеренно снабдил мужчину дефектом, чтобы дать ему возможность самому завершить процесс творения, поставить последний росчерк в создании человека совершенного. Из этого объяснения отчётливо видно, почему иудаизм называют религией живой и развивающейся.
Но, хочется верить, что прав был покойный Трофим Лысенко, и через много поколений возникнет на земле новая порода людей со всеми признаками совершенства.
Будь Моисей жив, он бы пояснил нам, что в современной жизни этой обычай уже не имеет изначального значения. Даже капельной системы водоснабжения для ежедневной гигиенической процедуры такого рода вполне хватает. Дело самих верующих, придавать ли этому обычаю символический смысл или же таинственный, непознаваемый смысл исполнения завета Господня.
Введение непреодолимого запрета без осознания причины его не делает человека свободным, но порабощает.
“Познаете истину, и истина сделает ва c свободными” (Ин, 8:32).
Неустанно заботясь о здоровье своих соплеменников, Моисей не оставил без внимания такую важную часть человеческого бытия, как снабжение организма продуктами питания. Манна, выпадавшая с небес, была хорошим источником энергии, но не только же манной единой хотели жить переселенцы. Бывшие рабы собирались по вечерам у костров и говорили друг другу: “Мы помним рыбу, которую в Египте ели даром(!), огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок” (Числа, 11:5). С тем большей радостью они воспринимали любое отклонение от приевшейся диеты. В главе 11 Книги Чисел описывается ниспослание с неба такого редкого лакомства, как перепёлки. Вы давно ели жареных перепелов, читатель? Вероятно, если бы пришлось вам отведать кушанья сего, да ещё бесплатно, то все бы косточки обглодали и добавки попросили. А истомившиеся на манной диете кочевники набросились на упавшую с неба дичь с жадностью поистине необузданной. Видимо, перепёлки были просто больными и попадали с неба не от усталости. И много народа погибло от поедания их в тот день.
Стало понятно, что продукты питания следует распределять по категориям. Надо было отделить котлеты от мух, чистую пищу от нечистой. Мухи и прочие насекомые попали во вторую категорию вслед за нашкодившими перепелами, а также вполне невинными зайцами, кроликами и тушканчиками. Предусмотрительный Моисей разрешил есть кузнечиков, иначе через много веков правоверному Иоанну Предтече пришлось бы солоно в пустыне. А вот такие деликатесы, как устрицы, крабы, угри и черепахи попали в трефную категорию. Верблюжатина, конина и свинина были также запрещены.
Эти исключения из пищи были вполне рациональны во времена Моисея. Свинина, например, была вредна не только ввиду избыточного содержания жира, были и другие причины. Известно, что мясо свиньи нужно прожаривать при высокой температуре, чтобы избавить его от паразитов и сделать безопасным в употреблении. Менее известным является тот факт, что свинья - животное, подверженное панике. При сильном волнении в её кровь и мышцы выплёскивается большое количество ядовитых веществ, которые буквально отравляют мясо. Если свинья чувствует, что её готовят к убою, это происходит в очень короткое время. Правильно колоть свиней и жарить их мясо израильтяне в то время не умели. По этой простой причине свинина не была рекомендована к употреблению.
Обитатели морского дна попали в эту категорию тоже по рациональной причине. Попробуйте, читатель, пригласить к себе гостей и угостить их лакомством из устриц или крабов. После того, как гости разойдутся, выбросьте остатки пиршества в мусорное ведро. Теперь сделайте небольшой перерыв, денька эдак в два, и взойдите на кухню снова. Только держите под рукой противогаз, иначе вам до мусорного ведра не добежать. Знающие люди остатки такой пищи заворачивают в двойной целлофановый пакет и завязывают его потуже во избежание конфликтов с соседями. Но это в вашей кондиционированной квартире. А в жаркой пустыне, где шатры кочевников расположены так же близко друг к другу, как лежаки на сочинском пляже в разгар сезона?
Моисей обладал научным складом ума, и ему было недостаточно простого перечисления некошерных продуктов. Он понимал, что всех рыб, птиц и животных в 613 законов не включишь. По этой простой причине он запрещал не отдельные виды пищи, а целые категории и придавал им определения, совершенству которых могли бы позавидовать многие авторы кандидатских, да что там, и докторских диссертаций.
Одним из важных признаков отбраковки служила нижняя часть животного, то есть, копыто. Животным с раздвоенным копытом не повезло, они попали в съедобную категорию.
Коварные свиньи пытались пробраться в категорию кошерных животных и прошли тест на раздвоенное копыто, но, поскольку у них не было привычки жевать жвачку, они не были допущены туда, куда попали коровы и овцы.
Все овощи и фрукты были объявлены кошерными, за исключением тех, в которые успели пробрались трефные насекомые. Съесть червивое яблоко является таким же грехом, как и откушать свиную отбивную.
Поскольку кошерные законы были объявлены божественными, то отмене они не подлежат даже и в том случае, если вы научитесь забивать свинью и готовить её мясо в соответствии с требованиями современной медицины.
И ничто не сделает вас свободными от этого заклятия до тех пор, пока не познаете истину.
Хорошо известно, что число 7 обладает некоторым таинственным смыслом. Сам Господь счёл необходимым отдохнуть на 7-й день творения и нам велел соблюдать тот же интервал, как бы нас ни тянуло на привычное рабочее место. Даже фантастический герой из романа Стругацких на вызов: “Нельзя же всё время работать”, отвечал: “Наверное, нельзя. Я, например, не могу”. В советское время безбожные большевики пытались внедрить и пяти- и шестидневки, но ничего хорошего из этого не вышло. Человеческий организм не запрограммирован на подобные циклы.
Нет никаких сомнений, что Моисей знал об этом законе природы и закрепил его в качестве Божественного. Это одно из мудрейших его постановлений. Но он забыл объяснить природу этого закона и не обучил правильно им пользоваться. Сыновья человеческие стали не сознательными пользователями семидневного цикла, но рабами субботы. В результате ортодоксальные последователи Моисея постоянно становятся в тупик, так как жизнь предлагает им довольно неординарные ситуации. Собрались недавно запустить гражданина Израиля Илана Рамона в космос, теперь раввины всего мира решют задачу, как часто на орбите наступает суббота и как следует её соблюдать. А путешественники, объезжающие вокруг земного шара, они, подобно герою Жюля Верна, теряют или приобретают один день, нарушая тем самым божественный цикл?
Вот простая ситуация. Два человека совершают восхождение на красивую горную вершину. Оба несут рюкзаки и выполняют одинаковую физическую работу. У одного человека к концу сегодняшнего дня станет немного меньше денег. Он счастлив. Он хочет, чтобы этот день продлился как можно дольше. Этот человек – турист, он отдыхает, наслаждаясь субботним днём. Он – праведник. Второй путешественник хочет, чтобы этот день быстрее пришёл к концу, тем более, что денег у него к вечеру прибавится. Он – гид и он работает по субботам. Он наслаждается заслуженным отдыхом по понедельникам, раз в 7 дней. Этот человек – грешник.
Только познание истины может вернуть его в лоно праведников.
Современные учения
Великий индийский мудрец Вивекананда, ученик и посланник Рамакришны, принёс в западный мир революционную идею об объединении всех религий. Он назвал её Интегральная Веданта. Эта идея должна была завоевать мир и принести конец религиозным, а может быть, и политическим разногласиям.
Этого не произошло. Наблюдается обратный процесс. Только в Североамериканских Соединённых Штатах новое ответвление религиозного течения, называемое обычно сектой, появляется в среднем каждые две недели.
Человеку, стремящемуся к познанию истины, разобраться в них невозможно, ибо отличия одного учения от другого бывают неуловимыми и с трудом поддаются строгому определению. В помощь таким людям мы приводим краткие отличия, касающиеся всего трёх религиозных учений:
- Евреи не признают Иисуса Христа.
- Протестанты не признают Римского Папу.
- Мормоны не признают друг друга в ликёро-водочных магазинах.
Эти словесные формулы не отличаются полнотой, но за точность их мы готовы поручиться.
Автор этих заметок был довольно хорошо знаком с основателем одного из нашумевших в 90-х годах движения, увлекшего много молодёжи и заполнившего страницы тогдашних печатных изданий. Именно, автор учился с ним в одной группе. Дело происходило не в духовном училище, а в Киевском политехе.
Человек этот много пострадал, поэтому не будем приводить ни его имени, ни названия основанного им движения. В нашем повествовании он будет просто - N. Всё рассказанное ниже – чистая правда.
Автор не был близко знаком с N, не жил с ним в одном общежитии и не был его закадычным другом. Сдавали вместе сессии, гуляли у N на свадьбе, орали пьяные песни по дороге домой, но и всё. Один раз автор даже ходил с N в разведку. Это было на военных сборах в Белоруссии возле села Большие Лядищи, которое на картах и автобусных остановках обозначалось просто как Б. Лядищи. В течение месяца, проведённого в одной казарме, в нашей студенческой группе неожиданно расцвела дедовщина. Это был удивительный психологический феномен. Вчерашние двоечники брали реванш. Нужно сказать, что N был одним из немногих, кто открыто выступил против, даже при прямой угрозе физической расправы.
После защиты диплома N попал по распределению в отраслевой институт, где молодому специалисту дали возможность работать над диссертацией. Видимо, рвения у N было больше, чем терпения, поэтому его слегка занесло. Говорили, что его поймали на плагиате. Плагиат в науке доказать трудно, но это был даже не плагиат. Просто со стола научного сотрудника этого института была взята готовая статья и опубликована под фамилией N. N уволили, а члены нашей высокоморальной группы устроили ему то, что они назвали бы словом остракизм, если бы оно входило в их словарный запас.
В этот период автор столкнулся с N на Крещатике. Вид у N был затравленный. Он с недоверием пожал протянутую руку, постарался смять разговор и быстро растворился в толпе.
Через пару лет на очередной встрече однокашников заговорили об N и тогда же появились сведения, что он выступает с лекциями по йоге и оккультным учениям. А ещё через несколько лет автор увидел у станции метро двух молоденьких подростков со странными плакатами. Вглядевшись, он узнал на одном плакате знакомую фотографию. “Так это же – N, - сказал автор молодым людям”. “Да, - признались они, - это его мирское имя. Но сейчас его зовут Свами NN”.
Это было единственное религиозное течение, которое автору удалось застать ещё до его зарождения.
С уже упоминавшимся учением Джозефа Смита автор знаком не понаслышке. Оно зародилось меньше, чем двести лет назад, и процессы его становления и развития довольно хорошо задокументированы. Мы и сейчас имеем возможность быть свидетелями некоторых процессов.
8 сентября 1998 было для Америки поистине историческим днём. В этот день, в бэйсбольной встрече, проходившей в г. Сент-Луис, великий Mark McGwire превысил национальный рекорд, в 62-й раз послав своей битой мяч на трибуны. Америка затаила дыхание. Она не знала ещё, что Big Mark сумеет добиться в этом сезоне эпохального результата в 72 хоум-рана, а счастливчик, завладевший на трибуне 72-м мячом, продаст его за 2 миллиона долларов.
Но в доме, где находился автор, ожидалось другое событие. В этот вечер должна была состояться встреча с пророком. Дела привели автора в маленький городок Provo, неподалёку от мормонской столицы Солт Лэйл Сити. В сознании мормонов этот городок занимает особое место. Здесь находится их духовный центр и главное учебное заведение, названное по имени второго президента церкви.
Brigham Young, которого называют Моисеем 19-го века, человек, переведший мормонов через неприступные горы, имевший 55 жён и 54 ребёнка (The Mormon Hierarchy by Michael Guinn, SLC, 1994, стр. 697-608), основатель университета, был поистине выдающимся человеком. Литература о нём доступна на всех языках, тем же, кто ценит непосредственное впечатление, мы рекомендуем перечесть уже упоминавшийся роман Марка Твена “Налегке”.
Дела автора шли в то время настолько блестяще, что он мог позволить себе роскошь проигнорировать призывные рекламы 5-тизвёздочных отелей, предпочтя им патриархальный уют гостевой спальни в полуподвальном этаже дома прямых потомков мормонских пионеров.
Пророком же, с которым предстояла встреча, был президент церкви, ныне здравствующий Gordon Hinckley. Президент у мормонов является одновременно и пророком. Должность эта выборная и не совсем ясно, в какой момент на новоизбранного главу церкви снисходит Божественная благодать, в момент ли подсчёта голосов или объявления результатов, но это не так важно. В этот вечер благодать уже сошла и пророку предстояло продемонстрировать её в телевизионном интервью со знаменитым ведущим CNN Larry King.
Все три поколения гостеприимной семьи прильнули к экрану телевизора и ловили каждое слово пророка. Его остроумные ответы и блестящие ремарки каждый раз вызывали одобрительные возгласы, смех и обмен мнениями. Президент умело обошёл каверзные вопросы по поводу мормонской полигамии, необъятных денежных средств церкви, расовой дискриминации и прочее. Дошла очередь и до запрета на алкоголь, табак и кофеин. Польза умеренного потребления алкоголя была уже доказана многолетними исследованиями и Larry King, который был в том году женат на мормонской женщине, не преминул задать интригующий вопрос. Президент и тут оказался на высоте. Он привёл свежие данные о том, что мормоны живут в среднем на 11 лет дольше, чем остальное население Америки. Оспорить это утверждение было невозможно без сравнения абсолютных цифр, о чём и был задан следующий вопрос. И в этом месте пророк явно оплошал. Он эти абсолютные цифры не помнил. Разницу в 11 лет он помнил хорошо, но вот среднюю продолжительность жизни американцев забыл. В комнате воцарило молчание. Бестактный Larry задал ему вопрос во второй раз, и в третий, ответа он так и не получил. Это интервью опубликовано на сайте церкви www.lds.org, но напрасно читатель будет искать там настойчивые вопросы, заданные телеведущим. Старательные историки церкви их просто убрали из текста. Так, маленькими шажками, делается история на наших глазах.
Те, кто смотрел Зимние Олимпийские Игры 2002 года, мог обратить внимание на находящуюся в центре Солт Лэйк Сити арку с помещённой на середине её чайкой. Приверженцы церкви рассказали автору мистическую историю о происшедшем с переселенцами чуде. Их первый урожай, выращенный на обретённой после героического перехода через горы земле (около половины скитальцев погибло на покрытых снегом перевалах), был едва не сожран полщищами саранчи в мае 1848 года. Последователи Моисея приняли бы это нашествие в качестве дара Божьего, ведь все кузнечиковые были отнесены к разряду кошерных видов пищи. Но мормоны принялись с ними бороться лопатами и голыми руками, спасая свой первый урожай. Отчаянные усилия людей были тщетны. Насекомых было больше, чем мормонов. И в это время случилось чудо. Посланные с неба (нет, не перепёлки) чайки налетели на непрошеных насекомых и истребили их в короткое время. “Никогда, - захлёбываясь от восторга, говорили автору его знакомые, - никогда в этой местности не было чаек, да и откуда им взяться в этой пустынной местности”. Это был впечатляющий факт.
Через год автор получил возможность посетить штат Юта в очередной раз. Вместе с ним в машине находилась жена, и автор не упустил возможности поделиться с ней сведениями о чудесных явлениях и посланных неведомо откуда чайках. В первый же выходной день нами была предпринята поездка по окрестностям Великого Солёного Озера. И, о чудо, все берега озера были покрыты белоснежными чайками, точными копиями той, что восседает на центральной арке столицы штата. И, в самом деле, эти пернатые являются непременной принадлежностью любого водоёма, на что автору не преминула указать его наблюдательная супруга. Отчего же было чайкам не полакомиться саранчой, которая им казалась чем-то вроде специальной чаячьей манны?
Но – легенда создана и звучит она ничуть не хуже, чем знаменитые жабы, покрывшие землю египетскую по слову Моисея.
Большинство последователей мормонского учения трудолюбивы, честны и посещают церковь каждое воскресенье.
Они, как правило, высокообразованные и интеллектуальные люди. Но и не пробуйте приводить им факты. Не долгая, но трудная история сплотила их и превратила в общество с монолитным сознанием и чувством единения, почти кланового, в этом во многом враждебном к ним мире.
Пословица “Мормон мормону глаза не выклюет” так же понятна нашим бывшим соотечественникам, осевшим в этом крае, как фраза “рестораны McDonalds – международная сеть бесплатных туалетов” понятна любому русскому туристу.
Всё ли говорили пророки?
Если у читателей этих заметок возникло впечатление, что автор ставит под сомнение религиозные истины или наличие Божественного откровения, то это совершенно неверно. Без откровения и прямого контакта со Всевышним человечество вело бы совершенно животную жизнь и ничем, кроме пропитания на сегодняшний день не интересовалось.
Каждый из нас вольно или неосознанно является приёмником этой истины. Пророки избраны Богом для её прямого и осознанного восприятия. Воспринимали ли они её в полной мере и довели ли эту истину до нас в неискажённом виде – важные вопросы для любого религиозного человека.
При решении научных проблем, например, озарение является неизменным спутником на пути к успеху. И часто случается, что озарившая истина оказывается настолько непривычной, что и автор не может поверить в неё. Классическим примером является сэр Исаак Ньютон, который не решался опубликовать свой закон всемирного тяготения в течение 30 лет. Он, кто ведал, что такое истинное озарение, сомневался в полученном знании десятилетиями.
Не свойственно ли и пророкам сомневаться, тем более, когда речь идёт о гораздо более расплывачтых истинах, не поддающихся измерению или экспериментальной проверке?
Всегда ли пророк (как и лирический поэт, например) свободен от материальных соображений и не подвержен ли он земным страстям?
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружён.
Гораздо худшей ошибкой было бы отвергать Божественное учение на том основании, что оно передано несовершенным существом, “таким же, как мы”. Не стоит сравнивать себя с пророками. “Орлам, - как заметил Иван Андреевич Крылов, - случается и ниже кур спускаться. Но курам никогда до облак не подняться”.
Как отличить истинного пророка от ложного? С одной стороны, “дерево познаётся по плоду” (Мф, 12:33). С другой стороны, там же (3:24) сказано, что царство не должно разделиться само в себе, ибо не устоит. Можно ли безоговорочно признать всё учение пророка, если он его сам не исполняет?
Помимо основной причины, заключённой в человеческой природе пророков, существует и ещё одна, не менее веская. Это наше с вами несовершенство. Если бы мы были готовы воспринять истину, она, возможно, была бы открыта нам. Но несовершенство человеческой природы такой возможности не даёт. Моисей не смог приоткрыть нам всего, что знал сам. Иисус Христос говорил: “Моисей по жестокосердию вашему позволил вам ...” (Мф. 19:8). Сам же Иисус тоже всего не открыл: “Ещё много имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить” (Ин. 16:12).
Где же искать ту истину, что сделает нас свободными?