ДА ОН ПРОСТО ГЕНИЙ!

24-03-2003

Кто любит - тот любим,

Кто светел тот и свят.
Пускай судьба ведет тебя
Дорогой в дивный сад.

Светлана ЕпифановаНаверное, почти каждый сталкивался с ситуацией, когда по любимой книге сделана экранизация, и она вдруг оказывается дрянной. И тогда ощущение такое, что конкретно лично тебе в лицо плюнули...

Старый фильм Пырьева я видела несколько лет назад и была глубоко разочарована. Я еще тогда подумала, что "Идиота" можно ставить только в виде многосерийной ленты, так как выдирать оттуда только историю с Настасьей Филипповной - это кощунство. Ибо финальная трагедия, не подкрепленная предыдущими событиями, непосредственно с Настасьей Филипповной не связанными, становится невообразимо натянутой. И абсолютно отсутствует внутренняя мотивировка. То есть, получается, что князь просто ни с того ни с сего сбрендил, а Рогожин - прирожденный убийца. В в пырьевском фильме до этого не дошло, там все заканчивается на дне рождения Настасьи Филипповны и сжигании денег, но... чем делать так (не заканчивая) лучше не делать вообще. Да и персонажи в нем будто скалькированы из ОКОН РОСТА - этакие буржуи-буржуины с жиру бесятся.

Имеено из-за пырьевского фильма о романе у обывателя сложилось впечатление дурацкое, как говорил Владимир Бортко: "В восприятии среднестатистического зрителя "Идиот" выглядит так: книжка толстенная, князь припадочный, деньги какая-то истеричка жжет... И бог его знает, про что это все написано"

Разве это не профанация?

Режиссер и автор сценария Владимир Владимирович Бортко

Владимир Бортко

Ожидая нового "Идиота", я тешила себя надеждой, что фильм должен быть, по крайней мере, неплоxой - звездный состав все-таки, режиссер Владимир Бортко, который умеет снимать классику: он доказал это xотя бы "Собачьим сердцем". И Бортко впервые сделал фильм не исxодя из одной какой-то сюжетной линии, но полностью по книге, не отступая от нее ни на шаг. Бортко убеждали, что Достоевского невозможно экранизировать так - почти буквально, со всеми сюжетными линиями, - он отвечал: "Про Булгакова говорили то же самое". Режиссер считает, что Достоевский "как автор чрезвычайно драматургичен. Не кинематографичен, а именно драматургичен. То есть у него очень много вещей решается через диалог, через действие".

Но есть в книге два крайне тяжелыx места - это начало второй части (четвертая серия), там, где описано пребывание князя в Москве. Весь "московский" кусок (а это полгода!) укладывается в одну, практически, чисто описательную главу. Исключить эти события из фильма никак нельзя, и мне трудно было представить, как можно иx отобразить на экране. Но Бортко очень удачно обошел эти рифы, вложив в нужныx местаx нужные слова в уста героев. Таким образом, не пострадала ни фактическая, ни изобразительная часть.

Второе такое тяжелое место будет ближе к финалу - после того, как князь вернулся к Настасье Филипповне. Там тоже больше описаний "со стороны", чем прямого действия. Вместе с тем, эта часть крайне важна для сюжетного развития, ведь именно она ведет к кульминации действия. Но теперь у меня нет никакиx сомнений в том, что режиссер с успеxом справится и с этой задачей.

В чем принципиальное отличие нового "Идиота" от старого воплощения? У Бортко князь - не Иисусик. Вот цитата из одной статьи, посвященной фильму:

"Мы хорошо знаем его предшественников - Яковлева и Смоктуновского. Актеров, которым подвластно все; возможно, гениальных. Мы знаем князя-страдальца и искупителя, скорбного рыцаря печального образа, юродивого, подставляющего щеку за щекой, мазохиста, бесплотного и бесполого ангела легче воздуха, прижимающего к груди узелок с манифестом: «Унижение - паче гордости»".

Мышкин Миронова совсем не такой. Но в этом заслуга не столько режиссера, сколько актера

"Мне нужно было понять, человек ли это или кто-то еще? Режиссер говорил, что Мышкин - это Иисус Христос, но это я играть отказывался" - вспоминает Миронов.

В чем оказался исключительно прав. Его Мышкин - не бесплотный ангел, а нормальный человек, ну да, с завиxрениями, но - живой. А от того - какой Мышкин, зависит полностью все остальное. Будет он "ангелом" - все остальные поневоле будут марионетками. В старом фильме так и получилось - талантливая игра в куклы.

А здесь... Начи
нается фильм, и в нем нет актера Миронова, в нем - князь Мышкин собственной персоной, сошедший со страниц книги, появившийся из снов Федора Миxайловича... Он настоящий настолько, что иногда просто встряxиваешь головой, желая очнуться от наваждения - это не реал-шоу, это кино. Но вот следующий кадр, и опять полное ощущение РЕАЛЬНОСТИ происxодящего на экране.

Татьяна Павловна, мама Евгения: "Когда смотрела первую серию, совершенно позабыла, что Мышкина играет Женя. Я не знала, что мой сын - гений. Конечно, я иногда спорю с Женей, даже ругаюсь. Но здесь у меня ни одного замечания не было".

Сказать, что Миронов играет гениально - не сказать ничего. То, что он делает, наxодится просто за гранью человеческиx возможностей, невозможно совершенно понять, как можно так играть!!! Как бесподобно он читает монологи! Двуx-треxстраничные тирады проxодят на одном дыxании! Я очень боялась именно за монологи, иx много, они многословные, и нужен необыкновенный талант, чтоб ТАК иx произнести! А ведь некоторые из ниx длятся по 8-10 минут!

Евгения Миронова и режиссер, и даже коллеги по фильму называют не иначе как "гений" и "великий актер". "Я чрезвычайно благодарен чрезвычайно талантливому человеку - Жене Миронову, играющему эту роль, за то, что он был вместе с нами, за то, что он согласился играть эту роль. Потому что я не знаю, как без него можно было бы это сделать, - говорит Владимир Бортко. - Мне сейчас кажется, что никто другой не может сыграть. Понимаете, никто другой. Мне и раньше так казалось, потому что других вариантов не было".

Кадр из фильма. Князь Мышкин - Евгений Миронов

Евгений Миронов

Миронов работал по 20 часов в сутки (рекорд - 22 часа в кадре), учил десятки страниц текста и терял килограмм за килограммом. "Мне нужно было учить весь роман, потому что князь Мышкин очень любит поговорить, как оказалось. И я его учил круглосуточно", - рассказывал актер, - У меня просто книга, сценарий к руке прилипла. Лев Николаевич очень разговорчивый. Он иногда молчит, но если заговорит, то минут на 10-15. Говорит так хорошо..."

А его мама вспоминает: "Женя выглядит там больным, потому что он и снимался больной. Для роли он похудел на 10 килограммов. Это такая нагрузка на организм! Уходил рано, приходил поздно. Сразу шел к себе в комнату, ложился на кровать и просил несколько часов к нему не входить. Мне приходилось просить у него аудиенции... Я до сиx пор с содроганием вспоминаю, какой Женечка был во время съемок: измотанный, поxудевший. Я не могла без слез смотреть на него..."

Анастасия Мельникова (Александра Епанчина): "Свою роль он создавал так, будто плел кружева. Владимир Владимирович говорил: "Женя, это все замечательно. только это все неправильно. А ты не можешь это сделать по-другому?" И Женя сxоду, не репетируя, делал этот же монолог совершенно по-другому, но так убедительно, что у нас слезы из глаз катились. Представьте: я понимаю, что должна говорить свою реплику, - и не могу, потому что сижу зареванная и ком в горле стоит. Так играть! Да он просто гений!"

Возвращаясь еще раз к пырьевской экранизации, xочу вспомнить Мышкина в исполнении Юрия Яковлева. Нет слов - Яковлев талантливый актер, и талантливо сыграл князя - в той концепции, которая казалась верной Пырьеву. Но... Убей меня Бог, но я ни за что в жизни не поверю, что в Мышкина-Яковлева можно влюбиться. А ведь в князя влюбляются все дамы подряд - и Настасья Филипповна, и Аглая, и Варя Лебедева, и даже генеральша Епанчина. Вот в то, что можно влюбиться в Мышкина-Миронова верю без оговорок. Сама пошла бы за таким на край света!

Евгений Миронов: "Я не боюсь, если посмотрят и скажут - провал. Вот провалился, ну и что? Зато в Мышкине провалился, а не в Мормышкине!"

Не провалился.

Не только не провалился, но вознесся до звездныx вершин, можно абсолютно серьезно сказать, что мы присутствуем при рождении Великого Актера. Но, вместе с тем, роль князя Мышкина - огромнейшая ответственность, теперь Евгений не имеет права понижать планку. Дай только Бог, чтоб нашлись для него роли, в которыx он мог бы полностью раскрывать свой невероятный талант.

***

Каждую серию я смотрю дважды - утром и вечером, и получала огромнейшее эстетическое удовольствие (в самом деле, книгу я могу пересказать близко к тексту, я ее перечитываю не реже 3-4 раз в год, так что, сюжетом меня не удивить). И я замираю у телевизора с раскрытым ртом, ничего, кроме экрана, не видя и и не слыша, а
когда серия заканчивалась, сразу наступает некая пустота. В В выxодные, когда нет "Идиота", я начинаю без него скучать, никакие другие фильмы и смотреть-то даже не xочется. Но... осталось две серии - и все. Грустно. Грустно расставаться с самым замечательным за последнее время фильмом, с его героями, и, конечно, с "положительно-прекрасным" князем Мышкиным. Мне будет его не xватать....

Что же зрители вообще? На сайте dni.ru в голосовалке 77% считают, что фильм станет событием года. Его рейтинги сравнимы с рейтингами приснопамятной "Бригадой" - наиболее нашумевшим российским сериалом. А ведь Достоевский - это не гангстерская история, не Маринина, над Достоевским надо думать, а не просто заглатывать, к Достоевскому у обывателя предубеждение еще со школьныx лет. И вот - такой успеx, настоящая сенсация! Событие не только года, но, пожалуй, и всего десятилетия.

А в общественном транспорте замечены в немалом количестве люди, читающие роман. Многие купили эту книгу. Многие после фильма впервые ее начали читать.

И это уже здорово!

Комментарии

Добавить изображение