АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ

13-02-2003

Я не берусь дать определение этому понятию, которое изредка используется в статьях. Агентами (внешнего) влияния могут быть отдельные лица или группы лиц (связанные между собой или рассеянные), политические партии и объединения партий, религиозные группы и церкви, национально-этнические группы и т.п.

О прошлом

В историческом плане агентом влияния был Александр Невский. Озабоченный нападениями шведов и Тевтонского ордена, под влиянием отцов православной церкви, он пошел на союз с татаро-монголами и стал их агентом влияния, что и привело в конечном счете к 300-летней зависимости русских княжеств от татар. Агентами влияния Запада на русские княжества и сопротивления монголам выступила Литва. На разных исторических этапах агентом влияния Запада выступал Великий Новгород просто в силу торгового общения с западными “гостями”. Агентом влияния Запада стал император Петр I. Впоследствии агентами влияния на Россию стали немцы и французы, приглашенные на службу. После Крымской войны агентами влияния Запада стали различные социалистические учения (включая сюда марксизм) и партии. Россия, со своей стороны, через Герцена, М. Бакунина, Ткачева пропагандировала на Западе анархизм. Социалистические партии, а иногда и правительства Западной Европы оказывали покровительство, защиту русским революционерам и террористам. Они же оказывали им финансовую помощь. В годы первой русской революции (1904-07 гг) и даже ранее террором занималась преимущественно партия эсеров, по духу наиболее близкая нынешним правителям России.

На пороге 1917 года дипломатические представители Антанты оказывали моральную поддержку Думской оппозиции, которая вела компанию обвинений против правительства Николая П. Эта компания имела успех, что и привело к падению монархии в России. Для “демократических” правительств стран Антанты свержение монархии в России было не менее важной задачей, чем победа над Германией и ее союзниками. До победы над Германией, казалось, было рукой подать, а в случае победы власть Николая П укрепилась бы.

Хотя большевики приписывали себе ведущую роль в революциях 1905 и 1917 годов, на деле они вступали в дело всегда с опозданием, во второй фазе революции, что следовало и из теоретических построения В.Ленина о переходе буржуазной революции в социалистическую.

Партия большевиков, в отличии от других партий России, которые выступали как патриотические сторонники обороны и войны до победного конца, с началом войны выступила за поражение своей страны в этой войне. Это привело к арестам большевиков, которые получили освобождение после февральской революции. Позиция Ленина была благоприятна для правительства Германии. Германия изнемогала от войны на два фронта и она оказала возможное содействие Ленину. Партия Ленина на время стала агентом влияния Германии. После февраля 1917 русская армия шла по пути разложения. Громадный гарнизон Питера не хотел отправляться на фронт. Анархисты, большевики и левые эсеры требовали мира. Попытка Корнилова навести порядок в столице с помощью фронтовых частей была остановлена приказом Керенского. После Октябрьского переворота, а вернее демонстрации силы, правительство Ленина предложило заключение мира без анексий и контрибуций. Германия дала согласие.

Ленин создал Ш Интернационал (Коминтерн) в противовес П Интернационалу (Социнтерну). Коминтерн стал агентом влияния Революционной России на все страны мира, в первую очередь на западную Европу и Германию.

Опустим период гражданской войны 1918-1920 годов. На деле гражданская война началась в 1904 г и шла, то затухая, то разгораясь, примерно до 1932 года. Она была обязана своим возникновением партии социалистов-революционеров (эсеров), которые имели влияние на крестьянство в целом, на крепкое крестьянство и сельскую интеллигенцию особенно (включая сюда и православных священников) Именно эти силы оказали основное сопротивление большевикам в ходе гражданской войны и поздее. Сельская часть населения готова была уморить голодом городское население ради права устанавливать высокие рыночные цены.

Итак, в Советской России, а позднее в СССР агентом влияния эсеровской идеологии стало крестьянство. Другим агентом влияния стал интернационалист (космополит) Троцкий, который имел своих сторонников в руководстве армии и в других частях управле

ния страной. Я не буду касаться различия троцкизма и ленинизма (да и было ли это различие существенным на практике?). Но так или иначе, Троцкий сумел создать за границей (после его высылки из СССР) сеть своих организаций и пытался установить связи с людьми в руководстве СССР. Было ли это опасно для страны? Не знаю. Но это было опасно для божественного авторитета Сталина, для веры в товарища Сталина.

Третим агентом влияния стало руководство Красной армии, которое ориентировалось на сотрудничество с германскими вооруженными силами. Это сотрудничество было налажено сразу после заключения Версальского договора. Оно позволяло Германии совершенствовать свои вооружения на территории СССР. Это направление было вполне в русле сотрудничества с Германией. Но после прихода Гитлера к власти под лозунгами национализма, Сталин стал склоняться тоже к национализму и опасаться своих военных, а заодно и своих органов безопасности, в которых было много интернационалистов.

Чтобы пресечь все эти внешне-внутренние влияния, Сталин пошел на организацию колхозов и высылку кулаков, на репрессии против подозреваемых в сотрудничестве с Троцким, на репрессии против руководства Красной армии и органов безопасности. Наконец, репрессии коснулись и тех, кто не имел веры и позволял себе язвительные высказывания по поводу коммунизма и руководства.

С началом войны в агенты вражеского влияния были зачислены поволжские немцы и другие лица немецкой национальности. Но это обычная практика всех стран во время войны. Война значительно увеличила число жертв среди репрессированных из-за невозможности перемещения их в тыл, из-за нехватки продовольствия и т.п.

После войны были репрессированы те, кто попал в плен или сотрудничал с врагом на окупированной территории. При поступлении на работу или учебу требовалось заполнить анкету, в которой надо было указать социальное происхождение, участие родственников в контрреволюционных организациях, наличие репрессированных родственников и тех которые находились на временно окупированных территориях, их сопрудничество с окупантами. Вероятно, подобные разборки происходили не только в СССР, но и в других странах, например во Франции.

С образованием государства Израйль возникло опасение, что все евреи будут агентами влияния этого государства. В качестве “профилактической” меры устрашения было организовано дело врачей. Вряд ли в ту пору резкой конфронтации с Западом осторожные евреи осмелились на какие либо действия, но тут принималась во внимание их национально-религиозная сплоченность и взаимопомощь.

Наконец, надо отметить, что с появлением ламповых, а затем и полупроводниковых радиоприемников, агентом влияния стало техническое средство пропаганды. Хорошие приемники появились в СССР незадолго перед войной, но с началом войны они были изъяты у населения. После войны в СССР выпускались хорошие радиоприемники, посредством которых можно было слушать “Немецкую волну”, ВВС, “Голос Америки” и др. Правда, работали “глушилки”, но все же слушать было можно. Любопытно, что в США по сию пору слушать станции России и Европы напрямую практически невозможно, если не считать интернет.

Настоящее время

США и НАТО выиграли в холодной войне. Я не буду касаться вопроса, почему так произошло и вновь обращусь к прошлому. На 20 съезде КПСС Хрущев возложил вину за репрессии на Сталина. Тем самым вина с репресированных была переложена на государство. Примерно 10 лет потребовалось для осознания этого. В национальных республиках бывшие заключенные стали своего рода героями. Попытка Брежнева заморозить этот процесс успеха не имела. Более того, между национальными республиками установилось своего рода взаимопонимание общности их обиды на “старшего брата” –Россию. В итоге примерно с середины 60-х годов в национальных республиках началось вытеснение русских. Стал набирать силу местный национализм. В республиках Средней Азии и в Азербайджане он был связан с усилением ислама. Уже в 60-х годах ислам стал усиливаться и получил поддержку в руководстве республик Средней Азии, Азербайджана. Им импонировало уважительное отношение к старшим, ограничения алкоголизма, подчиненное положение женщины, наконец необходимость популярности у национальных низов. Ведь в высшее руководство выбирались только национальные кадры. Эти кадры, в свою очередь, стремились опереться на национальную интеллигенцию и потому стремились развивать “науку” с национальным руководством.

В неисламских республиках религиозный аспект имел меньшее значение. Здесь был более выражен чистый национализм: на Украине, в Прибалтийских республиках.

Одно время мне пришлось просматривать иммиграционные списки людей, прибывших в США на пароходе из России в 1913 году. Среди прибывших были евреи, поляки, латыши, литовцы, русские, армяне, грузины, персы. Один назвался казаком. Но не было украинцев, молдаван, белоруссов – все они называли себя русскими. Во многом это было связано с тем, что эти народы не имели своей государственности, а находились в разное время под управлением Литвы, Польши, Турции и России. Общим у них было православие, как и у русских. Что касается украинских гетманов, то это были военноначальники, которые искали поддержки либо со стороны России, либо со стороны Польши, либо со стороны Швеции. А само их войско имело вид православного ордена. Нечто подобное было у России на южных границах –казачество. Само собой, такое положение сформировало особые нравы у этой части населения. Недавно на интернете была статья одного украинца о различии минтальности у северных и южных русских. Первые были крепостными, вторые вольными казаками. И, по мнению автора, это различие может быть чертой возможного распада России. Ограниченная государственность возникла на Украине и в Белоруссии только в годы советской власти. Меня можно упрекнуть в том, что я “забыл” Киевскую Русь. Это было давно и реально стерлось из памяти народов.

За годы существования России, а особенно за годы советской власти произошло значительное перемещение народов СССР. С распадом СССР на территории России имеется множество украинцев и белоруссов, равно как на территории Украины много русских и белоруссов. Соответственно, такое “чужеродное” население в той или иной степени является агентами влияния своей прародины. В критической ситуации такие люди могут стать ненадежными и, во всяком случае, оказать чужеродное влияние, внести неуверенность духа. Имеются “национальные” обиды, которые могут послужить основанием для активизации “подрывной деятельности” особенно в том случае, если за это хорошо заплатят. Да и просто высказать в печати свою неприязнь в отношению “старшего брата” ныне считается хорошим тоном. Наконец, экономическая свобода, понимаемая как анархия, может быть направлена прямо против государства. Как мне кажется, нечто подобное происходит на Дальнем Востоке.

Правительство Украины пытается “обукраинить” русское население путем дискриминации русского языка. То же самое делают и правительства Прибалтийских республик. Но единственно реальным путем для разрешения этой внутренней нестабильности был бы возврат к интернационализму хотя бы в рамках объединения в одно государство России, Белоруссии и Украины. Ставка в этом вопросе была сделана Горбачевым и Ельциным на православие, как на идеологическую связь народов. Они смотрели в прошлое России. Но ныне эта связь вряд ли реально существует.

 

 

 

Комментарии

Добавить изображение